Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

и средних предприятий, которые мечтали взять власть на предприятиях в свои

руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из деревни, и посему их

душевный склад был похож на крестьянский - они надеялись самостоятельно

взаимодействовать с деревней на принципах обмена. Эти рабочие не

дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный пролетариат крупных

городов.

И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки Политиздата через

десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала возможным существование

потом "республики Махно", где городские рабочие-синдикалисты в союзе с

крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-Поле от посягательств как

красных, так и белых, и националистических банд Петлюры. Подводя итоги, можно

сказать, что агитация создала благоприятную почву на юге, на Украине и в

Польше, где анархисты сливались с борцами за национальную свободу. В

центральных районах конкурировать с эсерами и марксистами анархисты не могли.

Одним из проявлений анархизма можно назвать так называемую махаевщину. Её

лидером был А. Махайский(Вольский). Сначала он был социал-демократом

реформистского толка, а затем, будучи в ссылке в Сибири, создал собственную

теорию развития революционного движения в России, изложив её в книге

"Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что стоящая за спиной буржуазии

интеллигенция выдумала идею социализма якобы для превращения рабочих в

орудие для достижения своих целей. Махаевцы преставляли борьбу революционных

партий в России как направленную на захват власти, так же как и борьбу евреев

за свои права. К Махаеву примкнула часть ссыльных анархистов. Им удалось

создать в Одессе группу "Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба".

А вот как характеризовал махаевскую программу один из лидеров русских анархистов

Новомирский: "Она сводилась к трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно

идеалов, 2) нужна экономическая, революционно-террористическая борьба с

капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский, враждебный

пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием политической

борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге махаевщина не

получила широкого распространения среди рабочего класса.

Во время революции в России 1905-ого года анархисты действовали

достаточно активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых,

анархисты не ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую

революцию. Они отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для

перехода к анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905

-ого года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда

большевики и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах"

[5, с. 30] .

Во-вторых(это вытекает из первого), избранными некоторыми анархистами методами

были индивидуальный террор и экспроприация. А эти методы

отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от анархистов и

показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты участвовали в

стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало течение

"безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе "Безначалие":

"Беспощадная народная расправа. Признание краж и всяких открытых нападений на

лавки и дома, совершаемых угнетаемыми классами". Им вторила и газета "Бунтарь"

так называемых "чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма

взывала к откровенно уголовным элементам - деклассированным выходцам из

разорившейся мелкой буржуазии и люмпен-пролетариату. В одной из советских

книжек я нашёл даже такую выдержку из речи одного из лидеров одесской группы

анархо-коммунистов Гершковича: "Режь, грабь, бей, не надо никаких

союзов, никаких организаций: грабь, режь, бей."

И в-третьих, анархистам не удалось, в целом, организовать в ответственный

момент в зоне своего влияния поддержку крестьянством городских синдикалистов.

Сказалась неподготовленность к бунту. Одним словом, непоследовательность

действий анархистов во время Первой Русской Революции лишила их шанса на

глобальную конкуренцию с большевиками в будущем. На мой взгляд, нужно было не

заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая силы, а создать боевые

организации в Москве и Питере, поддержать марксистов, эсеров и

буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на пропаганде, вести

её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и эсеров, и работать

в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и по рабочим в городе.

И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской

Революции, не была бы окружена кольцом враждебных армий. Нужно было также

решительно отмежеваться от уголовных элементов и попробовать найти союзников

среди оппозиционных марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь

Виктор Чернов, как известно, по многим позициям разделял рзделял идеи

анархистов.

"Вольная республика" Михненко.

Роль анархистов в Великой Октябрьской Социалистической Революции и

гражданской войне.

Как известно, социалистическая революция стала возможной во многом по причине

империалистической войны. Партия большевиков, несмотря на то, что все

политические партии России заняли оборонческую или умеренно пацифистическую

позицию и поддерживали правительство, не предала интересы рабочего класса. Даже

когда все европейские социалисты проголосовали за военные кредиты своим

правительствам, партия Ленина показала последовательно революционное

отношение к хищнической империалистической войне. Большевики выдвинули лозунг

"поражнение своего правительства" и благодаря этому в конце концов оказались на

гребне революционной волны. Но что же анархисты, призывавшие к немедленному

введению коммунизма и классовой войне?

По-моему, это наибольший позор анархического движения в XX-ом веке -

анархисты решили поддержать, в большинстве своём, своё государство, которое до

войны почему-то хотели разрушить. Эти настроения и выразил Кропоткин, бывший

идеологическим вождём анархизма. А ведь, займи анархисты пораженческую позицию,

это дало бы им возможность во время революции встать вместе с большевиками! Вот

что писал Ленин с возмущением: "Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем

оппортунисты, опозорили себя социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в

этой войне" [6, с. 204-205] .

Итак, анархисты решили поддержать "свою" буржуазию в войне. Но когда началась

революция, анархисты не поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров

движения приняли решение не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и

рабоче-крестьянскую. Шла потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре

1918-го года прошли конференции анархо-синдикалистов, но сильное

влияние анархистов в Москве было только среди Московского Союза

Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах составляла

интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз

анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое время

он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась объединить

московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от бакунинского

отношения к государству и принять участие в строительстве нового

социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в

руках большевиков.

Некоторые "условно-анархисты" бандитского толка перешли к своей излюбленной

тактике - экспроприациям и террору. Они захватили оружие и оперировали в

Москве и Петрограде, грабили и арестовывали буржуев. Однако некоторое время

эти дружины были полезны большевикам, как своеобразная "милиция". Когда

надобность в них отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то

провокацию и использовав её для подавления анархического движения в

Петрограде, Москве и их окрестностях.

Другое проявление влияния анархо-синдикализма на ход революции - образование

внутри ВКП (б) так называемой "рабочей группы".

В неё входили Александра Коллонтай, Александр Шляпников, Мясников, Медведев и

др.. Они сожалели о появлении новых партийных "верхов" и предлагали больше

власти дать профсоюзам, рабочим комитетам на местах производства. Появление

"рабочей группы" совпало с X-ым съездом ВКП (б) и

кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая оппозиция

требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы слова и

печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была профсоюзной,

синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти. Если бы

кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко подавлены, то

неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований в

России.

А вот другое проявление анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом

году. Его поддерживали и одобряли петроградские и московские

анархо-синдикалисты. Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не

партиям". Большевикам с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание.

Характерно, что именно эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом

бок о бок с большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно

демократический лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила;

недаром Ленин говорил, что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина,

Юденича и Колчака, вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось

вовремя дать решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды,

и это стало ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в

России. Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А

что же происходило в те годы на юге и Украине?

А на Украине пропаганда принесла наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля,

города, где городские рабочие были тесно связаны с крестьянством, образовался

союз для борьбы с интервентами. Его лидером стал видный анархист Нестор

Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали стекаться анархисты, особенно из группы

"Набат": Барон, Волин, Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом

году, когда на Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917

-ого года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в

районе Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с

многопартийным представительством. Набатовцы подвели под махновское движение

теоретическую и идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив

во главу угла тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле

почти все рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях.

В конце концов образовалась своеобразная "республика", где рабочие и

крестьяне взаимно удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных

продуктах и промышленных продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной

армией. Вместе они помогли восставшему пролетариату Екатеринослава выбить

белогвардейцев из города. Армия Махно была очень интересно устроена: она

мобилизовалась по мере надобности из крестьян, а костяк её составляли выходцы

из городских рабочих. Армия эта действовала очень эффективно на благоприятной,

родной местности и могла достигать огромного(в сравнении с населением)

размера по мере мобилизации. Этим она чем-то напоминала революционную армию

Кубы Фиделя Кастро. На неблагоприятной местности она теряла и тактическое и

моральное преимущество. Махно и его командиры в корне пресекали акты

мародёрства - это известно точно. В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с

эсерами, но вскоре петлюровцы заставили Красную армию и махновцев покинуть

город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но вскоре опять взял Екатеринослав. На

конференции анархистов в Курске весной 1919-го года было вынесено

решение, что "украинская революция будет иметь значительные шансы быстро стать

идейно социально-анархической". И в то же время конфедерация заявила, что

"анархист должен постоянно и упорно агитировать за создание вместо нынешних

советов - истинных Советов рабочих и крестьянских организаций, беспартийных и

безвластных". Это было время подъёма анархизма на юге России, проникнутом

светлыми идеями безвластия. Но уже обострились противоречия с большевиками.

"Рабоче-крестьяне" на верху новоявленной советской государственной системы

почувствовали запашок неповиновения. В 1920-ом году товарищ Фрунзе,

командующий Южным фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с

бароном Врангелем, в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на

Гуляй-Поле. Армия Махно поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма,

но затем Фрунзе отдал приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были

окружены и частью разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой

единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не

удалось, он бежал в Румынию, а оттуда - во Францию.

Мне кажется, что главной причиной конечной неудачи республики Махно было то, что

военные соединения анархистов оттянулись от своей земли, оторвались от

крестьянской почвы, дали Красной армии увлечь себя в Крым. Там они уже не могли

противостоять её предательскому удару, поскольку, во-первых, там не было

привычных махновцам природных условий, во-вторых, в Крыму не было крестьянской

среды и сочувствущего анархистам города как опорного пункта. Ведь только в

"своей" местности крестьянское ополчение могло обеспечить себя необходимыми

продуктами и другими припасами, а также пополнить свои ряды. И в-третьих,

крестьяне, воевавшие в армии Махно, не имели психологической поддержки:

их ноги топтали не знакомую плодородную почву Украины, а крымские солончаки.

Ведь и вообще, в начальный период борьбы и становления анархические сообщества,

состаящие из синдикатов и земельных групп, характеризуются сильной

привязанностью к земле или месту производства. Это проявлялось неоднократно

практически, особенно в ходе южноамериканской революции, и обосновано

теоретически.

Но не следует думать, что анархизм свил себе гнездо только в России. ВКТ

работала по всей Европе, собрала конференцию в 1906-ом году, где

были приняты ряд важных идеологических установок. Просто в России анархические

тенденции проявились в то время наиболее революционно и заметно; но нельзя

недооценивать значение борьбы синдикалистов за свои права методами стачек и

забастовок по всей Европе.

Участие анархистов в Испанской революции с 1931-го года.

В 1931 году рабочий класс Испании сверг монархию и установил республику. В 1936

-ом фашисты развязали гражданскую войну. К этому времени население Испании

находилось под сильным влиянием двух фракций: реформистской социалистической

партии и анархистов. Поэтому для меня анархическое движение в Испании занимает

совершенно отдельное место. "Особенностью испанского пролетариата является

также и то, что анархисты имеют в среде испанских рабочих довольно сильные

организации, тогда как в России анархистское движение, как мы это видели,

никогда не было массовым движением, а было в большинстве случаев движением

небольших групп, оторванных от масс" [5, c. 101] , - признаёт товарищ Ем.

Ярославский, видный большевик.

Также нужно отметить то, что в Испании на стороне республики, в отличии от

России, стояли не только мещанство, пролетариат и крестьянство, но и часть

либеральной буржуазии. Анархисты в Испании объединились в Национальную

Конфедерацию Труда. Их печатным органом была газета "Солидаридад Обрера".

Социальные преобразования проходили очень успешно(может быть, в этом и была

причина такой оголтелой фашистской реакции?). Первые успехи в войне вдохновили

анархистов. В статье от 28-ого октября 1936-ого года

"Солидаридад Обрера" писала об испанской революции: "Сейчас мы находимся в

кульминационном пункте Иберийской пролетарской революции". Вот ещё одна

радужная оценка(30/08/1936): "Впервые в истории народ своими собственными

силами одержал победу над армией, вооружённой по последнему слову техники.

Впервые в продолжение 15 дней народ безвозвратно уничтожил: господство церкви,

отменив практику культа, господство предпринимателей над трудящимися, и,

наконец, господство городской бюрократической цивилизации над деревней, . ,

осуществив в рамках профсоюзных организаций тесную связь рабочих и крестьян".

Пусть даже и не такие разительные, но успехи были, несмотря на элемент

буржуазии в революционном движении. Откуда же такая мощь испанского движения?

Всё дело в том, что в Испании 1) анархисты встали рядом с марксистами и

реформистами в борьбе против фашизма, 2) рабочие и крестьяне были равноправны

как революционеры и 3) в основу для будущего социализма был положен принцип

не уничтожения классов буржуазии и кулачества, но чисто анархистский принцип

социальной ликвидации, выдвинутый ещё Прудоном - принцип возвращения

капитала труду, уравнения классов, а не диктатуры одного над другим.

Однако были и вредные стороны деятельности анархистов. Они слишком уж хотели

перешагнуть через целый этап социального развития - к коммунизму. Они слишком

жёстко, зачастую, обращались с сочувствующей республике буржуазией, уравнивая с

другими классами, но они не уничтожали её, как это делали большевики в России

после укрепления советской власти. Революционеры в Испании(и не только

анархисты) слишком резко пытались отменить культы, связанные с религией

и уменьшить значение денег. Это "подталкивание революции" и принесло ей вред,

кого-то оттолкнув, кого-то, правда, и привлекая. Но можно оправдать "отмену"

религии тем, что лучше бороться с религией, запрещая посещать церкви, чем

убивать попов и изолировать верующих крестьян от других, как это, опять же,

зачастую делалось в Советской России.

Долго и трудно шло объединение анархистов, коммунистов и либералов в борьбе

против фашизма. В мае 1936-го года НКТ запретила своим организациям

сотрудничать с другими партиями(кроме фракций ВКТ) и буржуазией. Однако

товарищи из испанской коммунистической партии дали на это абсолютно

правильный ответ: они отвергли ответ НКТ, как препятствующий единству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты