Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
p align="left">Отдельной задачей Федеральной таможенной службы России в лице соответствующих региональных таможенных органов применительно к вопросу о культурных ценностях заключается в создании "специализированной службы", осуществляющей в таможенных пунктах пропуска через государственную границу контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей. Кроме того, в составе оперативных таможен созданы отделы по борьбе с особо опасными видами контрабанды, одной из задач которых является предотвращение возможных преступлений по утрате культурных ценностей.

Наряду с Министерством культуры, Росохранкультурой и Федеральной таможенной службой России, сохранением культурного наследия страны занимаются и другие государственные учреждения, указанные выше. Многочисленность ведомств, занимающихся данным вопросом, обуславливается спецификой рассматриваемого объекта: обмен культурными ценностями для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их история и происхождение.

2. Анализ современной системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации

Все товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом РФ, независимо от того, в какой форме они декларируются: устной или письменной. Декларант вправе самостоятельно выбирать форму заявления сведений о товаре, однако Федеральной таможенной службой установлен определенный перечень товаров, которые подлежат обязательному письменному декларированию при перемещении их физическими лицами для личного пользования. Наряду с такими товарами как наркотические средства, психотропные вещества, ядерные и радиоактивные материалы, драгоценные металлы и камни, обязательному декларированию в письменной форме подлежат и культурные ценности, независимо от того, перемещаются они в сопровождаемом багаже или следуют отдельно. Необходимость письменного декларирования таких товаров, прежде всего, обусловлена тем, что они попадают в устанавливаемые Правительством РФ списки ограниченных к ввозу и (или) вывозу товаров, соответственно для их перемещения требуются различные разрешительные документы, выдаваемые соответствующими контролирующими органами.

В данной главе будет проведен подробный анализ законодательной базы Российской Федерации, а так же международных документов, регулирующих правоотношения, связанные с перемещением культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу России. Базовым документом, регламентирующим порядок перемещения культурных ценностей, является неоднократно упоминавшийся в 1 главе Закон Российской Федерации от 15.04.1993г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), во исполнение которого принято большинство нормативно - правовых актов, составляющих действующее законодательство о перемещении культурных ценностей.

2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей физическими лицами с территории Российской Федерации

Под вывозом культурных ценностей понимается "перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза" . Таким образом, физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации могут вывозить в любых целях культурные ценности, находящиеся на ее территории, без обязательства их обратного ввоза при условии соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством. Одним из таких ограничений является перечень категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории РФ запрещен вне зависимости от предоставления тех или иных разрешительных документов. К таким предметам относятся:

- "движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

- культурные ценности, созданные более 100 лет назад"

Запрет на вывоз по иным основаниям не допускается, поэтому при условии предоставления разрешительного документа любая культурная ценность, не попадающая в категории вышеназванных предметов, может быть свободно вывезена с территории Российской Федерации.

Основным и единственным документом, на основании которого осуществляется пропуск культурных ценностей через таможенную границу, является Свидетельство на право вывоза культурных ценностей (далее - Свидетельство), выдаваемое Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) или его территориальными органами. Форма бланка Свидетельства установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" и приведена в Приложении 2. Свидетельства имеют 8 степеней защиты (на уровне ценной бумаги), учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет и хранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, а информация о выданных Свидетельствах в обязательном порядке вносится в соответствующие реестры.

Основанием для принятия решения о возможности вывоза культурных ценностей и, соответственно, выдачи Свидетельства являются результаты экспертизы.

Экспертиза культурных ценностей производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" и осуществляется уполномоченными на это специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных организаций, а так же иными внештатными специалистами, аттестованными в соответствии с установленным регламентом.

Для проведения экспертизы собственник культурных ценностей (уполномоченное им лицо) предоставляет в Росохранкультуру или ее территориальные органы заявление. Согласно установленному Правительством порядку, в нем указывается информация о собственнике культурных ценностей, основание возникновения у него права собственности на культурные ценности, а также их описание. К заявлению прилагаются:

- список с описанием культурных ценностей, если количество предметов более двух (в трех экземплярах);

- 3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 сантиметров;

- документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;

- копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории Российской Федерации.

Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются в специальном журнале, при этом заявителю выдается уведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера. Если в процессе рассмотрения документов обнаруживается, что заявитель не имеет права на вывоз культурных ценностей, то Росохранкультура или ее территориальные органы отказывают в выдаче Свидетельства. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения культурной ценностью, Росохранкультура и ее территориальные органы предоставляют соответствующую информацию и необходимые документы в правоохранительные органы.

Срок проведения экспертизы культурных ценностей зависит от сложности экспертных работ, но по общему правилу не должен превышать 30 дней. При необходимости культурные ценности с согласия заявителя могут подвергаться дополнительному технологическому исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры Российской Федерации или Федеральной архивной службы России. В этом случае срок проведения экспертизы по решению Росохранкультуры или его территориальных органов может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней.

Результатом экспертизы является экспертное заключение в письменной форме, которое выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров, веса, отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов. В нем содержатся обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза представленных предметов и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости. В случае если заявитель не согласен с экспертным заключением, культурные ценности представляются на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы. Вышеупомянутые комиссии, в свою очередь, на основании всестороннего анализа представленных на рассмотрение культурных ценностей и материалов выносят решение о согласии либо несогласии с экспертным заключением.

После получения экспертного заключения, должностное лицо Росохранкультуры или его территориальных органов, ответственное за выдачу Свидетельства, проверяет наличие заявленной к вывозу культурной ценности в "Электронной регистрационно - поисковой автоматизированной системе по регистрации культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, похищенных, незаконно вывезенных из Российской Федерации, а так же не подлежащих к вывозу из Российской Федерации (далее - ЭРПАС)". В случае если результаты проверки заявленных к вывозу культурных ценностей дают основание для внесения их в ЭРПАС, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, желающего вывезти эти предметы.

Решение о возможности вывоза культурной ценности принимается заместителем руководителя Росохранкультуры или ее территориальных органов и оформляется распоряжением, в котором указывается должностное лицо, ответственное за выдачу Свидетельства. Оно выдается в трех экземплярах: экземпляр для заявителя, экземпляр для таможни и экземпляр, который хранится в архиве Росохранкультуры. К Свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные печатью список и фотографии разрешенных к вывозу культурных ценностей, заверенные подписью уполномоченного должностного лица. Предоставление заверенного списка культурных ценностей и их фотографий обусловлено тем, что при проведении таможенного контроля и таможенного оформления на границе, должностным лицам необходимо идентифицировать представленную к оформлению культурную ценность с разрешительным документом, который на нее выдан.

Экспертизой так же может быть установлено, что заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы являются не культурными ценностями, а предметами культурного назначения серийного и массового производства либо современной сувенирной продукцией. В соответствии с законодательством, на предметы культурного назначения не требуется предоставления каких-либо разрешительных документов и не распространяются ограничения, установленные Законом. В этом случае, Росохранкультурой или ее территориальным органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы являются предметами культурного назначения, на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется Свидетельство. Форма справки приведена в Приложении 3.

Поскольку предметы культурного назначения не подлежат декларированию в письменной форме, справка предъявляется по требованию должностного лица таможенного органа, в случае, если у него возникают сомнения в том, что заявленные к вывозу товары к культурным ценностям не относятся. Однако, согласно Таможенному кодексу, физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу, даже если они не подлежат обязательному письменному декларированию. В этом случае указание предметов культурного назначения и наличия справки и ее реквизитов будет правомерным.

При заполнении Пассажирской таможенной декларации (Приложение Г), в п. 3.4 необходимо проставить отметку о наличии культурных ценностей. На оборотной стороне, в п. 4.1, указываются наименование, описание отличительных особенностей культурных ценностей, номер и дата выдачи свидетельства на право их вывоза с указанием органа, выдавшего документ, количество цифрами и прописью, а так же стоимость в национальной валюте, евро или долларах США.

При заполнении грузовой таможенной декларации номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза культурных ценностей указывается в графе 44 "Дополнительная информация / Представляемые документы / Сертификаты и разрешения" под номером 6.

Таким образом, физическое лицо, вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:

- заграничный паспорт;

- предметы, относящиеся к культурным ценностям;

- 2 экземпляра свидетельства на право вывоза (экземпляр для таможни и экземпляр для заявителя);

- список вывозимых предметов культурных ценностей, заверенный печатью и подписью уполномоченного лица Росохранкультуры;

- комплект фотографий на каждый предмет, так же заверенный печатью и подписью уполномоченного лица Росохранкультуры;

- заполненную таможенную декларацию;

- документы, подтверждающие соблюдение авторских прав (при необходимости).

После принятия таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Согласно ст. 372 Таможенного Кодекса таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр даже в отсутствие декларанта при реальной угрозе сохранению культурных ценностей. Цель таможенного досмотра - идентифицировать вывозимые культурные ценности с информацией, содержащейся в свидетельстве. Должностное лицо таможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства (Приложение Б) в графе "Отметка таможни" проставить штамп "Выпуск разрешен" и оттиск личной номерной печати, или произвести запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и личной номерной печати. В случае если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектор таможни делает следующую запись: "Оформлено", с проставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне на границе.

"Экземпляр для заявителя" свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. "Экземпляр для таможни" свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается в делах таможенного органа.

В случаях, когда не представляется возможным точно идентифицировать культурную ценность (либо предмет культурного назначения) с данными, указанными в соответствующих документах, или подлинность оформленных документов вызывает сомнение, должностные лица таможенного органа могут пригласить эксперта территориального управления по сохранению культурных ценностей для проведения визуальной экспертизы или выполнения искусствоведческих операций.

Физические лица Российской Федерации при следовании через таможенную границу могут так же временно вывозить культурные ценности. Временный вывоз культурных ценностей - это перемещение через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на ее территории, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

В соответствии с таможенным кодексом, временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе. Другим условием этого таможенного режима является то, что временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

Временный вывоз культурных ценностей физическими лицами может осуществляться в следующих целях:

- "для организации выставок;

- для осуществления реставрационных работ и научных исследований;

- в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;

- в иных необходимых случаях" .

Разрешение на временный вывоз культурных ценностей подтверждается Свидетельством, выданным Росохранкультурой или ее территориальными органами на основании проведенной экспертизы. Для того чтобы получить разрешение, собственник (либо уполномоченное им лицо) должен обратиться в Росохранкультуру и подать заявление на временный вывоз культурных ценностей. К заявлению прилагаются:

- "свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в охранные списки или реестры;

- подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;

- договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;

- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей" .

Существенной особенностью является то, что временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при условии заключения между заявителем и Росохранкультурой договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя.

В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть отказано по нескольким основаниям. Первой причиной является отсутствие гарантий обратного ввоза культурных ценностей со стороны физического лица, осуществляющего временный вывоз. Другим основанием, исключающим возможность предоставления права временного вывоза, является невозможность обеспечения сохранности культурных ценностей. Иными словами, в временном вывозе физическому лицу будет отказано, если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения. Если собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не определен, а также если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности, то в предоставлении права временного вывоза так же будет отказано. Четвертым основанием для отказа в предоставлении возможности временного вывоза являются стихийное бедствие, вооруженные конфликты в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, а так же другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей. В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты