и средних предприятий, которые мечтали взять власть на предприятиях в свои
руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из деревни, и посему их
душевный склад был похож на крестьянский - они надеялись самостоятельно
взаимодействовать с деревней на принципах обмена. Эти рабочие не
дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный пролетариат крупных
городов.
И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки Политиздата через
десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала возможным существование
потом "республики Махно", где городские рабочие-синдикалисты в союзе с
крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-Поле от посягательств как
красных, так и белых, и националистических банд Петлюры. Подводя итоги, можно
сказать, что агитация создала благоприятную почву на юге, на Украине и в
Польше, где анархисты сливались с борцами за национальную свободу. В
центральных районах конкурировать с эсерами и марксистами анархисты не могли.
Одним из проявлений анархизма можно назвать так называемую махаевщину. Её
лидером был А. Махайский(Вольский). Сначала он был социал-демократом
реформистского толка, а затем, будучи в ссылке в Сибири, создал собственную
теорию развития революционного движения в России, изложив её в книге
"Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что стоящая за спиной буржуазии
интеллигенция выдумала идею социализма якобы для превращения рабочих в
орудие для достижения своих целей. Махаевцы преставляли борьбу революционных
партий в России как направленную на захват власти, так же как и борьбу евреев
за свои права. К Махаеву примкнула часть ссыльных анархистов. Им удалось
создать в Одессе группу "Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба".
А вот как характеризовал махаевскую программу один из лидеров русских анархистов
Новомирский: "Она сводилась к трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно
идеалов, 2) нужна экономическая, революционно-террористическая борьба с
капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский, враждебный
пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием политической
борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге махаевщина не
получила широкого распространения среди рабочего класса.
Во время революции в России 1905-ого года анархисты действовали
достаточно активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых,
анархисты не ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую
революцию. Они отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для
перехода к анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905
-ого года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда
большевики и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах"
[5, с. 30] .
Во-вторых(это вытекает из первого), избранными некоторыми анархистами методами
были индивидуальный террор и экспроприация. А эти методы
отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от анархистов и
показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты участвовали в
стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало течение
"безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе "Безначалие":
"Беспощадная народная расправа. Признание краж и всяких открытых нападений на
лавки и дома, совершаемых угнетаемыми классами". Им вторила и газета "Бунтарь"
так называемых "чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма
взывала к откровенно уголовным элементам - деклассированным выходцам из
разорившейся мелкой буржуазии и люмпен-пролетариату. В одной из советских
книжек я нашёл даже такую выдержку из речи одного из лидеров одесской группы
анархо-коммунистов Гершковича: "Режь, грабь, бей, не надо никаких
союзов, никаких организаций: грабь, режь, бей."
И в-третьих, анархистам не удалось, в целом, организовать в ответственный
момент в зоне своего влияния поддержку крестьянством городских синдикалистов.
Сказалась неподготовленность к бунту. Одним словом, непоследовательность
действий анархистов во время Первой Русской Революции лишила их шанса на
глобальную конкуренцию с большевиками в будущем. На мой взгляд, нужно было не
заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая силы, а создать боевые
организации в Москве и Питере, поддержать марксистов, эсеров и
буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на пропаганде, вести
её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и эсеров, и работать
в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и по рабочим в городе.
И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской
Революции, не была бы окружена кольцом враждебных армий. Нужно было также
решительно отмежеваться от уголовных элементов и попробовать найти союзников
среди оппозиционных марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь
Виктор Чернов, как известно, по многим позициям разделял рзделял идеи
анархистов.
"Вольная республика" Михненко.
Роль анархистов в Великой Октябрьской Социалистической Революции и
гражданской войне.
Как известно, социалистическая революция стала возможной во многом по причине
империалистической войны. Партия большевиков, несмотря на то, что все
политические партии России заняли оборонческую или умеренно пацифистическую
позицию и поддерживали правительство, не предала интересы рабочего класса. Даже
когда все европейские социалисты проголосовали за военные кредиты своим
правительствам, партия Ленина показала последовательно революционное
отношение к хищнической империалистической войне. Большевики выдвинули лозунг
"поражнение своего правительства" и благодаря этому в конце концов оказались на
гребне революционной волны. Но что же анархисты, призывавшие к немедленному
введению коммунизма и классовой войне?
По-моему, это наибольший позор анархического движения в XX-ом веке -
анархисты решили поддержать, в большинстве своём, своё государство, которое до
войны почему-то хотели разрушить. Эти настроения и выразил Кропоткин, бывший
идеологическим вождём анархизма. А ведь, займи анархисты пораженческую позицию,
это дало бы им возможность во время революции встать вместе с большевиками! Вот
что писал Ленин с возмущением: "Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем
оппортунисты, опозорили себя социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в
этой войне" [6, с. 204-205] .
Итак, анархисты решили поддержать "свою" буржуазию в войне. Но когда началась
революция, анархисты не поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров
движения приняли решение не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и
рабоче-крестьянскую. Шла потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре
1918-го года прошли конференции анархо-синдикалистов, но сильное
влияние анархистов в Москве было только среди Московского Союза
Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах составляла
интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз
анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое время
он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась объединить
московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от бакунинского
отношения к государству и принять участие в строительстве нового
социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в
руках большевиков.
Некоторые "условно-анархисты" бандитского толка перешли к своей излюбленной
тактике - экспроприациям и террору. Они захватили оружие и оперировали в
Москве и Петрограде, грабили и арестовывали буржуев. Однако некоторое время
эти дружины были полезны большевикам, как своеобразная "милиция". Когда
надобность в них отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то
провокацию и использовав её для подавления анархического движения в
Петрограде, Москве и их окрестностях.
Другое проявление влияния анархо-синдикализма на ход революции - образование
внутри ВКП (б) так называемой "рабочей группы".
В неё входили Александра Коллонтай, Александр Шляпников, Мясников, Медведев и
др.. Они сожалели о появлении новых партийных "верхов" и предлагали больше
власти дать профсоюзам, рабочим комитетам на местах производства. Появление
"рабочей группы" совпало с X-ым съездом ВКП (б) и
кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая оппозиция
требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы слова и
печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была профсоюзной,
синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти. Если бы
кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко подавлены, то
неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований в
России.
А вот другое проявление анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом
году. Его поддерживали и одобряли петроградские и московские
анархо-синдикалисты. Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не
партиям". Большевикам с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание.
Характерно, что именно эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом
бок о бок с большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно
демократический лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила;
недаром Ленин говорил, что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина,
Юденича и Колчака, вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось
вовремя дать решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды,
и это стало ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в
России. Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А
что же происходило в те годы на юге и Украине?
А на Украине пропаганда принесла наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля,
города, где городские рабочие были тесно связаны с крестьянством, образовался
союз для борьбы с интервентами. Его лидером стал видный анархист Нестор
Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали стекаться анархисты, особенно из группы
"Набат": Барон, Волин, Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом
году, когда на Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917
-ого года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в
районе Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с
многопартийным представительством. Набатовцы подвели под махновское движение
теоретическую и идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив
во главу угла тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле
почти все рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях.
В конце концов образовалась своеобразная "республика", где рабочие и
крестьяне взаимно удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных
продуктах и промышленных продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной
армией. Вместе они помогли восставшему пролетариату Екатеринослава выбить
белогвардейцев из города. Армия Махно была очень интересно устроена: она
мобилизовалась по мере надобности из крестьян, а костяк её составляли выходцы
из городских рабочих. Армия эта действовала очень эффективно на благоприятной,
родной местности и могла достигать огромного(в сравнении с населением)
размера по мере мобилизации. Этим она чем-то напоминала революционную армию
Кубы Фиделя Кастро. На неблагоприятной местности она теряла и тактическое и
моральное преимущество. Махно и его командиры в корне пресекали акты
мародёрства - это известно точно. В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с
эсерами, но вскоре петлюровцы заставили Красную армию и махновцев покинуть
город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но вскоре опять взял Екатеринослав. На
конференции анархистов в Курске весной 1919-го года было вынесено
решение, что "украинская революция будет иметь значительные шансы быстро стать
идейно социально-анархической". И в то же время конфедерация заявила, что
"анархист должен постоянно и упорно агитировать за создание вместо нынешних
советов - истинных Советов рабочих и крестьянских организаций, беспартийных и
безвластных". Это было время подъёма анархизма на юге России, проникнутом
светлыми идеями безвластия. Но уже обострились противоречия с большевиками.
"Рабоче-крестьяне" на верху новоявленной советской государственной системы
почувствовали запашок неповиновения. В 1920-ом году товарищ Фрунзе,
командующий Южным фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с
бароном Врангелем, в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на
Гуляй-Поле. Армия Махно поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма,
но затем Фрунзе отдал приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были
окружены и частью разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой
единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не
удалось, он бежал в Румынию, а оттуда - во Францию.
Мне кажется, что главной причиной конечной неудачи республики Махно было то, что
военные соединения анархистов оттянулись от своей земли, оторвались от
крестьянской почвы, дали Красной армии увлечь себя в Крым. Там они уже не могли
противостоять её предательскому удару, поскольку, во-первых, там не было
привычных махновцам природных условий, во-вторых, в Крыму не было крестьянской
среды и сочувствущего анархистам города как опорного пункта. Ведь только в
"своей" местности крестьянское ополчение могло обеспечить себя необходимыми
продуктами и другими припасами, а также пополнить свои ряды. И в-третьих,
крестьяне, воевавшие в армии Махно, не имели психологической поддержки:
их ноги топтали не знакомую плодородную почву Украины, а крымские солончаки.
Ведь и вообще, в начальный период борьбы и становления анархические сообщества,
состаящие из синдикатов и земельных групп, характеризуются сильной
привязанностью к земле или месту производства. Это проявлялось неоднократно
практически, особенно в ходе южноамериканской революции, и обосновано
теоретически.
Но не следует думать, что анархизм свил себе гнездо только в России. ВКТ
работала по всей Европе, собрала конференцию в 1906-ом году, где
были приняты ряд важных идеологических установок. Просто в России анархические
тенденции проявились в то время наиболее революционно и заметно; но нельзя
недооценивать значение борьбы синдикалистов за свои права методами стачек и
забастовок по всей Европе.
Участие анархистов в Испанской революции с 1931-го года.
В 1931 году рабочий класс Испании сверг монархию и установил республику. В 1936
-ом фашисты развязали гражданскую войну. К этому времени население Испании
находилось под сильным влиянием двух фракций: реформистской социалистической
партии и анархистов. Поэтому для меня анархическое движение в Испании занимает
совершенно отдельное место. "Особенностью испанского пролетариата является
также и то, что анархисты имеют в среде испанских рабочих довольно сильные
организации, тогда как в России анархистское движение, как мы это видели,
никогда не было массовым движением, а было в большинстве случаев движением
небольших групп, оторванных от масс" [5, c. 101] , - признаёт товарищ Ем.
Ярославский, видный большевик.
Также нужно отметить то, что в Испании на стороне республики, в отличии от
России, стояли не только мещанство, пролетариат и крестьянство, но и часть
либеральной буржуазии. Анархисты в Испании объединились в Национальную
Конфедерацию Труда. Их печатным органом была газета "Солидаридад Обрера".
Социальные преобразования проходили очень успешно(может быть, в этом и была
причина такой оголтелой фашистской реакции?). Первые успехи в войне вдохновили
анархистов. В статье от 28-ого октября 1936-ого года
"Солидаридад Обрера" писала об испанской революции: "Сейчас мы находимся в
кульминационном пункте Иберийской пролетарской революции". Вот ещё одна
радужная оценка(30/08/1936): "Впервые в истории народ своими собственными
силами одержал победу над армией, вооружённой по последнему слову техники.
Впервые в продолжение 15 дней народ безвозвратно уничтожил: господство церкви,
отменив практику культа, господство предпринимателей над трудящимися, и,
наконец, господство городской бюрократической цивилизации над деревней, . ,
осуществив в рамках профсоюзных организаций тесную связь рабочих и крестьян".
Пусть даже и не такие разительные, но успехи были, несмотря на элемент
буржуазии в революционном движении. Откуда же такая мощь испанского движения?
Всё дело в том, что в Испании 1) анархисты встали рядом с марксистами и
реформистами в борьбе против фашизма, 2) рабочие и крестьяне были равноправны
как революционеры и 3) в основу для будущего социализма был положен принцип
не уничтожения классов буржуазии и кулачества, но чисто анархистский принцип
социальной ликвидации, выдвинутый ещё Прудоном - принцип возвращения
капитала труду, уравнения классов, а не диктатуры одного над другим.
Однако были и вредные стороны деятельности анархистов. Они слишком уж хотели
перешагнуть через целый этап социального развития - к коммунизму. Они слишком
жёстко, зачастую, обращались с сочувствующей республике буржуазией, уравнивая с
другими классами, но они не уничтожали её, как это делали большевики в России
после укрепления советской власти. Революционеры в Испании(и не только
анархисты) слишком резко пытались отменить культы, связанные с религией
и уменьшить значение денег. Это "подталкивание революции" и принесло ей вред,
кого-то оттолкнув, кого-то, правда, и привлекая. Но можно оправдать "отмену"
религии тем, что лучше бороться с религией, запрещая посещать церкви, чем
убивать попов и изолировать верующих крестьян от других, как это, опять же,
зачастую делалось в Советской России.
Долго и трудно шло объединение анархистов, коммунистов и либералов в борьбе
против фашизма. В мае 1936-го года НКТ запретила своим организациям
сотрудничать с другими партиями(кроме фракций ВКТ) и буржуазией. Однако
товарищи из испанской коммунистической партии дали на это абсолютно
правильный ответ: они отвергли ответ НКТ, как препятствующий единству