Правовое регулирование таможенного оформления в Российской Федерации

Правовое регулирование таможенного оформления в Российской Федерации

51

Введение

Актуальность темы исследования. 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации Таможенный кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 25.05.2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066., который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России в ВТО. В процессе переговоров о принятии России в данный торговый союз, ВТО были выдвинуты определенные требования, необходимые для выполнения. Это, изменение таможенного законодательства, снижение экспортных пошлин с последующим их отменой, упрощение и ускорение процесса таможенного оформления, регулирование, а не контроль, внешнеэкономической деятельности, приведение процедур к общепринятым и единообразным.

Российская Федерация постепенно выполняет поставленные задачи: развивается сотрудничество в сфере международной торговли, внешнеэкономической деятельности российских предприятий.

Кроме того, очередным шагом на пути России в ВТО, стало принятие нового Таможенного кодекса. В настоящее время именно таможенным законодательством регулируются вопросы внешней торговли, защиты внутреннего рынка и обеспечения экономической безопасности, а также сбора денег в бюджет.

Новый ТК разработанный специально в соответствии с наработанной мировой практикой, основанный на других таможенных актах, таких как Международная конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур, Генеральном соглашении о тарифах и торговле, Правовом статусе Совета таможенного сотрудничества и других, внес значительные изменения в существовавшие нормы о таможенном оформлении в действовавшем ТК. Это: сокращение сроков таможенного оформления, предварительное, неполное, периодическое декларирования, льготы по уплате таможенных платежей и прочее.

Проблема изменения законодательства стоит для России на одном из первых мест. Причинами этого являются недостаточная либеральность и прогрессивность существующих норм. Вот, если бы можно было принимать законы с большим запасом действенности! Но таможенное законодательство изменяется в процессе сотрудничества с другими странами, поскольку имеет отношения, осложненные иностранным элементом, в процессе создания международных таможенных союзов, в практике своей реализации.

Особенностью нового Таможенного кодекса является сочетание норм прямого действия, с, практически, полным регулированием процесса перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств. В Кодексе разработаны правовые механизмы контроля и исключены попытки двойного толкования положений. Это особенно важно, поскольку единообразное применение таможенных норм является одной из приоритетных задач, которую, в настоящий момент, ставит для себя Федеральная таможенная служба.

Одной из целей принятия ТК, было упрощение и ускорение процесса таможенного оформления. Несочетание старого Таможенного кодекса с нормами международного таможенного права были очевидны, кроме того, явно просматривались проблемы в области внешнеэкономической деятельности: сокрытие товаров от таможенного контроля, наличие альтернативных путей перемещения через границу грузов, присутствие полулегальных таможенных брокеров, недостаточная регламентация определенных явлений, стимулирующая к незаконной деятельности, отсутствие нормальных, своевременных отношений с таможенными органами участников внешнеэкономической деятельности, все эти проблемы призван решать новый Таможенный кодекс Российской Федерации.

Основной идеей Таможенного кодекса является прозрачность внешнеторгового оборота, регулирование внешнеэкономической деятельности, обеспечение нормальной работы таможенных органов. Новый закон, как благоприятствует ведению бизнеса, так и сохраняет мощную правоспособную таможенную службу.

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства.

Если взглянуть на историю цивилизаций, можно сделать вывод, что на протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство призваны таможенное дело и таможенная политика России. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности.

Степень научной разработанности. В процессе написания дипломной работы выявлена недостаточная научная разработанность проблемы таможенного оформления товаров и транспортных средств. В большинстве юридических изданий, научных работ факт смены таможенного законодательства прошел, практически, незамеченным. Единственным исключением из этого, являются публикации, посвященные принятию нового Таможенного кодекса, в журнале «Таможня». Среди них можно назвать серии публикаций одного из разработчиков ТК Галины Баландиной Баландина Г. Открытый мир новых правил // Таможня. - 2003. - №10. - С.6-9., Ю.Ф. Азарова, Азаров Ю.Ф. Кодекс в зеркале практики // Таможня. - 2003. - №23. - С.23. Э. Сафарова Сафаров Э. Как платить по-новому // Таможня. - 2003. - №24. - С.10. и других. Данные публикации анализируют изменения, произошедшие после вступления в законную силу нового ТК, как в околотаможенной сфере, так и в процессе таможенного оформления товаров со стороны таможенных органов, рассказывают о разработке ТК, о его целях, нововведениях. Кроме того, данные работы раскрывают частные положения процесса таможенного оформления товаров и транспортных средств, таких как декларирование, оплата таможенных платежей, сроки таможенного оформления, таможенный контроль, полномочия сотрудников таможенных органов, электронном декларировании, перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами и прочее.

В других юридических изданиях, таких как «Законность», «Закон», «Государство и право», «Журнал российского права» опубликован ряд статей, посвященных изменению таможенного законодательства. Среди публикаций, посвященных изменениям в таможенной сфере, выделяются статьи О.Ю. Бакаевой, доцента кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права. О.Ю. Бакаева анализирует нововведения таможенного кодекса, выделяя отрицательные (недостаточная регламентация глав ТК, посвященных уплате и обеспечении таможенных платежей) и положительные (введение предварительного, неполного и электронного декларирования) стороны.

Проблеме интеграции России в мировое хозяйство и роли, отводящейся таможне в данном процессе, а вместе с тем, и процессу таможенного оформления посвящены статьи В.Н. Синюкова, Синюков В.Н. Россия в ХХI веке: пути правового развития // Журнал российского права. - 2000. - №11. - С.9-17. Е.Ф. Авдокушина, Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 1997. - С. 196. А. Кудряшева, В. Чершнышева, Кудряшев А., Чернышев В. Россия и страны СНГ: тенденции внешней торговли // Таможня. - 2003. - №19. - С.16. Н.Н. Ливенцева, Я.Д. Лисоволика. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М., 2002. - С. 383. Авторы в своих работах анализируют процесс вступления России в ВТО и создание международных таможенных союзов, раскрывают положительные стороны присоединения России к ВТО - развитие экономики, рост экспортных операций, сотрудничество с развитыми странами, рассматриваются тенденции дальнейшего совершенствования таможенного законодательства в области таможенного оформления - последующее сокращение сроков и процедуры таможенного оформления, использование электронного документооборота.

Целью проведенного в дипломной работе исследования стал теоретический анализ норм таможенного права, регламентирующих процесс таможенного оформления, в период изменения таможенного законодательства и практика их применения за последние годы работы.

Задачами дипломной работы являются:

Рассмотрение теоретических основ процесса таможенного оформления товаров и транспортных средств, а именно, принципов, порядка таможенного оформления, нормативно-правовой базы, описания приемов работы таможенных органов процессе реализации норм законодательства;

Рассмотрение правовых основ декларирования товаров и транспортных средств, его сроков, форм, субъектов их прав и обязанностей;

Анализ положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенному оформлению товаров и транспортных средств;

Непосредственное изучение структуры таможенных органов России, структуры Костромской таможни, основных направлений их деятельности, функций, полномочий и задач их сотрудников;

Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс таможенного оформления товаров и транспортных средств, деятельность таможенных органов в достижении их задач и реализации их основных функций.

Объектом научного исследования в дипломной работе являются отношения по совершенствованию таможенного законодательства в условиях унификации и стандартизации таможенных процедур с целью вступления России в ВТО.

Предметом исследования является процедура таможенного оформления товаров и транспортных средств в положениях Таможенного кодекса РФ, который был принят в целях совершенствования таможенных процедур и приведения их к общепризнанным и стандартным.

Научная новизна данной работы заключается в том, что здесь впервые проведен сравнительный анализ объемов декларирования и таможенного оформления товаров и транспортных средств на Костромском таможенном посту Костромской таможни, до вступления ТК в силу и после. Кроме того, впервые рассмотрены проблемные моменты (отсутствие современных технических средств и программных продуктов, низкая штатная численность, увеличение нагрузки по таможенному оформлению и др.), возникающие в работе таможенного поста, предложены пути их решения, а также даются рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы - систематизирование существующих нормативных актов ГТК и ФТС, правовой механизм принятия самостоятельных решений по конкретным вопросам и пр. Кроме того, мною был разработан на основании данных, предоставленных Костромской таможней, эмпирический материал, использованный в дипломной работе.

Основные положения, выносимые на защиту.

Причины и условия, обусловившие принятие нового Таможенного кодекса Российской Федерации.

Основные положения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, его значение и правовые основы.

Практика реализации нового Таможенного кодекса и нормативно-правовой базы, принятой в его развитии, на примере Костромского таможенного поста Костромской таможни. Проблемные моменты, возникающие в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств на таможенном посту, пути их решения.

Сравнительный анализ объемов декларирования и таможенного оформления товаров и транспортных средств за период с 2003 по 2005 годы. Предложения по дальнейшему совершенствованию норм, регламентирующих процесс таможенного оформления.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что ее положения содержат разъяснения по поводу различных проблемных моментов, касающихся таможенного оформления товаров и транспортных средств, предлагаются пути их решения. Кроме того, представленная работа может использоваться в дальнейшем исследовании совершенствования норм, касающихся процесса таможенного оформления товаров и транспортных средств, как один из источников. Также дипломная работа может использоваться в изучении курса таможенного права.

Теоретическую основу дипломного исследования составляют работы отечественных теоретиков в области таможенного права и, непосредственно, практиков: Ю.Ф. Азарова, О.Ю. Бакаевой, Г. Баландиной, Н.М. Блинова, К.А. Корнякова, А. Данильцева, В.Н. Синюкова, В.М. Шумилова, Т.Н. Трошкиной, О.А. Стрижовой и других Азаров Ю.Ф. Кодекс в зеркале практики // Таможня. - 2004. - №3. - С.10-11. Бакаева О.Ю. Таможенный кодекс: анализ новелл // Законность. - 2003. - №12 - С.2-5. Баландина Г. Закон будет работать напрямую // Таможня. - 2003. - №19. - С.8-9. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. - М., 1997. Корняков К.А. Основные направления таможенной реформы на основе Киотской конвенции // Внешнеторговое право. - 2003. - №1. - С.50-41. Данильцев А. Россия и ВТО: специфика присоединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №5. - С.115-117. Синюков В.Н. Россия в ХХI веке: пути правового развития // Журнал российского права. - 2000. - №11. - С.9-17. Шумилов В.М. Международно-правовое регулирование международных экономических отношений // Государство и право. - 2000. - №7. - С.79-93.Трошкина Т.Н. Платим по-новому. Порядок и формы обеспечения таможенных платежей // Закон. - 2003. - №9. - С.40-43. Стрижова О.А. Комментарий главы 14 Таможенного кодекса // Закон. - 2003. - №9. - С.22-30..

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Акты Правительства РФ в области таможенного дела, акты Государственного таможенного комитета РФ, акты Федеральной таможенной службы РФ, регламентирующие процесс таможенного оформления, Постановление Конституционного Суда РФ.

Дипломная работа выполнена шестидесяти двух листах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего восемьдесят четыре источника, и семи приложений.

1. Правовое регулирование таможенного оформления

1.1 Сущность и порядок таможенного оформления

Правовое регулирование внешнеторговых отношений - одна из функций государства, обеспечивающая политическую независимость и экономическую безопасность. Проведение экономических реформ, развитие внешнеэкономической деятельности, освоение мирового рынка Россией привели к эволюции таможенного законодательства в сфере регламентации внешнеторговых связей. Это необходимо для нормального функционирования таможенного процесса, субъектами которого являются участники внешнеторговых отношений.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования экспорта и импорта.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе, соблюдение мер нетарифного регулирования при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

При осуществлении таможенного оформления необходимым условием является то, что действия должностных лиц таможенных органов, порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу полностью регламентированы законодательством.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, называется таможенной процедурой.

Кроме того, институту таможенного оформления на практике сопутствует институт таможенного контроля. Они тесно связаны и не существуют друг без друга. Подача необходимых документов в таможенный орган обязательно влечет их проверку. Без таможенного контроля процесс таможенного оформления был бы бессмысленным.

Статья 15 Таможенного кодекса ввела запрет на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, находящимися на таможенном оформлении. Ими никто не вправе пользоваться и распоряжаться до их выпуска, за исключением установленных Таможенным кодексом случаев.

В отношении них не могут заключаться сделки, а договоры, заключенные вопреки данному запрету, признаются недействительными. Может показаться, что данный запрет нарушает право частной собственности, право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, и, следовательно, противоречит Конституции Российской Федерации.

В своем постановлении Конституционный Суд РФ указал, что эта административная мера свидетельствует о специальном, разрешительном порядке перемещения товаров и транспортных средств через границу и направлена на защиту суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и их объединений. Что само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод и не нарушает требований Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тенева, а также жалобой фирмы «Y. & G. Reliable Services, Inc.»/ Справочно-правовая система «Гарант». .

Конституционный суд также отметил, что проверка выполнения требований таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, до передачи их в пользование и распоряжение заинтересованным лицам нашло свое закрепление в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в Таможенном кодексе ЕС, в Основах таможенных законодательств государств - участников СНГ Ст. 135 Решения Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств -- участников Содружества Независимых Государств» / Справочно-правовая система «Гарант».

При осуществлении таможенного оформления должностные лица руководствуются основными принципами таможенного оформления. Эти принципы прямо закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Часть 1 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации гласит: «Таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Федеральной таможенной службы».

В соответствии с этим положением таможенное оформление базируется на принципе законности. Кроме того, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными законодательством и необходимыми для его обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты