Технология, организация и планирование портовых перегрузочных работ
p align="left">С клиентурой морского порта, автотранспортными предприятиями, агентскими представительствами порт устанавливает отношения на основе местных договоров, заключаемых сроком на год и устанавливающих обязанности и ответственность сторон в решении вопросов производственного характера.

К обработке судов в портах прямое отношение имеют контрольно-пропускной пункт, иммиграционные власти, таможня, ветеринарно-карантинный пограничный пункт и агентство «Инфлот», а также Государственная хлебная инспекция, санитарно-карантинная инспекция, Государственная служба по карантину растений, Инспекция по качеству экспортно-импортных товаров, Торгово-промышленная палата, пожарная инспекция и т. д. Права и обязанности, названных организаций определяются их уставами, а взаимоотношения с портами -- специальными правилами, положениями и инструкциями. Производственная деятельность порта находится в зависимости от этих учреждений и организаций. Порт, например, не может приступить к обработке судна, прибывшего из-за границы, без предварительного выполнения на нем пограничных и таможенных формальностей и т. п.

Перед началом работ порт должен информировать соответствующие организации и согласовывать порядок работ.

6. ГРУЗООБОРОТ ПОРТА

Под экономическим грузооборотом понимают количество тонн груза, погруженного и выгруженного в порту с судов, включая перегрузку на рейде, за определенное время (сутки, месяц, квартал, год) независимо от того, чьими силами и средствами произведена эта перегрузка.

Перевалочным грузооборотом или грузопереработкой называют количество груза, перегруженного только силами и средствами порта, привлеченной рабочей силой и арендованными средствами за определенное время (сутки, месяц, квартал, год).

И экономический грузооборот, и грузопереработка характеризуются объемом, структурой и ритмичностью. Объем экономического грузооборота выражается в физических тоннах.

Физической называют тонну груза, которая в процессе перегрузки пересекла линию причала только один раз. К физическим, относят также тонны груза, перегруженные на рейде по варианту судно - судно, если они вторично не перегружались у причала.

Объем грузопереработки выражается в физических тоннах и тонно-операциях.

Тонно-операцией называют законченное перемещение одной тонны груза с одного транспортного средства на другое (с судна в вагон, автомашину или обратно, с судна на судно) и с одного, склада на другой. Перемещения груза в пределах одного склада к тонно-операциям не относят.

Объем экономического грузооборота учитывают по грузовым документам (коносаментам, погрузочным ордерам), объем перевалочного грузооборота - по нарядам-заданиям портовым рабочим на перегрузку груза. Экономический грузооборот по объему может не совпадать с грузопереработкой, выраженной в физических тоннах. Он может быть больше грузопереработки в тех случаях, когда на территории порта есть организации, производящие загрузку и разгрузку судов своими силами и средствами. Например, нефтебаза, которая своими силами и средствами грузит нефтеналивные суда. В некоторых случаях грузопереработка в физических тоннах может быть больше экономического грузооборота. Например, порт грузит на суда грузы, бункерное топливо, не оформляемые грузовыми документами.

Перевалочный грузооборот или грузопереработка в физических тоннах - основной показатель производственной деятельности порта. Объем грузопереработки составляет производственный план порта.

Объем экономического и перевалочного грузооборотов данного порта определяет величина входящих и исходящих грузопотоков через данный порт. В свою очередь, величина грузопотоков зависит от объемов производства и потребления районов, тяготеющих к порту. Основой плана грузопереработки является план перевозок, для выполнения которого могут разрабатываться мероприятия по развитию производственных мощностей портов.

Величина грузооборота не дает полной характеристики экономического значения порта. Для характеристики порта необходимо знать и структуру грузооборота, под которой понимают соотношение прибытия и отправления грузов, распределение груза по видам плавания и его номенклатуре. С точки зрения организации работы порта наиболее благоприятным условием следует считать случай, когда количество грузов, прибывающих в порт морем, по объему и трудоемкости будет равно количеству грузов, отправляемых из порта морским путем. В таком случае создается возможность координации работы морского транспорта со смежными видами транспорта. При односторонних грузопотоках возникает трудность в подаче порожних транспортных средств под загрузку, поэтому необходимо создавать в порту складские емкости для накопления грузов. Кроме того, требуется дополнительная перевалка грузов внутри порта, что приводит к увеличению себестоимости перегрузки.

По видам плавания грузооборот распределяется на заграничное (экспорт и импорт), большой и малый каботаж. Под заграничным плаванием понимают перевозку грузов между российскими и иностранными портами. Экспорт - это вывоз грузов из российских портов в иностранные, импорт - ввоз грузов из иностранных портов в российские. Большой каботаж - это перевозка грузов между российскими портами, расположенными в разных бассейнах. Малый каботаж - это перевозка грузов между российскими портами, расположенными в одном бассейне.

На работу порта большое влияние оказывает равномерность поступления грузов - ритмичность, т. е. распределение грузооборота по месяцам года. Как правило, грузы поступают в порт неравномерно, и это создает определенные трудности в организации работы порта в целом и в частности, загрузке рабочей силы, оборудования и складов. Неравномерность поступления грузов в порт вызывается климатическими условиями порта (замерзаемость), сезонностью грузопотоков (перевозка продуктов сельского хозяйства), политическими факторами (забастовки в иностранных портах, война и т. д.), условиями запродажи грузов (при болыпих закупках товаров и коротких сроках их вывоза).

Степень неравномерности грузооборота характеризуется коэффициентом месячной неравномерности

Кн= gmax.мес. /g. (1)

Где: gmax.мес. - максимальный месячный грузооборот, т;

g - среднемесячный грузооборот, т.

Среднемесячный грузооборот

Q = Q/l2, (2)

Где: Q -- годовой грузооборот, т.

Как экономический, так и перевалочный грузооборот является основным показателем, характеризующим порт.

7. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТА

Под пропускной способностью понимается максимальное количество тонн груза, которое порт может в соответствии со своими производственными возможностями погрузить на суда и выгрузить с судов за определенный период.

Важнейшим показателем, характеризующим возможности порта, является его пропускная способность, которая всегда выше грузооборота или, в крайнем случае, должна быть равна ему. В последнем случае порт работает на пределе своих возможностей. На пропускную способность порта влияют следующие факторы:

Ш параметры подходных каналов, обеспечивающих ввод и вывод судов из порта;

Ш количество, конструкция, техническое состояние и глубины действующих причалов;

Ш степень технического оснащения (количество, типы, грузоподъемность перегрузочных машин и устройств);

Ш количество, вместимость, конструкция и расположение складов;

Ш развитие железнодорожных путей в порту и на предпортовой железнодорожной станции и автомобильных дорог;

Ш род грузов, проходящих через порт;

Ш технология перегрузочных работ;

Ш обеспечение плавсредствами служебно-вспомогательного флота;

Ш количество, состояние, конструкция и грузоподъемность средств внутрипортового транспорта;

Ш состояние электрохозяйства, связи, водоснабжения и т. д.;

Ш типы судов, посещающих порт (главные размерения, количество люков, наличие палуб, раскрытие трюмов, расположение машинного отделения и т. д.);

Ш организация перегрузочных работ в порту.

Пропускная способность порта в целом зависит от пропускной способности отдельных его элементов, входящих в состав технологических перегрузочных комплексов. Поэтому пропускную способность порта обычно оценивают по суммарной пропускной способности его перегрузочных комплексов, состоящих из причалов» складов, железнодорожных путей и т. д.

Суточная пропускная способность причала:

Псут = 24Dч з/(tгр + tвсп), (3)

Где Dч -- грузоподъемность судна расчетного типа при перевозке соответствующих грузов, т;

з -- коэффициент использования части грузоподъемности при обработке судна на данном причале или коэффициент загрузки, если судно полностью обработано на данном причале;

tгр -- время занятости причала под грузовыми операциями, ч;

tвсп--время, планируемое на выполнение вспомогательных операций, несовместимых с перегрузочными работами, ч.

Время занятости причала под грузовыми операциями:

tгр = Dч з/Рл (4)

Где: Рл -суммарная средневзвешенная производительность технологических линий причала, т/ч.

Время занятости причала под вспомогательными операциями устанавливают по действующим нормам обработки судов в портах, а при проектировании порта - по Нормам технологического проектирования морских портов.

Годовая (навигационная) пропускная способность причала:

Пг. = 30Псут. Кзан. Кмет. nмес / Кн. (5)

Где: Кзан - коэффициент занятости причала грузовыми и вспомогательными операциями. В расчетах принимается равным 0,45--0,75 в зависимости or отношения строительной стоимости причала к стоимости расчетного типа судна и расчетного количества судов в месяц наибольшей загрузки;

Кмет - коэффициент, учитывающий перерывы в работе по метеопричинам,

Кмет = (720 - tмет) / 720. (6)

Где: Кмет - число часов в месяце, прерывающих обработку судна;

nмес - число месяцев навигации;

Кн - коэффициент месячной неравномерности грузооборота.

Пропускной способности причала должна соответствовать пропускная способность его складов и железнодорожных путей, что в целом определит пропускную способность перегрузочного комплекса.

Пропускная способность действующего склада:

Пскл = Ескл. Поб / Кскл, (7)

Где: Ескл - вместимость склада, т;

Поб - сменность груза на складе (число оборотов склада) в расчетном периоде;

Кскл - коэффициент, учитывающий необходимое превышение вместимости склада в зависимости от условий ввоза и вывоза груза и формы организации движения судов.

Вместимость склада:

Ескл = Fq Kc, (8)

Где: F - площадь склада, м 2;

q - допускаемая или эксплуатационная нагрузка на 1 м2, т;

Кс - коэффициент, учитывающий использование вместимости склада,

К =(F - Fn) / F. (9)

Fn - площадь проездов, проходов, разрывов между штабелями, конторы склада, т. е. площадь склада, не занятая грузом, м2.

Сменность груза на складе:

Поб = t/tхр, (10)

Где: t - продолжительность расчетного периода, сут;

tхр - средний срок хранения 1 т груза, сут (значение tхр можно получить по тонно-суткам хранения из амбарных книг).

При расчете пропускной способности проектируемого склада, приведенные выше, коэффициенты определяют, по Нормам технологического проектирования морских портов, а действующего склада - по отчетным данным.

Суточная пропускная способность железнодорожного пути, на котором производят загрузку-разгрузку вагонов:

Пжд == mc qн К мет, (11)

Где: m - максимальное число вагонов в одной подаче по фронту;

с - число подач вагонов в сутки;

qн - норма загрузки одного вагона данным грузом, т.

Максимальное число вагонов по фронту в одной подаче:

M = Рл.в Пл / qн (12)

Где: Рл.в - средневзвешенная производительность перегрузочной линии, работающей на вагоны, т/ч;

Рл.в. - число линий.

Количество подач вагонов на фронт грузовых работ:

С = 24/tгр.в +tм). (13)

Где: tгр.в - время обработки вагона (подачи) по узловому соглашению, ч;

tм - время маневров по подаче одной ставки вагонов.

Важнейшая задача портов, действующих в современных условиях, - повышение пропускной способности, которую можно выполнить двумя путями: первый - увеличить количество причалов, складов и других элементов портового хозяйства за счет строительства новых; второй - увеличить производительность отдельных элементов портового хозяйства, реконструируя и заменяя устаревшее оборудование, внедряя передовую, прогрессивную технологию, научную организацию труда, совместное непрерывное планирование работы флота, портов и смежных видов транспорта, пакетные перевозки, специализацию причалов, районов и в целом портов. Если первый путь повышения пропускной способности требует больших капиталовложений, трудоемок и длителен, то второй отличается относительно невысокими, быстро окупающимися затратами и не требует длительного времени.

8. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

МОЩНОСТЕЙ ПОРТОВ

Под специализацией понимают такую организацию производства, при которой предприятие использует имеющиеся в распоряжении мощности для выпуска одного определенного вида или ограниченного числа видов продукции с высоким качеством и при минимальных затратах. Применительно к портам специализация означает, что причал или группа причалов приспосабливаются к перегрузке одного или нескольких однородных грузов либо грузопотока одного направления перевозки. Таким образом, в портах применяется специализация производственных мощностей по роду груза и по направлению перевозки.

Наиболее эффективной является специализация по роду груза. Она позволяет оборудовать причал, склад и участки обработки вагонов и автомобильного транспорта высокопроизводительной специальной техникой, создать специализированные комплексы. Рабочие, перегружая однородные грузы, приобретают устойчивые навыки труда и добиваются максимальной производительности.

В качестве примера такой специализации можно назвать специальные перегрузочные комплексы: для руды в порту Восточный, крупнотоннажных контейнеров во Владивостоке, технологической щепы в порту Ванино и др.

Глава 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОРТА

И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

9. ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Всякий производственный процесс в любой отрасли имеет более или менее сложную технологию, под которой понимается совокупность способов и средств получения продукции. Перемещение грузов является продукцией работы транспорта, в том числе и морского. Поэтому транспортная технология представляет собой технологию перемещения.

Морской и речной транспортные процессы состоят из перевозки грузов транспортными средствами между портами отправления и назначения и из перегрузки грузов в портах с одних транспортных средств на другие, т. е. с водных на сухопутные или наоборот, а также с одних водных транспортных средств на другие. В соответствии с этим технология морского и речного транспортного процесса состоит из двух основных составных элементов: технологии перевозок и технологии перегрузочных работ.

Под технологией перевозок понимают способы размещения и крепления грузов на судах и систему действий, совершаемых на судне предварительно и в течение рейса для предупреждения порчи и повреждения грузов. Конкретная технология перевозок предусматривает использование определенных технических средств, необходимых для ее реализации: судов соответствующего типа с грузовыми помещениями нужной конфигурации и размеров; средств укрупнения грузов (контейнеров, трейлеров, поддонов, строп-лент и т. д.), сепарационных (подкладочных и прокладочных) и крепежных приспособлений и материалов; вентиляционных и рефрижераторных систем и т. д.

Под технологией портовых перегрузочных работ понимают характер и последовательность действий, совершаемых с грузом при его перемещении с одних транспортных средств на другие через склад или минуя его. Каждая конкретная технология перегрузочных операций предусматривает использование определенных технических средств, необходимых для ее реализации (строительных сооружений, подъемно-транспортных машин и технологической оснастки), и устанавливает потребное количество рабочих, их расстановку и методы производства работ.

Под технологической оснасткой подразумевают грузозахватные устройства к подъемно-транспортным машинам, инструмент и вспомогательные технологические приспособления, применяющиеся при перегрузочных работах. Перемещение грузов в порту в ходе осуществления технологических процессов может совершаться по различным вариантам.

Под вариантом работы понимают перегрузку с одного вида транспорта на другой, с транспорта на склад или обратно, а также внутрипортовое перемещение (из одного склада в другой). Вариант работы характеризуется начальным и конечным местоположением груза.

Например, вариант судно -- склад означает перегрузку груза из судна на склад порта вариант судно -- вагон -- выгрузку груза из судна и погрузку в вагон, минуя склад. В отечественных портах применяют следующие основные варианты работы: судно -- вагон, судно -- автотранспорт, судно -- склад, судно -- судно, вагон -- судно, вагон -- склад, автотранспорт -- судно, автотранспорт -- склад, склад -- склад и склад -- судно.

Варианты работы, при которых груз перемещают с одного вида транспорта на другой, называют прямыми, варианты работы, связанные с прохождением груза через склад, - складскими. Технологические процессы перегрузочных работ по всем вариантам состоят из технологических операций.

Под технологической операцией понимают совокупность действий, совершаемых с грузом в ходе технологического процесса на определенном рабочем месте (в трюме, вагоне, на складе, на причале и т. д.). В связи с этим различают судовую, вагонную, кордонную (причальную), внутрипортовую транспортную, передаточную, складскую и автотранспортную операции, а также операции по наполнению и опорожнению контейнеров, контейнерных тележек (ролл-трейлеров) и других средств укрупнения грузов. Место производства судовой, контейнерной, вагонной и складской операций определено самим названием. Кордонная (причальная) операция представляет собой перемещение груза из судна на причал или непосредственно на другие транспортные средства либо склад в зоне действия прикордонного крана и обратно. Внутрипортовая транспортная операция -- перемещение груза по территории порта между местами выполнения перегрузочных работ (причалом, складом, вагоном и т. д.). Передаточная операция является промежуточной и представляет собой передачу груза от одной подъемно-транспортной машины к другой. Она следует, как правило, за кордонной и складской операциями или предшествует им. Автотранспортную операцию выполняют в кузовах и на прицепах магистральных автотранспортных средств, осуществляющих завоз грузов в порт или вывоз их из порта.

Операции технологического процесса состоят из сочетания различных элементов: формирования «подъема» из отдельных грузовых мест, т.е. взятия из штабеля, перемещения, укладки на средство укрупнения; застропки (захвата) груза перегрузочной машиной, т. е. подхода рабочего, застропки, предварительного натяжения стропов, проверки правильности застропки; подъема и переноса груза перегрузочной машиной с необходимым маневрированием и нацеливанием на место установки; отстропки «подъема»; холостого хода машины без груза и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты