Теория государства и права

из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В

случае нарушения союзной конституции или #M12291

820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия

принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных

элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как

правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли

#M12291 820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении

структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия,

Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291

820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на

смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В

теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится

различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия),

конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная

Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между

централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих

конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США,

ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и

асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей

(США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей

(РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10

авт. округов - всего 89 субъектов).

#G0Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза

государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой

суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-

правовой, так и гос, организации.

#G0Европейские Сообщества - объединение трех формально самостоятельных, но

взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского

объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского

сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224

195588856 2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554

3452098266Европейского экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957

г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество

др. Европейских интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в

соответствии с Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые

органы трех сообществ. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских

соглашений (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающих создание к концу

XX века политического союза, включая общую #M12291 820002263оборону#S и

валютно-финансовую систему Е.С. стали именоваться #M12293 0 820001196

468716681 3789495318 1328294600 10 468718556 293496503 531746631

4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С. используют введенный в

1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на

котором символизирует совершенное единство #M12291 820002089народов#S

Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к радости"

Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве

европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.

#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью,

состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика

Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291

820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле

используется понятие "свобода союзов".

#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых

суверенных государств, возникших в результате распада британской

колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих

на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях

содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-

членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте

1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во

внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971)

подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества,

действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество

состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий

признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского

короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-

губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей.

Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291

820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное

сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н.

входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта

форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает

освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291

820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи

при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и

правительств.

Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291

820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне

#M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291

820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии

согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет

представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет

Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа

Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их

финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291

820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата).

7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование).

8. Секретариат.

Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S,

признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества,

состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два

года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным

секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность

Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.),

15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации,

контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2)

мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З)

программы помощи развитию.

#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное

объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества

Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г.

представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины.

Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного

Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г.,

ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с

указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие

равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и

государств в области политики, экономики, культуры, образования,

здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и

иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291

820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных

обязательств.

В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11

государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников

Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через

координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной

основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками

Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным

образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности

и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-

стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут

уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или)

нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с

согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов

бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы

Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в

соответствии со своими конституционными процедурами выполнение

международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и

соглашений бывшего Союза ССР.

На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская

Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика

Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S,

Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения,

Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала

Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом

пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными

#M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими

органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S

Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291

820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291

820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ,

Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291

820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет

по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой

деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел

государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и

социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по #M12291

820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ, Совет

руководителей государственных информационных агентств СНГ,

межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,

Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по

сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия

по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ,

Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями

в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-

участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких

союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г.

соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также

Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

10. Государственно-политический режим.

Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291

820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов,

методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в

обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и

функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация –

поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и

референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит

от того, на сколько сильно государственная власть формируется и

контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще

всего наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет

демократический, либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и

тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях

государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический

характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом

отражается на их содержании. Можно разделить на демократический,

антидемократический и переходный.

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему

приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и

политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в

конституциях государств (не считая распространенных указаний на

демократический характер государства), однако почти всегда самым

непосредственным образом отражается на их содержании.

Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды

государственно-политических режимов: демократический, либеральный,

авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,

выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство

благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и

тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть

тоталитаризм.

#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos

- народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства,

основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0

820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090

2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство

#M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав

человека. Формой ее реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с

рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой системой #M12291

820002093нaродного предстaвительствa#S. Д. как форма гос.-политического

устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние Афины). В совр.

обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства,

осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и политических

свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона,

конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д,

(основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291

820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.

(решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291

820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом

государстве.

#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная

для антидемократических политических. режимов. Характеризуется

сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа,

отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати),

подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.

В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от

умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов #M12291

820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой крайней

формой А. является тоталитаризм.

#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1)

одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его

полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической

ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в

отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в

фашисткой Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в

Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.).

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291

820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией

фашисткой Германии и Италии.

11. Разделение властей в современном государстве.

Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за

разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и

организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о

правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти.

Обосновал верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.

XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть

принципа разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее

определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления

государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов:

Англия – образование парламента – законодательного органа.

Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9

3 поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,

рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-

министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –

право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1

голос).

#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты