Вопросы к зачету по социологии
жизни в результате действий одних субъектов другие действующие лица могут совершать ответные действия, так возникает взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Если социальные действия представляют собой единичные акты, то взаимодействие всегда вызывает обратную реакцию.

Социальное взаимодействие может быть: физическим, вербальным (словесным), невербальным (жесты, мимика, телодвижения и т.д.). В любом социальном взаимодействии, вне зависимости от сферы его осуществления выделяются основные элементы: субъекты, предмет, правила, территория.

Социальные взаимодействия могут быть как прямыми, так и косвенными, как формальными, так и неформальными. Непродолжительные, кратковременные взаимодействия приобретают характер социального контакта, а продолжительные, систематические, устойчивые взаимодействия, где присутствует тесная координация действий - приобретают характер социальной связи.

В качестве основных принципов социальных взаимодействий можно выделить: 1) принцип личностной целесообразности, т.е. где каждый действующий субъект стремится получить максимум выгоды при минимуме издержек; 2) принцип взаимной эффективности, где субъекты взаимодействия стремятся достигнуть компромисс, при котором будут максимально возможно учтены интересы всех сторон. На основе первого принципа, как правило, формируются конкурентные социальные взаимодействия, на основе второго принципа - взаимодействия сотрудничества (кооперации). Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и распределены неравномерно. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить безличный характер. Конкуренция в разной форме и с разной остротой присуща всем обществам. В обществе, где преобладают в основном предписанные статусы, конкуренция, в основном, менее заметна; она перемещается в малые группы, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществе, где преобладают в основном достигнутые статусы, конкуренция, пронизывает все сферы социальной жизни. Основной плюс конкуренции в том, что она стимулирует наивысшие достижения, а основной минус в том, что она может приводить к различным конфликтам. Социальный конфликт - результат острых противоречий, когда субъекты осознанно пытаются овладеть жизненно важными ресурсами путем оттеснения, устранения или уничтожения соперника.

В современном обществе взаимоотношения сотрудничества и соперничества находятся в тесной взаимосвязи, иногда люди кооперируются для того, чтобы эффективно конкурировать с другими.

Теории социального взаимодействия

Повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, где он связан с рынком рабочей силы, законодательной системой и системой общественных классов. Поэтому принципиально важно сосредоточить внимание на микроуровне.

Каждодневные занятия и взаимодействия с другими людьми определяют структуру и форму того, что мы делаем. Изучая их, мы можем узнать многое и о жизни человека как социального существа, и о самой социальной жизни. Анализ социального взаимодействия в повседневной жизни проливает свет на деятельность более крупных социальных систем и институтов. Фактически все крупномасштабные социальные системы рассчитаны на те модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни.

К основным теориям социального взаимодействия можно отнести следующие: теория обмена, символический интеракционизм, теорию управления впечатлениями, этнометодологию.

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми, и это образует суть теории обмена Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

По мнению Питера Блау, существуют четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Наиболее ценное средство вознаграждения - это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги.

По мнению Джорджа Хоманса, можно выделить четыре основных принципа поведения людей при взаимодействии: 1) принцип успеха; 2) принцип стимула; 3) принцип ценности; 4) принцип пресыщения. Их можно сформулировать следующим образом:

1) чем чаще вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; 2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия; 3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; 4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Сформулированный Хомансом закон дистрибутивной справедливости, высказывает предположение о причинах возникновения отрицательных и положительных эмоций. Когда действие не вызывает ожидаемого вознаграждения или, наоборот, вызывает неожиданное наказание, то действующий субъект с большей вероятностью испытает чувство гнева. Если действие человека получает ожидаемое одобрение, или еще лучше - большее одобрение, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, скорее всего, испытывает чувство удовольствия.

Один из основателей символического интеракционизма - Джордж Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий. Незначимый символ представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания, С точки зрения Мида, более важную роль играет значимый символ. В этом случае люди не реагируют автоматически на внешнее воздействие. Действие (жест) - значимо, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека или, по мнению Мида, "принять роль другого". Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Представители символического интеракционизма исходят из того, что социальные роли мужчин (юношей, мальчиков) и женщин (девушек, девочек) являются продуктами значимых символов.

Герберт Блумер считал, что символический интеракционизм базируется на следующих идеях: 1) люди действуют скорее на основе значений (смыслов), которые они придают предметам и событиям (символам), чем просто реагируют на внешние события или потребности организма; 2) значения (смыслы) не являются жестко зафиксированными, а создаются, развиваются и изменяются во взаимодействии; 3) значения (смыслы) - результат интерпретаций, полученных при "принятии роли другого".

Эрвин Гоффман отводил важную роль в социальном взаимодействии так называемому "управлению впечатлениями". Он считал, что очень часто люди сами создают ситуации или используют уже сложившиеся ситуации для того, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят впечатление на других людей. Эта концепция названа управлением впечатлениями или драматургическим подходом. Люди чрезвычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно.

Этнометодология, по мнению Гарольда Гарфинкеля - изучение "этнометодов" (народных или обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса

взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно В том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Слова, которые мы используем в обычном разговоре не всегда имеют точное значение, наши ответы на вопросы зависят от того, кто нас спрашивает, какого рода деятельностью мы занимаемся вместе и т.д.

Тема 6. ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Вопросы для изучения:

Функционирование общества и его отличительные признаки.

Типология общества.

Функционирование общества и его отличительные признаки

Общество - сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Сложились два противоположных теоретических направления: теория конфликтов и структурно-функциональный анализ. Авторы структурно-функционального анализа подчеркивают значение согласия всех членов социума разделять общие ценности, в то время как последователи теории конфликтов уделяют основное внимание подавлению одних членов общества другими. Идеи функционализма разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и многие другие социологи. Современная теория структурно-функционального анализа развивалась в работах Т* Парсонса, Р. Мертона, К. Дениса, Р. Парка и др. Можно выделить следующие основные идеи современного функционализма: 1) общество - это система частей, объединенных в единое целое; 2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд; 3) дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе; 4) изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер; 5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей - самый устойчивый остов общественной системы.

Сторонники теории конфликтов описывают общество постоянно изменяющимся и подверженным конфликтам. Одной из влиятельных современных теорий конфликта является концепция немецкого социолога Р. Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные но экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Власть можно представить, как способность одних индивидов контролировать действия других. Ее суть отражена в точке зрения Макса Вебера, который считал, что власть - есть возможность волевого преобразования социальных отношений одним субъектом вопреки сопротивлению других. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.д.арендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта: I) главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление; 2) общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например, предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.; 3) у каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; 4) когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, политической партии и т.д.; 5) классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

Таким образом, общество - это исторически развивающаяся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Общество как сложноорганизованная система обладает следующими специфическими чертами.

Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.

Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система социальных связей и отношений.

Важнейшей чертой общества является самодостаточность, т.е. способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность, нелинейность, непредсказуемость раз вития.

Общество существует, функционирует и развивается в социальном времени и социальном пространстве. По мнению известного белорусского социолога Е.М. Бабосова, в настоящее время в обществе активно формируются новые пространственно-временные характеристики, среди которых выделяется тенденция виртуализации.

Признаком общества является наличие территории как той экологической ниши, на которой происходит тесное объединение социальных связей.

Сегодня можно говорить о единой мировой системе в результате усиления экономических, социальных и политических взаимосвязей между странами. Усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества обозначается термином глобализация.

Глобализация мирового сообщества характеризуется следующими тенденциями: 1) производство принимает всемирные масштабы; 2) возрастает открытость мира; 3) происходит финансовая интеграция мира; 4) всемирные масштабы приобретает образование и наука; 5) человечество все больше принимает общие нормы и стандарты в области прав человека, независимости, агрессии, геноцида и т.д.6) развивается глобальная информационная сеть; 7) окружающая среда требует общемирового подхода в ее использовании и защите;

созданы и успешно функционируют международные организации в области политики, экономики, окружающей среды, культуры;

спорт и культуру охватывает интернационализация; 10) ядерный потенциал различных стран требует акций мирового масштаба.

Становление мировых социальных отношений тесно связано со значительными расхождениями в степени благосостояния и уровне жизни населения, политического и технического развития индустриальных стран и бедных стран третьего мира.И. Уоллерстайн разработал теорию мировой системы, представляющую собой попытку описания картины мирового неравенства. В своих работах Уоллерстайн прослеживал формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему, представляющую централизованную мировую экономику. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные и полупериферийные регионы, страны внешней арены, находящиеся в зависимом положении.

В современных концепциях глобализации сохраняется идея иерархичности мировой системы. Деление мира на первый, второй, третий устарело. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный США, Европейскими странами и Японией. Страны ядра (США, Япония, Германия, Франция и т.д.) доминируют в мировой системе и в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Центр рассматривается как регион, контролирующий наиболее развитые технологии и производственные процессы, владеющий более совершенными формами организации труда и имеющий сильный идеологически обоснованный государственный аппарат. Периферии - регионы, в которых существует недостаток этих атрибутов, но есть много сырьевых ресурсов (развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки). Страны полупериферии (страны Восточной Европы, Испания, Португалия) играют роль своеобразного буфера между ядром и периферией. Странами внешней арены объявляются значительные регионы Азии и Африки, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями.

Типология общества

Важное значение имеет типология общества, т.е. отнесение его к определенным типам на основании существенных признаков и отличительных особенностей.

К. Маркс выделял следующие этапы смены общественно-экономических формаций:

Период господства архаической собственности. Этот период Маркс называл первичной формацией или первобытным состоянием.

Господство частной собственности или вторичная формация.

Сюда относятся азиатский, античный, феодальный, капиталистический способы производства материальных благ.

Возврат к общественной собственности, но уже на качествен но ином уровне. Это коммунистическая формация, бесклассовое общество, начало подлинной истории человечества.

Последователи К. Маркса стали давать более упрощенную схему глобального развития человечества, которая включала в себя пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Широко известным является предложенное немецким социологом Ф. Теннисом разделение общества на два типа: допромышленную, традиционную общность (Гемейншафт) и современное промышленногородское общество (Гезельшафт). В общности господствуют инстинкты, чувства; в обществе - расчетливый разум.

Наиболее устойчивой в современной социологии является типология традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом. Для него характерны господство натурального хозяйства, крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям. Люди трудятся с помощью примитивной мускульной силы. Поведение индивидов строго регламентируется обычаями, нормами традиционного поведения. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.

Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы, становлением прав и свобод, ростом уровня потребления. Переход от аграрного к индустриальному обществу сопровождается изменением пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).

Таким образом, основу данного общества составляет производство, развитие промышленности, которые базируются на научной организации труда.

Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному называется модернизацией. Модернизация - взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, бюрократией, открытой стратификационной системой (тема 8), ростом индивидуализма, ослаблением традиционных ценностей: семьи, религии, морали.

В постиндустриальном обществе происходит переход от производства товаров к экономике обслуживания: услуги приобретают производительную значимость, а промышленное производство географически перемещается в развивающиеся страны. Принципиально меняется социальнопрофессиональная структура, открываются новые возможности приложения знаний, умений и навыков в образовании, здравоохранении, сферах социальной работы и социальных услуг, анализа и планирования, дизайна и программирования, теории игр и моделирования. Одновременно значительно сокращается потребность в рабочих и служащих на фабричном производстве. Господствующее положение в управлении обществом занимает группа профессионалов - технократов и ученых. Важным признаком постиндустриального общества является качественное изменение роли науки в общественном производстве: усиливается внимание к фундаментальным инновациям в теоретическом знании. Экономический рост перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты