Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан
p align="left">На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан-ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос-ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор-том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об-служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовская деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что отдельные виды деятельности на железнодорожном транс-порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10).

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов-ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу-ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи-рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас-ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас-сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере-возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес-публики Казахстан.

Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес-кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ-ные организации.

Указом Президента РК «Об использовании воздушного про-странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере-возчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес-тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

В Законе РК «О государственном регулировании гражданс-кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз-чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегист-рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен-зию на осуществление международных и (или) внутренних воз-душных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг-манский перевозчик РК определяется Правительством респуб-лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж-дународных авиамаршрутов.

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак-тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор-тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду-ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки-пажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие счи-тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя-щее время не соответствует законодательству РК. Конвен-ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик - это не обязательно транс-портное предприятие, имеющее основной целью своей дея-тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж-данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс-кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон-трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе-ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то-варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре-дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не-зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом. Получателем является лицо, уполномоченное на получе-ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк-те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу-чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по-лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует кон-струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра-во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК). 5. В транспортное законодательство впервые введен но-вый способ обеспечения исполнения обязательства - право удержания. Согласно п. 4 ст. 697 ГК перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей (ст. 292 ГК), если иное не установлено законода-тельством, договором перевозки или не вытекает из суще-ства обязательства.

Таким образом, под правом удержания подразумевается право перевозчика как владельца чужой вещи не выдавать ее получателю до исполнения причитающейся ему провозной платы и других платежей. Данное право распространяется только на одно условие договора, а именно -обязанность по оплате про-возной платы и других платежей, вытекающей из договора перевозки'.

Согласно ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании» перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или пре-доставления обеспечения даже в случаях сдачи груза на хра-нение на склад, не принадлежащий получателю, но только при условии немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает основные формы транс-портной документации. Обязательность документации пере-возок объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными опе-рациями. Технические и экономические особенности отдель-ных видов транспорта в значительной степени влияют на со-держание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, то-варно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов.

Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Письменной формой договора перевозки пассажира явля-ется проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавлива-ется законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транс-порта устанавливается законом, а не решениями местных ис-полнительных органов, как это было раньше.

Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающе-еся договора пассажирской перевозки, а именно, что пасса-жир как гражданин пользуется правами стороны в обязатель-стве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребите-лей", и изданными на основании их правовыми актами.

Несколько иное положение у пассажира при круизных пе-ревозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с пере-возчиком заключает туристическая фирма, а проезд осущест-вляется по туристическим путевкам. В этом случае для пасса-жира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом морепла-вании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фак-тическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работ-ников или агентов, действовавших в пределах своих обязанно-стей (полномочий). В случае, если ответственность несут пе-ревозчик и фактический перевозчик, их ответственность явля-ется солидарной.

Согласно договору перевозки, перевозчик обязуется пе-ревезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транс-портном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир впра-ве отказаться от договора морской перевозки до отхода суд-на, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до от-хода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за про-езд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорцио-нальном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

1.1.Обязанности перевозчика:

1. При системе заявок (заказов) грузоотправителей утвердить план
перевозки грузов (на железнодорожном транспорте - месячный развернутый план, на речном транспорте - декадные заявки). Подача заяв-ки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза. Утвержденный план является обязательным для исполнения обеими сторонами.
2. Подать транспортные средства в количестве, согласованном с
грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В
установленных случаях и по согласованию с отправителем допускает-
ся подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в
заявке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъез-дных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на
путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорт
Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на
подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъезд-ных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные
интервалы времени. Место подачи транспортных средств зависит
особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. Исправное состояние перевозочных средств должна быть обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки средство подается очищенным от остатков или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом получатель груза вправе отказаться от поданных транспортных. в не пригодных для перевозки соответствующего груза. Обязанности по выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные органами самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузоч-но-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправите-лем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохран-ность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследст-вие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

5. Доставить груз (пассажира) в срок в пункт назначения. Требу-ется не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохран-ности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно.. Произвести разгрузочные работы в установленные законодательством или договором сроки, не допуская сверхнорма,
тивного простоя транспортного средства под разгрузкой.

Очистить транспортное средство от остатков груза и снять с
него трафареты, навешенные грузоотправителем. Если грузополучатель не исполняет данную обязанность, перевозчик
вправе не принимать транспортное средство до полной очи-
стки, предъявив при этом неустойку за сверхнормативный
простой транспортного средства под разгрузкой, или само-
стоятельно за счет грузополучателя очистить транспортное
средство от остатков перевозимого груза и взыскать неустойку за возврат неочищенного транспортного средства.

1.2Права и обязанности пассажира:

Пассажир обязан:

1) предъявить документ, удостоверяющий личность, при при-обретении проездного документа, при посадке в транспорт-ное средство и проверке в пути следования, за исключением проезда в на транспорте городского и пригородного сооб-щения;

иметь проездной документ;

соблюдать общественный порядок, правила пользования
транспортно и вокзальными помещениями, а также бережно
относиться к имуществу перевозчика.

Пассажир имеет право:

осуществлять поездки на любом транспорте;

приобрести проездной документ до станции назначения по
пути следования транспорта;

получить место согласно приобретенному проездному документу;

транспортное средство при приемке груза к перевозке, а также несоответствие оттисков пломб оттискам, указаный в сопроводительных документах и другие обстоятельства) При наличии данных признаков грузоотправитель имеет право требовать от перевозчика сдачи груза с его проверь и выдачи коммерческого акта с отражением результатов проверки. Коммерческий акт является основанием предъявления к перевозчику требований, связанных с утратой, повреждением и порчей принятого к перевозке груза, происшеших по вине перевозчика. Срок исковой давности по данным требованиям к перевозчику составляет один год. провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет, если он не занимает отдельного места и с оплатой 50% стоимости билета, если такому ребенку предоставляет- ся отдельное место или если он не достиг возраста 15 лет, за
исключением проезда в такси;

провозить бесплатно ручную кладь в пределах норм и габа-
ритов, установленных правилами перевозки пассажиров на
определенном виде транспорта;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;

возвратить проездной документ до начала перевозки и по-
лучить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетом
предусмотренных сборов.

Пассажир имеет и иные права и несет иные обязанности, преду-смотренные законодательством Республики Казахстан.Осуществление перевозки различными видами транспорта имеет свои специфические особенности, и отношения по перевозки регули-руются дополнительно определенными нормативными документами.

ГлаваII Отдельные виды перевозок.

1. Перевозка транспортом пассажиров

Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

Из легального определения договора перевозки пассажи-ра следует, что этот договор является взаимным, возмезд-ным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним. Зак-лючая договор, перевозчик вступает в обязательство с опре-деленным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром счи-тается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в со-став служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

В тех случаях, когда пассажир берет в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть ква-лифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключен-ным фактом занятия места, как это принято на городском транс-порте или путем совершения конклюдентного действия (опус-кание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, со-гласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транс-портом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предо-ставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обя-зан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежащим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты