Государственное регулирование социальной сферы в условиях кризиса
p align="left">Обобщая результаты, необходимо отметить, что гипотеза о многочисленных факторах, снижающих эффективность социальной политики, частично подтвердилась: большинство опрошенных интересуются проблемами социальной политики, осознают ее влияние на свою жизнь и доход. Они видят изъяны в социальной политике области в целом и в нашем районе в частности, и, в подтверждение гипотез, считают, что причиной возникновения этих недостатков являются недобросовестность чиновников и большое влияние "связей" на эти процессы. Но так же опрошенные указали, что видят большую заинтересованность государства в нынешних условиях именно по социальной сфере и надеяться, что социальная политика станет более эффективной и справедливой.

Мясниковский район входит в число наиболее экономически развитых территорий Ростовской области, чему во многом способствует выгодное географическое положение. Располагаясь на юго-западе области, Мясниковский район граничит с Ростовом-на-Дону. Небольшие расстояния отделяют его от Таганрога, Новочеркасска, Азова, Батайска. Важным преимуществом района является развитая транспортная инфраструктура: административный центр село Чалтырь расположен вблизи федеральной автомагистрали и железнодорожной линии, связывающих Северный Кавказ с Украиной. Площадь территории Мясниковского района составляет 885,5 км?. В нем проживает 39 тысяч человек.

Сельское хозяйство, преимущественно зерново-животноводческого направления, формирует основу экономики района. На базе сельскохозяйственного производства действуют многочисленные перерабатывающие предприятия, производящие широкий спектр продуктов питания. Непродовольственный сектор экономики представлен крупными производителями строительных материалов, бумажных изделий и других товаров. Выгодное местоположение района способствует активному развитию торговли - традиционного для жителей местных сел занятия. В Мясниковском районе действует 70 предприятий торговли, работает большое количество точек общественного питания. Близость к областному центру способствует и росту объемов строительства недвижимости. По этому показателю Мясниковский район входит в первую пятерку по области.

По основным показателям экономического развития Мясниковский район входит в число наиболее преуспевающих районов области. Причем одинаково успешно здесь развиваются сельское хозяйство, промышленное производство, торговля и строительная деятельность.

Несмотря на, такую благоприятную экономическую картину, социальная сторона, как было выявлено в ходе опроса, имеет свои недостатки, проблема бедности все равно присутствует в районе. Решение социальных вопросов тесно связано с экономическим развитием района. Динамичное экономическое развитие ведет к снижению безработицы, росту доходов населения, доходов региональных и местных бюджетов и, следовательно, увеличению возможностей по бюджетному финансированию социальной сферы и социальной инфраструктуры. Вместе с тем экономическое развитие невозможно без решения социальных вопросов: без развития образования невозможна подготовка кадров для реализации инвестиционных проектов, без развитой социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры невозможно сделать регион привлекательным для инвесторов и квалифицированных трудовых ресурсов.

Конечно же, следует отметить, что общий социальный фон района более положителен, чем отрицателен. Процент бедных намного ниже, процента богатых и средних слоев. Органом, регулирующим состояние малообеспеченных слоев населения района является Муниципальное учреждение - управление социальной защиты населения администрации Мясниковского района Ростовской области. Согласно Постановлению №176 от 19.12.2005 Главы района "Об утверждении Положения муниципального учреждения социальной защиты населения администрации Мясниковского района" и Положению Муниципального учреждения - управление социальной защиты населения администрации Мясниковского района Ростовской области, Муниципальное учреждение - управление социальной защиты населения администрации Мясниковского района является органом местной администрации муниципального района, обеспечивающим во взаимодействии с другими органами местной администрации, внебюджетными фондами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями реализацию переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки населения. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ; федеральными и областными нормативными правовыми актами, постановлениями и распоряжениями главы администрации Мясниковского района, приказами и распоряжениями министра труда и социального развития области, постановлениями коллегии министерства труда и социального развития области.

Расходы на организацию исполнительно - распорядительных функций, связанных с реализацией переданных отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансируются субвенциями из областного бюджета через министерство труда и социального развития области.

На основе деятельности данного учреждения и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года можно выявить основные направления социальной политики и ее характер с учетом выявленных проблем.

Основными целями социальной политики Мясниковского района должны стать следующие:

- последовательное повышение уровня жизни населения Мясниковского района;

- снижение социального неравенства;

- обеспечение доступности и достойного качества основных социальных благ: медицинского, социального, пенсионного обслуживания, получение образования;

- повышение уровня жизни самих сотрудников бюджетной сферы - учителей, врачей и т.д., создание им условий для работы в регионе.

Ключевыми принципами социальной политики должны стать:

- адресность социальной поддержки;

- увеличение бюджетного финансирования социальной сферы при одновременном усилении контроля за расходованием средств, достижение прозрачности и эффективности системы социального субсидирования;

- расширение рынка предоставляемых социальных услуг, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций, развитие конкурсного финансирования в социальной сфере;

- усиление ответственности областного и местного бюджетов за взятые на себя обязательства в области социальной сферы;

- улучшение качества управления процессами в социальной сфере региона, в том числе за счет создания системы информационного мониторинга социальной сферы.

Образование. Инвестиции в образование и культуру, и, как следствие, в человеческий капитал, являются одной из приоритетных задач региональных органов власти. Для развития образования необходимо участие в экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования; повышение качества образования на селе; развитие материально-технической базы учреждений общего образования; внедрение новых технологий обучения, развитие единой образовательной информационной среды, оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой, подключение к Всемирной сети Интернет.

Одной из важнейших кадровых проблем развития экономики района является отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала высокого и среднего звена, поэтому необходимо усовершенствовать систему переподготовки кадров.

Основной целью регулирования трудовых отношений в области является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

Стратегическими задачами районной политики в области социальной поддержки должны являться:

- смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества, повышение ответственности семей за собственное жизнеобеспечение и благосостояние;

- повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам;

- создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения.

Основным приоритетом политики в сфере социальной помощи должно быть усиление адресности и дифференциации предоставления социальных льгот, выплат и социальных услуг населению, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание поддержки социально уязвимым гражданам.

Переход к адресной социальной поддержке социально незащищенных слоев населения является одной из основных задач реформы финансирования социальной сферы. Существенным недостатком действующей системы социальной помощи является недостаточная согласованность между собой различных социальных выплат и льгот (одно и то же домохозяйство одновременно может быть получателем большого числа различных видов социальной помощи и льгот). Следовательно, необходимо упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных областных и муниципальных льгот с тем, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам. В связи с этим нужно провести инвентаризацию получателей льгот с целью формирования единой информационной базы.

Социальная помощь должна оказываться только малообеспеченным гражданам, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации, при этом малообеспеченность граждан не должна стать поводом для длительного оказания помощи. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.

Еще одним и не менее важным элементом социальной помощи является областная система социального обслуживания населения. Необходимо реализовать меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы системы социального обслуживания, расширению сферы социальных услуг, обеспечению прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на социальную помощь.

В связи с ростом численности граждан с ограниченными возможностями, прежде всего детей, возросла потребность в социальных услугах по медико-социальной, профессиональной и психологической реабилитации. Также в последние годы увеличилась численность других групп граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексной реабилитации (военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства). Среди наиболее острых проблем - распространение наркотиков, насилие в семье, рост преступности среди несовершеннолетних, что неразрывно связано с социальным сиротством и детской безнадзорностью.

Основными задачами социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией России и действующим законодательством; развитие специализированной сети учреждений социального обслуживания: отделений дневного пребывания, надомного обслуживания граждан пожилого возраста; развитие сети специализированных отделений социальной помощи на дому, социально_реабилитационных отделений; принятие мер к активному привлечению пенсионеров к участию в выполнении областных социальных программ (поддержка общественных организаций, ассоциаций, клубов общения пенсионеров, частной инициативы, развитие и поощрение волонтерства, создание специальных рабочих мест, привлечение социальных работников на общественных началах).

Основные направления социальной защиты инвалидов включают:

- создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

- создание центров профессиональной, социально-медицинской и социально-психологической реабилитации;

- обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни: на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте, облегчающих труд и быт инвалидов, формирование градостроительных, транспортных и коммуникационных предпосылок доступности производственной и социальной инфраструктуры, а также системы социальной безопасности социально уязвимых групп населения;

- обеспечение государственной поддержки в укреплении материально-технической базы и техническом перевооружении учреждений социальной защиты населения и протезно-ортопедических предприятий;

- создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся.

Здравоохранение. Одной из основных задач в здравоохранении является оптимизация системы учреждений здравоохранения района и повышение эффективности их деятельности. Оптимизация структуры и специализации лечебно-профилактических учреждений необходима в силу того, что вплоть до настоящего времени не находят должного применения такие экономически выгодные и привлекательные для пациентов стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия), организация профилактической работы с населением носит формальный характер; сохраняются лечебно-профилактические учреждения без необходимых специалистов; нередко проводится неэффективное и ненужное с медицинской точки зрения лечение пациентов.

Программа оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений должна включать в себя следующие составляющие:

- анализ сложившейся структуры лечебно-профилактических учреждений (частных, муниципальных, региональных, федеральных, ведомственных) и выполняемых каждым элементом этой структуры функций;

- перераспределение функций между лечебно_профилактическими учреждениями различного подчинения с учетом наибольшей эффективности выполнения медицинских услуг в масштабах региона;

- координация и централизация предоставления специализированных дорогостоящих услуг населению в сфере здравоохранения на межрайонном уровне (что позволит обеспечить разделение функций по высокопрофессиональному лечению с применением дорогостоящих технологий по нескольким муниципальным образованиям);

- внедрение принципов рационального (по соотношению эффективности и затрат) выбора форм оказания медицинской помощи;

- внедрение принципов многоуровневой системы оказания медицинской помощи (которая может включать в себя следующие уровни: амбулаторно-поликлинический; дневные стационары лечебно-профилактических учреждений; стационары краткосрочного пребывания; стационары интенсивного лечения; стационары долечивания с круглосуточным пребыванием пациентов; стационары на дому; стационары медико-социальной помощи.

В сельской местности оптимизация сети лечебно-профилактических учреждений должна проводиться со своими особенностями. Повышение управляемости системы сельского здравоохранения и снижение его расходов может осуществляться на основе концентрации высокотехнологического оборудования и высококвалифицированных кадров в межрайонных центрах и областных специализированных центрах.

Благодаря оптимизации бюджетных расходов необходимо изыскивать дополнительные средства на дальнейшее развитие здравоохранения, полноценное финансирование медицинских услуг.

Молодежная политика. Политика районной администрации в социальной сфере должна быть всесторонней и направленной на социальную защиту всех слоев населения. Выше уже шла речь о поддержке малоимущих, пожилых граждан и инвалидов. Но и молодое, самое активное население тоже нуждается в поддержке властей.

Районная молодежная политика должна быть направлена на решение таких задач, как :

- профилактика социально-негативных тенденций;

- создание условий для творческой самореализации и всестороннего развития подростков и молодежи;

- социальная адаптация молодежи;

- развитие детского и молодежного общественного движения и системы социальных служб и служб организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма для молодежи;

- содействие временной и сезонной занятости молодежи;

- укрепление института семьи, поддержку молодых семей и повышение рождаемости.

Таким образом, можно подвести следующий итог вышеизложенному: на основе проведенного опроса жителей Мясниковского района, были выявлены определенные проблемы в проводимой органами власти социальной политике, к таким проблемам были отнесены: недобросовестность и низкая квалификация чиновников и большое влияние "связей" на эти процессы, недостаточное финансирование и оперативность процессов, регулирующих социальное настроение общества. На основе анализа деятельности органа, управляющего социальными процессами в районе и стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, были выявлены пути и способы проведения более эффективной социальной политики, ее основные направления и цели.

Для борьбы с бедностью в России, нужно исходить из самых ее глубин, нужно эту проблему искоренить на местах, проводить в регионах соответствующие мероприятия. И в первую очередь направить защиту в пользу малообеспеченных, в пользу пенсионеров, многодетных семей, матерей одиночек и инвалидов. Для того, чтобы побороть бедность, нужно выработать каркас - стратегию мощной социальной поддержки населения, а потом осуществлять финансирование.

Заключение

Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй - социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс "социализации" экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной для России.

Несмотря на достигнутые успехи, очевидно, что до полного решения многих социальных вопросов в нашей стране еще достаточно далеко. Более того, некоторые проблемы в области обеспеченности населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других, входящих в современное понятие "качество жизни", даже имеют тенденцию к обострению. Это связано как с неадекватной ресурсной обеспеченностью социальной политики, так и с недостатками в ее практическом осуществлении. Социальная политика - как на федеральном, так и на региональном уровне - далеко не всегда реализуется как единое целое. Нередко отдельные социальные проблемы решаются автономно, без комплексной увязки с другими направлениями "социального регулирования".

Явно недостаточен учет особенностей социальной политики, реализуемой на региональном уровне, что является одним из наиболее узких мест в государственном регулировании данных процессов. Более того, роль субъектов Федерации в политике социального развития может быть усилена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты