Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
Пояснительная записка к дипломной работе
Содержание
Введение
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля
1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки
1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России
1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу
1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей
2. Анализ современной системы таможенного регулирования
перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации
2.2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию
2.3 Регулирование перемещения культурных ценностей в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС
3. Предложения по совершенствованию системы перемещения культурных ценностей на основе проведенного анализа
3.1 Проблемные вопросы, связанные с регулированием перемещения культурных ценностей, возникающие при применении законодательства на практике и пути их решения
3.2 Проект интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей
4. Безопасность и экологичность работы
4.1 Искусствоведческая экспертиза живописи
4.2 Технологическая экспертиза живописи
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение
Актуальность. Сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям является одной из приоритетных задач каждой страны. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но в то же время не должно препятствовать свободному международному культурному обмену. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.
Согласно Таможенному кодексу, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации отнесено к числу основных функций таможенных органов. На сегодняшний день культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание предмета, с которым должностному лицу таможенного органа предстоит иметь дело: он должен точно представлять себе, что стоит за формулировками понятий "культурные ценности" и "предметы культурного назначения", уметь их различать и знать соответствующие им разрешительные документы, предоставляемые к таможенному оформлению. С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно способствуя этим незаконному вывозу культурных ценностей.
При применении законодательства на практике должностные лица таможенных органов сталкиваются с множеством проблем. Даже поверхностный взгляд на действующее в Российской Федерации законодательство о культурных ценностях позволяет говорить о полнейшем отсутствии комплексного системного подхода к нормотворчеству в этой сфере правового регулирования. Положения нормативно - правовых актов, число которых постоянно растет, крайне непоследовательны, а иногда и противоречат друг другу, чем создают серьезные трудности в их применении на практике.
Степень разработанности проблемы. Правоотношения, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, рассматривают практически все авторы, исследующие порядок перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу с территории нашего государства. Особое внимание следует обратить на анализ правового регулирования отношений в сфере перемещения культурных ценностей в трудах следующих авторов: В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская, С.Н. Ляпустин, Г.П. Щербина, М.М. Богуславский.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического применения, обусловили выбор темы исследования, цель и основные задачи дипломной работы.
Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей.
Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.
Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию "культурные ценности";
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
- рассмотреть порядок перемещения культурных ценностей, установленный в рамках Евразийского экономического сообщества;
- выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;
- выдвинуть предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей порядок ввоза и вывоза культурных ценностей;
- разработать информационную межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды авторов, рассматривающих порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, а также нормативно - правовые акты, затрагивающие различные области правоотношений, возникающих при сохранении и перемещении объектов культурного наследия, основными из которых являются: Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28.05.2003 (в редакции от 28 ноября 2009г.); Закон РФ № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с последними изменениями от 17 июля 2009г.); Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в редакции от 21 июля 2009 г.), а так же другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную область правоотношений.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней предпринята попытка восполнить пробел, образовавшийся в юридической науке, путем внесения предложений по совершенствованию законодательной базы. Для совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления в настоящей работе разработана и предложена информационная межведомственная система для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей.
Теоретическая значимость. В настоящей работе проведен комплексный анализ законодательства, регулирующего порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, проведение экспертизы, а так же выдачу разрешительных документов для правомерного перемещения указанных предметов через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. На основе проведенного анализа выделены проблемные вопросы, возникающие в связи с перемещением культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу РФ, а также в разработке модели информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля
Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса. Для одних это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - способ существования или средство наживы.
Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Обмен для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение и история.
Для многонационального народа России объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки
Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:
а) "ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей".
Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.
Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей.
В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".
В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
- культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
- культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
- культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности".
"Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:
а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе:
1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
2) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
4) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
5) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
6) произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
7) изделия традиционных народных художественных промыслов;
8) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
г) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
д) редкие рукописи и документальные памятники;
е) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
и) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
к) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
л) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры".
Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.
Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.
Разнообразие применяемых терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к таможенному законодательству. Это грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу.