Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае
p align="left">Каждое из европейских государств, признавая необходимым регламентировать столь важное в экономическом и государственно-правовом отношении явление, как эмиграция, ставило связанный с этим промысел - перевозку эмигрантов - под усиленный контроль. Право этого промысла предоставлялось лишь предприятиям, удовлетворявшим целому ряду законных условий. Общим для законодательства европейских государств было признание того, что лишь эмигранты, пользовавшиеся для переезда именно этими предприятиями, могли претендовать на защиту и охрану своих интересов [50, с. 62].

Обеспечивая свои интересы, государства ограничивали выезд военнообязанных лиц (Венгрия, Италия, Швейцария, Германия), а также привлеченных к следствию. Например, в Германии в праве выезда ограничивался тот, постановление судебного или полицейского учреждения, об аресте которого уже состоялось, в Венгрии, - если желающий выехать состоял под следствием по обвинению в проступке, наказуемым лишением свободы, а также осужденные до отбытия ими наказания. Защищая интересы своих подданных, Швейцария ограничивала эмиграцию престарелых и больных. Германия ограничивала выезд несовершеннолетних. И те, и другие, скорее всего, могли оказаться в числе не принятых страной иммиграции. Ограничены в праве выезда были и те, кто не располагал достаточными средствами к переселению или получившие пособие или ссуду на переезд от страны иммиграции (Германия) [54].

В 1906 году в России был разработан проект эмиграционного закона, но который так и не был введен. Из-за событий первой русской революции, он не привлек внимание общественности [15]. Специалисты различных ведомств, по долгу службы, наблюдавшие и анализировавшие выезд российских подданных в заатлантические страны через немецкий порты, сокрушались по поводу того, что российская сторона теряет источник мощного финансового дохода. Располагая потенциалом, Россия могла бы при соответствующей организации, воспользоваться всеми выгодами этого движения, направив его через свои порты - Либаву, Ригу, а также финские порты [20].

Проанализированный сюжет убеждает, что в европейском эмиграционном законодательстве важность более точного определения эмиграции обнаружилась не в нормах, устанавливающих особую защиту эмигрантов в пути, и не в законах, обеспечивающих покровительство со стороны государственных органов заграницей. Установление субъективного признака эмиграции было более значимым в правовых положениях, ограничивающих в праве эмиграции. При анализе эмиграционного законодательства европейских государств выявляется, что эти ограничения продиктованы соображениями государственной пользы (выгоды) и защиты интересов отдельных граждан.

1.2 Детерминирующие факторы эмиграционных процессов

Рассмотрение эмиграции как самостоятельного феномена (а не как составляющей миграции), когда и оценивается влияние привлекающих и выталкивающих факторов, и соотносятся потери и выгоды от эмиграции - то значительное число работ по этой тематике страдает определенной односторонностью по сравнению с зарубежными исследованиями. Так что, при изучении понятийного аппарата эмиграции исследователи часто опираются на зарубежные источники, т.к. они являются более значимыми по сравнению с национальными и могут пополнить наши знания о далеко не всегда прозрачном и легко классифицируемом понятийном аппарате эмиграции.

Далее мы остановимся на основных эмиграционных факторах и их параметрах, а также на некоторых терминах и понятиях, подходах и концепциях чаще всего упоминающихся в исследованиях эмиграционного процесса, как в отечественной науке, так и в зарубежных исследованиях.

В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную эмиграцию (например, безвозвратный характер обычно имеет межконтинентальная миграция, при которой эмигранты выезжают на постоянное место жительство (ПМЖ) в принимаемой стране), временно-постоянную (когда эмиграция ограничена сроком пребывания в стране) и возвратную эмиграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на работу и т.д. [57].

Также, часто, к критерию по времени относят и нелегальную эмиграцию - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным обустройством. Нелегальная эмиграция - это преступление международного характера, посягающее на экономическое и социальное развитие государств, а также на их суверенитет [10].

Выезд на постоянное жительство все в большей степени замещается поэтапными и латентными формами эмиграции. Поскольку поэтапная и латентная формы миграции подразумевают выезд из страны по временным визам (по гостевой или туристической), а затем уже получение постоянной визы и изменение своего статуса в стране-реципиенте, категория граждан, выезжающих по этим «теневым» каналам, при которых тип въездной визы не соответствует цели или статусу пребывания, остается за рамками учета национальной статистики [47]. Существование нелегальной «теневой» эмиграции не позволяет однозначно оценить динамику выезда на ПМЖ.

Большое значение имеет деление эмиграции населения по факторам, и в науке нет недостатка в их классификации. Среди них известны разработки и подходы В. И. Переведенцева, Т. И. Заславской, В. И. Староверова, Е. Д. Малинина, А. К. Ушакова, Л. В. Корель, В. И. Чапека, М. В. Драгана, А. В. Топилина, Г. С. Вечканова, В. М. Моисеенко и многих других исследователей [41, с. 18-19].

Наиболее удачной является классификация факторов эмиграции Л. Л. Рыбаковского. По его мнению, на принятие миграционного решения оказывают влияние несколько факторов [Цит. по 41, с. 19]. В классическом варианте их подразделяют на две основные группы: объективные и субъективные.

В свою очередь объективные факторы подразделяются на три основных типа по возможности и степени регулирования (Приложение 1, Таблица 1). Первую группу составляют неуправляемые, или постоянно действующие факторы эмиграции. Например, такие, как географическое положение местности и природные компоненты, природные бедствия и катаклизмы, которые чаще всего способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы.

Вторую группу образуют «временные» факторы, которые могут регулироваться косвенным воздействием и могут быть постепенно изменены. К их числу относятся уровень освоения территории, создание инфраструктуры, половой, возрастной и этнический состав населения, состав населения по продолжительности проживания.

Третья группа факторов - факторы текущего регулирования, или регулируемые переменные. Национальная и кадровая политика, условия жизни и обеспеченность рабочими местами населения.

Под субъективными факторами эмиграции следует понимать «те особенности личности индивидов, которые в одних и тех же условиях приводят к дифференциации принимаемых решений» [41, с. 19-20].

В научной литературе предпринято несколько попыток подразделения эмиграционных потоков на основе значимых факторов. В частности, В. А. Ионцев называет среди основных - экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические и другие [Цит. по 41, с. 20]. А. Г. Вишневский называет среди главных факторов миграции населения «экономические и социальные, немалую роль играют политические и военные» [Цит. по 41, с. 20].

Крайне важно для разграничения «сферы деятельности» того или иного фактора выделять более подробно составные части - назовем их параметрами, которые позволили бы дать конкретные оценки каждому их факторов эмиграции [41, с. 20]. Можно предположить следующую квалификацию факторов эмиграции (Приложение 1, Таблица 2).

Однако даже столь большое многообразие факторов эмиграции и параметров их составляющих, не является исчерпывающим, но позволяет оценить роль каждого из факторов в формировании миграционных установок [41, с. 22]. Попробуем раскрыть некоторые детерминирующие факторы эмиграционных процессов более детально.

Многие исследователи придерживаются точки зрения, что решающую роль в эмиграции играют экономические факторы, так как они заключаются в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционированием в процессе производства. Экономический фактор эмиграции заключается в содействии повышению эффективности воспроизводства трудовых ресурсов.

Как отмечает В. А. Ионцев, «какие бы причины не определяли современную эмиграцию населения, главенствующая роль среди них принадлежит экономическим. Эмиграция населения имеет ярко выраженный экономический характер, обусловленный в первую очередь поисками нового места приложения труда» [Цит. по 41, с. 23].

Наибольшее влияние на развитие общества оказывает эмиграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и называется трудовой эмиграцией. Понятие «учебная эмиграция» подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования.

Возросшее значение науки в социально-экономическом развитии превратило интеллектуальный труд в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития и безопасности. По существу, сформировался глобальный феномен интеллектуальной эмиграции [45]. При этом под интеллектуальной эмиграцией понимается миграция научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли [24].

Большое значение для определения роли эмиграции в общественных процессах приобретают ее структурные характеристики. Она становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников.

Переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. Как отмечает американский ученый П. Друкер, «настоящим капиталом развитой экономики... являются знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества» [Цит. по 24, с. 13]. И действительно, на современном этапе развития эмиграционных процессов, постоянно растет именно доля вовлекающихся в нее высококвалифицированных работников.

По мере того как поток интеллектуальной эмиграции набирал силу, он получал отражение и в попытках его концептуализации. Довольно быстро сложились две конкурирующие концепции.

Согласно концепции обмена знаниями и опытом (brain exchange) люди мигрируют в поисках нового места приложения труда с учетом своей профессии и квалификации. И «приток умов» (brain gain), и их «утечка» (brain drain) характерны для экономик всех стран и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере трудовых ресурсов. Это сведения не только о рынках труда, но и о финансах, товарных рынках, условиях жизни.

В рамках концепции растраты умов (brain waste) интеллектуальная эмиграция рассматривается двояко. В самом широком смысле - как выезд из страны любых специалистов, занимающихся квалифицированным, интеллектуальным или творческим, трудом, а также потенциальных специалистов: студентов, аспирантов и стажеров [35]. Некоторые исследователи (например, В. Ионцев, В. Костаков, П. Стокер) включают в эту категорию работающих по контрактам тренеров, спортсменов, артистов, лиц других творческих специальностей, не связанных в своей деятельности с наукой как таковой [25]. Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения.

В настоящее время обе концепции представляются недостаточно эвристическими. Чтобы разобраться в специфике современной эмиграции научных кадров, необходим анализ сложного сочетания факторов, причин и условий эмиграции, их конкретных пространственно-временных особенностей.

Среди структурных факторов эмиграции выделяются профессиональные. Существует устойчивая корреляция между уровнем образования, профессиональной квалификацией и мобильностью населения [17]. Когда же в качестве главных субъектов эмиграции выступают научные кадры, профессиональные факторы тем более выходят на первый план. Этому способствует само содержание интеллектуального труда [24]. Существенную роль играет и такой «смежный» фактор, как возможность максимальной реализации творческого потенциала. Еще один действенный структурный фактор - это обладание большей информацией; он обеспечивает высокую потенциальную приспособляемость к изменившимся условиям.

Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» эмиграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран. Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации [25]. Для научных эмигрантов из России важны также этнические факторы.

Понятие этнического фактора следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, объективный этнический фактор, т.е. причины этнического характера, которые могут способствовать формированию миграционных установок у человека. К ним можно отнести особенности этнического состава населения, состояние межнациональных отношений, этнические конфликты, этнические депортации, этническое разделение труда, языковую и религиозную ситуацию, а также этническую политику, проводимую на уровне государства.

Во-вторых, субъективный этнический фактор, который включает психологические особенности личности потенциального эмигранта. К примеру, на формирования желания эмигрировать оказывают существенное воздействие такие типично субъективные факторы как внутренняя самоидентификация, желание принадлежать к определенному народу, этносу, этническое самосознание, чувство этнической родины и т.п. [41, с. 26].

Российский исследователь Рязанцев С. В. в своей работе «Влияние миграции на социально-экономическое развития Европы: современные тенденции» [41], предлагает выражать этнический фактор через показатель этнический комфортности:

FCet = [ FCet(o) / FCet(s) ] n,

где FCet - фактор этнической комфортности,

FCet(o) - объективный фактор этнической комфортности,

FCet(s) - субъективный фактор этнической комфортности,

n - численность исследуемой совокупности потенциальных мигрантов.

В ряде государств и регионов существенную роль в формировании эмиграционной установки на временный или постоянный выезд играют причины политического характера.

Политическая эмиграция - явление сложное, многообразное, включающее в себя весь спектр общественной жизни [18].

Политический эмигрант - (англ. political refugee) - лицо, покинувшее страну своего гражданства по политическим мотивам и пользующееся правом убежища (включая входящие в него права и свободы, предоставляемые другим иностранцам) в другом государстве [32].

Социальные перемещения происходят в поисках работы, получения образования, в связи с замужеством или женитьбой (в основном это путь женщин) и т.п. [57]. Смысловое понимание социальной эмиграции можно свести к трем основным факторам. Первый - материальный. К нему относятся трудоустройство, жилищные условия, имущественное положение. Второй - нематериальный фактор, формирующий этнокультурные и психологические эмиграционные установки. Интегрирующим индикатором действия таких факторов выступают отношения эмигрантов с населением принимающих территорий. Третьим важным фактором специалисты считают степень информированности переселенцев о местах и условиях будущего расселения [29].

Немалую роль играют также религиозные, военные, экологические и другие факторы. Как следствие - значительное увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев (жертв вынужденной эмиграции, т.е. перемещения людей, связанных с постоянным или временным изменением места жительства по независящим от них причинам).

По определению Дж. Эйченбаума [32], беженцами могут считаться те индивиды (и их семьи), кто был вынужден бежать со своей родины, спасаясь:

от реальных (или воображаемых) политических или религиозных гонений,

вследствие стихийных бедствий (наводнение, засуха),

от разрушительных последствий войны.

Общим для всех этих категорий людей является вынужденный характер их эмиграции, и неизбежность тягот и лишений, связанных с этим.

Ряд исследователей вначале 1990-х гг. предложили выделять экстремальные или стрессовые факторы (добровольные и вынужденные факторы эмиграции) [41, с. 22]. По способу реализации миграции населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих эмигрантов. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки такому, эмиграция населения делится на добровольную и принудительную. В мире накоплен большой опыт организации эмиграции населения. В историческом развитии международной миграции существенную роль играли различные эмиграционные агентства и бюро, специальные правительственные организации по эмиграции рабочей силы и т.д. [18].

Экспатриация - это добровольное или принудительное выселение людей за пределы родины, обычно влекущее за собой лишение гражданства [10].

Под депортацией в широком смысле понимается принудительная высылка лица или отдельной категории лиц в другое государство или другую местность, зачастую под конвоем. Депортация применяется в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания иностранных граждан на территории той или иной страны. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства. В случае если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами той страны, которая депортирует иностранного гражданина [10]. В Российской Федерации депортация гражданского населения - одно из запрещенных средств или методов ведения войны.

Репатриация - возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения тех лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств.

Осуществляется обычно на основе международных договоров (например, репатриация военнопленных), но возможна и внедоговорная репатриация, при условии существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или государствах. Репатриация нередко бывает связана с изменением (приобретением) гражданства [10]. Обязательность репатриации военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.

Есть еще один термин, который неразрывно связан с понятийным аппаратом науки об эмиграционных процессах - это реэмиграция.

Реэмиграция - это процесс возвращения эмигрантов в места их прежнего проживания [8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты