Вопросы к зачету по социологии
точки зрения функциональной теории: под стратификацией понимается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Важность позиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества. По мнению Кинглея Дэвиса и Уилберта Мура, каждое общество, независимо от того является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства. Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц.

Согласно Дэвису и Муру, функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Наиболее ценными позициями считаются те, для заполнения которых требуются: а) уникальный (редкостный) природный талант и/или б) очень большая подготовка и обучение. Поэтому, согласно функциональной теории - высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть человек. Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за принимаемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек. Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступенях пирамиды.

Согласно концепции Эрика Олина Райта, в современном производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами: 1) над инвестициями или финансовым капиталом; 2) над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами); 3) над рабочей силой и властью. Это позволяет определить основные классы. Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых является неопределенной. Поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. Например, работники умственного труда, "белые воротнички", продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые рабочие. Но при этом они могут в большей степени контролировать условия своего труда, чем рабочие.

Социальная мобильность

Питирим Сорокин описывает мир, как пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Они образуют многомерную систему координат, в которой выделяются две главные оси - ось X (горизонтальная мобильность) и ось У (вертикальная мобильность). Существует три основных подпространства: экономическое, политическое и профессиональное. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. То есть социальная мобильность - изменение социального статуса. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно. В открытом обществе - гораздо меньше барьеров, мешающих продвижению вверх. Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения.

Для количественной характеристики социальной мобильности можно использовать показатели скорости и интенсивности. Под скоростью мобильности понимается число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз по социальной лестнице за определенный интервал времени. Интенсивность мобильности - число индивидов, меняющих социальные статусы в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный интервал времени.

Выделяется также групповая и индивидуальная мобильность. Групповая мобильность существует тогда, когда перемещение в социальном пространстве происходит коллективно. Основными причинами групповой социальной мобильности, по мнению автора данной теории П. Сорокина, являются следующие факторы: 1) социальные революции; 2) межгосударственные и гражданские войны; 3) военные перевороты; 4) смены политических режимов; 5) принятие новой конституции. Индивидуальная мобильность, как перемещение в социальном пространстве, происходит у каждого человека независимо от других людей. К важнейшим факторам индивидуальной мобильности можно отнести следующие: 1) социальный статус семьи; 2) физические и умственные, внешние данные; 3) национальная и религиозная принадлежность; 4) уровень полученного образования и воспитания; 5) место жительства; 6) выгодный семейный союз; 7) неформальные связи; 8) усилия по достижению цели; 9) удача, стечение обстоятельств.

Специфической разновидностью социальной мобильности является миграция. Миграция - процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Существует ряд условий, которые заставляют людей изменить привычное для них место жительства. Эти условия можно разделить на основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции. Выталкивание связано с неудовлетворительными или невыносимыми условиями жизни индивида в родных местах. Притяжение - это комбинация привлекательных условий для проживания и работы в других местах как родной, так и другой страны.

Изменение социальной позиции без последующего обретения новой и обусловленная этим утрата прежних социальных связей, норм, моделей поведения обозначается понятием маргшалъностъ. Она бывает экономическая, политическая и религиозная.

Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Вопросы для изучения:

Понятие и функции социального контроля

Девиантное поведение и его виды

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Понятие и функции социального контроля

Социальный контроль - вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения, механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, социальной стабильности. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

Социальный контроль может выполнять свои функции через социализацию, групповое давление и принуждение.

Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как мыслить, что чувствовать, как поступать в той или иной жизненной ситуации.

На мысли, чувства и в большей степени на поведение человека оказывает влияние также его вовлеченность в общественную жизнь, которая проявляется в членстве во многих первичных группах (семья, класс, студенческая группа, трудовой коллектив и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Важным условием членства в группе служит то обстоятельство, что человек должен разделять определенный минимум принятых данной группой формальных или неформальных норм. Любое несоблюдение установленных норм может немедленно привести к осуждению поведения группой. Групповое давление зависит от многих факторов и, прежде всего, от статуса нарушителя норм. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей, изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм.

Социальный контроль через принуждение основан на страхе человека перед формально установленным наказанием за нарушение установленных норм. Развитие кодекса формальных норм, требующих от членов общества должного поведения, процесс, обусловленный усложнением социальной структуры.

Элементами социального контроля являются нормы и санкции.

Социальная норма - существующее в данном обществе и принятое индивидом правило поведения, определяющее интервал допустимых действий в определенной ситуации. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (компаниях друзей, рабочих коллективах, семьях, спортивных командах). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами, а не групповыми привычками. К общим правилам относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, присущие определенной социальной группе. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Выполнение социальных норм ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Санкции - система поощрений и наказаний, связанных с выполнением (или невыполнением) социальных норм. Санкции бывают: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Позитивные формальные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений). Например, правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее. Позитивные неформальные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка.

Негативные формальные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями. Например, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями. Например, порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает поведение людей предсказуемым. Санкции также предсказуемы и общеприняты. Известно, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает быть элементом социального контроля.

К институтам социального контроля относятся семья, школы, психиатрические учреждения, тюрьмы, общественное мнение, уголовное право, милиция, суд и т.д. Они контролируют поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.

Формы социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний, формальный и неформальный. Источником формального контроля являются официальные организации. Источником неформального контроля выступают неформальные группы.

Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия.

Однако индивид может и сам эффективно контролировать свои мысли, чувства и действия в соответствии с нормами на основе собственных убеждений. Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, усвоенные индивидом в процессе социализации. Применение санкций человеком к самому себе называется еще и самоконтролем. Именно совесть является проявлением внутреннего контроля.

Девиантное поведение и его виды

Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, хулиганство футбольных болельщиков и т.д.).

Социальные отклонения могут иметь положительное и негативное значения для общества. Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества (например, социальное творчество). Такие отклонения от норм считаются культурно одобряемыми. Существует целый ряд причин, которые приводят людей не просто к нарушению норм, а к их совершенствованию, улучшению. Это - сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, исключительные личные качества. Поэтому большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме выдающихся достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Негативные, культурно осуждаемые отклонения - это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

В социологии различают первичную и вторичную девиации. Первичная девиация - отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная девиация - отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

Существует два типа девиантов:

Ингрупповой девиант - человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

Социальные девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

Различают следующие основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Девиация выполняет противоречивые функции по отношению к культуре и обществу, потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемо поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми. Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно только тогда, когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы, экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно разделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э. Кретшмер, У. Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом. Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание) - патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, - все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Американский социолог Р. Мертон считал, что причиной девиантного поведения является аномия - несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть ко многим незаконным способам достижения этой цели.

Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация - это процесс выделения и "клеймения" человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин "стигма" (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником "наклеивания" ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность "нарушителей": "наклеивают ярлык" (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассмаприваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над "нарушителями" могут привести к усилению проявлений девиантности.

В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.

Тема 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Вопросы для изучения:

Понятие и функции социальных институтов.

Основные виды социальных институтов.

Понятие и функции социальных институтов

Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. - устройство, установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся Комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты Основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Базовыми социальными институтами принято считать государство, бизнес, семью, религию и образование.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Российский социолог С.С. Фролов считает необходимым выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним он относит следующие:

установки и образцы поведения (почитание родителей);

символические культурные признаки (обручальное кольцо);

утилитарные культурные черты (дом для семьи);

устный и письменный кодексы (законы, правила);

идеология.

Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализацш - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам").

Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:

Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей.

Другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности.

В процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил.

Формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей.

Окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.

Институты выполняют множество функций в социальной системе:

удовлетворение социальных потребностей;

закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым, поддержание общественного равновесия;

регулирование деятельности людей согласно общим правилам;

интеграция и сплочение людей;

распространение информации внутри института и между институтами.

Однако в деятельности социальных институтов могут наблюдаться и дисфункции - нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета. Так бывает, когда социальные институты не справляются со своими обязанностями. Например, школы и вузы выдают дипломы иногда невеждам и дилетантам. Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции - это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Основные виды социальных институтов

Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных институтов детально регулируется предписаниями законов (например, президентство).

В социологии принято выделять следующие типы социальных институтов.

Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов: собственность, деньги, банки, рынок, конкуренция. Политические институты связаны с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием и распространением культуры. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство. Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У. Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).

Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практика. Например, государство как политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт выборной кампании, суд, армию, милицию, парламент и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Так, институт дуэлей потерял свою значимость в современном мире и остался только в коллективной памяти.

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются:

вступление в брак - образование семьи;

начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

"пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Типы семейных структур многообразны, различаются а зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательно-регулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты