Юридический процесс

Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при

определенных условиях может быть проведена проверка правильности

деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно

анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства и

проведенного расследования (дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (например,

результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое

принятое решение нуждается в специальном производстве по его исполнению и

др.). Поэтому стадии принято подразделять на обязательные и факультативные.

К первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и

само разбирательство вопроса (дела) путем осуществления правовых

предписаний. Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от

конкретных обстоятельств.

В каждой из названных стадий юридического процесса обязательны следующие

компоненты:

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены

действия, объединяемые в той или иной стадии;

б) специфический состав действий, непременно включающий установление или

анализ фактических обстоятельств, реализацию соответствующей юридической

нормы для решения вопроса, дела и т.п.;

в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги

совершенных в данной стадии юридических действий[8].

3. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

При всем разнообразии производств в составе юридического процесса им

присущи некоторые общие начала принципиального характера, которые отражают

их сущностное единство. Они либо указаны в действующих законах, либо их

можно вывести из содержания правовых актов. Они непременно проявляются в

работе компетентных органов как руководящие идеи, образуя главные правила

производства.

Сам факт правового регулирования означает, что производства всегда

заключают в себе более или менее развитую систему юридических гарантий

достижения конечного результата, условий. Так, в Основах лесного

законодательства Российской Федерации 1993 г. нормативно закреплены порядок

пользования лесным, фондом, порядок лесоустройства и лесной мониторинг. В

самостоятельный раздел выделены правила о разрешении лесных споров и

привлечении к ответственности виновных лиц за нарушения лесного

законодательства. Такие нормативы и обеспечивают законность в

лесохозяйственной деятельности.

Большинство нормативных актов устанавливают сроки совершения тех или иных

юридических действий. Например, по Закону Российской Федерации «О

психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г.

заявление о немедленной госпитализации больного в психиатрический стационар

должно быть подано в суд в течение суток после проведения консилиума врачей

(ст. 33) и судья должен санкционировать или не санкционировать

госпитализацию в пятидневный срок.

Такая срочность обусловлена тем, что больной может представлять опасность

для себя или окружающих, он может быть не способным удовлетворять свои

основные жизненные потребности, либо его здоровью может быть причинен

существенный вред. В случаях, если срок прямо не указан в российском праве,

действует правило (аксиома): должностное лицо обязано выполнить

соответствующее действие в оптимально короткий срок. Эта аксиома должна

предупредить волокиту в работе учреждений государства, местного

самоуправления и общественных организаций.

Как правило, к работе компетентных органов привлекаются заинтересованные

лица, те граждане и организации, на правовом положении которых может

отразиться управленческое решение. Им предоставляется возможность для

выражения и защиты своих интересов. В частности, при регистрации органами

загса гражданского состояния (рождении или смерти гражданина, заключения

или расторжения брака, усыновления, изменения имени и др.) обязательно

участвуют заинтересованные лица, и они вправе требовать исправления

допущенных ошибок.

Заинтересованным лицам, участвующим в юридическом процессе, в большинстве

случаев предоставляется и право жалобы, т.е. возможности возбудить

контрольно-надзорное производство в вышестоящем органе. Это важнейшее

конституционное право граждан, его эффективность обеспечивается

нормативными актами, устанавливающими порядок работы с заявлениями и

жалобами граждан в государственном аппарате и органах местного

самоуправления и общественных организациях.

Для юридического процесса характерно и такое начало, как контрольно-

надзорная деятельность, т.е. система наблюдения и проверки работы

государственных органов для своевременного устранения нарушений. Без

контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая

деятельность, как и вообще любая жизнедеятельность; она составляет

неотъемлемую часть любого юридического производства.

Контрольно-надзорная деятельность имеет свои особенности, она существенно

отличается от других видов юридического процесса: правотворчества,

правоисполнения, правообеспечения и т.д. Нормы, регламентирующие данную

деятельность, оформляются в виде отдельного правового акта либо выделяются

в самостоятельный раздел кодекса (ГПК, УПК, АПК). В нормативных актах

устанавливаются сроки и порядок обжалования, юридические последствия

принесения жалобы, регламент проверки деятельности либо актов

контролируемого органа, критерии такой проверки (основания к отмене,

изменению проверяемого акта или его замене новым) и полномочия контрольно-

надзорного органа.

4. ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так

и судебные процессы (судопроизводства). Наличие в праве процедур и

судопроизводств не вызывает споров в юридической литературе, сложнее

решается вопрос об их сходстве, различии и соотношении. По этому вопросу

высказываются диаметрально противоположные суждения.

Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс,

так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный

порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную

юридическую форму. Но при этом процессуальные формы (уголовно-

процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в

судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по

гражданским, административным, уголовным делам. В процессуальных режимах

судопроизводства имеются и некоторые общие черты, определенное сходство[9].

Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.:

процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения

гражданами врачебно-трудовой экспертной комиссии, порядок заключения брака

и привлечения к административной ответственности шофера, управляющего

автомашиной в нетрезвом состоянии).

Для ряда процедур характерна фрагментарность (частичность) правового

регулирования той или иной деятельности. Но это необязательный признак -

некоторые процедуры могут быть развернутыми (например, обмен жилыми

помещениями, оформление пенсии и др.), здесь все зависит от предмета и

целей правового регулирования. Неразвернутыми могут быть и судопроизводства

в целом (регламент заседания в Конституционном Суде) или в отдельных

частях, (порядок подготовки гражданского дела к судебному разбирательству).

Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает

их обеспеченность - в той или иной степени - правовыми санкциями. Типичной

является юридическая деятельность, совершенная с нарушениями установленного

порядка, которая не приводит к желаемым результатам: компетентный орган

отказывает в признании результатов такой деятельности, а сама деятельность

признается юридически недействительной, ничтожной.

Вместе с тем между юридической процедурой и судебным процессом есть

принципиальные различия. Судопроизводство - это установленный законом

порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной

юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для

защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для

раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления

конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной

практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется

судебная власть.

Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны

четыре судопроизводства (судебных процессов): гражданский, уголовный,

административный и конституционный. Из них реально функционируют

гражданский и уголовный процессы. Это традиционные формы осуществления

правосудия по гражданским и уголовным делам. Процессуально-правовой

регламент их закреплен в Гражданском процессуальном кодексе и Уголовном

процессуальном кодексе.

Административное судопроизводство пока еще не выделилось из гражданского

процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В настоящее время

административное судопроизводство регулируется главами 22—25 Гражданского

процессуального кодекса (ГПК).

Конституционное судопроизводство находится в стадии правового

формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления

конституционного контроля.

Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в

законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан,

образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном

выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно

реализации только диспозиций, Но не санкций соответствующих норм права.

Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям

представительной и исполнительной власти.

Если процедура - организующее средство обеспечения нормальной

(непринудительной) реализации права, она непременно включается в

материальное право в виде отдельных статей, совокупности статей или даже

разделов кодексов. Например, статьи о рассмотрении трудовых споров в

Кодексе законов о труде, статьи об обеспечении граждан жилыми помещениями в

домах жилищно-строительной кооперации в Жилищном кодексе, статьи о

заключении и прекращении брака в Семейном кодексе.

Нередко процедурные правила составляют самостоятельный нормативный акт.

Например, Положение о претензионном порядке урегулирования споров, Правила

возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,

профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с

исполнением ими трудовых обязанностей, Правила бытового обслуживания

населения, Инструкция о порядке приемки продукции (товаров) по количеству и

качеству и др.

При всем разнообразии юридических процедур они всегда - составная часть

гражданского, семейного, трудового, жилищного и другого права. Они

закреплены материально-правовыми нормами в отличие от судебных процессов,

каждому из которых должна соответствовать процессуальная отрасль права.

Нормативные акты процедурного характера обязательны в российском

законодательстве - без них невозможно нормальное функционирование как

отдельных правовых институтов, отраслей права, так и всего права России.

Роль процедурных и процессуальных норм в современном государстве резко

возрастает - правовой режим в нашей стране должен, прежде всего,

определяться технологией реализации юридических предписаний, В нашем

государстве важнее определиться не в том, что нужно делать, а в том, каким

образом это делать (В.М. Горшенев). Ответ на этот вопрос и должна дать

конструкция юридического процесса, объединяющая различные правовые

процедуры и судопроизводства.

5. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

По мнению В.К. Бабаева, в делении правоотношений по отраслевой

принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и

процессуальных правоотношений. С позиции данного автора, процессуальные

правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны

(вторичны) от материально-правовых отношений[10].

Теория права в ее нынешнем состоянии индифферентна к различиям

материального и процессуального права при оценке правовых явлений и в

большей степени ее можно считать "теорией материального права"[11]. Это в

равной степени имеет отношение и к уголовно-процессуальным правоотношениям,

возникающим в процессе возбуждения, расследования и судебного рассмотрения

уголовных дел.

На данное обстоятельство не раз обращалось внимание в юридической

литературе. Анализ уголовно-процессуальных правоотношений предполагает

рассмотрение структурных элементов правоотношений - субъектов, объекта,

содержания, а также таких предпосылок как соответствующие нормы права,

юридические факты и правосубъектность участников уголовно-процессуальных

правоотношений.

5.1. Субъекты уголовно-процессуальных правоотношений.

Субъекты - необходимый элемент каждого правоотношения, ибо они несут на

себе нагрузку определяющего компонента. Они выполняют функцию генератора

всей фактической и юридической ткани, специфических социальных связей по

поводу создания атмосферы благоприятствования реализации нормы

материального права в целях установления объективной истины и вынесения

решения по делу.

Прежде чем проанализировать проблему субъектов уголовно-процессуальных

правоотношений, необходимо подчеркнуть, что не следует отождествлять

участников материальных и процессуальных отношений. Даже, несмотря на то

обстоятельство, что в качестве обвиняемых, как правило, привлекаются лица,

действительно совершившие преступления. В этой связи нельзя полностью

согласиться с положением, согласно которому субъект уголовно-процессуальных

правоотношений может и не совпасть с субъектом уголовного правоотношения,

так как в результате ошибки, допущенной органом расследования и судом,

может быть заподозрено, привлечено к ответственности и даже осуждено

невинное лицо[12]. Или иными словами, субъекты материальных и

процессуальных отношений совпадут, если подозрение оказалось обоснованным,

предъявленное обвинение подтвердилось, а обвиняемый затем осужден.

По мнению В.П. Божьева, различие между субъектами материальных и

процессуальных правоотношений заключается в следующем. Во-первых, в

уголовно-процессуальных отношениях государство не выступает в качестве

субъекта правоотношения, от имени государства выступают его органы (суд,

следователь, орган дознания, прокурор и др.). Во-вторых, в уголовно-

процессуальных отношениях нет преступника (т.е. лиц, действительно

совершившего преступление), а есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. В-

третьих, помимо основных (центральных) субъектов правоотношений

(представитель государства и обвиняемый) существует множество других,

которые вступают в различные процессуальные отношения[13].

Действительно, совершая преступление, лицо нарушает запреты,

установленные государством, и тем самым у него возникают обязанности перед

государством, законы которого оно нарушило. В.К. Бабаев подчеркивает, что

государство в целом, Россия, вступает во многие виды правоотношений, в том

числе "уголовно-правовые - поскольку приговор по уголовному делу выносится

от имени Российской Федерации, и Федеративный договор 1992 г. не изменил

этого положения"[14]. Поэтому государство (и только государство) является

субъектом уголовного материального правоотношения. Но, что важно

подчеркнуть, государство как субъект права и правоотношения не может

реализовать свои права (и обязанности) по отношению к преступнику иначе как

через уголовно-процессуальные правоотношения. Когда в отношения с

обвиняемым "вместо" государства вступает его представитель, происходит не

"уточнение" органа государства[15], а опосредствование одного субъекта

другим, вызванное, образно выражаясь, "рождением" уголовно-процессуальных

отношений.

Следует отметить, что участники уголовно-процессуальных отношений

различны по своей правовой природе, как различна их роль в сфере уголовного

судопроизводства, что в свою очередь определяет характер и объем их прав и

обязанностей. Также заметим, что круг субъектов уголовно-процессуальных

отношений значительно шире круга субъектов материальных правоотношений.

В силу публично-правового начала, присущего уголовному судопроизводству,

специфической особенностью каждого уголовно-процессуального отношения

является участие в нем представителя государственной власти (следователь,

прокурор, суд). На это обстоятельство в юридической литературе

акцентируется внимание указанием на то, что "одним из субъектов уголовно-

процессуального отношения всегда выступает орган государства (должностное

лицо), наделенный властными полномочиями[16].

Без властного начала в уголовно-процессуальных отношениях невозможно

развитие уголовного судопроизводства, стоящих перед ним задач. Так,

властные полномочия проявляются при применении мер процессуального

принуждения (ст. 93 УПК), прекращении уголовного дела (ст. 6-9 УПК) и т.п.

Носителями этих властных полномочий являются на предварительном следствии и

дознании следователь, начальник следственного отдела, лицо, производящее

дознание, орган дознания, прокурор, в судебных стадиях - судья или суд.

В связи с этим в юридической литературе субъектов правоотношений

подразделяют на группу непосредственно заинтересованных в результатах

юридического процесса, т.е. тех, защите чьих интересов, реализации

субъективных прав или юридических полномочий, осуществлению юридических

обязанностей или претерпеванию юридической ответственности способствует

весь арсенал процессуальных способов, средств и приемов, а с другой -

лидирующих субъектов, выполняющих свои функции в "чужом" интересе, в целях

оптимального решения разбираемого юридического дела[17]. Как

представляется, это утверждение требует уточнения именно с точки зрения

участвующих в процессе субъектов.

Как правило, в уголовно-процессуальном правоотношении участвует один

носитель властных полномочий. Например, правоотношения уголовно-

процессуального характера существующие между лицом, производящим дознание,

и подозреваемым (или свидетелем). Существуют и такие правоотношения, в

которых оба субъекта являются представителями власти. Примером могут

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты