Производство по делам о нарушении таможенных правил
p align="left">Не могут быть истребованы документы, обладающие признаками вещественных доказательств. Определение может быть направлено по почте либо вручаться непосредственно лицу, которому оно адресовано.

Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Как видно, данное правило является дополнительной гарантией того, чтобы собирание доказательств и их проверка не были разорваны во времени. Лишь при строгом соблюдении требований, предусмотренных настоящим Кодексом, возможно исследовать всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела и избежать ошибок в процессе принятия решения.

Процесс доказывания завершается оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела об административном правонарушении.

Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.

Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем она регламентирована КоАП. Основное правило и одновременно принцип административного процесса - оценка происходит по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, члена коллегиального органа. Это означает, что, во-первых, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (при этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил); во-вторых, никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.

Вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, доказанности тех или иных обстоятельств решается уполномоченными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Так, при проверке и оценке протоколов учитывается, насколько они корреспондируются с другими доказательствами, устанавливаются правовая логичность соответствующих протоколов, наличие данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение установленных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.

При оценке экспертного заключения особое внимание обращается на соблюдение всех требований этой процессуальной процедуры, на полноту и точность ответов эксперта на все поставленные вопросы; на соответствие описанных в заключении промежуточных результатов исследований конечным выводом эксперта. При оценке содержания выводов экспертизы учитываются сведения, которые эксперт привел в порядке экспертной инициативы. Проверяется, соответствует ли компетенция эксперта порученному исследованию, не превысил ли ее эксперт, пытаясь разрешить юридические вопросы, в частности касающиеся квалификации правонарушения, виновности определенного лица.

При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностного лица или государственных органов, организаций права на выдачу таких документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, опрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяются подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.

При оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, он лишается доказательственного значения. Учитывается возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков, а также возможность их уничтожения.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает соблюдение следующих требований: 1) внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; 2) при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.

Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективное основание. Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, мотивировать свой вывод в постановлении по существу, ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.

Связанность законом при оценке доказательств проявляется прежде всего при оценке допустимости доказательств, поскольку именно в этом вопросе никакой свободы быть не может.

Оценка относимости доказательств имеет смешанную природу, поскольку содержит как формальные, так и содержательные моменты. В законе определены обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по делу. И в этом случае доказательства, содержащие сведения об этих обстоятельствах, являются безусловно относимыми. Для констатации этого не требуется никакого внутреннего убеждения: следует руководствоваться только законом. Иначе обстоит дело с косвенными доказательствами. Их связь с административным правонарушением не всегда очевидна, нередко подлежит тщательной проверке и оценивается без каких-то заранее установленных формальных правил, т.е. на основе внутреннего убеждения.

5. Применение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил.

В целях обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил возможно применение специальных мер, предусмотренных в главе 44 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно: доставление лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в таможенный орган Российской Федерации (ст. 330 ТК России) и административное задержание (ст. 331 ТК России).

В целях составления протокола о нарушении таможенных правил при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, и для установления личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, указанное лицо может быть доставлено в помещение таможенного органа Российской Федерации.

Должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации, вправе потребовать от находящихся при исполнении своих служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации оказания содействия в доставлении лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

Сроки, основания и порядок обжалования административного задержания физических лиц и должностных лиц установлены статьей 331 ТК России.

В целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения по нему допускается административное задержание физического лица или должностного лица, в отношении которого имеются данные, указывающие на то, что правонарушение совершено этим лицом, на срок до трех часов. Административному задержанию не подлежат: совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, а также депутаты, прокуроры, судьи Блинов Н.М. Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. М., 1997. С. 332..

Об административном задержании составляется протокол, в котором делается отметка о применении специальных средств, если они применялись.

Содержание задержанного лица осуществляется применительно к порядку и правилам кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, установленным законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Стадии производства по делу о нарушении таможенных правил

1. Возбуждение дела о нарушении таможенных правил

Производство по делу о нарушении таможенных правил начинается с момента заведения дела.

Дело заводится при наличии к тому поводов и оснований (ст. 293 ТК России). Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;

- сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

- материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирую-щих и иных государственных органов;

- информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

- материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.

Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.

Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента:

- составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 289 ТК РФ);

- фактического получения таможенным органом от органов предвари-тель-ного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил (ст. 302 ТК);

- вынесения начальником таможенного органа или его заместителем постановления об отмене акта о наложении взыскания и о заведении дела о нарушении таможенных правил (ст. 386 ТК).

В случае необходимости проверки сообщений, заявлений и иной информации, такая проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

Если в процессе проведения проверки устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК России), при наличии которых, в том числе, производство по делу не может быть начато, решение об этом оформляется постановлением об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил.

В каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил об этом составляется протокол о нарушении таможенных правил (за исключением наложения взыскания за нарушение таможенных правил с использованием упрощенной формы (ст. 383 ТК России), при которой протокол не составляется).

Учет и регистрация дел о нарушениях таможенных правил регулируются Положением о порядке учета и регистрации дел о нарушении таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации Блинов Н.М. Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. М., 1997. С. 339..

Законом (ст. 290 ТК России) определен круг лиц, правомочных вести производство по делу.

Таможенным кодексом (ст. 292) установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения дела.

Продление сроков подробно регулируется Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения и составляет:

а) до шести месяцев - начальником таможни или лицом, его замещающим, если производство по делу велось должностным лицом этой таможни либо таможенного поста, подчиненного таможне;

б) до 12 месяцев - начальником таможенного управления (оперативной таможни) или лицом, его замещающим;

в) свыше 12 месяцев - только начальником Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или лицом, его замещающим;

г) в исключительных случаях, при заведении дел согласно ч.1 ст. 254 ТК РФ допускается продление до 18 месяцев срока производства начальником таможенного управления (оперативной таможни) или лицом, его замещающим.

Дальнейшее продление срока производства осуществляет начальник РТУ по БТП или лицо, его замещающее.

Продление срока производства по делу осуществляется на основании мотивированного постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу, составляемого должностным лицом, ведущим производство по делу.

Производство по делу о нарушении таможенных правил считается законченным:

- при передаче начальнику таможенного органа или его заместителю для рассмотрения материалов дела должностным лицом таможенного органа, в производстве у которого оно находится (ст. 356 ТК);

- при прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в случаях, предусмотренных ст. 291 ТК.

Статьей 296 ТК России установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке.

Не владеющие русским языком участники процесса производства и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил обладают правом делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика.

Производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение.

В случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу о нарушении таможенных правил может вестись в таможенном органе Российской Федерации, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение.

В ходе производства по делам о нарушении таможенных правил могут возникнуть обстоятельства, влекущие соединение дел в одном производстве либо выделение дела в отдельное производство Блинов Н.М. Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. М., 1997. С. 345..

В одном производстве соединяются дела о нарушениях таможенных правил:

а) за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо;

б) привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.

Выделение дела о нарушении таможенных правил возможно, как на это указывает Кодекс, в случаях, вызываемых необходимостью и при условии, что это выделение не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

По общему правилу, при установлении в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Производство по такого рода правонарушениям начинается с составления протокола о нарушении таможенных правил, в котором противоправное деяние лица квалифицируется в соответствии со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. При наличии этого обстоятельства начальник таможенного органа или его заместитель обязаны в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.

До принятия одного из вышеназванных решений проверка по выявленному факту проводится в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.

Следующая норма закона - ст. 302 ТК РФ - регламентирует действия таможни в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, но при наличии признаков нарушения таможенных правил.

Согласно требованиям названной статьи, при наличии указанных в ней обстоятельств, таможенный орган после получения соответствующих материалов из органов предварительного следствия, других органов дознания, суда или от прокурора продолжает производство по делу и его рассмотрение в общем порядке, на основании Таможенного кодекса.

Закон предусматривает ряд обстоя-тельств, при выявлении которых в процессе производства или рассмотрения дела производство по делу подлежит прекращению, либо такое производство при проверке, например, информации, предшествующей заведению дела, вообще не может быть начато.

Перечень этих обстоятельств приводится в ст. 291 ТК России.

Установле-ние обстоятельств совершенного административного таможенного правонарушения в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела производится в ходе выполнения процессуальных и иных действий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся процессуальные действия, осуществляемые должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, направленные на непосредственное обнаружение, закрепление и изъятие ими доказательств по делу на основании и в порядке, установленными процессуальными нормами ТК РФ. К этой группе относятся опрос лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, опрос свидетеля, таможенное обследование, осмотр, предъявление для опознания, экспертиза, изъятие товаров и транспортных средств.

Ко второй - процессуальные и иные действия, осуществляемые полномочными должностными лицами таможенных органов, направленные на обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил и взыскания возможных санкций имущественного характера, а также на выяснение назначенными ими лицами обстоятельств, подлежащих установлению по делу о нарушении таможенных правил. К этой группе относятся истребование документов, получение информации, наложение ареста, проведение ревизии, проверки, инвентаризации, доставление лица в таможенный орган, административное задержание.

Ход, содержание и результаты процессуальных действий фиксируются в протоколах, составляемых при производстве по делу о нарушении таможенных правил, должностным лицом таможенного органа Российской Федерации как в ходе проведения конкретных процессуальных действий, так и непосредственно после их окончания..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты