Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России
p align="left">В качестве приоритетных направлений на указанный период были выделены:

· Социальное - гражданское развитие молодежи;

· Деловая и трудовая активность молодежи;

· Здоровое поколение;

· Управление молодежной политикой.

В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с этим Законом Правительство РФ приняло 27 ноября 2000 г. постановление №896, в котором утвердило «Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерное положение о социальном приюте для детей», «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др. [59].

Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан.

Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№32,52,53,54).

Министерство образования РФ направляло в регионы ряд инструктивных писем: от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи», от 29 октября 2002 г. №4 «Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи», от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» и др.

Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. №15-52-04 ин /15-01-21 «О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации»).

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Цели государственной молодёжной политики:

ь содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;

ь недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

ь создание условий для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

ь расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

ь реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи. [17,65].

Реализация государственной молодёжной политики осуществляется на следующих принципах:

ЈЄпринцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;

ЈЄпринцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

ЈЄпринцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

ЈЄпринцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодёжной политики. [41].

Основными направлениями осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой - формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. [42].

Программа предусматривала повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодёжи. В этой связи было запланировано решение таких задач:

ь обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

ь создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодёжи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

ь содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемлённых категорий молодёжи;

ь внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодёжных организаций и их программ.

Программа предусматривала следующие виды подпрограмм:

1. Создание системы информационного обеспечения молодёжи.

2. Пути решения жилищной проблемы молодёжи.

3. Поддержка молодой семьи.

4. Поддержка молодёжного предпринимательства.

5. Решение вопросов занятости молодёжи.

6. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодёжи.

7. Поддержка талантливой молодёжи.

8. Развитие художественного творчества молодёжи.

9. Развитие массового спорта среди детей и молодёжи.

10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодёжи.

11. Развитие системы детского, молодёжного и семейного отдыха.

12. Международное молодёжное сотрудничество.

13. Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодёжью.

14. Государственная поддержка деятельности детских и молодёжных объединений.

15. Система контроля за реализацией программы.

В 2005 г. на коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)». Основная задача этой программы - повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. В Программе выделялось шесть направлений: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве». Для оценки эффективности программы разрабатывалась система индикаторов на федеральном уровне.

Анализ данных программ позволяет отметить, что, первые две программы были ориентированы, прежде всего, на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. [15].

В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

- законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

- проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

- проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

- проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

- проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

- примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

- проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов». [72].

Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001-2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

В сфере поддержки молодёжного предпринимательства и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществляется развитие сети молодёжных клубов, центров, дворового сектора в муниципальных образованиях, создание социальных служб для молодёжи, поддержка волонтёрского движения. По данным на начало 2004 года, в регионах РФ функционируют 1542 учреждения социального обслуживания молодёжи, осуществляющие свою деятельность более чем по 20 направлениям. [21].

В целях поддержки талантливой молодёжи и организации молодёжного досуга Департамент по молодёжной политике ежегодно проводит конкурс молодёжных творческих проектов. Важной составляющей программ развития досуга и художественного творчества детей и молодёжи (Российская студенческая весна и т.д.) является работа с молодёжными средствами массовой информации. В сообщениях молодёжных информационных центров большое внимание уделяется вопросам творческих фестивалей и конкурсов. В регионах работают программы неправительственной общероссийской общественной организации - Российский Союз Молодёжи - «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

Ассоциация учащейся молодёжи, входящая в состав Российского Союза Молодёжи, помогает созданию организаций в учебных заведениях, отстаивающих права и интересы учащейся молодёжи на различных уровнях.

Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Она ориентирована на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. (См. Приложение).

Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». [66].

Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются:

· вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;

· развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;

· развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;

· формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

- развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

- развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- развитие молодежных информационных проектов и программ;

- популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм и т.д.) средствами социальной рекламы;

- разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;

- разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;

- участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

Цели проекта «Доброволец»:

· мотивация молодых людей на оказание помощи, проявление действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

· формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян;

· развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

· самоопределение молодежи на рынке труда;

· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Цели проекта «Молодая семья России» обозначены как:

· укрепление института молодой семьи;

· увеличение количества благополучных семей в России;

· пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

- пропаганда семейных ценностей среди молодежи;

- формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

- содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты