Теория государства и права

(см. Открытые международные договоры). При ограничении возможного участия в

соглашении по каким-либо критериям это будет закрытый международный

договор. М. д. могут быть правомерными и неправомерными. Юридическая сила

последних может быть признана недействительной (см. Недействительность

международного договора). М. д., как правило, состоит из преамбулы

(содержит мотивы и цели #M12291 820001085договора#S), конкретных

постановленнй, касающихся существа регулируемых отношений, и заключительных

постановлений (о сроке действия #M12291 820001085договора#S, порядке его

продления, предупреждения об отказе от #M12291 820001085договора#S,

условиях его вступления в силу, утверждения н др.). #M12291

820001085Договор#S может иметь приложения, конкретизирующие основные его

положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого М. д.

Двусторонние М. д. большей частью составляются на языках договаривающихся

сторон; многосторонние - на одном, двух и более языках. Подписанный

договаривающимися государствами М. д., как правило, подлежит ратификации

или утверждению (принятию). Он вступает в силу после его подписания, если

это прямо указано в #M12291 820001085договоре#S, или после обмена

ратификационными грамотами либо сдачи их на хранение #M12293 1 820000995

2097490400 2235156812 4 4234331087 3846192513 6 278733419

3297342578депозитарию#S. М. д. публикуются, как правило, заключившими их

сторонами в официальных правительственных изданиях, периодической печати,

сборниках и т. п. По #M12291 820001262законодательству#S ряда стран

обнародованные (промульгированные) М. д. имеют силу закона. Государства

могут регистрировать заключенные ими договоры в Секретариате ООН и в

органах др. #M12291 820001936международных организаций#S. #M12291

820002393Опубликование#S зарегистрированных М. д. производится в сборниках,

издаваемых ООН. Действие М. д. прекращается: по истечении срока его

действия; в связи с выполнением установленных им обязательств; по взаимному

согласию сторон; в порядке денонсации (см. #M12293 0 820000991 2097490400

2235156812 4294967294 3665987413 4 2193671800 3021466579

4294967294Денонсация международного договора#S); пересмотра (ревизии); в

порядке аннулирования (см. Аннулирование международного договора) и др.

Порядок заключения, исполнения и денонсации регулируется правом

международных договоров. М. д. посвящены Венская конвенция о праве

международных договоров 1969 г. н Венская конвенция о правопреемстве

государств в отношении #M12291 820001085договоров#S 1978 г.

25. Нормативный правовой акт: понятие и классификация.

Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый

правотворческим органом государства, в пределах его полномочий и

направленный на установление, изменение или отмену правовых норм#G0.

Нормативно-правовой акт - это властное предписание государственных органов,

которое устанавливает, изменяет или отменяет #M12293 1 820002211 3160335967

4171726715 4294967292 2829166477 124731163 3021084616 4224782984

3242750807нормы права#S (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.).

Он является основным #M12293 0 820001505 3160335967 4171726715 4 3936339295

1760235376 1486464851 1572662351 4294967292источником права#S в РФ и

европейских государствах. НПА образуют стройную систему, основанную на их

юридической силе.

НПА – создает нормы права.

Акт право применения – применение норм права, судебные решения, приказы.

Акт официального толкования – разъясняет нормы права (комментарии).

НПА:

а). Конституция – принимается на референдуме, парламентом или учредительным

собранием (специальным органом созданным для принятия конституции), а также

может быть актраирована (дарована) монархом народу. Самая старая –

Конституция США, самая свежая – Финляндия. Конституция может быть изложена

в одном акте, а может представлять собой совокупность конституционных актов

(Швеция, Австрия, Израиль) или систему конституционных актов, судебных

процедур и конституционных обычаев. Могут быть разными по объему: США (9

(?)) и Индия 450 статей и более 100 поправок.

б). Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимается в

особом процедурном порядке, непосредственно народом или его

представительным органом. Также может приниматься на референдуме. В

зависимости от юридической силы закона можно выделить: законы о поправках в

конституцию; конституционные (органические) законы; обычные (ординарные

законы).

Сегодня в РФ подготовлено более 100 поправок к конституции, рассматриваются

в ГД РФ – 5 (считаются принятыми если ГД –2/3, СФ – ѕ и 2/3 субъектов

федерации, утверждается президентом).

Конституционные законы – законы в развитие положений конституции (в РФ –

всего подготовлено 14 ФКЗ), принятые законы (8) упоминаются в тексте

конституции, 6 ФКЗ находятся в стадии разработки. В гл. 5 Конституции

описан порядок принятия ФКЗ.

Обычные законы принимаются парламентом, в 2-х палатном парламенте нижней

палатой.

в). Подзаконные акты – нормативно-правовые акты принимаемые исполнительными

органами власти на основе закона. Их очень большое количество, они должны

соответствовать законам и исполнять закон. В России особенность – Президент

издает указы в исполнение законов, но не является исполнительной властью –

условно-подзаконные акты (временные законы).

г). Международные договора и внутригосударственные (федерация) договора:

Свойственен процесс ратификации (одобрения) парламентом, только затем

вступает в законную силу. Если один ратифицировал, а другой – нет, договор

не действителен.

д). Иные: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права (часть

российской правовой системы), юридические доктрины (юридическая наука),

мнение юристов о праве (применяется в мусульманском праве); 2) религиозные

тексты (ислам, Ватикан).

В государствах, где преобладала марксистко-ленинское учение в качестве

источника права рассматривалось революционное правосознание, революционная

законность (сегодня в Ливии в качестве источника права – изречения

Кадаффи).

26. Закон и его место в правовой системе. Виды законов. Конституция, как

основной закон государства.

#G0Закон - юридический акт, принятый высшим представительным органом гос.

власти либо непосредственным волеизъявлением населения (напр., в порядке

референдума) и регулирующий, как пр., наиболее важные общественные

отношения. З. составляет основу системы права государства. З. обладает

наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных

#M12291 820002405органов государства#S. Наконец, для З. характерен особый

порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на

ряд стадий: #M12291 820001272законодательная инициатива#S, обсуждение

#M12291 820001263законопроекта#S, принятие закона и его #M12291

820002393опубликование#S. Будучи единым по способу формирования, положению

в правовой системе государства и роли в регулировании общественных

отношений, З. в то же время делится на определенные виды. В частности, по

значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные,

органические и #M12291 820002311обыкновенные#S (см. соответственно #M12291

820001655Конституционный закон#S, #M12291 820002416Органический закон#S).

Обычные З. делятся на #M12291 820001568кодификационные#S и текущие. В

федеративных государствах различаются также З. федеральные и З. субъектов

федерации. Особую категорию составляют чрезвычайные законы.

#G0Законодательная инициатива - официальное внесение #M12293 3 820001263

1411084509 3441288739 4294960712 2606118534 4294967267 2976668005 2822

1467121053законопроекта#S в #M12291 820001262законодательное#S учреждение в

соответствии с установленной процедурой. З.и. - первая стадия #M12293 2

820001273 1411084509 3441288739 2486448392 3446631522 4294967267 11

3273668236 2320869381законодательного процесса#S, т.е. установленного, как

пр., конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность

соответствующего #M12291 820001262законодательного#S органа рассмотреть

данный #M12293 1 820001263 1411084509 3441288739 4294960712 2606118534

4294967267 2976668005 2822 1467121053законопроект#S на своем заседании. В

РФ субъектами права З.и. в соответствии со #M12293 0 9004937 1265885411

7615836 77 2384949398 1411084509 3441288739 4044158550 3334782823ст.104

Конституции РФ#S являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета

Федерации, #M12291 820001008депутаты#S Государственной #M12291

820001180Думы#S, Правительство РФ, #M12291 820001262законодательные#S

(представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ,

Верховный Суд РФ, Высший #M12291 820000206Арбитражный Суд#S РФ по вопросам

их ведения.

#G0Органические законы - законы, к-рые принимаются по прямому предписанию

конституции (т.е. на основе ее #M12291 820000394бланкетных норм#S) и в

порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных

законов. Как пр., конституции предусматривают принятие О.з. по вопросам

#M12291 820001356избирательной системы#S, режима чрезвычайного положения,

статуса высших #M12291 820001487исполнительных#S и судебных #M12291

820002405органов государства#S и т.п. О.з. известны в основном #M12291

820001652конституционному праву#S стран романской системы права (Франция,

Испания, Румыния, Чили и др.). В Бразилии О.з. называются дополнительными

законами.

Обыкновенные законы -

#G0Кодификация - процесс сведения к единству #M12291 820002215нормативно-

правовых актов#S путем переработки их содержания. К. всегда носит

официальный характер. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего

нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части

#M12291 820002215нормативно-правовых актов#S, формируется структура

кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. В настоящее

время примером К. в РФ является работа над #M12291 820002057Налоговым#S

кодексом РФ, который должен заменить большое число действующих #M12291

820002057налоговых#S законов.

#G0Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) - в

материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или

конституционных #M12291 820002313обычаев#S, которые прежде всего

провозглашают и гарантируют права и свободы человека и #M12291

820000853гражданина#S, а равно определяют основы общественного строя, форму

правления и территориального устройства, основы организации центральных и

местных органов власти, их #M12291 820001610компетенцию#S и

взаимоотношения, гос. символику и столицу; в формальном смысле представляет

собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по

отношению ко всем остальным законам. К - наивысшая правовая форма, в

которой официально закрепляются ценности, #M12291 820001460институты#S и

нормы конституционного строя, основы гос.-правового регулирования

качественных общественных связей и отношений государственной власти. К. -

признак государственности. Различаются также понятия юридической и

фактической К. Юридическая К., в материальном и формальном смысле, это

всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг

общественных отношений, фактическая К. - это сами такие отношения, т.е. то,

что реально существует. По форме К. делятся на кодифицированные,

некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если

она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные

вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются

несколькими писаными актами, то К. является некодифицированной. К.

смешанного типа включают в себя не только парламентские законы и судебные

прецеденты, но также #M12291 820002313обычаи#S и доктринальные толкования,

т.е. являются частично писаными. По способу внесения в них изменений К.-и

делятся на гибкие и жесткие. Первые могут быть изменены путем принятия

обычного закона. Вторые могут быть изменены только путем специальной

усложненной процедуры, требующей, как пр., квалифицированного большинства

голосов членов парламента, а иногда также проведения референдума для

утверждения поправок к К., ратификации этих поправок определенным числом

субъектов федерации и т.п. По срокам действия К.-и делятся на постоянные и

временные.#S

27. Подзаконный нормативный акт и его виды.

#G0Подзаконный акт - правовой акт #M12291 820002405органа государственной#S

власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются

на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а.

относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства

РФ, акты Центрального банка РФ, #M12291 820001983министерств#S,

государственных комитетов и других органов #M12291

820001487исполнительной#S власти, а также постановления палат Федерального

Собрания РФ, решения судов и #M12291 820000206арбитражных судов.#S

28. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц:

а) вступление в действие по времени:

- с момента принятия;

- с момента подписания;

- со времени указанного в самом нормативном акте;

- по истечению указанного срока (10 дн.) после опубликования (Российская

газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета).

- поэтапно (частями) (УК РФ, НК РФ).

б) прекращение действия по времени:

- по истечении срока на которым был рассчитан;

- в виду принятия нового акта по этому вопросу;

- в случае введения в юридическую силу международного договора (право

приоритета) противоречащего действующему нормативному акту;

- в случае признания акта утратившим силу;

- в случае признания акта не конституционным;

- в случае признания акта недействующим на территории страны (РФ признала

действие законов СССР на территории государства, отменить их нельзя, но

можно признать недействующим на территории РФ).

в) действие в пространстве: общее правило - нормативный акт действует на

той территории, на которую распространяется юрисдикция органа его

принявшего (ГД РФ – Россия, ЗС РК – РК).

д) действие по кругу лиц: общее правило – нормативный акт распространяется

на тех лиц, в отношении которых распространяется юрисдикция органа его

принявшего (общефедеральные на все население РФ; искл. инвалиды, беженцы,

перемещенные лица, воинская служба). Могут быть лица находящиеся на

территории страны, но не подпадающие под юрисдикцию государства –

дипломаты.

29. Система права: понятие и основные компоненты.

Система права - #G0строение #M12291 820002127национального#S права,

заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне

согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и #M12291

820001461институтами права#S. Отрасли права делятся на #M12291

820001461институты права#S Например, такая отрасль права, как #M12291

820000865гражданское право#S, делится на #M12291 820001461институты права#S

собственности, #M12291 820002330обязательственного права#S, авторского

права, права #M12291 820002108наследования#S и др.

Правовая система –

Система права сочетается с другими понятиями правовой системы:

СП (внутренняя система) < ПС (все права)

СП (теория + НА) > СЗ-ва (НА)

Система права – объективно обусловленное внутреннее построение права,

которое выражается в объединении и рассмотрении нормативных материалов в

определенной последовательности:

НП (норма права) < ПИ (правовой институт) < ОП (отрасль права) < ОС

(отраслевая семья) < СП

#G0Институт права - обособленная группа юридических норм, регулирующих

однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль

права. Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения

регулируются нормами различных отраслей права. Тогда И.п. могут

образовывать нормы двух и более отраслей права.

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений

внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых

по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне

согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и

институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное

подразделение с.п., включающее в себя правовые нормы, регулирующие

определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и

обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например,

нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и

обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.

Отрасль права в свою очередь обычно делится на составные части, именуемые

правовыми институтами. В правовой институт входят нормы, регулирующие

однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное

право делится на такие институты как порядок заключения и прекращения

брака, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей,

алиментные обязательства членов семьи и др.).

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты