Разработка оборудования для уплотнения балластной призмы
p align="left">8. Себестоимость за вычетом материальных затрат:

;

Капитальные затраты на модернизацию машины ВПО - 3 - 3000 равны:

K = Зсеб.=77970 руб.

По формуле (4.1) определим расчётный показатель экономической эффективности капитальных вложений на модернизацию ВПО - 3 - 3000:

Срок окупаемости:

;(4.18)

Так как количество рабочих дней в году равно 100 дн/год, то модернизация машины ВПО - 3 - 3000 окупится за 22 дня работы машины.

Таким образом, выполненный расчёт показывает, что модернизация машины ВПО - 3 - 3000 экономически выгодна.

5. ОХРАНА ТРУДА

Задание: Разработать мероприятия по снижению уровня шума и вибрации в кабине управления рабочими органами машины ВПО - 3 - 3000.

5.1 Действие шума на организм человека. Нормирование шума

Многочисленными медицинскими исследованиями доказано вредное влияние на человека продолжительного шума высокой интенсивности. Вредное действие шума проявляется во влиянии на центральную нервную систему. При длительном действии повышенного шума возникают такие явления, как раздражительность, апатия, подавленное настроение, ослабление памяти и др. Замедляется скорость психических реакций, снижается темп работы, ухудшается качество переработки информации. Со стороны сердечнососудистой системы наблюдается повышение артериального давления.

Норма шума путевых машин тяжёлого типа устанавливается производственной санитарией.

Для рабочих мест путевых машин уровень звука допустимый равен: УЗ - 85 дВА (эквивалентен).

В кабине управления ВПО-3-3000 шум превышает нормы на 5-10 дВА.

5.2 Действие вибрации на организм человека. Нормирование вибрации

На оператора ВПО-3-3000 воздействует вибрация, вызываемая передвижением и её работой.

Вредное влияние вибрации проявляется в воздействии на функциональное и физиологическое состояние человека. В первом случае это выражается повышением утомляемости, увеличением двигательной и зрительной реакции и, в конечном счёте, приводит к снижению производительности труда и т.д. Во втором случае вибрация способствует развитию нервных заболеваний, нарушению сердечнососудистой деятельности, поражению мышечных тканей и суставов, и, в конечном счёте, приводит к возникновению профессиональных заболеваний.

Обследования показали: длительное воздействие вибрации на оператора путевой машины не только утомляет его и ухудшает самочувствие, но и изменяет отдельные физиологические функции.

Нормы вибрации установлены ГОСТ 12.1012-78 [15, стр. 10], согласно которому характеристиками вибрации являются средние квадратичные значения виброскорости в м/с.

Допускаемое значение виброскорости VДОП = 0,35?10-2 м/с [15, Стр. 168] при f = 24 Гц.

5.3 Выбор вариантов защиты кабины оператора от шума и вибрации

Основной источник шума на виброподбивочных машинах - рабочие органы вибрационного действия (виброплиты и уплотнители откосов).

Чтобы кабина ВПО-3-3000 выполняла функцию защиты от шума, прежде всего, нужно её виброизолировать. Определённый эффект даёт устройство звукоизолирующих зашивок.

Шумообразование в кабине ВПО-3-3000 также создаётся дребезжанием пультов управления и других металлических деталей под воздействием интенсивной вибрации, поэтому для снижения шума целесообразно все металлические части прикреплять через эффективные виброизоляторы. В кабине нужно размещать звукопоглощающие конструкции (Рисунок 5.1).

1 - демпфирующие покрытие; 2 - сталь; 3 - звукопоглощающий слой; 4 - воздушный промежуток; 5 - дерево

Рисунок 5.1 -Схема звукопоглощающей конструкции

Для эффективного снижения вибрации, воздействующей на операторов машины ВПО-3-3000 разрабатывают виброизолированную площадку, на которой устанавливают подрессорсное сиденье (рисунок 5.2)

1 - спинка сиденья; 2 - стойка; 3 - площадка виброизоляционная; 4 - вертикальные пружина (виброизоляторы)

Рисунок 5.2 - Подрессорсное сиденье

5.4 Расчёт параметров защиты от вибрации

За основной источник шума и вибрации в кабине оператора примем работу основных виброплит.

Исходные данные:

Мощность электродвигателей виброплиты, кВт55

Вынуждающая сила каждой виброплиты, кН250

Амплитуда колебаний виброплиты, мм6

Частота колебаний, Гц35

Масса машины, т93

Определить основные параметры пружинных амортизаторов виброизоляционной площадки.

При постановке задачи в исследуемую механическую систему выделили две подсистемы: источник возмущений и объект защиты, соединённые между собой связям. Силы, возникающие в связях R и R', вызывающие колебание объекта, называются динамическими (рисунок 5.2).

Связи, передающие объекту динамические возмущения частично, называются виброизоляционными, а сами устройства виброизоляторами (ВИ).

В расчёте приняты следующие условия:

- Источник возмущений и объект защиты считаются абсолютно твёрдыми телами, движущимся поступательно вдоль одной вертикальной оси Z;

- Приложенные к системе внешние силы FВ, а также внутренние R и R' считаются направленными вдоль той же оси Z (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3 - Схема к расчету параметров защиты от вибрации

Определим виброскорость вынужденных колебаний V, м/с:

,(5.1)

где f - частота возмущающей силы, Гц (f =35 Гц); AZ - амплитуда колебаний установки, м.

,(5.2)

где - возмущающая сила, Н (=250кН); - масса амортизационных частей установки, кг ; - круговая частота, с-1 (=f=219,8 c-1); - коэффициент перегрузки (=1,3).

,(5.3)

где - масса площадки, кг (= 100кг); -масса оператора, кг (=80 кг).

;

;

.

Параметры вибрации значительно превышают допустимое значение VДОП=0.35?10-2 м/с, что требует создания виброзащитных устройств.

Допустимая амплитуда колебания основания виброзащитной площадки [16].

Коэффициент виброизоляции м:

,(5.3)

.

Частота собственных колебаний площадки f0, Гц:

,(5.4)

.

Необходимая суммарная жёсткость виброзащитной системы:

,(5.5)

где щ0 - круговая частота собственных колебаний виброизолированной установки, с-1.

;(5.6)

;

.

Жёсткость одной пружины ', Н/м:

'=/,(5.7)

где - количество амортизаторов, шт.( N=4).

'=/=.

Статическая нагрузка на одну пружину, Н:

,(5.8)

где - ускорение свободного падения, м/с2.

.

Динамическая нагрузка , Н:

(5.9)

.

Расчётная нагрузка на пружину , Н:

,(5.10)

.

5.4.1 Расчёт цилиндрической пружины

Диаметр прутка, м:

,(5.11)

где - коэффициент, определённый по графику (=1,2); - расчётная нагрузка на пружину, Н (=463,7 Н); - индекс пружины (=10) [10]; - допустимое касательное напряжение, Па (=450Па) [17, стр. 4].

Принимаем =5,6 мм.

Тогда средний диаметр пружины, мм:

,(5.12)

.

Наружный диаметр , мм:

,(5.13)

.

Число рабочих витков пружины :

,(5.14)

где - модуль упругости при сдвиге, Па (=80000 Па) [7.Т3].

.

Число подрезанных витков :

Т.к. , то =.

,(5.15)

.

Высота ненагруженной пружины, м:

,(5.16)

где - шаг пружины, м.

,(5.17)

.

Принимаем ;

Коэффициент устойчивости свободно установленной пружины :

,(5.18)

.

Вывод: условие (5.18) выполняется, окончательно принимаются выбранные параметры.

5.5 Расчёт параметров защиты от шума

Исходные данные:

Размеры кабины:

длина l, м3,5;

ширина b, м2,6;

высота h, м2,3.

Расстояние от расчётной точки до ближайшего источника шума (разрабатываемой виброплиты) Zmin , м.

Определим, находится ли расчётная точка в зоне отражённого поля из условия:

Zmin ? ZПР ,(5.19)

,(5.20)

где - частотный множитель (м= 2,5); B1000 - постоянная помещения на частоте 1000 Гц, м2 (B1000 = 14 м2).

.

Условие (5.19) выполняется, значит, точка расчёта находится в зоне отражённого поля, что позволяет определить величину снижения уровня звукового давления Дl , дБ:

Дl = 10lg(B1/B),(5.21)

где В - постоянная помещения до его акустической обработки, м2; В1 - постоянная помещения после обработки, м2;

,(5.22)

где - средний коэффициент звукопоглощения в помещении до его акустической обработки; - - средний коэффициент звукопоглощения в помещении после акустической обработки; S - площадь внутренней поверхности кабины, м2 (S =44 м2); Sобл - площадь облицовки, м2 (Sобл =35м2); - величина суммарного добавочного поглощения, вносимого конструкцией звукопоглощающей облицовки, м2.

Bi = мiB1000 ,(5.23)

,(5.24)

,(5.25)

,(5.26)

где - реверберационный коэффициент звукопоглощения.

.(5.27)

По рекомендациям выбираем звукопоглощающую облицовку следующей конструкции:

- металлический лист толщиной 1,2 мм, перфорация в «шахмат» 46%, диаметр 6 мм, размер 500х500. ([18] стр.129);

- поропласт полиуретановый ППУ - 3 (МРТУ6 - 05 - 1150 - 68);

- фанерный лист толщиной 4 мм, перфорация по квадрату 25%, диаметр 10 мм, размер 500х500 ([18] стр.10), ([15] стр.214).

Расчёты по формулам (5.21) … (5.27) сводим в таблицу 5.1.

Таблица 5.1 - Результаты расчетов величины снижения уровня звукового давления

Расчётная величина

Среднегеометрическая частота октавных полос, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

1.

0,8

0,75

0,7

0,8

1

1,4

1,8

2,5

2.

11,2

10,5

9,8

11,2

14

19,6

25,2

35

3.

55,2

54,5

53,8

55,2

58

63,6

69,2

79

4.

0,203

0,192

0,182

0,203

0,241

0,308

0,364

0,443

5.

1,827

1,728

1,638

1,827

2,169

2,77

3,27

3,987

6.

0,3

0,48

0,71

0,70

0,79

0,77

0,62

0,59

7.

10,5

16,8

24,8

24,5

27,65

26,95

21,7

20,65

8.

12,327

18,528

26,44

26,32

29,8

29,72

24,97

24,63

9.

0,28

0,421

0,6

0,598

0,677

0,675

0,567

0,559

10.

0,72

0,579

0,4

0,402

0,323

0,625

0,433

0,441

11.

17,1

32

66,1

65,47

92,2

91,4

57,6

55,8

12. /

1,52

3,04

6,74

5,8

6,59

4,6

2,28

1,59

13.

1,8

4,82

8,28

7,63

8,18

6,62

3,57

2,01

В таблице 5.2 приведены данные о требуемом уровне шума в соответствии с ГОСТ 12.01.003 - 83 ([15], стр. 8) и полученном за счёт применения звукопоглощающей облицовки.

Таблица 5.2 - Данные о требуемом уровне шума

УЗД, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Уровни звукового давления в РТ до применения облицовки в кабине

97

95

92

90

87

84

80

74

Допустимые уровни звукового давления по ГОСТ 12.01.003 - 83

99

92

86

83

80

78

76

74

Уровни звукового давления после применения звукопоглощающей конструкции

95,2

90,18

83,7

82,37

78,8

77,38

76,43

72

6. ДЕЗАКТИВАЦИЯ МАШИНЫ ВПО-3-3000 ПОСЛЕ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ

6.1 Необходимость дезактивации

Для определения потребности дезактивации машины необходимо установить степень заражённости поверхностей машины, и, если она окажется более допустимой, произвести дезактивацию.

По [18] определяем, что для дезактивации ВПО-3-3000 потребуется 2 часа.

Степень заражённости поверхностей машины на 8 ч. После возникновения очага заражении:

P= P0 (t/t0)-1.2,(6.1)

где P - ожидаемый уровень радиации, который будет наблюдаться через время t после возникновения очага заражения, мР/ч; P0 - уровень радиации, измеренный на время t0 после возникновения очага заражения мР/ч (P0 = 1000 мР/ч).

P= 1000 (8/6)-1.2 =708 мР/ч

Из справочных данных временная допустимая величина заражения радиоактивными веществами машин и механизмов равна 180 мР/ч.

Следовательно в нашем случае необходимо провести деактивацию выправочно - подбивочной машины ВПО - 3 - 3000 .

6.2 Выбор наиболее эффективного способа дезактивации

В нашем случае принимаем способ удаления радиоактивных веществ - обработкой заражённых поверхностей дезактивирующими растворами с протиранием щётками и ветошью. Расход дезактивирующего раствора при обрызгивании с протиранием щётками - 3 л/м2 , время на обработку 1 м2 - 1 мин.

При протирании ветошью расход дезактивирующего раствора - 0,5 л/м2 , время на обработку 1 м2 - 2 мин.

Учитывая большие габариты машины ВПО - 3 - 3000, дезактивацию следует проводить на месте работ с использованием передвижных средств.

6.3 Технические средства для дезактивации и дезактивирующие растворы

Для дезактивации машин и оборудования применяются 0,15% растворы моющего порошка СФ - 2У (СФ - 2) в воде (летом).

Кроме этих растворов для дезактивации могут применяться:

- водные растворы мыла или других моющих веществ;

- вода;

- растворители (дихлорэтан, бензин, керосин, дизельное топливо и т.д.)

Характеристика дезактивирующих веществ.

Моющий порошок СФ - 2У - однородный мелкодисперсионный порошок от белого до тёмно-жёлтого цвета, хорошо растворяется в воде, при температуре 10 - 15 ?С.

Порошок СФ - 2У расфасовывается в двойные пакеты из плотной бумаги весом 300, 500 и 750 г. Пакеты с порошком упаковываются в ящики весом не более 25 кг.

Моющий порошок СФ - 2 - однородный мелкодисперсионный порошок от кремового до тёмно-жёлтого цвета, хорошо растворяется в воде, легко поглощает влагу, вследствие чего может слёживаться. В отличии от порошка СФ - 2У порошок СФ - 2 обладает меньшими пенообразующими и моющими свойствами. Порошок СФ - 2 расфасовывается аналогично порошку СФ - 2У.

Дезактивирующий раствор на основе порошка СФ - 2У (СФ - 2) приготовляется путём растворения последнего в воде из расчёта получения 0,15% раствора. Растворение порошка надо вести небольшими порциями при перемешивании или взбалтывании.

В качестве технического средства для дезактивации машины ВПО - 3 - 3000 можно использовать автомобильную разливочную станцию АРС - 12У (АРС - 12Д), предназначенную для дезактивации, дегазации и дезинфекции техники. Кроме того её можно использовать для дегазации и дезинфекции местности.

Автомобильная разливочная станция АРС 12 - У представляет собой автомобиль ЗИЛ - 157 (АРС - 12Д - автомобиль ЗИЛ - 151), на котором смонтировано специальное оборудование, состоящее из следующих основных частей: цистерны, механического насоса с приводом, трубопроводов.

Принципиальная схема АРС - 12У показана на рисунке 6.1.

1 - цистерна; 2 - механический насос; 3 - всасывающая линия; 4 - нагнетательная линия; 5 - приёмная труба; 6 - раздаточная труба; 7 - сливная линия

Рисунок 6.1 - Принципиальная схема АРС - 12У

Цистерна 1 служит ёмкостью для растворов и жидкостей. Трубопровод состоит из всасывающей 3 и нагнетательной 4 линий. Во всасывающую линию входят: фильтр, приёмная труба 5 вентиль №2.

Во всасывающую линию жидкость может засасываться либо из цистерны при открытии вентиля №2 и закрытой заглушке приёмной трубы 5, либо из посторонней тары через приёмную трубу5 при закрытом вентиле №2.

В нагнетательную линию входят: колено с отводом к насосу, вентили №1 и №3, вернее (изогнутая) и раздаточная трубы. Для определения давления в нагнетательной линии имеется монитор, установленный в кабине автомобиля.

По нагнетательной линии жидкость от насоса может поступать либо через вентиль №1 в цистерну, либо через вентиль №3 в раздаточную трубу.

На конце раздаточной трубы приварен резьбовой ниппель для присоединения раздаточного коллектора или насадки. Сбоку на конце раздаточной трубы приварен штуцер для присоединения рукава диаметром 10 мм. В нерабочем состоянии на ниппель и штуцер навёртываются заглушки.

Для дезактивации машины с помощью брандспойтов со щётками при использовании АРС - 12 Д необходимо на раздаточную трубу установить восьмиштуцерный коллектор, к которому присоединяются 10 мм раздаточные рукава с брандспойтами и щётками.

Основные технические данные АРС - 12.

Рабочая ёмкость цистерны, л2500

Время снаряжения цистерны механическим насосом, мин8 - 12

Время развёртывания, мин6 - 8

Время свёртывания, мин9 - 15

Количество одновременно обслуживаемых рабочих мест

АРС - 12 Д3

АРС - 12 У5

Обслуживающий экипаж, чел2 - 3

Результаты расчётов по определению количества машин по дезактивации сведём в таблицу 6.1.

Таблица 6.1 - Количество машин по дезактивации

Наименование машины, используемой для дезактивации ВПО - 3 - 3000

Площадь дезактивации поверхности ВПО - 3 - 3000, м2

Расход дезактивирующего раствора, л/м2

Количество машин используемых для дезактивации ВПО - 3 - 3000

АРС - 12 Д

330

3

1

АРС - 12 У

330

3

1

6.4 Организация и порядок производства работ по дезактивации

Полная дезактивация техники проводится следующими способами:

- смывание радиоактивных веществ водными растворами моющих средств, водой и растворителями с одновременным протиранием заражённой поверхности щётками при помощи дегазационных машин, приборов и комплектов;

- смыванием радиоактивных веществ струёй воды под давлением при помощи дегазационных машин и различных насосов;

- удалением радиоактивных веществ прерывистым газокапельным потоком.

Для дезактивации техники в районе её расположения дегазационные машины АРС развертывают с ходу у мест нахождения заражённых объектов. Место развертывания дегазационных машин выбирается с таким расчётом, чтобы одной машиной можно было одновременно обрабатывать 2-4 объекта.

При развертывании дегазационных машин раздаточные рукава подаются к обрабатываемым объектам. Затем с помощью насоса в раздаточные рукава подается дезактивирующий раствор, которым производят дезактивацию машины ВПО-3-3000.

После обработки одной группы объектов дегазационные машины следуют ко второй и последующим группам.

6.5 Меры безопасности при проведении работ по обеззараживанию железнодорожных объектов

Во время проведения работ по обеззараживанию железнодорожных объектов необходимо соблюдать следующие общие правила, исключающие поражение личного состава:

1. Работы по дезактивации, дегазации и дезинфекции должны производится, как правило, в индивидуальных средствах защиты (СИЗ), предварительно проверенных и подогнанных по размеру.

2. В летних условиях во избежание перегрева тела необходимо соблюдать следующие сроки непрерывного пребывания в защитной одежде (таблица 6.2).

Таблица 6.2 - Сроки непрерывного пребывания в защитной одежде

Температура воздуха, ?C

30 и выше

25-30

20-25

15-20

+15 и ниже

Время пребывания в защитной одежде, мин

15-20

30

40-50

90-120

Более 180

Сроки непрерывного пребывания в защитной одежде могут быть увеличены примерно в полтора раза, если погода пасмурная и ветреная. При применении влажного комбинезона время работы в защитной одежде можно увеличить в 3-4 раза.

3. Не снимать СИЗ без приказа старшего.

4. Немедленно докладывать старшему при повреждении или сильном заражении СИЗ и при внезапной слабости и заболевании.

5. Бережно обращаться с обеззараживающими средствами и материалами, не класть на заражённую местность или заражённые предметы.

6. Складывать использованные при дезактивации и дегазации обтирочные материалы в специально вырытые ямы, по окончании работ ямы закапывать; обтирочные материалы, использованные при дезинфекции - сжигать.

7. Избегать соприкосновения с заражёнными предметами, не садиться на них и не прислоняться к ним.

8. Не брать в руки заражённые предметы без предварительной дегазации, дезактивации и дезинфекции мест, за которые необходимо держать предметы.

9. Не принимать пищу, не пить и не курить на месте работ по обеззараживанию.

10. Избегать поднятия пыли и образования брызг.

11. Дегазировать и дезинфицировать после работ площадку, на которой проводилась дегазация или дезинфекция.

12. Соблюдать осторожность с дегазированными изделиями из дерева, кожи, резины.

При проведении дезактивации кроме общих правил необходимо соблюдать следующее:

1. Организовывать дозиметрический контроль облучения и заражённости личного состава.

2. Периодически подвергать дозиметрическому контролю на степень заражённости одежду и приборы, используемые при проведении дезактивационных работ, при необходимости проводить дезактивацию.

3. Периодически проверять заражённость площадки и проводить её обрызгивание водой перед работой и периодически во время работы.

4. Следить за тем, чтобы водоотводные каналы и поглощающие колодцы не переполнялись.

5. Закопать после окончания работ на площадке канавы и поглощающие колодцы, оградить всю заражённую территорию и установить предупредительные знаки.

Отдых личного состава рекомендуется проводить через каждые 30 минут работы на 5-10 минут, а через 2 часа работы - на 20 минут в незаражённом районе, также можно курить, принимать пищу и т.п.

После обеззараживания любых объектов, производится контроль полноты обеззараживания поверхностей и при необходимости обеззараживание повторяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дипломном проекте в целях повышения качества уплотнения балласта при ремонте железнодорожного пути произведена модернизация машины ВПО-3-3000. В частности, разработан устанавливаемый на неё дополнительный подбивочный блок для уплотнения балласта со стороны торцов шпал.

Данный рабочий орган позволяет повышать качество уплотнения балласта за счёт возможности подбивки его под концами шпал, что обеспечивается вновь разработанной конструкцией виброплиты с кинематически жёстким приводом.

Возбудитель колебаний виброплиты с кинематически жёстким приводом обеспечивает стабильный режим работы её при обжатии балласта.

Повышение качества уплотнения балласта модернизированной машиной ВПО-3-3000 позволяет сэкономить затраты ручного труда на выполнение дополнительных работ по подбивке концов шпал пути, которые приблизительно составляют 358 тыс. руб./год.

Кроме того, исключение дополнительных работ по подбивке шпал исключает действия предупреждения работающих о приближении поезда. Поэтому экономия денежных средств будет ещё за счёт сокращения простоев поездов.

Себестоимость модернизации ВПО-3-3000 составит 78 тысяч рублей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Г.П. Задорин. Проектирование шпалоподбивочных органов машин непрерывного действия. - Новосибирск, 1988 - 40 с.

2. С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев. Проектирование механических передач. - Москва , 1984 - 560 с.

3. Р.Д. Бейзельман, Б.В. Цыпкин. Подшипники качения: справочник. - Москва, 1975 - 575 с.

4. Б.В. Глухов. Проектирование деталей машин. - Новосибирск, 1995 - 64с.

5. Альбом чертежей выправочно-подбивочной отделочной машины ВПО-3000. - Москва, 1973 - Т. 1-4

6. В.А. Васильченко. Гидравлическое оборудование мобильных машин: справочник. - Москва, 1983 - 301 с.

7. В.И. Анурьев. Справочник конструктора машиностроителя. - Москва, 1990 - Т.1-3

8. Краткий автомобильный справочник. - Москва, 1984 - 287 с.

9. И.Б. Лехно, С.М. Бельфер и др. Путевое хозяйство. - Москва, 1990 - 472 с.

10. А.А. Константинов, Н.Н. Давыдов. А.С. 1008328 СССР, МКИ4 Е01 В27112. Устройство для уплотнения откосной и междупутной зон балластной призмы. - Бюллетень №12.

11. С.А. Соломонов, М.В. Понович. Путевые машины. - Москва, 1985 - 375 с.

12. Д.А. Печугин, Л.Д. Печугина. Проектирование рабочих технологических процессов по капитальному ремонту пути. - Новосибирск, 1989 - 28 с.

13. С.А. Соломонов, М.В. Понович. Путевые машины. - Москва, 2000 - 756 с.

14. Б.В. Глухов, Б.Е. Татаринцев. Курсовое проектирование деталей машин с использованием ЭВМ. - Новосибирск, 1986 - 48 с.

15. Н.И. Иванов. Борьба с шумом и вибрациям на путевых строительных машинах.

16. Санитарные нормы. СН 1209-74

17. В.Б. Олимпиади. Защита от вибрации. - Новосибирск, 1986 - 20 с.

18. Н.В. Васильев, В.Л. Хальзов. Вопросы чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в дипломных проектах. - Новосибирск, 2001 - 130 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты