Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России
p align="left">Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории области является управление по делам молодежи администрации Орловской области, а на муниципальном уровне - районные и городские отделы по делам молодежи, комитет по делам молодежи г. Орла. В целях повышения эффективности реализации государственной политики по работе с молодежью, взаимодействия государственных и общественных структур, организации работы на основе коллегиальности и единоначалия при управлении образована коллегия. Среди других субъектов, занимающихся решением вопросов социальной адаптации молодых граждан, можно выделить воссозданные на промышленных предприятиях советы молодых специалистов, а также советы студентов, аспирантов и молодых ученых в вузах и ссузах. В своей деятельности управление руководствуется, прежде всего, федеральной целевой программой «Молодежь России, и законом Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». На основе этих документов реализуются программы «Молодежь Орловщины», «Социальная поддержка молодежи в Орловской области», «Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания», состоящие из ряда подпрограмм. [34]

Ежегодно в г. Орле проводятся Российские ярмарки молодежных инициатив и путевок, в которых участвует большинство регионов страны. В рамках данного мероприятия проводятся совещания Государственного Комитета молодежи РФ с руководителями государственных органов по делам молодежи по вопросам организации летнего отдыха, молодежного досуга.

Отделом по молодежной политике управления был разработан проект областной комплексной программы «Молодежь Орловщины 2001-2005 годы», состоящей из ряда подпрограмм, таких как «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи», «Социальная поддержка молодых семей», «Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей», «Поддержка сельской молодежи», «Содействие занятости молодежи», «Поддержка молодежных общественных объединений», «Поддержка студенческой и учащейся молодежи», «Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде», «Поддержка талантливой творческой молодежи», «Развитие молодежного туризма и летнего отдыха» и других.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную молодежную политику на уровне региона:

1) Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.);

2) Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.;

3) Областная целевая комплексная программа «Обеспечение жильем молодых семей» (2006-2010 гг.);

4) Закон Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области №32-ОЗ от 21.04.1997 г. (в редакции от 30.05.2006 г.);

5) Закон Орловской области «О государственной поддержке общественных объединений в Орловской области» №429-ОЗ от 08.09.2004 г. (в редакции от 20.12.2006 г.).

Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.) носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс самореализации молодых граждан в условиях современного рынка. Программой определены 13 основных направлений деятельности органов исполнительной власти по делам молодежи:

1) Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи.

Сегодня в области действует 14 молодежных центров и 19 клубов, находящихся на балансе муниципалитетов. Основным социальным молодежным учреждением области является ГУ «Центр молодежи «Полет». Крупные молодежные центры действуют в Урицком районе, в гг. Ливны, Дмитровск, Новосильском и Покровском районах. На базе центров действует в общей сложности более 200 секций и консультационно - методических служб.

2) Социальная поддержка молодых семей.

В реализации данного направления определены два основных вектора деятельности. Первый - проведение цикла мероприятий по пропаганде института семьи среди учащейся и студенческой молодежи, социологические опросы, спортивные семейный праздники, акции и фестивали. Второй - оказание помощи неблагополучным семьям, которое включает в себя оказание практической помощи в решении семейно-бытовых проблем; работу с категориями особо неблагополучных семей; реализацию комплекса профилактических мероприятий и распространение профилактической литературы.

На сегодняшний день в Орловской области насчитывается 1685 неблагополучных молодых семей в возрасте до 30 лет, находящихся на особом учете в муниципалитетах. Анализ положения молодых семей в области свидетельствует о растущей популярности института семьи среди молодежи в целом. Тем не менее, сохраняется тенденция роста числа разводов в первые годы совместной жизни, причинами которых выступают: уровень доходов членов семьи, их занятость, жилищная проблема, низкая информированность молодых людей в вопросах семейных отношений.

3) Пути решения жилищной проблемы для молодежи.

Подпрограмма «Жилье для молодой семьи» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. №638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Главная задача данной подпрограммы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.

4) Содействие занятости молодежи.

Работа по организации трудовой занятости молодых граждан осуществляется через создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий труда молодых граждан.

5) Гражданско-патриотическое воспитание и нравственное становление молодежи.

При реализации данного направления используется положительный опыт Орловской области в вопросах организации работы с призывной молодежью, организации шефства над воинскими частями. Организуются торжественные проводы призывников в подшефные соединения Российской армии и флота, встречи с ветеранами ВОВ, районные Дни призывника, областной фестиваль патриотической песни «Солдаты Победы», проводится межрегиональный конкурс для допризывной молодежи «Державы российской орлы». На протяжении многих лет весной и летом проводятся финалы военно-спортивных игр «Орленок», «Зарница».

Немалую воспитательную и практическую роль в подготовке к военной службе играет деятельность Центра поисковых отрядов «Самолет». Летний профилактический военно-спортивный палаточный лагерь «Разведчик ВДВ» на протяжении ряда лет, основываясь на уникальной методике работы с асоциальными подростками, способствует подготовке юношей к службе в рядах ВДВ РФ.

Созданная в области система работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи позволила не только сохранить традиции духовного воспитания подрастающего поколения, но и послужила определенным барьером для проникновения и развития в молодежной среде ряда асоциальных тенденций: неонацизма, экстремизма, классовой и национальной разобщенности.

6) Поддержка молодежных общественных объединений.

На территории области сегодня действует 211 общественных молодежных объединений общей численностью около 70 тысяч человек, что составляет 30% от общего числа молодежи. Коллегиальным совещательным органом общественных объединений является Ассоциация общественных молодежных и детских объединений Орловской области «Круглый стол». В ее состав входят более 30 крупнейших общественных организаций: Российский Союз Молодежи, детская общественная организация Орловской области «Орловская областная пионерская организация «Орлята», «Разведчик ВДВ», «Союз молодых казаков», «Орловский областной фонд поддержки молодых дарований», «Межвузовское студенческое содружество», «Студенческий социологический клуб «Логос», Ассоциация юных лидеров и др. Общественные организации реализуют систему более чем из 40 программ социальной поддержки молодых граждан.

7) Поддержка студенческой и учащейся молодежи.

Реализацию данного направления работы обеспечивают специалисты-координаторы в учебных заведениях г. Орла и области. Ведется интенсивная деятельность по исследованию процессов, происходящих в студенческой среде. Активно развивается движение педагогических отрядов, насчитывающих в настоящее время более 1200 человек.

8) Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде.

В рамках реализации данного направления создан Межведомственный координационный совет. Реализуется комплекс мер по выявлению ВИЧ-инфицированных и наркозависимых: анонимные консультации врачей-наркологов и специалистов Орловского областного центра профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний на молодежных мероприятиях, круглых столах в учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях.

9) Поддержка талантливой молодежи.

Работа по поддержке талантливой молодежи строится по двум основным направлениям:

- развитие и поддержка творческого и научного потенциала учащейся и студенческой молодежи через создание условий для полного личностного раскрытия молодых людей;

- оказание непосредственной материальной поддержки через выплату Губернаторских стипендий наиболее одаренным представителям молодого поколения.

10) Развитие системы информационного обеспечения деятельности органов по делам молодежи.

11) Развитие молодежного туризма и летнего отдыха.

12) Развитие массового молодежного спорта.

13) Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

Наряду с традиционными направлениями профилактической работы с молодежью (лекции, беседы, посещения мест лишения свободы) разработана система взаимодействия с заключенными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, которая осуществляется при помощи Координационного совета Шаховской воспитательной колонии Особое внимание уделяется профилактике безнадзорности в семьях социального риска и вынужденных переселенцев. Целью профилактики противоправных действий среди несовершеннолетних служат добровольные молодежные формирования по охране общественного порядка. Для оказания помощи сотрудникам милиции возрождены молодежные оперотряды.

Анализируя результаты программы «Молодежь Орловщины (2001-2005 гг.) можно говорить о следующих цифрах.

Таблица 1. Динамика развития молодежных клубов и центров

Год

Центры

Клубы

2001

5

18

2002

9

17

2003

11

14

2004

11

16

2005

14

19

Таблица 2. Динамика браков и разводов семей в возрасте 18-30 лет

Год

Браков

Разводов

2001

6119

4052

2002

6350

5265

2003

6709

4699

2004

5107

3451

2005 (по итогам 9 месяцев)

2295

1154

Таблица 3. Реализация программы «Жилье для молодой семьи»

Год

Очередь

Участники

г. Орел

г. Ливны

г. Мценск

2004

320

50

15

11

2005

292

55

4

10

Таблица 4. Занятость молодежи

Год

Обратилось

Трудоустроено

2000

7837

4351

2001

12627

8859

2002

11879

7135

2003

11056

6861

2004

14934

8651

2005

6569

5393

Таблица 5. Динамика развития общественных молодежных объединений

Год

Всего общественных объединений

Зарегистрировано

Членов общественных объединений

2001

169

99

58000

2002

163

85

59300

2003

188

54

62800

2004

196

28

60500

2005

211

36

63000

Таблица 6. Динамика учета и профилактики наркомании

Год

На учете

В т.ч. несовершеннолетних

2000

937

54

2001

1082

42

2002

1085

42

2003

1100

25

2004

923

23

2005

885

22

Таблица 7. Динамика правонарушений в молодежной и подростковой среде

Год

Преступлений

Динамика

2000

868

-156

2001

722

-146

2002

530

-192

2003

582

52

2004

899

317

2005

384

-515

Итоги ныне действующей программы можно будет анализировать уже в конце 2010 г., что позволит сравнить эффективность программы рассчитанной до 2010 г. с итогами программы до 2005 г. и отметить динамику изменений в положении молодежи Орловского региона.

С 1996 года в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений региона при поддержке управления по делам молодежи осуществляет свою деятельность Ассоциация общественных молодежных и детских объединений орловской области «Круглый стол», ставшая в 2001 году юридическим лицом. В рамках Ассоциации осуществляется координация деятельности молодежных и детских объединений области, их информационное и методическое обеспечение. Своей задачей Ассоциация ставит защиту и реализацию прав своих членов, молодежи и детей. В настоящее время Ассоциация взаимодействует с большинством молодежных и детских объединений области. Одной из важных задач совместного сотрудничества является развитие идеи социального партнерства и социального заказа между членами общественных объединений и обществом.

Членами Круглого стола являются свыше 30 объединений с самым широким спектром деятельности и правовым статусом: отделений общероссийских и межрегиональных организаций; многочисленные региональные военно-патриотические, досуговые, экологические объединения и клубы; объединения молодых инвалидов и православной молодежи и многие другие. [52,34].

Используя интеллектуальный и научный потенциал студенчества, к деятельности Круглого стола активно привлекаются имеющиеся студенческие объединения, поощряется создание новых. Наиболее яркие из них: Ассоциация студенческих педагогических отрядов, Студенческий социологический клуб «Логос», межвузовское содружество студентов, Ассоциация юных лидеров.

Орловская областная общественная организация «Орловский союз молодёжи - в XXI век» объединила в своих рядах патриотически настроенных молодых людей для защиты их прав и законных интересов, для активного участия в укреплении социальной справедливости, формирования в молодёжной среде мировоззрения, основанного на нравственных ценностях, т.е. на приоритете духовных ценностей над материальными, патриотизме, разрешении противоречий и конфликтов без применения насилия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты