Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

пролетариата, призвали к совместному отпору фашистам. И испанские анархисты

проявили конструктивность, которой так часто не хватало русским, решили

объединить силы рабочих для отпора реакции.

В начале осени 1936-го года в "Солидаридад Обрера" была опубликована

статья "Бесполезность правительства", где, в частности, говорилось, что

"создание коалиционного правительства и внутренняя борьба в нём делает

невозможной нашу работу в целях освобождения Испании". И всё-таки, опять

объединившись с коммунистами перед лицом фашистской угрозы, анархисты вступили

в правительство, и не в социалистическое, а в коалиционное, в котором

участвовала и буржуазная республиканская партия. Это НКТ объяснила так: "Мы

сделали это не из политических соображений, а ввиду необходимости единства.

Сейчас нужно концентрировать внимание на двух основных вопросах: выиграть

войну, укрепить хозяйство и добиться того, чтобы испанский народ не испытывал

нужды в предметах потребления". Вот так вот появился Единый антифашистский

фронт.

Поражает, насколько разнородным был Единый фронт: Коммунистическая партия

Испании, Всеобщий рабочий союз, НКТ, синдикалистская организация Пестаньи,

мелкобуржуазная республиканская партия Асаньи, каталонская партия Эскерра,

буржуазная партия "Республиканский союз", партия баскских националистов,

каталонская крестьянская организация "Риббагайрес". И залогом единства было

сближение анархистов и коммунистов.

"Если все было так хорошо, - спросите вы, - то почему же тогда силы реакции в

конце концов победили революцию?.." Мне кажется, что мировой империализм просто

испугала тенденция к быстрому распространению социалистических идей. Анархисты

в Испании были очень близки к реализации своей программы либертального

коммунизма. Но у Испании не было такого ресурсного и людского потенциала

, как у России. Все реакционные силы мира, а особенно фашисты Германии,

Португалии и Италии, оказали всемерную помощь своим единомышленникам в Испании

- и фашизм задавил молодую республику.

Эволюция теории анархизма в 1/2 XX-го века.

К XX-ому веку теория анархизма была ориентирована скорее на крестьянство и

мелкую буржуазию. А новые условия производства, выдвинувшие пролетариат в

первые ряды революционной борьбы, требовали больше внимания уделить идеям,

ориентированным на промышленных рабочих. Поэтому в начале века началась

выработка новых идей, отражающих характер изменений в анархическом движении.

Похожую ломку переживало анархическое движение и недавно в связи с потерей

промышленными рабочими доминации в революционном прогрессе.

Сложно показать это на примере теории, т. к. в начале века в основном шли

практические изменения - уже другой была основная цель агитации, другим был и

состав анархического движения. Очень ярко это отразилось в ходе испанской

революции. Эта страна была несколько отсталой, и там в анархическом движении

смешивались крестьяне и рабочие. Но это был уже не рабочий класс мелких

предприятий, как в России на юге во время революции. Это были обособленные от

сельского населения рабочие, колеблющиеся между коммунистами и анархистами.

Итак, какой же была эта самая концепция либертарного коммунизма, идеология

испанских анархистов?

Во-первых, конечной целью революции испанские анархисты считали, в числе

прочего, отмену частной собственности, точнее, её обобществление. Если в

начале века при анархии предполагалось обычно сохранение личной

собственности в полном масштабе, то с появлением трудоёмких производств,

требующих коллективного участия, социальная собственность при анархии стала

необходимостью, во всяком случае в промышленности. Испанские анархисты часто

упрекали марксистов в России в сохранении частной собственности. "К

общественному обладанию мы перейдем сразу и все вместе," [7] - писал Исаак

Пуантэ в "Програмном очерке либертарного коммунизма". Совершенно утопичной

эту идею можно назвать только не зная многовековой истории борьбы за братство

и свободу в Испании.

Отношение ко всем формам власти либертарных коммунистов было однозначно

отрицательным. Между тем ради объединения усилий против фашизма они вошли в

коалиционное правительство, носившее отчасти совещательный характер. Сразу

после исчезновения угрозы внутреннего покорения анархисты намеревались

упразднить все органы власти. Признавались только добровольные объединения.

Ставка делалась на синдикаты - рабочие объединения. "Общество будет

удерживаться инстинктом взаимности, свойственным каждому человеку, а также

согласием и преимуществами, которые принесет с собой коммунизм," [7] -

считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали т. н.

ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное.

Труд предполагался добровольным, с обеспечением неспособных работать их

сообществом. Гармонию и равновесие, довольствие трудящихся своим видом

деятельности должно было обеспечить отсутствие принуждения. Общество должно

было взять на себя функцию защиты продуктов труда от посягательств не

участвовавших в производстве. "Мы боремся не с бродягами, а с паразитами.

Бродяга может продолжать вести свой образ жизни, если удовлетворится его

результатами и не будет жить за счет труда других," [7] - заявляли

синдикалисты. Плоды труда предполагалось предоставлять к общему пользованию,

зарплата отрицалась как увеличивающее неравенство явление. "Каждый, невзирая

на вид выполняемого им труда, всегда имеет право пользоваться общей

собственностью - по мере своих потребностей," [7] - истинно коммунистический

лозунг.

Предполагалось в каждой местности организовать потребление и производство

соответствуясь с потребностями, а не наоборот, как это делает государство.

Залогом успеха анархии считалось обилие товаров первоочередной необходимости,

что предупредило бы кризисы. Деньги должны были быть заменены непосредственно

тем, что их обеспечивает - то есть различными материальными ценностями.

Отрицалась необходимость равноценности товаров при обмене. "Отдают то, что

есть в избытке, берут то, в чем нуждаются и что предлагают другие," [7] - так

предполагал синдикалистический обмен Исаак Пуантэ. Отступления от этого

принципа считались необходимыми при торговле с буржуазными странами.

Конфедеративное объединение должно было обеспечить лучшее взаимодействие

между объединениями трудящихся. В случае отказа какой-либо общины

предоставить своё средство производства в общее пользование считалось

предпочтительным отказаться от обмена с ней. Анархисты Испании считали, что

личность в профсоюзе должна согласовывать свои интересы с интересами целого

сообщества. Перед проведением каких-то изменений в хозяйственной деятельности

должны были собираться структурированные конгрессы для решения вопросов. При

анархо-синдикализме предполагалось повышение уровня технического оснащения

производств и развитие науки, с организацией отдельных профсоюзов учёных.

При анархии должна была иметь место полная автономия отдельных районов.

"Каждая община сможет принимать решения (на общих собраниях) о следующих

вопросах:

1) производственные обязательства,

2) гарантии условий поддержания производства на ответственном уровне,

3) еженедельное количество труда (в часах),

4) распределение труда в соответствии со способностями или по жребию,

5) формы осуществления распределения,

6) режим быта,

7) размеры предоставляемого в пользование отдельным индивидам (участки земли

и т.д.),

8) объекты личного и общественного пользования;" [7] - гласит программа

испанских синдикалистов. Обработка общинной земли предполагалась

добровольной, совместной. Эта идея созвучна с идеей организации колхозов в

РСФСР, только в Испании крестьяне не на словах, а на деле полностью

пользовались плодами своего труда. Индустриализация и механизация должны были

облегчить труд рабочих и дать им больше возможностей для саморазвития,

интеллектуального отдыха.

Отдельно следует рассмотреть отношение анархистов к преступникам. "Коллектив

откажется также от наказания преступников, поскольку наказание не исправляет

преступления и никому не служит примером" [7] . Оборона предполагалась

спонтанным сопротивлением групп или одиночек. Единственным наказанием для

преступников должно было бы быть всеобщее презрение и отторжение от

коллектива.

Война должна была бы стать невозможной, за исключением агрессии извне. На этот

случай все сооружения и инвентарь, связанный с военными действиями,

предоставлялся в ведение местных организаций, ответственных за чрезвычайную

ситуацию. Образование предполагалось предоставлять всем, а молодёжи с 15

-ти до 20-ти лет - ещё и трудовую практику. Анархо-синдикалисты

в своей программе упоминали упоминали не только хорошие, но и отрицательные

стороны безвластного строя - каждая группа и индивидуум действуют по своей воля

и полностью самостоятельно.

Программная декларация завершалась словами: "Для общества мы добиваемся:

общественной собственности и коллективного пользования богатствами, без

разделения на бедных и богатых, свободы, не подчиняющейся капризам власти,

ликвидации разделения на господ и подданных, работы для всех с целью

удовлетворения своих потребностей, ликвидации денег, делающих человека

бесправным, улучшения условий жизни и труда людей, братского сближения между

людьми, так чтобы личность жила в обществе, действующем как самое меньшее

зло." [7] .

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Таким образом, сравнивая анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим

синдикализмом тридцатых годов, мы видим изменения и в составе движения, и в

его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и взаимопомощь, плюс приятие

технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и остаётся од-ним из

наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями жиз- ни движением.

ВСТУПЛЕНИЕ

Прежде всего, начиная написание моего реферата, я должен ответить на вопрос:

почему я выбрал эту тему?

Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых событий в истории

европейского анархизма, относящихся к первой половине двадцатого века, и

провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе анализа этих

ключевых событий можно выявить основные тенденции и закономерности,

определившие развитие анархизма во второй половине века.

Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на вопрос - создали все эти

проявления движения анархистов реальные предпосылки для реализации некоторых

идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так богато разнообразными

бунтами, террористическими актами и попытками создания обществ без власти под

чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории европейского анархизма в

выбранный период на примере самых значительных событий даёт мне ключ к

объективной оценке современной обстановки в контексте рассмотрения перспектив

анархизма. Анализ теоретической базы сильно влияет на формирование моих

собственных взглядов и на выработку собственных концепций, своего плана

действий.

Я считаю идеи безвластия, федерализма и децентрализации особенно актуальными в

современной России, где существует "по некоторым оценкам, около 30-40

миллионов человек, не включённых в социальные структуры и никому не

подчиняющихся, т.е. живущих в состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры

говорят сами за себя.

История анархизма, например, в России во время революции, поучительна как

ничто другое, для человека, желающего осознать сильные и слабые стороны

анархического движения. А испанский либертальный коммунизм! Какой пример

единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый интересующийся историей

революционной борьбы, должен глубоко изучить историю испанской революцию.

Одним словом, я берусь за написание реферата по данной теме не только с

личной целью систематизации, но и с целью возможного использования его в

целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для своеобразной

агитации. Следует признать, что работа является не просто беспристрастным

изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной оценки

происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально

объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения,

причём не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из

Интернета, но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их

непосредственно при написании реферата.

Глава I

Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.

К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько

усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм разделился на

течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила былой радикализм и

чёткость построения программы. Поэтому марксизм несколько утратил свой роль

унитарной идеологии пролетариата и не мог больше удовлетворять всех рабочих. В

то же время давление государства на личность и мера его вмешательства в

экономику заметно увеличились - отчасти это было связано с назревавшей

империалистической войной - милитаризм и колониализм, прежняя эксплоатация

рабочего класса под покровительством структур глобального управления, а также

давление на мелкого производителя, вызванное тенденцией к монополизации, не

могли не вызвать решительного противодействия в виде восприятия радикальной

идеологии свободы. Особенно это актуально по отношению к ремесленникам и

интеллигентному мещанству, которые являются основой для распространения

анархических идей.

В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог единить

революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских

организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов-

социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам. Следует

особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл

в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,

начавшегося до начала XX-го века.

В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась борьба за

полное освобождение личности, которую олицетворяли собой анархисты. Ярким

деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович

Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он

был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были

отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось

развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей

Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе;

Социалистический Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с

Интернационалом, особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого

бунтарского направления в анархизме.

Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм, некоторая часть

рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов-

эксплоататоров методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа.

Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века

силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось сторонников как

индивидуалистического анархизма, так и коллективного. Больше стало однако и

отрицательных безрезультатных проявлений - террористических актов и убийств.

Например, вспышка терроризма в 1890-1895 годах, особенно сильная во Франции и

близкой к ней Испании. Однако такие личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь

вызвали неприятие общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение

критики анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность

террористических ударов по государственному аппарату.

В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во

Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы

отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в

борьбе за свои права.

XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В

области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый

идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом течения

потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил умами

большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в рядах

пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без долгой и

планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал

идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и

прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально

настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее

полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и

крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества

"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали их

возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь часто

крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать нужный

товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство инфраструктуры

они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства. Как итог, главной

теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение

Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не

ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную

действительность.

Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов было главной

проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике. Так, ещё Бакунин

считал, что "всякое политическое движение, не имеющее своей целью

непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое освобождение

рабочих, <.>, принцип социальной ликвидации,- всякое подобное

политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть

исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли

было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?

Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты