Вопросы к зачету по социологии
ожно выделить наиболее важные функции культуры.

1) Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством.

2) Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

3) Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.

4) Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.

5) Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.

6) Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.

К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда - в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (например, обычай встречать Новый год, праздновать день рождения и т.д.). Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени (например, Рождество, Пасха, Радуница и т.д.)

В исследовании культур существуют две противоположные точки зрения: культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Культурный этноцентризм оценивает чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной, что может привести к рассмотрению своей культуры как лучшей, а остальных - "так себе". Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Многообразие культур

Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества.

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она развивается как коллективное творчество, тесно связана с породившим ее этнонациональным укладом жизни, с творчеством народных умельцев (гончаров, резчиков по дереву и камню, кружевниц) и передается из поколения в поколение.

Элитарная (высокая) культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита. Целью такой культуры становится самовыражение художника (творца). Круг потребителей высокой культуры представлен, как правило, высокообразованной частью общества: критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, музыкантами.

С середины XX века широкое распространение получил термин "массовая культура" (популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура). Распространение массовой культуры связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития массовых потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей. Массовая культура выполняет в обществе развлекательную функцию и преследует коммерческие цели. Ее главный принцип: "Публика желает - публика получит". Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Массовая культура снимает стрессы, стандартизирует чувства, внушает определенные идеи, навязывает стереотипы мышления. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она делает доступным для масс ценности элитарной культуры, с другой - подменяет подлинность копией, делает общение с искусством, наукой заурядным, порождает конформизм, усредненность. Разновидностью массовой культуры является кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в бульварной литературе, в значительной части кино - и телепродукции. Кич - это искусная подделка под искусство, в нем нет подлинных художественных открытий.

В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Наличие субкультур - показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют молодежная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры.

Контркультура - это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.

Американский антрополог Ф. Бок ввел в оборот и обосновал понятие "культурный шок. Культурный шок - это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе, в чужой культурной среде и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.

Тема 4. ЛИЧНОСТЬ

Вопросы для изучения:

Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.

Социализация личности.

Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.

Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность - это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.

Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание - свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация - результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми, с другой общностью; активность - способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения - социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать - это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.

Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и тс, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие - статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.

Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания - то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.

Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь, интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо.

Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности); 2) безопасности; 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу); 4) признания (уважения и любви); 5) самоактуализации (самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых, двух групп врожденные, т.е. биологические, а с третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых - потребность в самореализации.

Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный; 2) нормальный; 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса.

Социализация личности

Анализируя возникновение и развитие личностных черт, можно выделить факторы, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Поэтому огромное значение в формировании личности играет так называемый процесс социализации личности.

Понятие социализация объясняет то, каким образом человек из биологического и генетического существа превращается в существо культурное - социальное. Социализация личности - непрерывный, начинающийся с младенчества и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения, накопления и воспроизводства социального опыта, т.е. социальных ролей, установок, социальных норм, ценностей, знаний и т.д.

Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами.

Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации; 2) взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их; 3) социализация взрослых часто предполагает более гибкое, освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета"; 4) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Социализация включает в себя пять основных этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.

Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве: 1) игра, в первую очередь, ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме; 2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников. В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить.

В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии).

Выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игровая группа детей, компания сверстников, трудовой коллектив, СМИ, религия, социокультурная общность (т.е. в целом то пространство, в котором находится, и действие которого оказывает влияние на личность). В процессе социализации все институты взаимодействуют друг с другом, оказывая мощное воздействие на две основные тенденции в формировании личности в ее социальном развитии: 1) тенденцию освоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования.

Ресоциализация - усвоение нового социального опыта, т.е. новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки.

Тема 5. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вопросы для изучения:

Концепция социального действия и взаимодействия.

Теории социального взаимодействия.

Концепция социального действия и взаимодействия

Понятие социальное действие - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Понятие социального действия введено Максом Вебером. Социология, по его мнению, является "понимающей" наукой, т. к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: 1) субъективная мотивация индивида (т.е. наличие смысла действия) и 2) ориентация его на других. Социальным действием считается действие только тогда, когда его субъективный смысл относится к поведению других людей.

Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В основе традиционного действия лежат, прежде всего: привычки, ритуалы, традиции, которые не всегда осмысливаются. Аффективное действие основано на эмоциях и чувствах, как положительных, так и отрицательных. В основе ценностно-рационального действия - сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого независимо от успеха. В основе целерационального действия лежит стремление достичь успеха, добиться выгоды через точный расчет целей и средств деятельности. В разных ситуациях может происходить сочетание нескольких или всех упомянутых типов действия, т.е. в "чистом", идеальном виде на практике они не всегда существуют.

Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях, связана с определенными традициями. Поэтому полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично рационально-осознанные поступки, преследующие более или менее ясные и четкие цели. Любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) средства действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты