Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан
p align="left">Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий догово-ра. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных дей-ствий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пун-кта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его зах-вата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Рес-публики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).

Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не дого-вором с перевозчиком, а законодательством, предписываю-щим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»).

Законом РК «О торговом мореплавании» впервые опреде-ляются периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира. Пассажир, ожидающий посадку на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим. Следовательно, перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находился на мор-ском вокзале, причале или ином портовом сооружении (п. 2 ст. 113 Закона).

На основании ст. 113 Закона «О торговом мореплавании» перевозка пассажира и багажа включает в себя следующие периоды: 1) в отношении пассажира и его каютного багажа -период посадки, высадки и нахождения пассажира, а также каютного багажа на борту судна. В перевозку пассажира и багажа включается период доставки морским путем с берега на судно, либо наоборот, если ее стоимость включена в сто-имость билета или если судно для вспомогательной перевозки предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком; 2) в отношении каютного багажа, сдаваемого пассажиром для доставки на судно или на причал (вокзал) в порту (пункте) на-значения, - период с момента принятия каютного багажа пе-ревозчиком, его работником или агентом до его выдачи на борту судна или в порту (пункте) назначения; 3) в отношении багажа - период с момента принятия багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи багажа пассажиру или упомянутому на по-лучение багажа лицу.

В ГК пассажиру как стороне в договоре предоставлен ряд прав: перевозить детей с собой бесплатно или на иных льгот-ных условиях; перевозить бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 112 Закона РК «О торговом мореплавании», ст. 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте», ст. 13 Закона РК «О транспорте в РК»).

Договор перевозки багажа является двусторонним и воз-мездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным при-менительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проезд-ного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром.

Ответственность перевозчика за перевозку багажа и пасса-жира имеет существенные различия, кроме того, при пере-возках сверх установленной бесплатной нормы провоза бага-жа может выдаваться отдельная багажная квитанция. Пасса-жир (отправитель) при сдаче багажа, грузобагажа обязан объявить их ценность (ст. 68 Закона РК «О железнодорож-ном транспорте»).

2. Договор фрахтования (чартера)

В ГК закреплен новый вид договора перевозки - дого-вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор-гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз-ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре-доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипа-жем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мо-реплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплава-нии»).

Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются рахтовщик и фрахтователь. Фрах-товщик - это сторона, предоставляющая транспортное сред-ство на определенный срок для перевозки. Причем зафрах-тованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стан-дартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.

Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пас-сажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Сле-дует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тари-фах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чар-тер) транспортных средств.

Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.

В числе документов, удостоверяющих договор перевоз-ки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чар-тера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрах-тования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа воп-Рос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера). От-вет на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управле-нию и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регули-руя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного сред-ства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» пре-дусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предус-мотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от свое-го имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.

Таким образом, специфика чартерной перевозки заключа-ется в том, что перевозчик не получает от пассажира (грузо-отправителя) никакого вознаграждения. Выдача перевозочно-го документа на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевоз-ка, так и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.). Поэтому возврата каких-либо сумм пассажир может требо-вать лишь от фрахтователя, который оплачивает рейс или часть вместимости транспортного средства. В этом и заключается экономическая суть чартера.

Отсюда следует вывод, что перевозочные отношения воз-никают между фрахтователем и пассажиром (грузоотправи-телем). Наличие договора перевозки дает основания привлечь фрахтовщика к ответственности и одновременно дает возмож-ность перевозчику использовать транспортное законодательст-во. Вот почему статья Указа Президента РК "Об использова-нии воздушного пространства и деятельности авиации Респуб-лики Казахстан" предусматривает, что осуществление чартер-ных воздушных перевозок регулируется этим законом.

9. В отличие от прежнего новый ГК не содержит нормы о транспортном планировании. Ныне планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно правовой характер. Вместо обязательных норм плана перевозок в ст. 692 ГК предусмотрено заключение на всех видах транс-3 та длящихся договоров об организации перевозок, когда есть необходимость осуществления систематических перевозок По договору организации перевозок перевозчик обязу-ется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель -предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объе-мы, сроки, качество перевозок и другие условия предостав-ления транспортных средств и предъявления грузов для их пе-ревозки, а также иные условия организации перевозок, не пре-дусмотренные законодательными актами.

Эти договоры упорядочивают отношения сторон по оказа-нию разнообразных транспортных услуг и создают необходи-мые и достаточные предпосылки для вступления его участни-ков в перевозочные договоры имущественного характера, в частности, конкретные договоры перевозки грузов. Условия перевозок грузов, согласованные в длительном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в до-говор перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. В случае, если условия договора перевозки груза противоречат условиям длительного договора об организа-ции перевозок грузов, применяются условия договора пере-возки груза. Согласно п. 3 ст. 56 Закона «О торговом море-плавании» условия длительного договора об организации мор-ских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не явля-ются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.

К длящимся договорам относятся: навигационные догово-ры на внутреннем речном и длительные - на морском транс-порте; специальные договоры на воздушном транспорте; го-довые договоры - на автомобильном транспорте. На основа-нии этих длящихся договоров на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте подаются заявки (за-казы) на перевозку грузов, в которых имеются сведения о транспортных потребностях в осуществлении перевозок.

10. В статье 693 ГК определены формы взаимоотношений между самими транспортными организациями, которые теперь называются договорами по обеспечению перевозок грузов, такими договорами являются узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Например, на практике до сих пор применяются "Правила централи-зованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом.

3 Перевозка железнодорожным транспортом.

Отношения по перевозкам грузов железнодорожным транспортом регулируются Законом «О железнодорожном транспорте» от я 12 2001г. и Временным Уставом железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.01.1996г.

Грузоотправитель и грузополучатель обязаны обеспечить перевозку отдельных видов грузов в сопровождении своих представителей (проводников), если это предусмотрено Временным Уставом Желез-ных дорог.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на же-лезнодорожном транспорте обеспечивается органами внутренних дел.

Договор оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его сле-дования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название -- грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обяза-тельной письменной формой договора; б) доказывает факт заключе-ния договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, выте-кающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведе-ний. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений.

Договор считается заключенным с момента выдачи грузоотправи-телю квитанции о приеме груза на основании железнодорожной на-кладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую от-метку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправите-лю грузовую квитанцию. Квитанция имеет доказательственное значе-ние в отношении факта заключения договора перевозки и служит ос-нованием для предъявления требования к железной дороге в случае Утраты груза, К числу иных перевозочных документов также относятся Дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при пе-ревозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Изменение договора перевозки, в том числе переадресовка груза, -уществляются по соглашению сторон в соответствии с правилами перевозок. Переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего тамо-женного органа. В случаях, когда дальнейшая перевозка угрожает безопасно движения и сохранности груза, перевозчик имеет право произвести перегрузку груза с уведомлением рузоотправителя (грузополучатель) По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

С момента уведомления о прибытии груза в пункт назначения права и обязанности клиента по договору перевозки переходят к rn зополучателю. Он вправе потребовать от грузоотправителя возмещения расходов и убытков, выплаченных перевозчику вследствие неправ. вильных действий грузоотправителя.

Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке на местах общего и не общего пользования. Перевозка грузов может осуществ-ляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками.

Грузоотправитель обязан до предъявления груза к перевозке под-готовить его к транспортировке таким образом, чтобы обеспечивались безопасность, сохранность груза и подвижного состава, контейнеров при перевозке. Качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны отвечать требованиям Пра-вил перевозок грузов, стандартов или технических условий на продук-цию и обеспечивать сохранность груза в течение сроков транспорта-бельности, установленных грузоотправителями в удостоверении о ка-честве (или экспертом в сертификате).

Требования к качеству продукции, таре и упаковке перевозимых железнодорожным транспортом грузов должны предусматриваться в

стандартах и технических условиях на продукцию и согласовываться с

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. При подаче транспортных средств по уведомлениям начальник

станции обязан уведомить грузоотправителя не позднее, чем за 2 часа

до подачи вагонов.

Уведомления о времени подачи вагонов под погрузку не требует-ся, если погрузка обеспечивается вагонами, поданными под выгрузку-Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку средствами грузоотправителя устанавливается начальником станции, при этом он должен предусмотреть использование в первую очередь радио-, телефонной, телеграфной и почтовой связи. Грузоотправитель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает на-чальника станции.

При задержке подачи вагонов под погрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить

правителя о времени предстоящей подачи вагонов в установке

грузы должны быть уложены в вагоне равномерно, плотно и при необходимости надежно закреплены, чтобы не было сдвига, падения, я на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а так обеспечивалась сохранность вагона при погрузке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты