Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

Карагандинский экономический университет

Казпотребсоюза

Курсовая работа

на тему:

«Особенности отдельных видов перевозок в республике Казахстан»

подготовила:

Принял: Левичев А.С.

Караганда 2006 г.

план

Введение

Глава I Понятие договора перевозки

1.1.Обязаности перевозчика.

1.2. Права и обязанности пассажира.

ГлаваII Отдельные виды перевозок.

1. Перевозка транспортом пассажиров

2. Дого-вор фрахтования (чартера

3 Перевозка железнодорожным транспортом.

4 Перевозка речным транспортом

5.договор перевозки груза

Заключение.

Литература

Ведение

Слово "транспорт" имеет много значений. С одной сто-роны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определя-ет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транс-порт" понимается особая отрасль производства.

Транспорт призван своевременно и качественно обеспечи-вать во внутренних и в международных сообщениях потреб-ности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность госу-дарства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятель-ности. Государство осуществляет контроль за деятельностью транспорта, развитием его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе госу-дарственных нужд.

Магистральные виды транспорта относятся к естественной монополии, что определяет особые условия их развития и фун-кционирования.

Отличительная экономическая особенность транспорта состоит в том, что он не создает каких-либо материальных объекта обеспечивает их перемещение в пространстве. Пере-возка людей и вещей рассматривается как продукция транс-портного производства.

Транспортные услуги включают в себя две составляющие: 1) транслокацию, то есть перемещение с одного места в дру-гое и 2) транспортно-экспедиционное обслуживание. Отсюда транспорт - это: пути сообщения, перевозочные средства (подвижной состав, суда, самолеты), средства тяги и терми-налы.

Говоря о транспортных услугах можно выделить следую-щие части: перевозочную; стивидорную, то есть осуществ-ление погрузочно-разгрузочных операций; тальманскую - про-дажу услуг, счета грузов; складскую - торговлю услугами хранения грузов, а также реализацию других вспомогатель-ных сопутствующих услуг (например, тары и упаковки, сорти-ровки грузов и т.д.).

Согласно ст. 1 Закона РК "О транспорте в Республике Ка-захстан" от 21 сентября 1994 г. "транспорт Республики Казах-стан - это зарегистрированный на ее территории железнодо-рожный, автомобильный, морской, внутренний водный, го-родской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистраль-ный трубопроводный транспорт".

В отличие от прежнего законодательства (ст. 364 ГК КазССР), которое исключало применение положений главы 34 «Перевозка» к электрическому транспорту, в том числе мет-рополитену, ГК РК общие условия всех перевозок переводит на гражданско-правовое регулирование, предусмотренное главой 34 (ст.ст. 688-707 ГК).

Исключением является магистральный трубопроводный транспорт, который признается транспортом только в эконо-мическом отношении. Его продукция (газ или нефть) оформ-ляется не договором перевозки, а договорами купли-прода-жи или поставки. Специфика транспортировки по газо- и неф-тепроводам не дает основания относить эту транспортировку перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении газа и нефти (и некоторых других продуктов; по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, именно: здесь совмещаются обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение).

Надо также отметить, что почтовые перевозки самостоя-тельно не регулируются ГК, их регламентация будет осуществляться в законодательных актах о транспорте или вытекаю-щих из них правилах.

В главе 34 ГК международные перевозки грузов, пассажи-ров и багажа также не упоминаются.

2. Согласно ст. 3 ГК и п.2 ст. 688 ГК наряду с нормами гражданского права действуют законодательные акты о транс-порте, иные законодательные акты и изданные в соответствии с ними правила. Таким образом, предусмотрен принцип: об-щие условия перевозки регулируются совокупностью норма-тивных актов, образующих в целом систему транспортного законодательства. Она складывается из: а) норм общего за-конодательства, определяющих наиболее важные вопросы правового регулирования транспорта, независимо от видов транспорта и б) норм специального транспортного законода-тельства.

К числу общего законодательства относятся, в первую оче-редь, нормы гражданского, а также нормы административно-го, финансового, налогового, процессуального права. Так, например, ГК устанавливает ответственность сторон по пере-возкам, разрешает вопросы исковой давности и т.д.

Согласно п. 2 ст. 3 ГК норма гражданского права, содер-жащаяся в иных законах, должна соответствовать ГК1.

Специальное транспортное законодательство на основании п. 2 ст. 3 ГК не должно противоречить гражданскому законо-дательству, в случае коллизии приоритет имеет ГК.

Систему специального транспортного законодательства составляют:

1) законодательные акты о транспорте;

иные законодательные акты;

изданные в соответствии с законодательными актами пра-вила.

Законодательными актами о транспорте сегодня являются: - Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен-тября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998г., 24 декабря 2001 г.);

Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Рес-3«блики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и до-полнениями от 16 января 2002 г.);

_ Закон РК «О торговом мореплавании» от 17 января 2002 г.;

_ Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 де-кабря 2001 г.;

Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 г.;

Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвер-жденный постановлением Совета Министров Казахской ССР
от 18 июня 1970 г.;

Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 ок-тября 1955 г. (этот Устав применяется в части, не противоре-чащей нормам, содержащимся в главе 34 ГК «Перевозка»).

Большой нормативный материал составляют Указы Прези-дента, постановления Правительства РК по отдельным вопро-сам перевозок, тарифы, приказы и инструкции Министерства транспорта и коммуникаций РК, правила. Они не ограничивают-ся сферой действия, охватывающей работников данной отрас-ли транспорта, но предусматривает также правила общего характера. Важную роль в деле регулирования перевозок иг-рают постановления Пленума Верховного суда РК.

Согласно ст. 2 Закона о транспорте отношения, связанные с деятельностью транспорта, также регулируются транспор-тными кодексами, другими законодательными и нормативными актами РК.

Глава I Понятие договора перевозки.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической де-ятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключа-ется в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии по-требности в территориальном перемещении объектов или людей с по-мощью транспортных средств.

Транспорт -- одна из самых высокомонополизированных отрас-лей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще облада-ют естественной монополией (железнодорожный транспорт). В связи с этим необходимы нормы, регулирующие отношения перевозки таким образом, чтобы были в полной мере защищены интересы участников данных правоотношений.

Основными нормативными документами, регулирующими отно-шения по перевозке, являются Гражданский кодекс РК, Закон респуб-лики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21. 09. 1994г. а также специфические законы, регулирующие перевозку от-дельными видами транспорта.

Гражданский кодекс Республики Казахстан определяет понятия договоров перевозки грузов, пассажиров, а также договора фрахтова-ния, организации перевозок, перевозок в прямом смешанном сообщении, транспортом общего пользования ( ст.ст. 689-695 ГК РК). Договор перевозки - это такой договор, в котором одна сторона, перевозчик, обязуется в срок доставить вверенный груз' пассажира, багаж, почту в пункт назначения а другая сторона клиент, обязуется оплатить вознаграждение оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Договор перевозки является реальным, взаимным, возмездным, договором.

Элементы договора перевозки.

Сторонами договора перевозки с одной стороны является пере-возчик, а с другой - клиент.

Перевозчиками могут быть юридические или физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющие на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в уста-новленном порядке. Транспортом Республики Казахстан является за-регистрированный на ее территории железнодорожный, автомобиль-ный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электриче-ский, а также находящийся на территории Республики Казахстан маги-стральный трубопроводный транспорт.

Клиентами являются грузоотправитель, грузополучатель, пасса-жир, фрахтовщик или фрахтователь. Хотя грузополучатель и не за-ключает договор с перевозчиком, но он как третье лицо наделен опре-деленными правами и обязанностями по договору перевозки, заклю-ченному грузоотправителем.

Предметом договора перевозки являются услуги по доставке гру-за, пассажира, багажа, почты.

Срок договора перевозки -- это промежуток времени, в течение которого груз пассажир, багаж, почта должны быть доставлены в пункт назначения. В соответствии со ст.698 ГК перевозчик обязан дос-тавить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков -- в разумный срок. В ряде случаев (например, в автомобильных перевозках) сроки достав-ки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии -- обычно принятыми сроками. При прямых смешанных перевозках сроки дос-тавки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основа-нии правил, действующих на соответствующих видах транспорта Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного! yа доставки.

Цена договора перевозки - плата, взимаемая за оказанные ус
устанавливается соглашением сторон, за исключением
транспортом общего пользования, где плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте (ст.697 ГК РК).

Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельца не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению стор0 ' Форма договора перевозки зависит от характера перевозки и в» транспорта, и договор может заключаться в письменной ' груза, багажа) и устной (перевозка пассажира).-

В соответствии со ст. 688 ГК перевозка грузов, пасса-жиров и багажа производится на основании договора перевоз-ки. Экономической целью перевозки является, как правило, потребность в перемещении грузов и людей, их транслокация из одного места в другое. Эти отношения транспортных орга-низаций, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, складывающиеся при осуществлении перевозок, основаны на договоре перевозки и регулируются этим договором. В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис-ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга-низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны-ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра-лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря-мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра-вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

ГК предусматривает виды договоров перевозки, опреде-ляя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подраз-деляются на реальные и консенсуальные.

По предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначе-ния, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объек-том реального договора является конкретный груз, а объек-том консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

По субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика являет-ся грузоотправитель; договор об организации работы по обес-печению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

Исходя из цели, к договорам перевозки можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;

б)договоры, направленные на обеспечение перевозок гру-зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие);

в) договоры, предусматривающие целью доставку гру3ов
пассажиров и багажа в пункт назначения. '

По форме договоры перевозки дифференцируются в договоры, оформленные транспортной накладной или коно-саментом; договоры в виде конклюдентных действий (приня-тие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, не-посредственное приобретение билетов в пассажирских транс-портных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

4. Предусмотренный ст. 689 ГК договор перевозки груза является реальным, взаимным, срочным и возмездным договором, заключенным в письменной форме. Он является реальным, поскольку договор может считаться заключенным , только при условии, что груз уже вверен перевозчику. Одна-ко законодательство предусматривает и заключение консенсуальных договоров. Так, договор фрахтования (чартера) (ст. 691 ГК), договор перевозки по коносаменту будут консенсуальными, когда перевозчик обязуется доставить груз, кото-рый ему передал или передает отправитель.

Согласно ст. 10 Закона о железнодорожном транспорте договор перевозки груза является срочным договором. Он также является возмездным договором. Провозная плата -цена перевозки. ГК предусматривает, что провозная плата осуществляется согласно договору или тарифу.

Согласно ст. 10 Закона о транспорте по отдельным видам транспортных услуг в качестве специально проводимой поли-тики государства либо как средство преодоления монополис-тической деятельности в сфере транспорта могут устанавли-ваться регулируемые тарифы (единые в пределах государ-ства) в порядке, определяемом Правительством РК.

В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" вза-мен "транспортной организации", под которой понималась спе-циализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.

В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эво-люцию. Такой процесс происходил и в законодательстве за-рубежных государств. Например, по англо-саксонскому, фран-цузскому и немецкому праву только собственник транспорт-ного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терми-нология частично изменилась. Как во французском, так и в не-мецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транс-портных средств, но они фрахтовали их у других судовладель-цев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "пе-ревозчик" (transporteur - франц., carrier - англ., transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносамен-тах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрах-тователь, который заключает договор перевозки с отправи-телем". Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчиком независимо от того, принадлежит ли транспортное сред-ство ему на праве собственности либо он пользуется транс-портным средством на основе иного правового титула.

Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соот-ветствует термину, применяемому в международном транс-портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-ным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи-ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан-ное в установленном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты