Ответственность за нарушение таможенного права
p align="left">Статья 430 КоАП РК предусматривает административную ответственность за транспортировку, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением таможенных правил. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 430 КоАП РК, является установленный порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу Республики Казахстан. Согласно основополагающим принципам, закрепленным в ТК РК, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение такими товарами осуществляются в соответствии с избранным таможенным режимом. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан, возможен только после завершения их таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных ограничений.

Товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены все необходимые таможенные обязанности, связанные с их перемещением через таможенную границу Республики Казахстан или действием таможенного режима, не могут находиться в свободном обороте на таможенной территории Республики Казахстан, поскольку это подрывает правовые основы таможенного дела, делает невозможным само таможенное регулирование, наносит ущерб не только экономическим интересам государства, но и, в зависимости от свойств товаров, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, окружающей природной среде.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения фактически включает несколько групп противоправных деяний:

1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации;

приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, недекларированных либо недостоверно декларированных;

приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам.

Таким образом, совершению правонарушения, установленного ст. 430 КоАП РК, может предшествовать либо сопутствовать совершение в отношении товаров и транспортных средств, являющихся предметами данного правонарушения, нарушений таможенных правил, предусмотренных иными статьями КоАП РК (ст. 429, 424, 423, 431 КоАП РК) [17,стр14]. Однако это не означает, что привлечению лица к ответственности по рассматриваемой статье должно предшествовать привлечение иного лица по соответствующей статье КоАП РК. Для квалификации деяний по ст. 430 КоАП РК, помимо установления совершения привлекаемым к ответственности лицом конкретного действия, указанного в диспозиции статьи, необходимо установить факт:

1. ввоза на таможенную территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации;

2. их недекларирования или недостоверного декларирования;

3. предоставления в отношении них льгот по таможенным платежам[17,стр.15].

Правовая оценка таких действий, как приобретение, хранение, транспортировка, пользование, распоряжение, перечисленных в диспозиции данной статьи, должна даваться с учетом положений гражданского законодательства.

Субъектами ответственности по ст. 430 КоАП РК являются лица, совершившие с незаконно перемещенными, незаконно используемыми либо незаконно отчуждаемыми товарами и транспортными средствами действия, образующие объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

Как правило, к ответственности по данной статье привлекается не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, а так называемое "третье лицо", совершившее с незаконно перемещенными, либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 430 КоАП РК.

Для определения надлежащего субъекта ответственности в ряде случаев необходимо устанавливать характер гражданско-правовых отношений между лицами. Так, в случае хранения на складе принадлежащих третьим лицам товаров, не прошедших таможенного оформления, ответственность может нести как владелец склада, принявшего товар на хранение, так и иное лицо, которое арендует этот склад, в зависимости от того, к го из них заключал договор хранения.

Часть 2 ст. 430 КоАП РК предусматривает ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного ч. 1 данной статьи. Учитывая множественность административных правонарушений, перечисленных в ч. 1 настоящей статьи, смысл повторности как отягчающего обстоятельства, рассматривается применительно к отдельным противоправным действиям или всей совокупности деяний.

Объектом правонарушения «Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей и налогов» (ст. 431 КоАП РК) выступает порядок предоставления льгот по таможенным платежам и пользования ими. Статья 14 ТК РК устанавливает, что условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РК и иными нормативными правовыми актами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в пользовании или распоряжении условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенных платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены такие льготы. При доказывании объективной стороны правонарушения необходимо учитывать следующее.

Во-первых, товары и транспортные средства, за пользование или распоряжение которыми лицо привлекается к ответственности, должны быть выпущены условно с предоставлением льгот по таможенным платежам. В соответствии со ст. 14 ТК РК под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий[5]. Условный выпуск товаров может и не быть сопряжен с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Нецелевое использование таких условно выпущенных товаров или распоряжение ими не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящей статьей. Такое деяние подлежит квалификации по ст. 423 КоАП РК в части несоблюдения ограничения таможенного режима выпуска для свободного обращения, установленного в отношении указанной категории товаров.

Во-вторых, предоставленные льготы должны носить целевой характер, то есть предоставляться лицу для осуществления с товарами и транспортными средствами определенных действий (товары, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, товары, ввозимые в качестве сырья для производства лекарственных средств, транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров и др.). В-третьих, предоставление льгот по таможенным платежам должно быть обоснованным. Пользование или распоряжение товаром, для таможенного оформления которого в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании, статусе, характеристиках, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 429 КоАП РК.

И, наконец, лицо, получившее льготы по таможенным платежам, должно пользоваться или распоряжаться товарами и транспортными средствами, являющимися предметом нарушения таможенных правил, в соответствии с целями, отличными от тех, в связи с которыми льготы были предоставлены. Одного факта неиспользования товаров в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы, для квалификации действий лица по ч. 1ст. 421 КоАП РК недостаточно.

Под условным выпуском следует понимать только выпуск товаров для свободного обращения, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении дополнительно установленных ограничений, требований или условий, обусловленных целевым использованием товаров [18]. В данном случае имеет место предоставление льгот по уплате таможенных платежей не в связи с заявлением определенного таможенного режима, а в связи с использованием товаров определенным образом. Таким образом, действия лиц, выразившиеся в несоблюдении ограничений и условий таможенных режимов, помещение товаров под которые в силу положений этого режима связано с предоставлением льгот по таможенным платежам, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК. Субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей, является не любое лицо, которое пользовалось или распорядилось товаром в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, а только то, которому льготы

Также одним из наиболее часто совершаемых административных правонарушений, является деяния, предусмотренные статьёй 434 КоАП РК «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Объектом данного административного правонарушения, выступает порядок уплаты таможенных платежей, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан - таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья и сбора за таможенное оформление (далее - таможенные платежи).

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:

в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;

в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;

в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.

Статья 434 КоАП РК может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае, если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 429 КоАП РК, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Плательщик таможенных платежей может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, авансом суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими плательщиком посредством подачи таможенной декларации или заявления о зачете авансовых средств в счет уплаты начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей. При этом днем уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации или день принятия заявления об их зачете. Учитывая изложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных платежей в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа, и принятых таможенной декларации или заявления о зачете авансовых платежей нельзя признать обоснованным.

Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 434 КоАП РК, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно лицами: обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант; получающими лицензии или квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению (ст. 322 ТК РК). Статья 326 ТК РК содержит положение, согласно которому уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указание плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. В этой связи следует отметить, что, реализуя свое право (но не обязанность) на уплату таможенных платежей, лицо не может быть привлечено к ответственности за их неуплату в установленные сроки[19].

1.3 Виды взысканий за нарушения таможенного права

К видам взыскания за нарушения таможенного права относится предупреждение, штраф, отзыв и приостановление лицензии или квалификационного аттестата, конфискация имущества.

Предупреждение как мера ответственности должно выноситься в письменной форме, о чем необходимо принимать постановление по делу, и оно может применяться в качестве основного взыскания, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

Штраф - вид взыскания, выраженный в исчисляемой сумме применительно к размеру минимальному расчетному показателю.

Исчисляемая сумма складывается из стоимости товаров и транспортных средств (свободная или рыночная цена на день обнаружения правонарушения).

Отзыв и приостановление действия лицензии или квалификационного аттестата как основной вид наказания имеет более узкий круг субъектов и применяется:

· к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и складов временного хранения;

· к таможенным перевозчикам и таможенным брокерам, а также специалистам по таможенному оформлению [20].

Конфискация в установленном законодательством Казахстана порядке товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушений таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу, с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств в государственный бюджет и применяется как основной вид или в качестве дополнительного наказания.

Взыскание в судебном порядке стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, и перемещения через таможенную границу, представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств на день совершения правонарушения, и может применяться в качестве основного дополнительного взыскания.

Предусматривается и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушений таможенных правил. В целом конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами таких нарушений и перемещаемых через таможенную границу, как вид взыскания предусмотрена в санкциях Кодекса об административных правонарушениях.

1.4 Производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил

Днем обнаружения таможенного правонарушения принято считать день непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов конкретного нарушения либо наличие на определенную дату материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.

Исчисление срока может начаться и после принятия решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил.

Течение срока наложения взыскания за таможенные правонарушения может быть прервано, если до истечения срока лицо совершит новое нарушение таможенных правил.

Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных казахстанским законодательством.

Соблюдение вышеуказанных требований, на наш взгляд, должно обеспечиваться систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц; прокурорским надзором; правом обжалования постановлений таможенных органов по делам о таможенных правонарушениях, а также любых решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц.

Должностные лица таможенных органов и судебные органы рассматривают дела о нарушениях таможенных правил. Началом производства по делу является составление протокола о нарушении того иного пункта таможенных правил.

Судам подведомственны следующие дела о нарушении таможенных правил: выдача без разрешения таможенного органа Казахстана товаров, транспортных средств и документов на них;

неправомерные операции, пользование и распоряжение товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершилось;

нарушение режима склада временного хранения;

невывоз с таможенной территории Казахстана или невозвращение товаров и транспортных средств на таможенную территорию республики; незаконное пользование и распоряжение товарами, транспортными средствами, которые помещены под определенный таможенный режим;

несоблюдение порядка применения мер экономической политики и другие. [8, стр.53]

Все другие дела о нарушениях таможенных правил рассматриваются должностными лицами таможенных органов Казахстана.

Законодательство Республики Казахстан определяет срок производства по делу о нарушении таможенных правил в пределах 1 месяца со дня заведения дела. Месячный срок может быть продлен, если в этом будет необходимость. Продлевают срок начальник таможенного органа и начальники вышестоящих таможенных органов республики. Порядок продления определен Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, которая утверждена приказом Таможенного комитета страны от 30 октября 1995 года, № 159-П. [21]

Законодательство предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты