Государственное регулирование социальной сферы в условиях кризиса
p align="left">Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой базы. В РФ формируется конституционная, законодательная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению. Наиболее полное представление о правовой защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, мединциского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Они определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения.

Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом необходимо отметить, что социальная политика государства, выступает как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, и эти процессы тесно увязаны с общеэкономической ситуацией в стране. Общие принципы, функции социальной политики определяют ее направленность на улучшение качества жизни населения и обеспечение эффективного механизма регулирования и контроля за изменениями в социальной сфере.

1.2 Понятие и приоритеты развития социального государства

Государство - это система огромного количества целевых, ценностных, цивилизационно-исторических, социально-структурных, интеллектуально-кадровых и иных характеристик. В самом общем плане его можно представить как целостное единство власти, народа и территории. Сущность же государства заключается в том, что государство, обладая властными полномочиями, упорядочивает жизнь всех субъектов общественных отношений, контролирует и законодательно регулирует их деятельность в полезное русло, запрещая при этом, под угрозой санкций и наказаний, то, что наносит обществу вред.

С точки зрения системного подхода социальность государства можно рассматривать как одну из важнейших системных характеристик современного цивилизованного государства. В таком государстве доминирует не традиционная экономическая составляющая, а социальная. Его экономика не просто эффективна, а четко социально ориентирована, обеспечивает не только экономическую и оборонную мощь страны, но и гарантирует высокий уровень социальный отдачи в интересах каждого законопослушного гражданина и его семьи. В этом и заключается основной смысл социального государства, которое мы сегодня определяем как социальное.

В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Российская Федерация конституционно провозглашена как демократическое правовое социальное федеративное светское государство с республиканской формой правления. На основе Конституции были сформированы новые органы государственной власти. Постепенно выстраивались качественно новые отношения между обществом и властью. Постепенно реализуются приоритетные национальные проекты и программы в области здравоохранения, образования, ЖКХ и продовольственного комплекса, т.е. в самых важных отраслях социального обеспечения стратегического развития страны на пути к демократии, законности и демографического оздоровления.

Вместе с тем нельзя не понимать, что российское общество не связывало раньше и не связывает сегодня свое стремление в годы перестройки и радикальных демократических трансформаций с неожиданным для подавляющего большинства из них обнищанием. По данным Федеральной службы государственной статистики, почти 30% населения современной России живет ниже черты бедности. Разрыв в уровне доходов в десятипроцентных прослойках самых богатых и самых бедных россиян превысил в настоящее время 25 раз. Причем разрыв этот увеличивается. Рост доходов основной массы людей существенно отстает от роста цен и тарифов. Наибольший разрыв (более чем в 30 раз) наблюдается в сферах торговли, финансовой деятельности, предоставления услуг. Наименьший (менее 13 раз) в электроэнергетике, водо- и газоснабжении, транспорте. К тому же более полумиллиона работодателей не отказались от практики "серых" зарплат. В то же время только с 2002 года объем коррупционных доходов в стране вырос примерно на 50%. Экс - Президент Российской Федерации, а ныне Глава Правительства В.В.Путин задал твердый стратегический курс страны на повышение качества жизни людей. Он постоянно напоминает, что главная задача государства - "работать на граждан, защищать их права, интересы, собственность, безопасность самой жизни", подчеркивает, что "ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества". Объективные же условия для реализации всего этого есть. Возросшие экономические возможности позволяют государству "направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, а, по сути, - в рост благосостояния людей, в завтрашний день".

В нашей стране был период сложного, противоречивого и бессистемного становления социального государства с большими социальными издержками. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики, последняя осуществлялась по остаточному принципу. Теперь, по мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства, политическим установкам В.В. Путина и Д.А. Медведева по вопросам преодоления бедности и обеспечению достойной жизни граждан России на основе научно обоснованной Концепции и комплексной программы государственных мер. Эта потребность вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и социальной практики со странами СНГ, ЕврАзЭС, европейскими странами, подписавшими социальную хартию, многие из которых, по конституциям, являются социальными государствами.

Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого и трудового потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Социальное государство - наиболее эффективный способ соединения реальной и гарантированной свободы с властью и правом.

Социальным является лишь то государство, которое не на словах и предвыборных лозунгах, а на деле проводит сильную социальную политику, гарантирует, как это закреплено в законодательстве страны:

· оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социальной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости, установления разумного минимального уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда и предоставления реальных возможностей на содержательный отдых;

· достойное социальное обеспечение по возрасту и инвалидности;

· реализацию права на бесплатное или социальное жилье на основе законодательно утвержденных федеральных и региональных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.;

· доступность бесплатного или за доступную плату качественного медицинского обслуживания для широких слоев населения, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенклатуре официально утвержденных стандартов медицинских услуг;

· доступность бесплатного или за доступную плату качественного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственного развития общества.

Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:

соблюдение прав и свобод человека;

проведение активной и сильной социальной политики;

обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:

1. В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

3. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

5. В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

8. Разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

9. Проведение региональной социальной политики и оценка ее эффективности осуществляется на основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий.

10. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, ЖКХ, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы.

11. Проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, развитие трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.

13. Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.

14. Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.

Таким образом, социальная политика, как совокупность основных принципов и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на реализацию конституционно закрепленных социальных прав граждан, должна охватывать следующие основные сферы общественных отношений: 1) труд и трудовые отношения; 2) пенсионное обеспечение; 3) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; 4) образование и профессиональная подготовка; 5) здравоохранение и физическое развитие; 6) культура; 7) наука; 8) социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание; 9) содействие развитию предпринимательства и формированию социально-ориентированной рыночной экономики; 10) демография, защита семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи; 11) экологическая безопасность; 12) юридическая защита социальных прав граждан. Именно с такой социальной политикой наше государство сможет пережить с минимальными социальными убытками мировой финансовый кризис, заставший врасплох и социальный сектор нашей страны.

1.3 Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой ВВП упал в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.

У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Социальная защита россиян в условиях кризиса - приоритетная задача правительства, и, несмотря на сокращение бюджетных расходов, финансирование социальных программ будет сохранено, заявил премьер-министр Владимир Путин в своем выступлении на конференции министров социального блока стран Совета Европы по социальному сплочению.

Наверно, стоит пояснить, что под термином "социальная сплоченность" в Европе подразумевают вполне конкретные вещи: социальную стабильность и благополучие.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

В связи с этим была разработана "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты