Вопросы к зачету по социологии
о мнению социолога, переход к постэкономическому обществу будет гораздо более масштабным, чем переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы для изучения:

Социальные группы и их разновидности.

Социальные организации и управление.

Социальные группы и их разновидности

Социальная группа представляет собой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы. Социальные группы выделяются из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Наиболее распространено деление групп по размеру: большие и малые группы. Большие группы могут быть реальными (контактными) - значительные сложноорганизованные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода, театра и т.д.). Большие группы могут быть и условными, представляющие собой совокупность людей, которые не связаны объективными взаимоотношениями друг с другом и выделены в группу на основании некоторых общих социальных и психологических характеристик (например, национальные, возрастные, половые, профессиональные группы).

Малая группа - это совокупность контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс). Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малых группах являются подгруппы: диада, триада и квадра. Закон межличностных отношений диады. - эквивалентность обмена и взаимность; триады - мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное; квадры - взаимодополнение друг друга, кооперация, максимальная продуктивность деятельности.

По формам образования выделяются формальные и неформальные группы. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа - это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру и иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов.

Неформальные группы могут возникать стихийно, не имея официального статуса, как внутри формальной группы, так и за ее пределами. Члены неформальных групп объединены общими целями, ценностными ориентациями, симпатиями, доверительными отношениями. В неформальных группах ни статусы, ни роли не предписаны, а также в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

Существуют социальные группы, основанные на сходстве интересов и характеризующиеся добровольными, временными взаимодействиями. Такие объединения людей называются диффузными группами (например, экскурсия, абитуриенты, сдающие экзамен).

В зависимости от ценности группы для индивида малые группы можно делить на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок и отношений) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки).

Американский социолог Ч. Кули выделяет первичные и вторичные группы. Первичная группа - неформальная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, соседи). Вторичная группа - представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но связанных отношениями обезличенного характера. Это объединения людей, имеющие официальный статус.

Не любое объединение людей выступает как социальная группа. Такие объединения, как толпа, аудитория слушателей характеризуются неустойчивостью, кратковременностью существования. Эти общности не могут быть признаны социальными группами и поэтому называются квазигруппами.

Аудитория - это неоднородная социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации. Характерной особенностью аудитории является одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь.

Толпа - это любое относительно большое число людей, собравшихся в общественном месте, объединенных преходящим интересом. Это общность людей, не имеющих органической связи и единства, хаотическое целое, лишенное какой-либо четкой внутренней организации. К характеристикам толпы относят внушаемость, резкую ослабленность разумного контроля в своем поведении, восприимчивость к агитации, утрату способности рассудочного критического мышления, анонимность, чувство безнаказанности, подражание.

Публика представляет собой духовную общность, где объединяющим началом выступает сходство мнений. Французский социолог Жан Габриель Тард описывает публику как рассеянную в пространстве толпу, в которой духовное влияние одного человека на другого осуществляется на расстоянии, которое становится все более и более большим. Публика - это те, кто подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же время порознь. Публика обладает многими признаками толпы. Здесь действуют механизмы подражания, заражения, внушения. Особенно мощные возможности в формировании публики имеет телевидение, которое заставляет ее подражать моделям потребления, предлагаемым через фильмы, концерты и шоу. На механизме внушения публики строится реклама в СМИ.

Социальные круги - общности людей, созданные с целью обмена информацией, мнениями, новостями, аргументами, комментариями. Для социальных кругов характерна узкая направленность общения, пассивность и отсутствие единства.

Социальные организации и управление

Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Социальная организация - это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения) организации отличает именно формальный характер отношений.

Признаки социальной организации: 1) ярко выраженная цель деятельности, не сводимая к индивидуальным целям участников; 2) набор статусно-ролевых признаков; 3) наличие иерархической системы, элементами которой являются управляющая и управляемая подсистемы; 4) доминирующее положение управляющей подсистемы, которая создает свои специфические средства регулирования и контроля над деятельностью организации; 5) набор ресурсов и определенный способ их защиты; 6) система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением; 7) специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное); 8) наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.

А. Этциони, выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля: принудительные; утилитаристские; символические. Принудительные - опираются на прямое (физическое, военное) насилие над человеком или угрозу применения насилия. Утилитаристские - объединяют своих членов на базе материального интереса. Символические организации - на основе моральной, идеологической, религиозной и другой солидарности.

Можно дать другую классификацию основных организационных форм: 1) деловые организации - фирмы и учреждения, которые возникают для коммерческих целей; 2) общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются "изнутри" и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, любительских и других потребностей.

Важнейшим качеством социальной организации является синергия - организационный эффект. Суть этого-эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источником синергии является одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.

Управление - набор действий, включающих целеполагание, координацию совместных действий, контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление всегда основывается на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других.

В упрощенном виде можно выделить три основных стиля управления: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный.

Для авторитарного стиля характерны следующие основные черты: деловые, краткие распоряжения; дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); запреты без снисхождения, с угрозой; определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны; язык руководителя четкий сухой и неэмоциональный, неприветливый тон; мнение руководителя решающее; похвалы и порицания субъективны; позиция руководителя - вне группы. Для демократического: инструкции в форме предложений; мероприятия планируются не заранее, а в группе; не сухая речь, а товарищеский тон; за реализацию предложений отвечают все; похвала и порицание - с советами; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются; распоряжения и запреты - с дискуссиями; позиция руководителя - внутри группы. Для либерального (попустительского): дела в группе идут сами собой; отсутствие похвалы, порицаний; руководитель не дает указаний; никакого сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от неформального лидера; позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом, а могут и не представлять одно и тоже лицо. Руководитель, в отличие от лидера, назначается официально, имеет право применять официально установленные санкции, несет ответственность перед законом за состояние дел в организации.

Важной проблемой деятельности организации является легитимность. Легитимность это - положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие ей подчиняться.

М. Вебер в своей концепции легитимного господства затрагивает проблему харизмы. Харизматическим лидером является человек, способный воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он олицетворяет. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Источником личной преданности харизматическому вождю является эмоционально окрашенная вера в его особый дар.

Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. В обыденном сознании понятие бюрократия выражает отношение к деятельности специализированной группы (государственных) служащих, а именно, упрек этой группе со стороны общества в волоките, неэффективности, расточительности, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает. В концепции М. Вебера бюрократия понимается как образец рациональной организации, необходимого исполнителя функции управления. Бюрократия - это слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, крупномасштабная организация, состоящая из чиновников различных рангов. М Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей. Когда инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью, тогда речь идет о негативной бюрократии.

Тема 8. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Вопросы для изучения:

Социальная стратификация.

Теории социальной стратификации.

Социальная мобильность.

Социальная стратификация

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социологической теории. Стратификация в широком смысле слова обычно обозначает структурированное социальное неравенство, т.е. те условия, при которых социальные группы имеют неравный доступ к материальным благам. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин "расслоение" буквально означает разделение всего общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих и т.д.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в трегьих - полностью разрешен. Свобода социальных перемещений, изменения социального статуса (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

В современных исследованиях социальной стратификации различают классовый и стратифицированный подходы.

Классовая структура возникает в связи с общественным разделением труда. Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, который они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном обществе существуют следующие основные классы:

Высший класс (богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства). Внутри высшего класса наблюдается четкое разделение на тех, кто является владельцами "старых" и "новых" денег. Семьи, собственность которых передавалась из поколения в поколение, свысока смотрят на тех, кто разбогател благодаря собственным усилиям.

Средний класс (который включает большинство "белых воротничков" и специалистов).

Рабочий класс ("синие воротнички", или люди, занятые физическим трудом). Внутри рабочего класса, так же, как и внутри среднего, существует четко выраженное деление, основанное на уровне профессиональной квалификации. По мнению Г. Зиммеля, стабильность социальной структуры (общества в целом) зависит от удельного веса среднего слоя (класса). Он занимает промежуточное положение, снижает противостояния низшего и высшего слоев т. к. обладает толерантностью по отношению к элитам и демонстрирует нижним слоям примеры образа и стилей жизни.

Также социологи выделяют и такой элемент общества как андеркласс. Это люди без средств к существованию, не имеющих легальной собственности, легальной профессии (незаконный эмигрант, проститутки, мелкие наркоторговцы). Характерная черта - нежелание менять что-либо в своей жизни, иметь легальные доходы. Общество (Огораживается от этого класса, который, в свою очередь, создает спою собственную культуру.

Стратифицированный подход основан на разделении общества на страты. Страта (или социальный слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Каждая страта включает только тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы (собственность), власть, образование и престиж. Принадлежность к страте имеет две составляющие: объективную и субъективную. Объективная принадлежность к страте означает реальное положение человека, определяемое на основании установленных критериев. Субъективная принадлежность отражает результат идентификации себя с определенным слоем на основании субъективных представлений о престиже индивидов и профессий.

Выделяются следующие типы стратификационных систем: 1) физико-генетическая; 2) рабовладельческая; 3) кастовая; 4) сословная; 5) этакратическая; 6) социально-профессиональная; 7) классовая; 8) культурно-символическая; 9) культурно-нормативная.

Таким образом, социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке различных социальных слоев. Социальные слои расположены по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

В социологии выделяют три базовых вида стратификации: экономическую, политическую, социально-профессиональную. Доход, власть, престиж и образование - это основные критерии (шкалы) стратификации. Кроме этого, можно выделить такие критерии стратификации, как национальная (этническая) принадлежность, вероисповедание (религиозная принадлежность), возраст и пол. В современном обществе важным критерием социального успеха становится человеческий капитал - все то, что позволяет человеку делать успешную карьеру и получать высокие доходы: коммуникабельность, знания, образование, здоровье, социально-экономический статус родителей, социальный капитал (связи),

Теории социальной стратификации

Теория стратификации Карла Маркса очень часто называется классовым подходом. Классы возникают и вступают в борьбу на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Для Маркса класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы) и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В индустриальном обществе один основной класс - владельцы собственности на средства производства (заводов, фабрик) - буржуазия, не платят другому классу - наемным рабочим, или пролетариату, полную стоимость их труда. Это вызвано рационально обоснованным стремлением получать прибыль, продавая продукт дороже, чем стоит его производство. Рабочие, таким образом, подвержены эксплуатации, и они все больше беднеют, и условия их работы и жизни становятся все больше однородными, и таким образом их связывают общий образ жизни и общие классовые интересы. Пролетариат начинает осознавать свое истинное положение как класса, а не просто группы индивидов, и у него формируется классовое сознание, и после этого пролетариат вовлекается в классовую борьбу с буржуазией для изменения своего экономического и политического положения. Маркс утверждал, что те, кто контролирует экономику через собственность на средства производства, также осуществляют политику государства. Другими словами, буржуазия является правящим классом, который, кстати, в отличие от пролетариата постоянно богатеет. И, таким образом, создается непримиримое противоречие, которое может быть разрешено только в обществе без эксплуатации.

В отличие от К. Маркса Макс Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки или страты. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по мнению Вебера, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся и разной классовой ситуации. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

По мнению Питирима Сорокина, основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Наиболее подробно он проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина "флуктуации". Во всех обществах уровень благосостояния и дохода (критерии экономической стратификации) меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Сорокин считал, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения. Человечество, считает П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты