Ответственность за нарушение таможенного права
p align="left">Если выше перечисленные деяния совершены в крупном размере, то наступает уголовная ответственность по статье 213 УК. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять тысяч месячных расчетных показателей [24].

При непоступлении по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию РК и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортера, импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой ею таможенного оформления, могут быть осуществлены только при наличии лицензии НБ РК на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Под "днем оплаты" в данном случае подразумевается дата проведения банковской операции по списанию средств со счета банка импортёра. Под "датой таможенного оформления" импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление товара [32].

Непосредственный объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере валютного регулирования внешнеэкономической деятельности, расчеты в которой совершаются в иностранной валюте.

Дополнительный объект данного преступления - порядок проведения расчетов в иностранной валюте.

Предмет преступления - иностранная валюта, то есть валюта иностранных государств (ст. 1-1 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании» [42]).

Объективная сторона настоящего преступления - бездействие в виде невозвращения в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Казахстан, когда виновное лицо имело возможность осуществить это. Крупный размер определен в примечании к настоящей статье как сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая установленном Национальным Банком Республики Казахстан. Иностранная валюта, получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено в лицензии Национального Банка Республики Казахстан, полученной данным резидентом в соответствии со ст. 4 настоящего Закона (ст. 8 Закона «О валютном регулировании»). [43]

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, которые подлежат перечислению в уполномоченный банк Республики Казахстан, и желает этого.

Субъект преступления специальный - руководитель организации, достигший 16 лет, вменяемый.

2.3 Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

Ответственность за преступление «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» предусмотрена ст. 214 Уголовного Кодекса Республики Казахстан [24]. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей [24].

Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование основано на Законе РК от 24 декабря 1991 г. «О таможенном тарифе и пошлине» и Таможенном кодексе Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года, которыми установлен порядок формирования и применения таможенного тарифа, применяемого при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и иных предметов. [44]

Предметом настоящего преступления являются таможенные платежи, к которым относятся: таможенная пошлина, таможенные сборы, плата за предварительное решение. Кроме того, таможенные органы взимают также налог на добавленную стоимость и акцизы на импортируемые товары в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами. Также таможенные органы Республики Казахстан в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, взимают антидемпинговые, защитные компенсационные пошлины (ст. 290 Таможенного кодекса) [6].

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара (ст. 305 Таможенного кодекса) [6].

Объективная сторона данного преступления характеризуется бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов, подлежащих уплате в полном объеме или частично. При этом необходимо, чтобы в соответствии с примечанием к настоящей статье стоимость неуплаченных таможенных платежей и сборов составляла крупный размер, то есть превышала одну тысячу месячных расчетных показателей. Следует также установить наличие обязанности виновного лица уплатить конкретные таможенные платежи и сборы и возможности их уплатить. Лица, перемещающие через таможенную границу Республики Казахстан товары, транспортные средства, обязаны уплачивать таможенные платежи. Таможенные платежи уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации (ст. 323, 324 Таможенного кодекса). [45] В порядке, определяемом уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела, таможенные органы предоставляют отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин на импортируемые сырье и материалы, предназначенные для промышленной переработки. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин не может превышать трех месяцев со дня принятия таможенной декларации (ст. 332, 334-337 Таможенного кодекса РК) [24].

Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов может выражаться:

в заявлении недостоверных сведений, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или занижение их размера;

в предоставлении документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение в неполном объеме;

в нарушении сроков уплаты таможенных платежей и сборов.

Состав данного преступления формальный, т. е. оно будет окончено с момента истечения срока уплаты таможенных платежей и сборов.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей и сборов в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления - вменяемое, физическое лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 ст. 214 предусмотрены следующие квалифицированные признаки данного преступления: совершение преступления неоднократно, должностным лицом с использование своего служебного положения, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Данное преступление будет квалифицироваться как совершенное неоднократно в том случае, если будет установлен факт совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов два и более раза. При этом обязательно установление факта, что предыдущая судимость за данное преступление не снята или не погашена либо за ранее совершенное уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов лицо не было освобождено от уголовной ответственности, либо не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Должностным лицом, совершившим данное преступление с использованием своего служебного положения, признается лицо, которое подолгу службы обязано осуществлять контроль за уплатой таможенных платежей и сборов.

Организованной группой признается в соответствии с ч. 3 ст. 31 УК устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения настоящего преступления.

Преступным сообществом (преступной организацией) признается сплоченная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч. 4 ст. 31 УК) [24].

За 11 месяцев 2005 таможенными органами по уголовным делам изъято товаров почти на 379 млн. тенге, в доход государства конфисковано товаров на 160,3 млн. Государству возмещен ущерб более чем на 240 млн. тенге. Выявлено 427 фактов контрабанды наркотиков, изъято свыше 2 012 кг. наркотических средств, в том числе 108.5 кг. героина [5]. В 2006 году таможенными органами непосредственно на границе самостоятельно выявлено 194 факта незаконного оборота наркотических средств, изъято свыше 284,8 кг различных наркотических средств, в том числе героина 111,9 кг [38]. Выявленная сумма товаров ввезенных контрабандным путем по уголовным делам составила 76 млрд. тенге. Наложено штрафов на сумму 319 млн. тенге. Всего возбуждено 687 уголовных дел и 15372 административных правонарушения. Возмещено ущерба государству (также в результате доначисления по результатам проверок) на сумму выше 3,466 млрд. тенге. [46] В целях усиления контроля за улучшением таможенного администрирования за фактически перемещенными товарами и транспортными средствами через казахстано-китайскую границу на всем протяжении границы работают мобильные группы Комитета таможенного контроля. В результате этого удалось по согласованию со всеми контролирующими органами и сопредельной стороной наладить единый режим работы пунктов пропуска, увеличить среднее взыскание причитающихся таможенных платежей и налогов с одного автотранспортного средства, преградить возможные пути контрабанды. [47]

Между тем, исходя из реалий времени, нельзя не учитывать угрозу развития терроризма и экстремизма, которые признаны мировым сообществом глобальной проблемой человечества. Таможенными органами предприняты практические меры по усилению пунктов пропуска на южном, юго-западном и западном направлениях, пересмотрены процедуры таможенного контроля в отношении международного перемещения делящихся радиоактивных материалов, стратегического вооружения, а также продукции двойного назначения. Совместно с другими правоохранительными органами выявлено 35 фактов незаконного перемещения через таможенную границу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Изъято 18 единиц огнестрельного оружия, 493 кг. взрывчатых веществ и 1 687 единиц боеприпасов. Также обнаружена и изъята сокрытая от таможенного контроля религиозная литература в количестве 7 747 брошюр, пропагандирующая идею религиозного экстремизма. В соответствии с государственной программой борьбы с терроризмом таможня и впредь намеревается работать в данном направлении [5].

Многие авторы в теории среди нарушений таможенного права, за которые предусмотрена уголовная ответственность, выделяют ограниченный круг деяний, а именно «Экономическая контрабанда», «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и «Уклонение от уплаты таможенных платежей и боров». Все эти преступления посягают на один и тот же родовой объект: на общественные отношения в сфере экономики. На практике же видно, что многие преступления, посягающие на другие родовые объекты также можно отнести к преступлениям в области таможенного права. Это ряд трансграничных преступлений таких, например, как: контрабанда, изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст. 250 УК РК); незаконная перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ, предусмотренных ст. 259 УК РК; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.243 УК РК). Также к преступлениям, непосредственно связанными с нарушением пересечения таможенной границы можно отнести преступления Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Казахстан (ст. 330 УК РК); Организация незаконной миграции (ст.330-2 УК РК).

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Таможенные органы Республики Казахстан согласно ст. 16 ТК РК -- это государственные органы, которые в пределах своей компетенции участвуют в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляют таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

Экономическая безопасность государства во многом зависит от работы таможенных органов, которые должны содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли и экономики Республики Казахстан и способствовать ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан.

Таможенные органы обязаны соблюдать законные права участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и защищать интересы государства; рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа и должностных лиц таможенного органа [8, стр.53].

Таможенные органы имеют право осуществлять дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан; рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и налагать административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. Деятельность таможенных органов не сводится только к фискальной деятельности, т.е. взимание таможенных платежей и налогов, но оказывать в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической и иной деятельности содействие в реализации их прав, принимать решения о выдаче лицензий, решений, разрешений, квалификационных аттестатов на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан; исполнять в пределах своей компетенции судебные акты, письменные поручения прокуроров, а также других лиц правоохранительных органов, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действии (ст.23,24 ТК РК) [8, стр.55].

Неисполнение обязанностей должностными лицами таможенных органов влечёт ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц определяется главой 72. ТК РК ст. 527. и ст. 528 ТК РК [6].

Таможенные органы за нарушение таможенного законодательства Республики Казахстан несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Вред, причиненный в результате издания таможенными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Перевозчик, экспедитор или другие лица, перемещающие товары и перевозочные средства через таможенную границу Республики Казахстан, несут ответственность за нарушение таможенного законодательства.

Должностные лица станции "Достык" АО "НК "Казакстан темiр жолы" допустившие нарушения, несут ответственность предусмотренную действующим таможенным законодательством, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований установленных международными договорами Республики Казахстан, таможенным законодательством, а также иными нормативными правовыми актами, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

« АО "ВЖДО" несет материальную ответственность за ущерб:

1) причиненный за хищение, порчу, недостачу товарно-материальных ценностей в результате не обеспечения соответствующей охраны;

2) нанесенный уничтожением или повреждением охраняемых грузов, посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками АО "ВЖДО" своих обязанностей.

За неправомерные решения, действия и равно бездействия, сотрудники таможенных органов, военнослужащие ОКПП, работники железной дороги, АО "ВЖДО", должностные лица контролирующих органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан». [48]

Неправомерные действия должностных лиц таможенных органов могут быть обжалованы в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан.

Упрощенный порядок обжалования решения, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с письменной жалобой к руководителю таможенного органа.

Жалоба, поданная в упрощенном порядке, подлежит незамедлительному рассмотрению, и решение по ной должно быть принято в день подачи жалобы.

При рассмотрении жалобы в упрощенном порядке руководи шлем таможенного органа, рассматривающим жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.

Акт о рассмотрении жалобы подписывается руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Любое лицо, а также его представители вправе обжаловать в таможенные органы, в том числе в вышестоящий таможенный орган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и (или) в суд решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, если таким решением и (или) действиями (бездействием) нарушены права и интересы этого лица, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. Также могут быть обжалованы нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере таможенного дела, изданные уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.

Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение решения по жалобе.

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемых решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, за исключением случаев:

когда вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству Республики Казахстан;

обжалования уведомления о взыскании задолженности и пени.

Лицо вправе в упрощенном порядке обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа руководителю вышестоящего таможенного органа, а действия (бездействие) должностного лица таможенного органа - руководителю таможенного органа или лицу, его замещающему, где проходит службу должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты