Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) В. Г. Федотова. Анархия и порядок в констексте российского

посткоммунистического развития // Вопросы философии. - 1998.

- № 5. - М., "Наука".

2) В. Плеханов, Собрание сочиненний, том IV.

3) Ф. Энгельс, К. Маркс, "Коммунистический манифест". Интернет.

4) Пётр Рябов. Краткий очерк истории анархизма.

Интернет: http://anarchive.virtualave.net/

5) Емельян Ярославский. Анархизм в России, ОГИЗ СССР, М., 1939.

6) Ленин, том XVIII.

7) Исаак Пуантэ. "Програмный очерк либертарного коммунизма".

Интернет: http://anarchive.virtualave.net/

ЛЮБИЧ НИКОЛАЙ

курсовой

РЕФЕРАТ

по истории

на тему

АНАРХИЗМ В ЕВРОПЕ В 1/2 XX ВЕКА.

УСПЕХИ И НЕУДАЧИ.

преподаватель: Тимерманис

Валентина Анатольевна

2000 год

Санкт-Петербург

ВСТУПЛЕНИЕ

Прежде всего, начиная написание моего реферата, я должен ответить на вопрос:

почему я выбрал эту тему?

Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых событий в истории

европейского анархизма, относящихся к первой половине двадцатого века, и

провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе анализа этих

ключевых событий можно выявить основные тенденции и закономерности,

определившие развитие анархизма во второй половине века.

Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на вопрос - создали все эти

проявления движения анархистов реальные предпосылки для реализации некоторых

идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так богато разнообразными

бунтами, террористическими актами и попытками создания обществ без власти под

чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории европейского анархизма в

выбранный период на примере самых значительных событий даёт мне ключ к

объективной оценке современной обстановки в контексте рассмотрения перспектив

анархизма. Анализ теоретической базы сильно влияет на формирование моих

собственных взглядов и на выработку собственных концепций, своего плана

действий.

Я считаю идеи безвластия, федерализма и децентрализации особенно актуальными в

современной России, где существует "по некоторым оценкам, около 30-40

миллионов человек, не включённых в социальные структуры и никому не

подчиняющихся, т.е. живущих в состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры

говорят сами за себя.

История анархизма, например, в России во время революции, поучительна как

ничто другое, для человека, желающего осознать сильные и слабые стороны

анархического движения. А испанский либертальный коммунизм! Какой пример

единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый интересующийся историей

революционной борьбы, должен глубоко изучить историю испанской революцию.

Одним словом, я берусь за написание реферата по данной теме не только с

личной целью систематизации, но и с целью возможного использования его в

целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для своеобразной

агитации. Следует признать, что работа является не просто беспристрастным

изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной оценки

происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально

объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения,

причём не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из

Интернета, но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их

непосредственно при написании реферата.

Глава I

Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.

К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько

усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм разделился на

течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила былой радикализм и

чёткость построения программы. Поэтому марксизм несколько утратил свой роль

унитарной идеологии пролетариата и не мог больше удовлетворять всех рабочих. В

то же время давление государства на личность и мера его вмешательства в

экономику заметно увеличились - отчасти это было связано с назревавшей

империалистической войной - милитаризм и колониализм, прежняя эксплоатация

рабочего класса под покровительством структур глобального управления, а также

давление на мелкого производителя, вызванное тенденцией к монополизации, не

могли не вызвать решительного противодействия в виде восприятия радикальной

идеологии свободы. Особенно это актуально по отношению к ремесленникам и

интеллигентному мещанству, которые являются основой для распространения

анархических идей.

В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог единить

революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских

организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов-

социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам. Следует

особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл

в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,

начавшегося до начала XX-го века.

В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась борьба за

полное освобождение личности, которую олицетворяли собой анархисты. Ярким

деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович

Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он

был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были

отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось

развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей

Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе;

Социалистический Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с

Интернационалом, особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого

бунтарского направления в анархизме.

Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм, некоторая часть

рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов-

эксплоататоров методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа.

Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века

силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось сторонников как

индивидуалистического анархизма, так и коллективного. Больше стало однако и

отрицательных безрезультатных проявлений - террористических актов и убийств.

Например, вспышка терроризма в 1890-1895 годах, особенно сильная во Франции и

близкой к ней Испании. Однако такие личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь

вызвали неприятие общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение

критики анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность

террористических ударов по государственному аппарату.

В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во

Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы

отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в

борьбе за свои права.

XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В

области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый

идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом течения

потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил умами

большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в рядах

пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без долгой и

планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал

идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и

прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально

настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее

полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и

крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества

"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали их

возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь часто

крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать нужный

товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство инфраструктуры

они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства. Как итог, главной

теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение

Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не

ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную

действительность.

Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов было главной

проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике. Так, ещё Бакунин

считал, что "всякое политическое движение, не имеющее своей целью

непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое освобождение

рабочих, <.>, принцип социальной ликвидации,- всякое подобное

политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть

исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли

было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?

Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в

середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом

обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против

существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы видим,

какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в

методах ведения борьбы.

Теоретическая база анархизма к началу XX-го века.

Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того времени, когда

Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших утверждению

человеческой индивидуальности, освобождению её из под психологического гнёта

государства, крушению основ традиционного монархизма, породила собственно

анархизм как философское учение. "Анархизм окончательно сформировался и

самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в борьбе с либерализмом и

государственным социализмом" [4], - считается теперь. Анархизм противостоял

обоим этим движениям, и точным определением его смешанной сути можно считать

слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привелегия и

несправедливость. Социализм без свободы есть рабство и скотство".

Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два

главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и

анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость революционного

преобразования общества и считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов"

для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью.

Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез идеи свободы

и социальной справедливости, синтез идей либерализма и коммунизма, и в то же

время противоположность обоих. Анархизм, по моему личному убеждению, венчает

поиски "золотой середины" в области экономико-политических учений.

Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 -

1865). Он был активным участником революции 1848-го года во Франции,

пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от Годвина и

Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он избегал абстрактных

схем и прожектёрства. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX

-го века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его

недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал

философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен.

Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций? Государственной

власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон

противопоставляет принципы федерализма, децентрализации,

взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического

обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике

властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической

экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и

тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без

другой." [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с

политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая

как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.

Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости,

дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и

инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю

учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена",

который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный

кредит.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой

фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го

. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как

цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности

и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности,

что должно быть в каждом анархисте.

В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как

разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает

всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью

уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский

анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и

правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы

надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и

ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить,

"ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует

упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается

индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство,

представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого

часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но

остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода

неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы

отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой

власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее

держит в руках, и губит того, кто ей подчинен" [5, с. 24] . Бакунин безжалостно

критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на

смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так

как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно

уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович

оказался прав. В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он

радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го

века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX

-ом веке.

Глава II

Участие анархистов в I-ой Русской Революции.

Другие действия до 1917 года.

Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние преимущественно на

юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав, Елисаветград), а также на

Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5, с. 29] . В Москве и Петербурге

анархизм был представлен синдикалистами, ведущими пропаганду среди рабочих при

активнейшом противодействии со стороны марксистов, а также значительной частью

матросов Балтийского Флота. Чем же объясняется территориальное тяготение

анархизма к югу? В основном это следует из классового состава анархического

движения. Ведь основную поддержку анархисты получали в тогдашней России от

мелкого собственника в лице крестьянина. В это время теоретические труды

Кропоткина, в которых упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в

теории российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на

обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не

доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь государство

сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за границу, в то время

как деревня иногда голодала. И царь поддерживал помещиков, которые и у

общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок земли. Поэтому крестьяне,

особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их российский аналог), поддерживали идею

анархического бунта, верили в идеал "вольного хлебороба", который

обожествлял Кропоткин.

А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и поэтому не

составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде. Но ведь и

солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в шинели. Поэтому

идея анархии проникала в армию. Например, восстание на броненосце "Потёмкин",

говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко.

В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди рабочих мелких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты