Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае

Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае

57

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ЭМИГРАЦИИ

1.1 Дефиниция понятия «эмиграция»

1.2 Детерминирующие факторы эмиграционных процессов

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЭМИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

2.1 Развитие эмиграционного движения в регионе: причины, его территориальное направление и правовая обеспеченность

2.2 Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭМИГРАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИИ-ДОНОРА

3.1 Обоснование создания Центра мониторинга последствий эмиграции

3.2 Структура и функции Центра мониторинга последствий эмиграции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Эмиграция населения - сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социальный процесс. Потоки эмигрантов представляют собой пеструю картину: трудовые эмигранты; претенденты на убежище из стран, где идут боевые действия или где они подвергаются преследованию по политическим, религиозным и иным причинам; члены семей, выезжающие к уже эмигрировавшим родственникам; люди, выбывающие по туристской визе, а потом добивающиеся права на проживание в другой стране, либо «растворяющиеся» там, среди нелегальных мигрантов и т.д. Такой состав эмиграционных потоков подтверждает положение, что на любом этапе существования в любом обществе всегда были и есть потребности, которые удовлетворяются в процессе перемещения или за счет перемещения.

Эмиграция не только сама испытывает влияние всех социальных явлений, но и оказывает воздействие на их развитие. Чаще всего о ней говорят как о революции, сотрясающей современные индустриально и информационно развитые общества. Действительно, эмиграция всегда - «взрывчатое вещество», многое меняющее и на многое влияющее в современном мире. Самые первые результаты трансформаций разных сфер, вызванных эмиграцией, проявляются на региональном уровне. В силу этого исследование эмиграционной ситуации в Ставропольском крае представляется весьма актуальной как с точки зрения осуществления концептуализации имеющегося теоретического знания в этой области, так и с точки зрения выявления ее последствий для региона, а также возможностью понять необходимые изменения в проводимой политике и структуре миграционной службы.

Библиографический анализ. Наиболее значимые теоретические положения темы раскрыты в работах В. В. Оболенского-Осинского «Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и в СССР»[36], А. Ахиезера "Эмиграция из России: культурно-исторический аспект" [15], Ж. А. Зайончковской «Развитие внешних миграционных связей России»[23], А. Марианского «Современная миграция населения»[31], С. В. Рязанцева "Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции" [41], Н. С. Фрейнкман-Хрусталевой, А. И. Новикова "Эмиграция и эмигранты: история и психология" [48] и др.

Эмиграционные тенденции в современной России проанализированы в рамках исследований, проведённых такими крупнейшими отечественными учёными, как Ж. А. Зайончковская [22, 23], О. А. Иконников [24], В. А. Ионцев [26], Г. Ф. Морозова [32, 33], И. Г. Ушкалов [47]. Проблемы эмиграции квалифицированных кадров, так называемой «утечки умов», рассмотрены Н. Некипеловой и Л. Гохбергом [35], Л. Леденевой [29, 30]. Региональная специфика эмиграции населения Ставропольского края, к сожалению, остаётся фрагментарно изученной. Ей уделено внимание в работах таких исследователей, как В.С. Белозёров [16], С.В. Рязанцев [40, 41, 42] и других.

Объектом исследования выступает эмиграционная ситуация в Ставропольском крае.

Предметом исследования является процесс развития тенденций эмиграционных потоков.

Рабочая гипотеза состоит в том, что управляемая эмиграция является неотъемлемой частью не только современных демографических, политических, социальных, экономических процессов, но и способствует формированию единого мирового пространства.

Целью исследования определено изучение причин и тенденций развития эмиграционной ситуации в Ставропольском крае.

Для её достижения необходимо решение следующих задач:

- проанализировать теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции;

- уточнить дефиницию понятия «эмиграция»;

- определить детерминирующие факторы эмиграционных процессов;

- охарактеризовать современную эмиграционную ситуацию в Ставропольском крае;

- определить условия и причины развития региональной эмиграционной ситуации;

- проследить динамику современных эмиграционных процессов на Ставрополье;

- разработать методику разработки концепции Центра мониторинга последствий эмиграции;

- определить структуру и функции Центра мониторинга последствий эмиграции.

Источниковая база исследования разнообразна. Она представлена документами правового и политического характера. Это документы, связанные с закреплением фундаментальных прав человека и основ современного мирового порядка. К ним относятся документы ООН [1, 3, 10], Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международной организации труда [5], Женевские конвенции [6, 7, 13] и некоторые другие. Исключительно важен национальный источниковый корпус [2, 4, 8, 9, 11, 14, 62, 67], раскрывающий специфику подходов к проблемам миграции. Этот блок источников помогает рассмотреть вопросы эмиграции в системе политических идей, отношений, институтов, в том числе определить их место в системе международных отношений. Важным источником следует назвать иммиграционные законодательства разных стран, расположенных по ссылке http://www.document.de/wrvv.html. [60]. Так как эмиграция является значимым явлением для демографических процессов, то её невозможно изучить без анализа статистических данных, поэтому материалы Госкомстата тоже включены в источниковую базу [61].

Для проведения настоящего исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ, сравнительный метод, дедуктивный метод, контент-анализ материалов СМИ, позволившие выявлять основные проблемы и степень влияния эмиграции на развитие территории.

Краткая характеристика работы по главам. В первой главе "Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции" рассматривается исторически-правовое закрепление понятия "эмиграция" в законодательстве различных стран, а также сложности формирования общей методологии исследования эмиграции как феномена международно-политической реальности и как объекта управления. Также в первой главе нашли отражение концептуальные взгляды авторов на совокупность представлений о сущности эмиграции и ее факторах, были сведены в систему виды эмиграционных перемещений, выявлены соподчиненные характеристики эмиграции и определены некоторые поведенческие характеристики перемещающихся людей.

Во второй главе данной дипломной работы "Анализ современной эмиграционной ситуации в Ставропольском крае" комплексно исследуется и раскрывается сущность процесса эмиграции в крае как феномена международной миграции, имеющий проявления в демографической, политической, социальной, экономической и других сферах региона.

Третья глава "Организация исследований последствий эмиграции для территории-донора" посвящена разработки структуры и определению функций Центра мониторинга последствий эмиграции.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ЭМИГРАЦИИ

1.1 Дефиниция понятия «эмиграция»

Современное состояние понятийного аппарата темы «миграция» характеризуется наличием многих проблем. В их числе - не разработанность некоторых дефиниций; дискуссионность других, некорректное употребление третьих; незнание о способности к своеобразной субституции отдельных из понятий этой темы (иммигрант - иностранец; политэмигрант - беженец; адаптация - интеграция) и опасность подмены научной дефиниции правовой. Язык - важный компонент познания, потому как он не только средство передачи информации и выражения эмоций, но средство измерения жизни и ее форма [15]. Важнейшим требованием к нему является высокая степень адекватности понятий реальности: содержание и границы дефиниций должны как можно точнее передавать сущность обозначаемого процесса или явления.

Для нашего исследования основным понятием является «эмиграция», попробуем эксплицировать его. Оно происходит от латинского emigrare - выселяться, переселяться. Чаще всего под эмиграцией понимают переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства [46].

Оформление этой дефиниции было длительным, оно было связано с развитием такого явления как трансграничное перемещение. Так как перемещавшийся покидал пределы одного государства и пересекал границу другого, то, как минимум, эти два государства проявляли своё отношение к факту перемещения, что выражалось в его регламентации посредством нормативно-правового акта. Дефиниция этого понятия могла оформиться как правовая [49]. Отметим, что не все государства выбрали сразу интернациональный термин, давая определение этому виду перемещения.

Так в течение XIX - первой половине XX веков в Германии термин «эмиграция» в его латинском звучании не применялся, со второй половины XX века и в последние десятилетия этот термин признаваем немецкими исследователями процессов миграции, но нельзя говорить о его широком и устоявшемся употреблении. Для обозначения выезда из страны использовали и продолжают использовать термины, производные от глагола немецкого глагола «auswandern». Чтобы обозначить категорию выехавших исследователи выбрали (предпочли) термин «die Auslanddeutschen» (немцы вне Германии). Приблизительно с конца 1920-х годов в языке официальных документов закрепился термин «der Volksdeutsche» (этнические или народные немцы) для обозначения категории эмигрировавших и проживавших вне Германии, как сменивших подданства, так и не сделавших этого [54]. А вот в 1930-е гг. все те, кто выехал из Германии, скрываясь от преследований нацистского режима, составили категорию политических эмигрантов.

Таким образом, следует отметить, что в немецком языке удалось подобрать семантически соответствующие термины для обозначения самого выезда и оформившейся в результате этого перемещения общности. В русском языке предпочли заимствования. В этом нет ничего негативного: в Россию раньше чем в Германию пришел интернациональный термин «эмиграция» для замены немного неуклюжего для контекста официальных документов сочетания «отлучка за границу» и оказался более востребованным, нежели в немецком языке [50]. В русском языке этот термин закрепился в следующих значениях: 1) переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами; 2) совокупность эмигрантов, проживающих в какой-либо стране [46].

В начале XX века термин «эмиграция» получил правовую дефиницию в российском эмиграционном законопроекте, который так и не был принят из-за событий первой русской революции [20]. Так как массовый выезд российских подданных уже был осознан как социально-экономическая проблема и широко обсуждался в публицистике, то термин «эмиграция» оказался включенным в политическую и бытовую лексику. Его использовали для обозначения самого процесса выезда из страны, как со сменой подданства, так и временного. После 1917 года «эмиграцией» стали называть общность выехавших из России бывших российских подданных, не принявших советского гражданства. Это была так называемая «белая эмиграция» [15].

В целом же, можно говорить о том, что в первой половине XX века понятие «эмиграция» получило сторгую правовую дефиницию. Законодательство многих европейских стран под «эмиграцией» подразумевало выезд со сменой гражданства, а в российском законодательном проекте термин «эмиграция» использован для обозначения всех перемещений за границу, как со сменой подданства, так и без такового [49]. Если государства признали под «эмиграцией» перемещение, обычно сопровождающееся пересечением границы, то вполне возможно предположить, что на вопрос «кого считать эмигрантом?» они отвечают столь же однозначно.

Кажется, что в отношении международной миграции факт пересечения государственной границы должен быть единственным и исчерпывающим условием признания состоявшегося миграционного события, после которого в соответствии с мотивом перемещения следует отнести этого мигранта к той или иной категории. Но, практика показывает, что сам факт пересечения государственной границы еще не является для государства основанием считать выбывшего из страны эмигрантом.

Обратимся к историческому опыту регламентации трансграничного перемещения государствами Европы и Америки на рубеже XIX-XX веков. Первое, что следует отметить, - различная степень концентрации внимания на проблеме въезда и выезда. Все европейские государства без исключения развивали эмиграционную политику и разрабатывали эмиграционное законодательство, тогда как Америка была занята разработкой иммиграционного законодательства [53]. Пространственная мобильность населения Европы достигла фазы наивысшей активности. С одной стороны, она была обусловлена социально-экономическими процессами в самой Европе. Европейцы перемещались в пределах границ своих государств (внутренняя миграция) и в пределах Европы (внутриконтинентальная миграция) [41]. А с другой стороны, американская потребность и заинтересованность в приливе «человеческого капитала» обусловили межконтинентальную, заатлантическую направленность европейской миграции.

Французское законодательство (от 18 июля 1860 года и декрет 9 марта 1861 г.) определяло эмигрантом пассажира, едущего на эмигрантском судне. Т.е. судно должно быть специально приспособлено для массовой перевозки, - не менее 40 эмигрантов, - и предназначено для дальнего плавания. Едущий на таком судне пассажир признавался эмигрантом только в том случае, если он не пользовался общим столом с капитаном и офицерами. Он должен платить за свой проезд со столом менее 40 франков в неделю на парусных судах и менее 80 франков на пароходах, причем основанием для вычисления бралась продолжительность путешествия, норма которой определялась специальными правилами [50, с. 52-53].

Французский закон требовал, чтобы эмигранта от прочих пассажиров отличали 2 признака: дальность путешествия и определенная степень экономической обеспеченности. Продолжительность пути эмигранта измерялось неделями. Так, пассажир, едущий в Алжир меньше недели, эмигрантом не признавался. Признаком мало обеспеченности эмигранта было то обстоятельство, что он ехал на судне, приспособленном к массовой перевозке, и притом не столовался с офицерами и вносил наименьшую плату, не превышающую установленного максимума, т.е. он попадал под категорию т.н. палубных пассажиров [50, с. 53].

Итальянское государство наделяло статусом эмигранта всякого гражданина, который направлялся в страны, лежащие за Суэцким каналом. Т.е. кто направлялся в итальянские колонии и страны, состоящие под протекторатом Италии или лежащие на европейских берегах Гибралтарского пролива, такого статуса не получали. Итальянский закон определял, что эмигрантом мог быть пассажир, едущий третьим классом или классом, который, по признанию эмиграционного комитета, соответствует ему. Таким образом, закон называл эмигрантами тех, кто отправлялся в Америку, в Австралию, в Азию (кроме передней Азии) и в Африку (кроме стран северного побережья). Переселение в итальянские колонии и в страны, состоящие под итальянским протекторатом, не рассматривалось с точки зрения государственного права как эмиграция в другие страны, и едущие туда не считались эмигрантами. При наличии этого признака эмигрантами признавались лишь лица малосостоятельные, т.е. едущие в III (третьем) классе (третьим классом?). В этом условии implicite заключалось еще одно обстоятельство, необходимое для определения статуса итальянского эмигранта - выезде из Италии морем, а не через сухопутную границу. Это три признака определяли понятие «эмигранта», который является объектом защиты и покровительства закона [50, с. 41].

Английский закон, как и итальянский, называл два признака, определяющих правовое понятие «эмигранта»: географический и экономический. Эмигранты - это люди, едущие в дальние страны - в Америку, в Австралию, в Азию (но не в ближайшие к Европе части), в Африку (с тем, же ограничением). Эмигранты - это люди, едущие на судах, приспособленных к массовой перевозке пассажиров. Но, в отличие от итальянского английский закон разрешал такому пассажиру пользоваться вторым классом (каютой, а не палубой). При этом такой пассажир, как эмигрант оставался под специальной защитой закона. Так, например, постановление о форме договорных билетов (ст. 320) были одинаковы для палубных пассажиров и для эмигрантов каютных. Впрочем, между палубным и каютным эмигрантом существовало некоторое различие в защите со стороны закона: так, в некоторых случаях, когда палубный эмигрант мог требовать возврата всей внесенной им платы, каютному предоставлялось право взыскивать лишь половину (ст. 308) [50, с. 51].

По венгерскому закону 1903 года эмигрантом считался тот, кто отправлялся заграницу на неопределенное время с целью постоянного заработка. Для тех, кто намеревался это сделать, существовали ограничения, т.е. венгерское законодательство установило некоторые изъятия в свободе переселения. Например, несовершеннолетние могли эмигрировать только с письменного согласия отца или опекуна. При этом делалась оговорка относительно несовершеннолетних мужского пола моложе 15 лет, а также о несовершеннолетних женского пола: и тем и другим переселение разрешается не иначе, как в том случае, если их сопровождает благонадежное взрослое лицо, и им заранее обеспечено пристанище в том месте, куда они едут. Не могли эмигрировать лица, не располагающие необходимыми для проезда в место назначения денежными средствами [50, с. 35-36].

Германия, так же как и Швейцария, Голландия, Бельгия, признавала эмигрантом того, кто направлялся заграницу при содействии специальных предприятий, действующих на основании особого разрешения под бдительным контролем правительства. Из общей массы эмигрантов германский закон особо выделяет тех, которые 1) едут морем; 2) во внеевропейские страны; 3) на судах, везущих не менее 25 эмигрантов, не считая каютных. Именно эту категорию немецкий закон назвал эмигрантами в собственном смысле этого слова. При этом закон не исключил из понятия «эмиграция» и переселения в другие страны иными способами передвижения [50, с. 54-56].

Обобщая европейское эмиграционное законодательство, следует отметить, что во всех европейских странах эмигрантом был признан пассажир, находящийся в пути или готовящийся к путешествию. Далее все законодательства установили, что это пассажир, отправляющийся заграницу, покидающий пределы отечества. Гражданин, переселяясь заграницу, оказывался в юрисдикции другого государства и как никто другой нуждался в значительной защите своего государства. И еще одно условие, которое можно обнаружить во всех западноевропейских законодательствах: эмигрант - это пассажир, отправляющийся заграницу морем. Лишь в Германии, Швейцарии и Венгрии помимо лиц переправляющихся морем, признавали эмигрантами лиц, направляющиеся заграницу сухим путем [50, с. 61].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты