Правовое регулирование таможенного оформления в Российской Федерации
p align="left">Анализируя данные на приведенной диаграмме, можно сделать вывод, что таможенное оформление на Костромском таможенном посту происходит в нормальном режиме, небольшой процент (0,34%) задержанных деклараций показывает, что Костромской таможенный пост справляется с поставленной задачей, особенно, если учесть, что Федеральной таможенной службой был установлен рекомендуемый для Костромской таможни предел задержанных деклараций в 1.5%.

Основными причинами задержки в оформлении ГТД являются: непредставление необходимых сведений декларантами, несвоевременная уплата таможенных платежей. В основном, как видно из приложения 5, на Костромском таможенном посту задержка в оформлении ГТД происходит по вине декларантов, не вовремя предоставивших сведения.

Новеллами Таможенного кодекса 2003 года являются предварительное и неполное декларирования. На Костромском таможенном посту накапливается опыт такого декларирования [Приложение 6]. Становится очевидным, что произошел значительный рост временного декларирования, что, может говорить о том, что участники ВЭД принимают и используют данную им законодателем возможность. Также, можно утверждать, что субъекты внешнеторговой деятельности положительно относятся к нормам Таможенного кодекса, закрепляющим право на неполное и предварительное декларирования.

Также на Костромском таможенном посту наблюдается значительное увеличение среднедневного количества оформления ГТД [Приложение 7]

На диаграмме видно, что среднее количество грузовых таможенных деклараций, оформленных за один день, увеличилось в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 5 штук (с 17 до 22), а в 2005 году, по сравнению с 2004 годом на 4 штуки (с 22 до 26). По данным Костромского таможенного поста Костромской таможни. Это может свидетельствовать, как об общем увеличении внешнеэкономической деятельности в регионе работы КТП, так и о том, что, сокращенные сроки таможенного оформления заставляют сотрудников таможенных органов работать в повышенном темпе, увеличивая среднедневное количество ГТД.

Проанализировав объемы таможенного оформления на Костромском таможенном посту, невозможно не остановиться на суммах таможенных платежей, аккумулированных и перечисленных в федеральный бюджет, таможенным постом [см. приложение 3]. Таблица показывает, что таможенные платежи, собираемые КТП выросли в 2005 году, приблизительно в 1,11 раза. И это представляется закономерным при общем росте внешнеэкономической деятельности в регионе. Кроме того, можно наблюдать, рост как среднедневного размера собираемых таможенных платежей, так и совокупного платежа по одной ГТД.

По результатам анализа таможенного оформления на Костромском таможенном посту Костромской таможни можно сделать следующие выводы:

Введение нового Таможенного кодекса РФ положительно сказалось на объемах декларирования на Костромском таможенном посту, наблюдается значительное увеличение оформляемых товаров, уплачиваемых таможенных платежей, значительный рост внешнеэкономической деятельности в регионе, что явно позитивно сказывается на общем экономическом росте, как экономики области, так России в целом.

Сокращенные сроки таможенного оформления также положительно сказываются на объеме декларирования товаров, поскольку, быстрое оформление товаров - залог увеличение экспортно-импортных операций.

Увеличение экспортных операций влияет на снижение импортных, поскольку экономическое развитие Костромской области позволяет уменьшать ее зависимость от импортируемых товаров.

Таким образом, объем декларирования увеличивается, количество участников ВЭД растет, таможенные органы справляются с поставленными перед ними задачами, значит новый порядок таможенного оформления, закрепленный в Таможенном кодексе РФ 2003 года, позволяет работать в новых условиях и улучшать показатели такой работы.

2.2 Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенного поста и пути их разрешения

Существует ряд значительных проблемных моментов связанных с реализацией норм Таможенного кодекса, которые существуют как на Костромском таможенном посту, так и на большинстве таможенных постов Российской Федерации.

Итак, достаточно либеральный Таможенный кодекс - это на сегодняшний день данность. Но либеральные положения в теории, чаще всего плохо сказываются на практике, особенно, если для прогрессивных идей нет основы, базиса, на который они должны опираться.

На мой взгляд, есть конкретные статьи, которые однозначно нуждаются в изменениях. Кроме того, некоторые нормы не учитывают реальной практики и создают неудобства, как для работников таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Одна из проблем - обеспечение уплаты таможенных платежей крупными организациями, работающими в области ВЭД много лет, имеющих положительный в ней опыт, стопроцентную уплату таможенных платежей и налогов. Мне кажется, что необходимо разрешить руководству таможенных постов или руководству таможен решать данный вопрос самостоятельно в отношении организаций, зарекомендовавших себя с положительной стороны, имеющих достаточное имущество, которого вполне бы хватило для уплаты таможенных платежей, в случае нарушения.

Кроме того, по моему мнению, в Кодексе нужна норма, прописывающая упрощенную процедуру таможенного оформления в отношении тех организаций, кто формирует федеральный бюджет. В этом случае, говорится не только о тех предприятиях, для которых установлен упрощенный порядок таможенного оформления в ст. 68, но и о крупных экспортерах и импортерах - тех, кто на каждом конкретном посту имеет наибольший размер таможенных платежей.

Результатом таких изменений выиграют не только представители бизнеса - за счет сокращения процедуры таможенного оформления, но и государство - за счет увеличения доходов, поскольку все эти процессы взаимосвязаны.

Несмотря на упрощение и ускорение таможенной процедуры оформления, у должностных лиц таможенных органов стало больше работы. И этому есть объяснения: первая причина, в частности, на Костромском посту - низкая штатная численность при достаточно высоких объемах декларирования. Изначально, отдел таможенного оформления и контроля состоял из 43 человек, теперь численность работников снижена до 12, и это при возросших объемах внешнеторговой деятельности, по сравнению с предыдущими годами. Проблема становится ощутимее, если часть из этих людей находятся в отпуске, на больничном листе, учебном отпуске. Бывают случаи, когда на определенном этапе таможенного оформления работает только один человек, хотя, например, результаты возросли, если бы их было не менее четырех. Более того, таможенное оформление явно проходило бы быстрее, сотрудники меньше уставали, и при этом допускали меньше бы ошибок.

Вторая причина, это оформление большого количества документов. Речь идет не о том пакете документов, который предоставляется декларантом вместе с декларацией, а о тех формах документов, которые по новому ТК необходимо оформлять должностным лицам таможенных органов, например, гарантийный сертификат, таможенная расписка при принятии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Кроме того, таможенный пост работает в рамках постоянных проверок, контроля, анализа работы, отчетности о деятельности за каждый период, что является дополнительным объемом работы.

Еще одна составляющая блока проблем, это проблема технического плана. На настоящий момент на Костромском таможенном посту существует проблема в недостаточном обеспечении компьютерной, офисной техникой, программными продуктами, которые должны обеспечивать производственный процесс в таможенных органах, обеспечивать нормальную работу таможенных постов. Обеспечение современной техникой и более совершенными программами - необходимо по причинам ускорения и усовершенствования процесса таможенного оформления. На сегодняшний день, техника, компьютеры, программы для них находятся на недостаточном уровне, что явно усложняет работу таможенного поста.

Кроме того, необходимо проводить учебные, разъяснительные работы по вопросам работы с офисной и компьютерной техникой, компьютерными программами, поскольку именно за этими продуктами будущее, как таможни, так и других областей деятельности. Мне кажется, что хотя и далек тот день, когда Костромской таможенный пост будет работать в проекте «Электронная таможня», но навыки работы в рамках пакетов информационных программ, их различных версий необходимы уже сейчас. Сейчас сотрудники Костромского таможенного поста имеют минимально необходимый объем знаний в области компьютерной техники и программ для работы. Именно поэтому, необходимо обучение, как существующим программным средствам, так и появляющимся вновь.

На ближайшие годы таможенной службой Российской Федерации намечена модернизация информационных таможенных систем. Этого требуют время и новый Таможенный кодекс.

Для осуществления такой модернизации получен кредит Всемирного банка. Возможно, что часть этих средств пойдет и на оснащение Костромского таможенного поста, да и всей Костромской таможни, в целом.

Кроме того, необходимо наличие специалистов по информационно-техническому обеспечению, по анализу техники выпускаемой в индустриально развитых странах, по анализу производимых программ, по приобретению информационного и технического обеспечения.

Наконец, необходимо при приобретении нового технического оборудования, выбирать более совершенную и дорогую, поскольку она будет служить дольше, расходы на ремонт будут минимальными, несмотря на высокую покупную цену.

Еще одна проблема Костромского таможенного поста - кадровая. На службу в таможню берут специалистов с высшим профессиональным образованием, опытом работы, дисциплинированных, исполнительных, обязательных, характеризующихся положительно как с профессиональной точки зрения, так и с личностной. Кроме того, существуют и другие принципы отбора на таможенную службу. Работа на Костромском таможенном посту соответствует всем требованиям, которые предъявляются кандидатам на работу в Костромской таможне. Деятельность должностных лиц Костромской таможни строго регламентирована, ответственна, требует больших знаний в области законодательства, как российского, так и международного, своевременного ознакомления с нормативной базой, регулирующей деятельность таможенных органов. Более того, работа на Костромском таможенном посту требует больших способностей, работоспособности, дисциплинированности, исполнительности и выдержки. Поэтому в последнее время, кадровая проблема стала ощутимее, поскольку столь ответственная работа должна подкрепляться материально, что на данный момент, не соответствует. Кроме того, за последние несколько лет таможенная служба претерпела существенные изменения, лишившись тех немногих социальных гарантий, отличавших ее. Среди них можно назвать: бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление других льгот.

Поэтому, представляется необходимым, для решения кадровой проблемы реализация следующих предложений: повышение заработной платы в несколько раз, возвращение некоторых льгот, увеличение штатной численности постов.

Конечно, вопросы, проблемы существуют, но впереди достаточно длительный переходный период, в течение которого будет происходить пересмотр некоторых норм, сближение участников внешнеэкономического процесса, привыкание к новому порядку.

Этому должна способствовать деятельность как вышестоящих таможенных органов, должностных лиц таможенного поста, участников внешнеторговой деятельности. Эти органы и организации должны вырабатывать наиболее приемлемые правила в работе друг с другом, решать совместно возникающие проблемы, вопросы, действовать в общих интересах, нарабатывать положительную практику совместной работы.

В значительной степени, разрешению проблемных вопросов должна способствовать аналитическая и нормотворческая деятельность ФТС России. Она должна собирать, анализировать и принимать принципиально новое, единообразное решение проблемы, которое выражается в нормотворческом процессе. Кроме того, он должен содействовать с представителями бизнес-структур, организаций, работающих в области ВЭД.

За последний год ФТС были разработаны и изданы нормативные документы, обеспечивающие единообразное применение положений нового Таможенного кодекса, регламентирована деятельность таможенных постов по таможенному оформлению и таможенному контролю, организовано обучение сотрудников всех таможенных подразделений, проведены консультации по вопросам нового законодательства всех интересующихся лиц, но такую работу необходимо продолжать. И продолжать не только по действующему законодательству, но и, интересуясь о тех нормах, которые хотели бы видеть в таможенном праве, как участники ВЭД, так и должностные лица таможенных органов.

Более того, не видится иного выхода из проблемных ситуаций, кроме как консультирования работниками таможенных постов разработчиков законодательных и нормативных актов. Поскольку, чаще всего получается, что законодательный и нормативный акт - это решение «сверху» и его нормы, не всегда соответствуют наработанной практике, но обязательны к исполнению.

Кроме того, несмотря на стремление государства, участников внешнеэкономической деятельности к максимальному продвижению в сторону полной либерализации международной торговли, необходимо объективно оценивать степень готовности к такой свободе федерального бюджета, внутреннего рынка, правоохранительных структур. А пока не будет соответствующей оценки, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности будут существовать нерешенные проблемы

2.3 Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы

Как было отмечено в моей работе, приоритетной задачей в области таможенного дела является дальнейшее совершенствование таможенного законодательства и нормативной базы.

Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, но непосредственно затрагивает интересы большинства россиян. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными товарами. Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета

Специфика таможенной сферы такова, что ни один, даже самый выверенный, свод правил не может охватить все ситуации, возникающие в реальной жизни. Поэтому, когда речь идет о либеральном и прогрессивном характере нового Таможенного кодекса, в первую очередь, акцентируется внимание на его положения, явно опережающие сегодняшнюю практику, а не о том, что ТК - уникальный документ, который является единственным источником таможенного права. Естественно, что нормативная база, реализующая нормы Таможенного кодекса нужна, просто необходима, только количество ее должно быть ограничено. Одного кодекса недостаточно для того, чтобы понять, как без проблем перевезти товар через границу, потому как нет в нем ни ставок таможенных пошлин, ни правил классификации товаров, ни многого другого. Это не практическая инструкция, которая досконально описывает все детали.

Ни один акт прямого действия, каким характеризуется новый ТК, не сможет в полной мере регламентировать действия, как таможенных органов, так и участников ВЭД, иначе это был бы многотомный труд. Предлагается систематизировать нормативную базу - приказы, инструкции, распоряжения ГТК и ФТС в единую книгу в соответствии с таможенным органом, на котором происходит таможенное оформление.

Например, для Костромского таможенного поста в такую книгу должны были бы войти основные Приказы ГТК РФ и ФТС России, регламентирующие таможенное оформление, инструкции должностным лицам поста, инструкции оформления товаров, характерных для региона деятельности поста, для основных видов транспорта, которыми перемещаются товары в регионе (железнодорожный, автомобильный), и по другим показателям, свойственным Костромскому таможенному посту.

Кроме того, предлагается, систематизировать нормативную базу и в интересах участников ВЭД. Конечно, справочно-правовые системы, например, «ВЭД-info», в полной мере справляются с поставленными задачами, вовремя пополняется база вновь принятых документов. Но, мне кажется, что необходимо не только электронная форма законодательной и нормативной базы, но и наглядная, которая, к тому же, носит статус свода юридических актов.

Кроме того, особое внимание следует уделить вопросам переобучения специалистов по таможенному оформлению. Сегодня Костромская область начинает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов по переработке древесины, идут поставки оборудования для промышленных предприятий. Внешнеэкономическая деятельность региона обретает все более солидные масштабы, а это в свою очередь побуждает вести работу по профессиональной ориентации молодежи, заботиться о подготовке высококвалифицированных специалистов. Здесь немаловажна роль специалистов таможенной службы.

Кроме того, одна из главных задач на сегодняшний момент - обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции со стороны иностранных предприятий, а также их продукции. Поскольку выход на международный рынок, облегчение процедуры таможенного оформления, снижение таможенных пошлин - все это сыграет огромную роль в расширении импорта. Здесь главной целью является принятие закона, который бы позволил российским предприятиям расширяться и развиваться в условиях жесткой конкуренции с иностранными товарами.

Более того, необходимо провести четкую вертикаль нормативно-правовой базы, которая исключала бы двойное толкование каких-либо норм. При этом в рамках существующего Таможенного кодекса разрешить руководству каждой конкретной таможни и конкретного таможенного поста поступать в определенных условиях на свое усмотрение. Мне кажется, что в этом и состоит либеральность нового ТК - возможность лавирования, выбора действий при работе с различными участниками ВЭД.

Следует отметить, что дальнейшее совершенствование таможенного законодательства в области таможенного оформления не видится без консультаций разработчиками проектов нормативно-правовых актов у сотрудников таможенных органов - практиков. Ведь при любом законодательстве непосредственными его реализаторами являются практики.

Таким образом, совершенствование правовой базы таможенного дела в соответствии с требованиями нового Таможенного кодекса - это проблема не одного года. Такая работа будет проводиться постоянно. Главное в ней состоит в том, чтобы нормативные документы не тащились за практикой таможенного дела, а опережали ее и чтобы возникающие противоречия оперативно устранялись.

В завершении акцентируется внимание на том, что:

Таможенные посты являются структурным звеном общей системы таможенных органов и на них возложены функции, непосредственно, осуществлять таможенное оформление.

Объемы декларирования и таможенного оформления товаров и транспортных средств на Костромском таможенном посту Костромской таможни имеют заметную тенденцию к росту после вступления в законную силу нового Таможенного кодекса, что объясняется двумя причинами: во-первых, увеличение внешнеэкономической деятельности в регионе в общем и, во-вторых, за счет упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты