одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. –
власть делегированная народом своим представителям, первичная власть.
Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также
систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических
государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291
820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291
820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно
#M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291
820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых
случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке
делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S.
Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.
принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам
парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части
парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней,
Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.
#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна
из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и
подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.
делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования
(административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического
представительства, полномочия по осуществлению различного рода
административного контроля, а также иногда и #M12291
820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или
чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему
гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр.
конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в
парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских
республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на
деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в.
целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291
820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках
смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под
непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы
государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в.
осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и
#M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924
1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S,
#M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им
аппаратом).
#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей
самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S).
Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия,
т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских,
административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном
процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному
толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ,
#M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание
судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных
полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или
задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов,
регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а
также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по
осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах
осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных
категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и
специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на
т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются
только судами (в т.ч. единолично судьями).
12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.
#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на
праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством
ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит
стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.
П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика
конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное
подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный
суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,
связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по
отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и
#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную
основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291
820001931международного права#S над нормами #M12291
820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937
1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1
Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий
современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство
права» = П.Г.
Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины
и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее
отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,
Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными
философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон
Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине
воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного
воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические
начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство
противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали
бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка
и произвол.
1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.
1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».
1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое
государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики
СНГ.
Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.
П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института
власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли
скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,
ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).
В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается
демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,
последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и
гарантируются права и свободы каждого человека.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает
не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей
юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы
правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов
общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной
деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по
произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и
иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной
мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая
иная деятельность государства, детально регламентируется специальным
законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого
вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
Другим непременным признаком правового государства является
последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг
от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над
другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы
человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а
также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере
экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,
достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете
каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от
пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным
объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом
государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не
нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы
других лиц.
13. Идея правового государства и становление новой государственности в
России.
Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в
результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,
принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации
(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному
конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской
Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.
Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть
демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с
этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его
конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о
порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,
права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем
суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее
многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3
КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,
многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную
неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на
свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и
слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и
пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.
Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ
непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство
государственных органов: выборность представительных и законодательных
органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип
верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового
гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского
гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом
гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и
имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также
Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,
защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы
человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории
РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий
множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих
монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю
представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и
должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,
совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.
В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.
Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.
использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.
связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали
идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве
закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но
идея П.Г. осталась.
Принципиально важным является конституирование государства Российской
Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых
буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности
государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они
являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования
России, нежели свершившимся фактом.
Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов,
в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.
Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не
сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,
что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет
уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью
власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется
принцип прямого действия Конституции.
Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по
преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить
реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995
г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"
было признано необходимым силами научных и практических работников
разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс
построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение
экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной
основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых
закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той
мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны
покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и
свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и
систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное
действие законов.
14. Понятие права и его признаки.
Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой
государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию
общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П.
в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в
субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,
каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает
специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S,
Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее
основополагающим является деление П. на международное, создаваемое
совместной волей двух и более государств (см. #M12291
820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S,
целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С
научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать
"географическим". В современное мире наибольшее распространение получили
следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-
германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская.
Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в
отдельную систему также право т.н. "социалистических государств".
Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд
госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как
формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов,
которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291
820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.
Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию
РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559
1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей
формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным
зaконом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12