Ответственность за нарушение таможенного права

Ответственность за нарушение таможенного права

Ответственность за нарушение таможенного права

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Административная ответственность за нарушение таможенного права

1.1 Принципы перемещения товаров через таможенную границу

1.2 Административные правонарушения таможенных правил

1.3 Виды взысканий за нарушения таможенного права

1.4 Производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил

2. Уголовная ответственность за нарушение таможенного права

2.1 Экономическая контрабанда

2.2 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

2.3 Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

3. Ответственность должностных лиц таможенных органов

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в экономике Казахстане, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по вопросам и проблемам развития таможенной сферы и в конечном итоге к таможенному праву. Придавая большое государственное значение внешнеэкономическим связям, как важной составной части хозяйственной деятельности, в целях совершенствования управления ими, а также в соответствии с «Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР»[1] , Законом Казахской ССР «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»[2] и Указом Президента Казахской ССР от 20 декабря 1990 г. о преобразовании Государственного комитета Казахской ССР по внешнеэкономическим связям в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР Кабинет Министров Казахской ССР[3] основными задачами Министерства были обозначены пути разработки стратегии развития внешнеэкономических связей Казахстана; формирование эффективной организационной структуры управления внешнеэкономическими связями; изучение конъюнктуры и прогнозирование на этой основе тенденций развития мировых товарных рынков, международных экономических отношений, методическое, информационное и консультационное обеспечение участников внешнеэкономических связей по ценовым, валютно-финансовым, кредитным, правовым вопросам, а также по качеству и техническим требованиям внешнего рынка к поставляемой на экспорт продукции; регулирование торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических и других отношений участников внешнеэкономических связей республики с иностранными партнерами.

Принятый государствами Таможенного союза Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. предусматривает меры по приданию нового импульса развитию более тесной интеграции, сближению экономики государств-участников в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов. Совместными усилиями Казахстана, России, Кыргызстана, Таджикистана и Белоруссии была разработана единая таможенно-тарифной политика с учетом торгово-политических интересов государства, в том числе предложений об установлении, отмене и изменении таможенных пошлин, предоставлении тарифных льгот и преференций, а также об изменении номенклатуры таможенного тарифа с учетом интересов отечественных производителей и потребителей товаров, республиканского бюджета. Были выработаны ответные меры на дискриминационные действия против Республики Казахстан отдельных стран и их союзов в сфере таможенно-тарифной политики.

В своем указе от 15 августа 2003 года N 1165 О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года Президент Республики Казахстан обратил внимание на торговую политику РК в частности на перспективы внешней торговли РК, как залог успешного развития экономики Казахстана: «Экономика Казахстана достигла высокой степени открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном разделении труда, во-вторых, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности. Экономическое развитие, наблюдающееся в Казахстане, за последние годы повлекло за собой одновременное увеличение объемов внешней торговле. В настоящее время Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира. Заключены торгово-экономические соглашения с более чем 60 странами, с большинством из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования. Со странами СНГ установлен режим свободной торговли, а с Россией, Беларусью и Украиной начата работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). В рамках Евразийского экономического сообщества продолжается работа по созданию Таможенного союза и формированию Общего таможенного тарифа.

Вместе с тем остаются проблемы, связанные с сырьевой направленностью казахстанского экспорта, барьерами со стороны отдельных торговых партнеров, низкой долей продукции обрабатывающих отраслей промышленности, отсутствием системы продвижения и поощрения экспорта товаров и слабым менеджментом на предприятиях, имеющих внешнеторговый потенциал»[4].

Особое внимание уделяется вопросам формирования единого экономического пространства (ЕЭП) России, Казахстана, Украины и Беларуси. Они всесторонне обсуждались на заседании Совета руководителей таможенных служб ЕврАзЭС, а также заседаниях групп высокого уровня по созданию ЕЭП. Первый заместитель председателя комитета входит в состав Главного Внешнеэкономического Управления, а ряд должностных работников - в состав рабочих и экспертных групп, которые принимают непосредственное участие в разработке международных правовых документов по формированию ЕЭП. «Так рабочей группой по блоку "Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное администрирование" разрабатывается 30 международных правовых документов по формированию ЕЭП. Казахстанская сторона разработала семь проектов, в том числе касающихся вопросов определения таможенной стоимости товаров, единых правил применения импортных, экспортных и тарифных квот, единых условий транзита, а также упрощения процедур контроля перемещения физических лиц и принадлежащих им транспортных средств через границы между государствами - участниками единого экономического пространства». [5]

Одной из острых проблем, наносящей серьезный урон экономике Казахстана является нарушение таможенного права. Нарушением таможенного законодательства признаются противоправные действия или бездействия лица, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и ТС через таможенную границу, таможенный контроль и таможенное оформление, а также уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов.

За выше перечисленные нарушения законодательства может быть предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественной опасности таких нарушений.

Целью данной дипломной работы является исследование вопроса административной и уголовной ответственности за нарушения таможенного права участников внешнеэкономической деятельности, а также ответственности должностных лиц за неправомерные решения в области таможенного права.

Этот вопрос мало изучен в научной литературе, в основном вопросы, касающиеся нарушения таможенного права рассматриваются в других отраслях права и не выделены в отдельные институты исследования. Поэтому автор дипломной работы сделает попытку объединить вопросы различной ответственности за нарушение таможенного права и придать им единую исследовательскую направленность.

Исследовательская часть дипломной работы опирается на теоретические труды Алибекова С.Т., Сарсембаев М.А..Некрасова В.А.. Джандарбекова И.А., а также в работе использованы материалы уголовного права, административного права, криминологии, социологии и других наук.

Данная дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается вопрос об административной ответственности за нарушения таможенного права. Вторая глава посвящена вопросу уголовной ответственности за нарушение таможенного права. В третьей главе дается анализ правовой ответственности должностных лиц за нарушение таможенного права.

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1.1 Принципы перемещения товаров через таможенную границу

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу определены в главе 2 Таможенного Кодекса Республики Казахстана (далее ТК РК).[6]

1. Принцип обеспечения провоза товара через таможенные границы государств. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также транзит через таможенную территорию РК, за исключением случаев, предусмотренных ТК РК и международными договорами, ратифицированными РК (ст. 8 ТК РК). [6]

2. Принцип запрета провоза через таможенные границы товаров, т. е. соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и ТС через таможенную границу РК, означает запрет перемещения товаров, наносящих урон национальным и общечеловеческим ценностям. Ввоз и вывоз таких товаров на таможенную территорию запрещен внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами, исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, защиты здоровья и жизни населения, охраны окружающей среды, животных, растений, охраной художественного, исторического и археологического достояния страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других жизненно важных интересов РК. Запрещенные к ввозу или провозу товары должны быть незамедлительно возвращены либо выдворены за пределы РК, если не предусмотрена санкция в виде конфискации (ст. 12 ТК РК). [6]

Хранение запрещенных товаров на складе предусмотрено в течении трех суток. После происшествия этого времени товары переходят под иной таможенный режим. Если таможенный режим не будет заявлен, то товары переходят в собственность государства. Запреты на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681. «К товарам, запрещенные к ввозу в Республику Казахстан относятся: оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему, оружие массового поражения, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового; наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также приспособления для их употребления; печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм, а также материалы порнографического содержания; озоноразрушающие вещества» [7]. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РК, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК РК, -- выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РК или законодательством РК. К товарам, запрещенным к вывозу, кроме перечисленных, относятся: произведения искусства, предметы старины и иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или культурную ценность; представители животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу и рога сайгака; аннулированные ценные бумаги. Указанные выше товары и предметы могут быть вывезены в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан или по особым разрешениям Министерства культуры, информации и общественного согласия РК, а также в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. [8]

Ограничения действуют при прямых указаниях на это в законодательстве РК и (или) в нормах международных соглашений Казахстана. Необходимо учесть, что акты, устанавливающие такие ограничения, должны быть опубликованы не менее чем за 30 дней до введения санкций. Ограничения могут быть временными и постоянными. Исходя из мер экономической политики РК на данный период времени. Расходы, возникшие у лиц, указанных в ст. 12 ТК РК, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РК или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещаются.

3. Принцип обязательного таможенного оформления товаров и ТС, перемещаемых через таможенную границу и таможенного контроля. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, согласно ст. 10 ТК РК, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РК и таможенному контролю согласно ст. 15 ТК РК. [6]

4. При осуществлении таможенного оформления и контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Республики Казахстан.

5. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

6. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством РК (ст.13 ТК РК). [6]

После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

7. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:

1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной казахстанским лицом, -- казахстанское лицо, которое заключило такую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом:

лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РК;

иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РК и (или) Таможенным Кодексом РК для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. [9]

В случаях, предусмотренных казахстанским законодательством в отношении товаров, таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.

1.2 Административные правонарушения таможенных правил

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:

· порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

· порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользование ими. [10]

Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько перечисленных объектов.

К понятию субъекта правонарушений таможенного права законодатель относит физических и юридических лиц (отечественные и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также должностных лиц.

Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если в их служебные обязанности входило обеспечение выполнения установленных требований, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Привлечение к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (непосредственных нарушителей) не освобождает должностных лиц и иных работников от ответственности. Должностные лица наравне с физическими лицами подлежат ответственности при совершении противоправных действий или бездействия умышленно или по неосторожности.

Только действие непреодолимой силы может освободить от ответственности юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

В целом применение мер воздействия за нарушения таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и налогов. Ответственность наступает, если правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности, хотя привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, не освобождает юридическое лицо и индивидуальных предпринимателей от ответственности за нарушения таможенных правил.

Важной частью ответственности является административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие уставов в случаях нарушений ими таможенных правил. [11]

В качестве юридических лиц несут административную ответственность воинские части и другие воинские подразделения Казахстана и межгосударственные образования (в состав которых входит Республика Казахстан), органы внутренних дел и национальной безопасности. На общих основаниях такая ответственность распространяется на иностранные юридические и физические лица.

Законодательство предусматривает освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил при их малозначительности.

Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) содержит главу 26 "Административные правонарушения в сфере таможенного дела" и включает статьи 400-438. [10].

Административная ответственность наступает за совершение следующих правонарушений:

Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 400 КоАП);

Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Республики Казахстан (ст. 401 КоАП);

Неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Республики Казахстан (ст. 402 КоАП);

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 403 КоАП);

Непредоставление товаров и транспортных средств в месте доставки (ст. 404 КоАП);

Выдача без разрешения таможенного органа Республики Казахстан, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Казахстан товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 405 КоАП);

Неостановка транспортного средства (ст. 406 КоАП);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты