Теория государства и права

одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. –

власть делегированная народом своим представителям, первичная власть.

Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также

систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических

государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291

820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291

820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно

#M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291

820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых

случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке

делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S.

Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.

принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам

парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части

парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней,

Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.

#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна

из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и

подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.

делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования

(административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического

представительства, полномочия по осуществлению различного рода

административного контроля, а также иногда и #M12291

820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или

чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему

гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр.

конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в

парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских

республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на

деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в.

целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291

820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках

смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под

непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы

государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в.

осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и

#M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924

1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S,

#M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им

аппаратом).

#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей

самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S).

Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия,

т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских,

административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном

процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному

толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ,

#M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание

судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных

полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или

задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов,

регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а

также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по

осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах

осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных

категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и

специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на

т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются

только судами (в т.ч. единолично судьями).

12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.

#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на

праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством

ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит

стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.

П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика

конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное

подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный

суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,

связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по

отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и

#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную

основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291

820001931международного права#S над нормами #M12291

820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937

1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1

Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий

современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство

права» = П.Г.

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины

и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее

отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,

Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными

философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон

Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине

воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного

воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические

начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство

противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали

бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка

и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое

государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики

СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.

П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института

власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли

скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,

ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается

демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,

последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и

гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает

не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной

деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по

произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и

иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной

мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая

иная деятельность государства, детально регламентируется специальным

законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого

вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является

последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг

от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над

другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы

человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а

также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере

экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,

достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете

каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от

пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным

объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом

государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не

нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы

других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в

России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в

результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,

принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному

конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской

Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть

демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с

этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его

конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о

порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,

права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее

многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,

а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3

КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,

многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод

человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную

неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на

свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и

слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и

пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.

Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ

непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство

государственных органов: выборность представительных и законодательных

органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип

верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового

гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского

гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом

гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и

имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также

Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,

защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы

человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории

РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий

множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих

монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю

представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и

должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,

совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.

Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.

использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.

связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали

идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве

закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но

идея П.Г. осталась.

Принципиально важным является конституирование государства Российской

Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых

буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности

государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они

являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования

России, нежели свершившимся фактом.

Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов,

в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.

Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не

сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,

что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет

уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью

власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется

принцип прямого действия Конституции.

Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по

преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить

реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995

г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"

было признано необходимым силами научных и практических работников

разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс

построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение

экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной

основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых

закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той

мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны

покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и

свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и

систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное

действие законов.

14. Понятие права и его признаки.

Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой

государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию

общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П.

в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в

субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,

каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает

специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S,

Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее

основополагающим является деление П. на международное, создаваемое

совместной волей двух и более государств (см. #M12291

820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S,

целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С

научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать

"географическим". В современное мире наибольшее распространение получили

следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-

германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская.

Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в

отдельную систему также право т.н. "социалистических государств".

Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд

госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как

формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов,

которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291

820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.

Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию

РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559

1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей

формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным

зaконом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты