Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) В. Г. Федотова. Анархия и порядок в констексте российского
посткоммунистического развития // Вопросы философии. - 1998.
- № 5. - М., "Наука".
2) В. Плеханов, Собрание сочиненний, том IV.
3) Ф. Энгельс, К. Маркс, "Коммунистический манифест". Интернет.
4) Пётр Рябов. Краткий очерк истории анархизма.
Интернет: http://anarchive.virtualave.net/
5) Емельян Ярославский. Анархизм в России, ОГИЗ СССР, М., 1939.
6) Ленин, том XVIII.
7) Исаак Пуантэ. "Програмный очерк либертарного коммунизма".
Интернет: http://anarchive.virtualave.net/
ЛЮБИЧ НИКОЛАЙ
курсовой
РЕФЕРАТ
по истории
на тему
АНАРХИЗМ В ЕВРОПЕ В 1/2 XX ВЕКА.
УСПЕХИ И НЕУДАЧИ.
преподаватель: Тимерманис
Валентина Анатольевна
2000 год
Санкт-Петербург
ВСТУПЛЕНИЕ
Прежде всего, начиная написание моего реферата, я должен ответить на вопрос:
почему я выбрал эту тему?
Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых событий в истории
европейского анархизма, относящихся к первой половине двадцатого века, и
провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе анализа этих
ключевых событий можно выявить основные тенденции и закономерности,
определившие развитие анархизма во второй половине века.
Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на вопрос - создали все эти
проявления движения анархистов реальные предпосылки для реализации некоторых
идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так богато разнообразными
бунтами, террористическими актами и попытками создания обществ без власти под
чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории европейского анархизма в
выбранный период на примере самых значительных событий даёт мне ключ к
объективной оценке современной обстановки в контексте рассмотрения перспектив
анархизма. Анализ теоретической базы сильно влияет на формирование моих
собственных взглядов и на выработку собственных концепций, своего плана
действий.
Я считаю идеи безвластия, федерализма и децентрализации особенно актуальными в
современной России, где существует "по некоторым оценкам, около 30-40
миллионов человек, не включённых в социальные структуры и никому не
подчиняющихся, т.е. живущих в состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры
говорят сами за себя.
История анархизма, например, в России во время революции, поучительна как
ничто другое, для человека, желающего осознать сильные и слабые стороны
анархического движения. А испанский либертальный коммунизм! Какой пример
единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый интересующийся историей
революционной борьбы, должен глубоко изучить историю испанской революцию.
Одним словом, я берусь за написание реферата по данной теме не только с
личной целью систематизации, но и с целью возможного использования его в
целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для своеобразной
агитации. Следует признать, что работа является не просто беспристрастным
изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной оценки
происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально
объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения,
причём не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из
Интернета, но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их
непосредственно при написании реферата.
Глава I
Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.
К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько
усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм разделился на
течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила былой радикализм и
чёткость построения программы. Поэтому марксизм несколько утратил свой роль
унитарной идеологии пролетариата и не мог больше удовлетворять всех рабочих. В
то же время давление государства на личность и мера его вмешательства в
экономику заметно увеличились - отчасти это было связано с назревавшей
империалистической войной - милитаризм и колониализм, прежняя эксплоатация
рабочего класса под покровительством структур глобального управления, а также
давление на мелкого производителя, вызванное тенденцией к монополизации, не
могли не вызвать решительного противодействия в виде восприятия радикальной
идеологии свободы. Особенно это актуально по отношению к ремесленникам и
интеллигентному мещанству, которые являются основой для распространения
анархических идей.
В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог единить
революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских
организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов-
социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам. Следует
особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл
в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,
начавшегося до начала XX-го века.
В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась борьба за
полное освобождение личности, которую олицетворяли собой анархисты. Ярким
деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович
Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он
был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были
отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось
развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей
Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе;
Социалистический Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с
Интернационалом, особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого
бунтарского направления в анархизме.
Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм, некоторая часть
рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов-
эксплоататоров методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа.
Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века
силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось сторонников как
индивидуалистического анархизма, так и коллективного. Больше стало однако и
отрицательных безрезультатных проявлений - террористических актов и убийств.
Например, вспышка терроризма в 1890-1895 годах, особенно сильная во Франции и
близкой к ней Испании. Однако такие личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь
вызвали неприятие общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение
критики анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность
террористических ударов по государственному аппарату.
В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во
Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы
отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в
борьбе за свои права.
XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В
области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый
идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом течения
потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил умами
большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в рядах
пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без долгой и
планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал
идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и
прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально
настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее
полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и
крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества
"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали их
возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь часто
крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать нужный
товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство инфраструктуры
они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства. Как итог, главной
теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение
Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не
ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную
действительность.
Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов было главной
проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике. Так, ещё Бакунин
считал, что "всякое политическое движение, не имеющее своей целью
непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое освобождение
рабочих, <.>, принцип социальной ликвидации,- всякое подобное
политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть
исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли
было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?
Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в
середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом
обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против
существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы видим,
какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в
методах ведения борьбы.
Теоретическая база анархизма к началу XX-го века.
Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того времени, когда
Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших утверждению
человеческой индивидуальности, освобождению её из под психологического гнёта
государства, крушению основ традиционного монархизма, породила собственно
анархизм как философское учение. "Анархизм окончательно сформировался и
самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в борьбе с либерализмом и
государственным социализмом" [4], - считается теперь. Анархизм противостоял
обоим этим движениям, и точным определением его смешанной сути можно считать
слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привелегия и
несправедливость. Социализм без свободы есть рабство и скотство".
Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два
главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и
анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость революционного
преобразования общества и считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов"
для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью.
Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез идеи свободы
и социальной справедливости, синтез идей либерализма и коммунизма, и в то же
время противоположность обоих. Анархизм, по моему личному убеждению, венчает
поиски "золотой середины" в области экономико-политических учений.
Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 -
1865). Он был активным участником революции 1848-го года во Франции,
пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от Годвина и
Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он избегал абстрактных
схем и прожектёрства. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX
-го века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его
недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал
философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен.
Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций? Государственной
власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон
противопоставляет принципы федерализма, децентрализации,
взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.
Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического
обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике
властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической
экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и
тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без
другой." [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с
политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая
как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.
Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости,
дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и
инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю
учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена",
который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный
кредит.
Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой
фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го
. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как
цельного мировоззрения (а не только как программы действий или
социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного
революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.
Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив
анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности
и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности,
что должно быть в каждом анархисте.
В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как
разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает
всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью
уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский
анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и
правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы
надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и
ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить,
"ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует
упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается
индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство,
представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого
часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но
остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода
неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы
отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой
власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее
держит в руках, и губит того, кто ей подчинен" [5, с. 24] . Бакунин безжалостно
критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на
смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так
как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно
уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович
оказался прав. В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он
радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.
В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го
века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX
-ом веке.
Глава II
Участие анархистов в I-ой Русской Революции.
Другие действия до 1917 года.
Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние преимущественно на
юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав, Елисаветград), а также на
Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5, с. 29] . В Москве и Петербурге
анархизм был представлен синдикалистами, ведущими пропаганду среди рабочих при
активнейшом противодействии со стороны марксистов, а также значительной частью
матросов Балтийского Флота. Чем же объясняется территориальное тяготение
анархизма к югу? В основном это следует из классового состава анархического
движения. Ведь основную поддержку анархисты получали в тогдашней России от
мелкого собственника в лице крестьянина. В это время теоретические труды
Кропоткина, в которых упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в
теории российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на
обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не
доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь государство
сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за границу, в то время
как деревня иногда голодала. И царь поддерживал помещиков, которые и у
общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок земли. Поэтому крестьяне,
особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их российский аналог), поддерживали идею
анархического бунта, верили в идеал "вольного хлебороба", который
обожествлял Кропоткин.
А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и поэтому не
составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде. Но ведь и
солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в шинели. Поэтому
идея анархии проникала в армию. Например, восстание на броненосце "Потёмкин",
говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко.
В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди рабочих мелких