Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом

обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против

существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы видим,

какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в

методах ведения борьбы.

Теоретическая база анархизма к началу XX-го века.

Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того времени, когда

Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших утверждению

человеческой индивидуальности, освобождению её из под психологического гнёта

государства, крушению основ традиционного монархизма, породила собственно

анархизм как философское учение. "Анархизм окончательно сформировался и

самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в борьбе с либерализмом и

государственным социализмом" [4], - считается теперь. Анархизм противостоял

обоим этим движениям, и точным определением его смешанной сути можно считать

слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привелегия и

несправедливость. Социализм без свободы есть рабство и скотство".

Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два

главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и

анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость революционного

преобразования общества и считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов"

для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью.

Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез идеи свободы

и социальной справедливости, синтез идей либерализма и коммунизма, и в то же

время противоположность обоих. Анархизм, по моему личному убеждению, венчает

поиски "золотой середины" в области экономико-политических учений.

Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 -

1865). Он был активным участником революции 1848-го года во Франции,

пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от Годвина и

Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он избегал абстрактных

схем и прожектёрства. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX

-го века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его

недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал

философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен.

Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций? Государственной

власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон

противопоставляет принципы федерализма, децентрализации,

взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического

обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике

властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической

экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и

тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без

другой." [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с

политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая

как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.

Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости,

дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и

инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю

учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена",

который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный

кредит.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой

фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го

. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как

цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности

и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности,

что должно быть в каждом анархисте.

В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как

разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает

всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью

уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский

анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и

правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы

надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и

ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить,

"ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует

упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается

индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство,

представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого

часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но

остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода

неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы

отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой

власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее

держит в руках, и губит того, кто ей подчинен" [5, с. 24] . Бакунин безжалостно

критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на

смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так

как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно

уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович

оказался прав. В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он

радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го

века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX

-ом веке.

Глава II

Участие анархистов в I-ой Русской Революции.

Другие действия до 1917 года.

Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние преимущественно на

юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав, Елисаветград), а также на

Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5, с. 29] . В Москве и Петербурге

анархизм был представлен синдикалистами, ведущими пропаганду среди рабочих при

активнейшом противодействии со стороны марксистов, а также значительной частью

матросов Балтийского Флота. Чем же объясняется территориальное тяготение

анархизма к югу? В основном это следует из классового состава анархического

движения. Ведь основную поддержку анархисты получали в тогдашней России от

мелкого собственника в лице крестьянина. В это время теоретические труды

Кропоткина, в которых упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в

теории российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на

обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не

доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь государство

сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за границу, в то время

как деревня иногда голодала. И царь поддерживал помещиков, которые и у

общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок земли. Поэтому крестьяне,

особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их российский аналог), поддерживали идею

анархического бунта, верили в идеал "вольного хлебороба", который

обожествлял Кропоткин.

А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и поэтому не

составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде. Но ведь и

солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в шинели. Поэтому

идея анархии проникала в армию. Например, восстание на броненосце "Потёмкин",

говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко.

В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди рабочих мелких

и средних предприятий, которые мечтали взять власть на предприятиях в свои

руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из деревни, и посему их

душевный склад был похож на крестьянский - они надеялись самостоятельно

взаимодействовать с деревней на принципах обмена. Эти рабочие не

дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный пролетариат крупных

городов.

И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки Политиздата через

десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала возможным существование

потом "республики Махно", где городские рабочие-синдикалисты в союзе с

крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-Поле от посягательств как

красных, так и белых, и националистических банд Петлюры. Подводя итоги, можно

сказать, что агитация создала благоприятную почву на юге, на Украине и в

Польше, где анархисты сливались с борцами за национальную свободу. В

центральных районах конкурировать с эсерами и марксистами анархисты не могли.

Одним из проявлений анархизма можно назвать так называемую махаевщину. Её

лидером был А. Махайский(Вольский). Сначала он был социал-демократом

реформистского толка, а затем, будучи в ссылке в Сибири, создал собственную

теорию развития революционного движения в России, изложив её в книге

"Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что стоящая за спиной буржуазии

интеллигенция выдумала идею социализма якобы для превращения рабочих в

орудие для достижения своих целей. Махаевцы преставляли борьбу революционных

партий в России как направленную на захват власти, так же как и борьбу евреев

за свои права. К Махаеву примкнула часть ссыльных анархистов. Им удалось

создать в Одессе группу "Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба".

А вот как характеризовал махаевскую программу один из лидеров русских анархистов

Новомирский: "Она сводилась к трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно

идеалов, 2) нужна экономическая, революционно-террористическая борьба с

капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский, враждебный

пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием политической

борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге махаевщина не

получила широкого распространения среди рабочего класса.

Во время революции в России 1905-ого года анархисты действовали

достаточно активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых,

анархисты не ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую

революцию. Они отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для

перехода к анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905

-ого года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда

большевики и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах"

[5, с. 30] .

Во-вторых(это вытекает из первого), избранными некоторыми анархистами методами

были индивидуальный террор и экспроприация. А эти методы

отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от анархистов и

показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты участвовали в

стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало течение

"безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе "Безначалие":

"Беспощадная народная расправа. Признание краж и всяких открытых нападений на

лавки и дома, совершаемых угнетаемыми классами". Им вторила и газета "Бунтарь"

так называемых "чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма

взывала к откровенно уголовным элементам - деклассированным выходцам из

разорившейся мелкой буржуазии и люмпен-пролетариату. В одной из советских

книжек я нашёл даже такую выдержку из речи одного из лидеров одесской группы

анархо-коммунистов Гершковича: "Режь, грабь, бей, не надо никаких

союзов, никаких организаций: грабь, режь, бей."

И в-третьих, анархистам не удалось, в целом, организовать в ответственный

момент в зоне своего влияния поддержку крестьянством городских синдикалистов.

Сказалась неподготовленность к бунту. Одним словом, непоследовательность

действий анархистов во время Первой Русской Революции лишила их шанса на

глобальную конкуренцию с большевиками в будущем. На мой взгляд, нужно было не

заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая силы, а создать боевые

организации в Москве и Питере, поддержать марксистов, эсеров и

буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на пропаганде, вести

её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и эсеров, и работать

в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и по рабочим в городе.

И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской

Революции, не была бы окружена кольцом враждебных армий. Нужно было также

решительно отмежеваться от уголовных элементов и попробовать найти союзников

среди оппозиционных марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь

Виктор Чернов, как известно, по многим позициям разделял рзделял идеи

анархистов.

"Вольная республика" Михненко.

Роль анархистов в Великой Октябрьской Социалистической Революции и

гражданской войне.

Как известно, социалистическая революция стала возможной во многом по причине

империалистической войны. Партия большевиков, несмотря на то, что все

политические партии России заняли оборонческую или умеренно пацифистическую

позицию и поддерживали правительство, не предала интересы рабочего класса. Даже

когда все европейские социалисты проголосовали за военные кредиты своим

правительствам, партия Ленина показала последовательно революционное

отношение к хищнической империалистической войне. Большевики выдвинули лозунг

"поражнение своего правительства" и благодаря этому в конце концов оказались на

гребне революционной волны. Но что же анархисты, призывавшие к немедленному

введению коммунизма и классовой войне?

По-моему, это наибольший позор анархического движения в XX-ом веке -

анархисты решили поддержать, в большинстве своём, своё государство, которое до

войны почему-то хотели разрушить. Эти настроения и выразил Кропоткин, бывший

идеологическим вождём анархизма. А ведь, займи анархисты пораженческую позицию,

это дало бы им возможность во время революции встать вместе с большевиками! Вот

что писал Ленин с возмущением: "Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем

оппортунисты, опозорили себя социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в

этой войне" [6, с. 204-205] .

Итак, анархисты решили поддержать "свою" буржуазию в войне. Но когда началась

революция, анархисты не поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров

движения приняли решение не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и

рабоче-крестьянскую. Шла потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре

1918-го года прошли конференции анархо-синдикалистов, но сильное

влияние анархистов в Москве было только среди Московского Союза

Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах составляла

интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз

анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое время

он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась объединить

московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от бакунинского

отношения к государству и принять участие в строительстве нового

социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в

руках большевиков.

Некоторые "условно-анархисты" бандитского толка перешли к своей излюбленной

тактике - экспроприациям и террору. Они захватили оружие и оперировали в

Москве и Петрограде, грабили и арестовывали буржуев. Однако некоторое время

эти дружины были полезны большевикам, как своеобразная "милиция". Когда

надобность в них отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то

провокацию и использовав её для подавления анархического движения в

Петрограде, Москве и их окрестностях.

Другое проявление влияния анархо-синдикализма на ход революции - образование

внутри ВКП (б) так называемой "рабочей группы".

В неё входили Александра Коллонтай, Александр Шляпников, Мясников, Медведев и

др.. Они сожалели о появлении новых партийных "верхов" и предлагали больше

власти дать профсоюзам, рабочим комитетам на местах производства. Появление

"рабочей группы" совпало с X-ым съездом ВКП (б) и

кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая оппозиция

требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы слова и

печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была профсоюзной,

синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти. Если бы

кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко подавлены, то

неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований в

России.

А вот другое проявление анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом

году. Его поддерживали и одобряли петроградские и московские

анархо-синдикалисты. Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не

партиям". Большевикам с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание.

Характерно, что именно эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом

бок о бок с большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно

демократический лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила;

недаром Ленин говорил, что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина,

Юденича и Колчака, вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось

вовремя дать решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды,

и это стало ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в

России. Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А

что же происходило в те годы на юге и Украине?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты