а) установленный факт совершения иным лицом, нежели лицо, привлекаемое к ответственности, нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, 281 ТК России (т.е. субъектом ответственности по ст. 280 ТК России является не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и подлежат привлечению к ответственности по этим статьям, - а так называемое “третье лицо”, совершающее с незаконно перемещенными либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК России);
б) совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;
в) совершение таких действий физическим лицом или должностным лицом умышленно или по неосторожности.
Статья 281. “Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых представлены льготы по таможенным платежам”. По ст. 281 ТК России следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований, установленных ст. 29 ТК РФ.
При этом следует исходить из того, что в данном случае к условно выпущенным товарам следует относить товары, в связи с которыми лицу были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. На момент написания данной работы значительное количество правонарушений, подпадающих под признаки ст. 281 ТК России, выявляется в сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей физическими лицами при ввозе автомашин.
Имеются в виду случаи, когда физическое лицо, ввезшее автомашину на таможенную территорию Российской Федерации и оформившее ее в таможен-ных органах с использованием льгот по таможенным платежам, впоследствии отчуждает автомашину, де-факто продавая ее, с нарушением установленного порядка - без уплаты таможенных платежей, снятия автомашины владельцем с учета в органах ГИБДД, оформления договора купли-продажи в специализи-рованных магазинах или в органах ГИБДД, постановки на учет в органах ГИБДД. Вместо этого лицо, ввезшее автомашину, оформляет на имя приобретателя доверенность на право пользования и/или распоряжения автомашиной и тем самым избегает обязанности произвести таможенное переоформление автомашины и уплатить таможенные платежи (не считая государственного налога при оформлении договора купли-продажи), что и является нарушением таможенных правил, предусмотренным ст. 281 ТК России (а при умышленном уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных либо особо крупных размерах - преступлением, предусмотренным ст. 194 УК РФ).
Статья 282. “Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных правил или их занижение”. В случаях заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, такие действия подлежат квалификации по ст. 282 ТК России.
Примером таких действий может являться указание в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, недостоверного кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и т.п. При этом необходимо исходить из того, что целью заявления недостоверных сведений является освобождение от таможенных платежей или занижение их размера Таможенное право: Учебник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998. С. 337..
Статья 284. “Нарушение сроков уплаты таможенных платежей”. Содержащееся в диспозиции ст. 284 ТК России понятие “установленные сроки уплаты таможенных платежей” следует понимать как нарушение сроков уплаты, устанавливаемых не только ТК России (ст. 119), но и таможенными органами в соответствии с нормативными актами ГТК России, иными правовыми актами по таможенному делу (например, установление сроков уплаты при предоставлении отсрочки либо рассрочки).
Статья 288. “Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном деле”. Данная статья посвящена правовой оценке действий должностных лиц, иных работников предприятия, учреждения или организации и физических лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера, в случаях, когда соответствующее предприятие, учреждение или организация привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил.
Законодатель формирует диспозицию рассматриваемой нормы через отсылку к нарушениям, предусмотренным в предыдущих составах главы, определяя их для субъектов статьи как невыполнение действующих в таможенном деле требований.
Таким образом, повторяясь, констатируем, что по ст. 288 ТК России подлежат ответственности сотрудники юридических лиц (назовем их так для удобства) при условии:
а) виновности таких должностных или физических лиц (в форме умышленного или неосторожного действия или бездействия - ст. 231 ТК России) в невыполнении действующих в таможенном деле требований, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
б) признания предприятия, учреждения, организации по постановлению таможенного органа совершившим нарушение таможенных правил (для привлечения юридического лица к ответственности в соответствии с уже упомянутой ст. 231 ТК России достаточно установления факта совершения нарушения таможенных правил). При этом действия самого юридического лица квалифицируются по статье, соответствующей содеянному.
2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела о нарушении таможенных правилПроизводство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, а по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или его заместителя должностным лицом, являющимся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможенного органа Российской Федерации.Полномочиями начальника таможенного органа Российской Федерации при производстве по делам о нарушении таможенных правил обладают руководитель структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его заместители, а также руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации и их заместители. 3. Участники производства по делам о нарушении таможенных правил, их права и обязанностиУчастие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении лица, привлекаемого к ответственности, его представителя и адвоката регламентированы ст. 306 ТК РФ. Участие законного представителя (ст. 309), потерпевшего (ст. 450), адвоката (ст. 310), эксперта (ст. 311), специалиста (ст. 312), переводчика (ст. 313), свидетеля (ст. 314), понятых (ст. 315) регламентируется соответствую-щими статьями Таможенного кодекса России.Обстоятельства, исключающие возможность ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, установлены статьей 316 ТК России, согласно которой должностное лицо не может вести производство по делу о нарушении таможенных правил или рассматривать это дело, если:
* оно ранее участвовало в производстве по данному делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;
* оно является родственником физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые участвовали в производстве по делу о нарушении таможенных правил либо его рассмотрении;
* имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что должностное лицо таможенного органа Российской Федерации лично, прямо или косвенно, заинтересовано в исходе дела.
Для положительного решения вопроса об отводе должностного лица достаточно одного из предусмотренных в данной статье обстоятельств.
Перечень обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, а также отводы других участников процесса регламентирован ст. 317-319 ТК РФ.
Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Это - участники производства. Конкретные формы выражения их процессуальной право- и дееспособности различны, что определяется той процессуальной ролью, которая отводится каждому из них. В одних случаях совершаемые ими действия служат юридическими фактами, влекущими за собой возникновение административно-процессуальных отношений, в других они вступают в такого рода отношения в силу определенных обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальными нормами и т.д. Главное в общей характеристике этих лиц заключается в том, что каждый из них (видовой их набор достаточно разнообразен) является стороной возникшего административно-процессуального отношения. Обобщенно - это стороны возникающего в результате совершения административного правонарушения процессуального отношения, предметом которого является рассмотрение и разрешение в установленном законом порядке индивидуального административно-юрисдикционного дела.
Число участников производства значительно(11), что свидетельствует о его состязательном характере и о стремлении законодателя создать необходимые условия для установления по делу объективной истины.
Конечно, ведущая роль принадлежит судье, органу, должностному лицу, на которых возложена главная процессуальная обязанность - рассмотрение и разрешение дела по существу. Именно они принимают решение по делу, а также обеспечивают процессуальные гарантии участников производства.
Новеллой является включение в состав участников производства прокурора.
Как правило, дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием такого лица или его законного представителя (в отношении юридического лица). Предусмотрена возможность рассмотрения дела в их отсутствие. Например, если от них поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или же такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом необходимо иметь данные о том, что лицо было надлежаще извещено о дате и месте рассмотрения его дела. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство. В таком случае возможен привод физического лица (о юридическом лице в этом плане ничего не сказано). Следует считать, что производство без участия лица, в отношении которого ведется производство, является исключением из общего правила.
При рассмотрении дела, влекущего в качестве административного наказания административный арест или административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, обязательно. Особые условия предусмотрены для несовершеннолетних, в отношении которых ведется производство. Если обсуждение обстоятельств дела может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, он может быть удален на время рассмотрения этих обстоятельств.
Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство, достаточно широки: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения по возникающим вопросам, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать процессуальные действия органа, должностного лица, рассматривающего дело, пользоваться услугами переводчика, а также юридической помощью защитника. Это лицо может обжаловать не только протокол об административном правонарушении, но и применение процессуальных мер обеспечения производства. Круг его прав шире, чем у иных участников производства.
Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.
Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.
Права и законные интересы физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защищает его законный представитель. Он же может защищать права и законные интересы потерпевшего. Однако имеется одно условие: лица, чьи права и законные интересы защищаются, должны быть несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенными возможности самостоятельно реализовать свои права.
Законными представителями физических лиц такого рода являются их родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия законных представителей должны быть удостоверены установленными законом документами.
Для участия в рассмотрении дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, имеют право признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Законные представители физического лица имеют право и несут обязанности, которые предусмотрены КоАП в отношении представляемых ими лиц.
Если административное правонарушение совершено юридическим лицом и в отношении него ведется производство, защиту его прав и законных интересов осуществляют его законные представители. В равной мере они защищают права и законные интересы юридического лица, являющегося потерпевшим.
В роли законного представителя юридического лица в соответствии с КоАП выступают его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица. Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. Последний призван оказывать юридическую помощь юридическому лицу в рамках ведущегося производства. В роли защитника может допускаться к участию в производстве адвокат на основе ордера, выданного юридической консультацией.
Законный представитель юридического лица по решению судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится данное дело, может быть признан обязательным участником производства. В других случаях (отсутствие ходатайства об отложении дела либо оставление его без удовлетворения, наличие данных о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела) дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Статья 25.2 КоАП не содержит информации о процессуальных правах законного представителя юридического лица. В силу этого представляется возможным характеризовать их по аналогии с процессуальными правами защитника и представителя (ст.25.5 КоАП).
Юридическая помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть оказана защитником, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Новеллой является то, что адвокат допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, т.е. с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Если физическое лицо подлежит административному задержанию как мере обеспечения производства, адвокат допускается к участию в производстве с момента административного задержания.
Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, от имени подзащитного приносить жалобы на постановления о назначении административного наказания, т.е. он наделен широкими процессуальными правами.
Юридическую помощь потерпевшему от административного правонарушения может оказывать его представитель, полномочия которого удостоверяются доверенностью потерпевшего, оформленной надлежащим образом. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.
Любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в ходе производства, судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, может быть вызвано для участия в производстве.
Часть 2 статьи 25.6 КоАП устанавливает обязанности свидетеля, связанные с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях: дать правдивые показания; сообщить все известное ему по делу; ответить на поставленные вопросы; удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Эти обязанности свидетеля подкреплены возможностью применения к нему административной ответственности за неисполнение обязанностей свидетеля (ст.17.7 КоАП).
КоАП предусматривает, что в случаях применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл.27) должностное лицо, в производстве которого находится дело, может привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо в качестве понятого.
Понятой - физическое лицо, присутствующее при совершении ряда процессуальных действий и удостоверяющее своей подписью факт их совершения, их содержание и их результаты. Число понятых должно быть не менее двух. Об участии в производстве понятых делается запись в протоколе.
Понятые привлекаются для проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст.27.7 КоАП), осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и т.п. (ст.27.8), при изъятии вещей и документов (ст.27.10), досмотре транспортного средства (ст.27.9) и т.п.
Присутствие понятых обязательно в названных и иных случаях, предусмотренных гл.27 КоАП.
Нередко в процессе производства по делам об административных правонарушениях возникает потребность в привлечении людей, обладающих познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, т.е. специалистов, обладающих такого рода познаниями. Конкретизация целевого назначения специалиста в настоящем Кодексе не содержится. В старой редакции КоАП такой участник производства по делам об административных правонарушениях не был предусмотрен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11