Государственное регулирование социальной сферы в условиях кризиса
p align="left">Согласно данной программе публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

Из наиболее основных и значимых антикризисных мер в социальной сфере хочу выделить:

1. Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2. В 2009 году будет реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в сумме 4245 рублей. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских цен - на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрастет на 35%. Получит дальнейшее развитие национальный проект "Здоровье". Основной акцент будет сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса.

3. Начатые в 2008 году программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях будут продолжены. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах, расширится. Развернется работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы, пропаганде массового донорства крови.

В 2009 году начнут реализовываться мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению и по обеспечению противотуберкулезной помощи. Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям.

4. Правительство Российской Федерации ставит своей задачей повышение эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, и предусматривает провести комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне.

5. Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. С начала 2009 года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

6. Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

7. Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

8. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

9. Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

10. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов должно быть уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством социальных услуг. В частности, значительно должно быть расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

11. В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов "шаговой доступности", сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Исходя из вышеизложенной "Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" и ее основных направлений и задач были внесены значительные изменения в уже существующий бюджет на 2009 и далее 2010-2011 гг.

6 мая 2009 г. в силу вступил закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

Измененный бюджет во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые принимались в предыдущие годы. Прежде всего, это отказ от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Еще одной отличительной чертой является то, что в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. И, наконец, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит. Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики.

Разрыв между доходами и расходами согласно бюджету, составит в этом году 7,4 процента ВВП. Это один из самых высоких дефицитов в мире. Все страны сейчас корректируют свои бюджеты, но дефицит больше, чем в России, только в США. В большинстве государств он существенно меньше. Но у нас есть, чем профинансировать дефицит - основная нагрузка ляжет на Резервный фонд, из которого на эти цели будет потрачено 62 процента средств, примерно 2,7 триллиона рублей.

Дополнительные расходы на антикризисные меры согласно новому бюджету, составят почти 1,4 триллиона рублей. Самое крупное направление - дополнительные трансферты внебюджетным фондам. Это 389 миллиардов рублей. Практически вся сумма достанется Пенсионному фонду - 349 миллиардов.

Дело в том, что, по новым оценкам, фонд заработной платы предприятий окажется на 17 процентов меньше, чем планировалось. Уменьшится и число работников, выплачивающих социальные взносы - следовательно, бюджет пенсионной системы недосчитается большой части доходов. Но благодаря поддержке из госказны пенсии в этом году будут не ниже, а даже выше, чем заложено в первом варианте бюджета. С 1 декабря - уже третья индексация составит не 26,2 процента, а 31,4 процента. Увеличиваются и другие социальные выплаты.

Второе по величине направление антикризисных расходов - поддержка экономики, на что пойдет 271 миллиард рублей. И третье направление, на которое пойдет 104 миллиарда рублей, это рынок труда и социальная политика. Уже увеличены пособия по безработице, будут выделены средства на переподготовку работников, их переквалификацию. Кроме того, в этом году материнский капитал можно будет использовать досрочно на погашение ипотечных кредитов. Получат поддержку и регионы. Ослабленный кризисом банковский сектор получит 300 миллиардов рублей. Конечно, по сравнению с экономикой и банковским сектором выделенные государством денежные средства на поддержку социальной сферы в двое меньше, но это так же на много больше по сравнению с финансированием прошлых лет.

Хотелось бы подвести итог к первой главе. Социальная политика, является наиболее значимой сферой деятельности государства. Именно от правильно выбранного курса и механизма дальнейшего развития социальной сферы зависит благосостояние страны в целом, государство - есть его народ, и именно показатели уровня и качества жизни населения страны, определяют значимость государства и ее мощь. Были определены основные принципы и функции социальной политики, это важно, так как социальное государство - это социально эффективное государство, сущность которого раскрывается в его функциях и принципах. Основные параметры социального государства описаны в самом главном законе нашей страны, Конституции, из чего следует что приоритетным развитие является упор на благосостояние российского народа, на обеспечение высокого уровня и качества жизни людей, на преодоление самой главной проблемы человечества - бедности и диспропорций между слоями общества. Сегодня, когда настали тяжелые времена, в связи с мировым финансовым кризисом, государство по прежнему приоритет оставляет за регулированием социальной сферы, чему свидетельствуют созданная Программа антикризисных мер и подстроенный под эту программу Бюджет на текущий год. Социальная политика государства вышеперечисленные антикризисные мероприятия направлены на решение самой острой и наболевшей проблемы - бедность населения нашей страны. Данная тема подробно раскрыта в следующей главе.

2. Проблема бедности в России

2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения

Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

Беднота - состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Слова Председателя Правительства В.В. Путина о том, что Россия - богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.

Проблема бедности имела место во все времена и во всех странах, но проявлялась по-разному в зависимости от причин и в разные эпохи воспринималась обществом неодинаково. Так, например, мыслители доиндустриального общества считали бедность приемлемой формой существования, у монашеских орденов это было духовно облагораживающим условием жизни. Бедность была жизненным принципом отшельников и грешников. Помощь нищим считалась богоугодным делом. Прежде всего, проблемы бедности решала церковь, государство же занималось ими в меньшей степени.

Со временем в обществе сформировалось два подхода к проблеме бедности: одни ученые рассматривают бедность как социальное благо, делая акцент на том, что именно из низших слоев населения, не имеющих прав собственности, формируется рабочая сила, и что без распространения бедности не было бы богатства; другие считают бедность злом и выступают со стороны эгалитаризма за уравнительное распределение ресурсов и благ или же просто за уменьшение неравенства.

Во все времена большая часть населения любой страны выступала за уменьшение неравенства и бедности, и развитым западным странам во многом удалось решить некоторые аспекты данного вопроса. В России проблема бедности обострилась после известных преобразований 1990-х годов, когда произошел резкий спад производства, снижение трудовых доходов и возникновение массовой безработицы "на фоне радикальных экономических реформ и явной неэффективности системы социальной защиты населения". Тогда и появились стимулы к нелегальным видам деятельности, отмыванию денег, мошенничеству в крупных размерах, что приводило к накоплению богатства в руках малых групп, и одновременно оставалось безнаказанным ввиду неразвитости системы законодательства.

Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека считается бедностью.

Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность - это "намного больше чем деньги".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты