Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях
p align="left">Члены попечительского совета вправе посещать колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб.

О выявленных недостатках в работе колонии председатель попечительского совета ставит в известность руководство колонии, управление исполнения наказаний и вносит предложения по их устранению.

Объектами социального контроля со стороны попечительских советов должны являться: соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных; условия труда осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; социальная защита, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Для реализации общественных задач советы используют такие организационные формы, как: посещение мест лишения свободы; ознакомление с документами, касающимися вопросов соблюдения прав и законных интересов осужденных в части их бытового, материального обеспечения и медико-санитарного обслуживания; участие в проверке мест лишения свободы, проводимой контролирующими органами с согласия этих органов; прием предложений, заявлений и жалоб осужденных; направление предложений, адресованных администрации мест лишения свободы, в которых выявлены нарушения прав и законных интересов осужденных; доведение до сведения вышестоящих органов управления исправительных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления о недостатках в работе исправительных учреждений и о необходимости их устранения.

Начиная с 2000 года в системе попечительства о местах лишения свободы, функционирует «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы», имеющий общероссийский статус и образующий третий, высший уровень в структуре аналогичных общественных организаций. В его состав вошли многие известные и влиятельные деятели культуры, искусства, спорта, бизнеса. Как отмечается в положении, совет осуществляет свою деятельность в интересах учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно ст. 2 Конституции РФ (1993 г.) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обеспечение этого императивного требования Должно быть защищено как государственным, так и действенным общественным контролем. При этом общественный контроль, базирующийся на принципе непосредственного осуществления народом своей власти (ч. 2. ст. 3 Конституции РФ), является одним их основополагающих элементов общественно-государственных отношений. Под общественным контролем понимается контроль, осуществляемый именно общественными объединениями и организациями.

В Конституции РФ (ст. 13 п. 4 и п. 5) говорится, что «общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Отсюда следует, что создаваемые в России общественные объединения могут иметь любые цели деятельности, за исключением запрещенных основным законом нашей страны.

В настоящее время в России зарегистрировано более 300 тыс. общественных объединений граждан. Взаимодействуют с исправительными учреждениями Минюста РФ более 100 благотворительных фондов, и более 300 предприятий различных форм собственности. Деятельность общественных объединений в стране носит сугубо негосударственный, добровольный характер. Она подчинена действующим законам и собственным уставным положениям.

В России сложились и установлены уже определенные критерии, по которым можно выделить характерные особенности организации определенных групп людей, называемых общественными объединениями.

К признакам, относящим принадлежность организаций именно к общественным объединениям, можно отнести: наличие добровольно собравшейся группы людей, объединенной едиными целями (интересами) деятельности; наличие руководящих структур в данном объединении; деятельность общественного объединения должна быть направлена не на удовлетворение коммерческих результатов, а на удовлетворение интересов объединившихся этих людей в различных сферах политической и социальной жизни; наличие уставных организационных документов, в которых зафиксированы: цели, задачи, содержание деятельности, руководящие структуры, порядок их выбора, основания для прекращения деятельности, источники финансирования, юридический адрес и банковские реквизиты; наличие лицензии, дающей разрешение на право деятельности в соответствии с указанными в уставных документах, целями и задачами.

Таким образом, под общественным объединением понимается - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для участия в различных сферах политической и социальной жизни страны, которое в установленном порядке зарегистрировано в компетентных органах государства.

В России действуют разнообразные виды общественных объединений: политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, правозащитные организации, религиозные организации, культурно-просветительские, научные, образовательные объединения (фонды). К ним также можно отнести: молодежные организации, спортивные общества, благотворительные организации, ассоциации граждан по интересам, а также общественные организации, оказывающие содействие исправительным учреждениям Минюста РФ в исправлении осужденных, проведении с ними социальная работа и т.п.

Порядок деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 19995 года (в редакции от 19 июля 1998 года) государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот и иных преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.

На основании ст. 7 названного выше Закона возможна общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. При этом, только общественная организация основана на членстве, все остальные такого не имеют и состоят из участников. Деятельность любого общественного объединения граждан регулируется уставом - документом, принятым учредителями. Содержание и форма устава могут определяться самим общественным объединением, приниматься и утверждаться - его руководящими органами.

Кроме того, отдельные виды правозащитных организаций могут образовываться на основании следующих законов:

- Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон РФ от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Общие черты общественных объединений и правозащитных организаций: личный интерес члена организации как движущая сила; их организационное единство, устойчивость состава, структуры и связей между членами; добровольное членство, оформленное законным способом; независимость общественных объединений от государства.

Отличительные особенности правозащитных организаций: цель - защита прав и свобод; не стремятся извлечь выгоду, действуют бескорыстно; не занимаются поддержкой политических партий; имеют свои, независимые от государства, источники существования, зачастую международные.

В зависимости от уровня и масштабов функционирования общественных объединений их государственная регистрация проводится в следующем порядке: общероссийских и международных объединений - Минюст РФ; межрегиональных общественных объединений - органами юстиции по месту дислокации - по месту дислокации постоянно действующего руководящего органа; региональных и местных общественных объединений - органами юстиции субъектов РФ.

Из анализа существующей практики организации деятельности общественных объединений можно отметить, что довольно незначительная часть из них в сферу своих интересов ставит задачу оказания помощи исправительным учреждениям в исправлении осужденных. Для многих общественных объединений эта задача представляется довольно сложной. Чтобы участвовать в исправлении осужденных, нужна минимум специальная подготовка участников объединения, которая будет заключаться и в необходимости наличия образования, и в готовности к общению с такой специфической категорией людей и многих других вопросах. Поэтому иногда мы можем наблюдать помощь в исправлении осужденных от общественных объединений лишь в виде проявления благотворительности. Однако, практика показывает, что в отдельных регионах общественные объединения стали все больше практиковать при оказании помощи в исправлении использование таких форм и методов работы, которых во-первых, конъюнктурными уже никак назвать нельзя, а во-вторых, видно, что интерес данных общественных объединений действительно направлен на достижение цели ресоциализации освобождающихся осужденных и профилактики рецидивной преступности в обществе.

Следует отметить, что рекомендация привлекать общественные организации «всюду там, где это возможно к сотрудничеству с персоналом пенитенциарных заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе» содержится и в Международных стандартных правилах (ст. 61) по обращению с заключенными (1957 г.).

В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (1970 г.) в разделе 5, главе 21 было предусмотрено «участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных». Формы такого участия были предусмотрены следующие:

- создавались наблюдательные комиссии, которые участвовали в исправлении и перевоспитании, а также в осуществлении контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания;

- комиссии по делам несовершеннолетних, которые выполняли такие же задачи, которые указаны в предыдущем пункте, но в отношении несовершеннолетних;

- шефство трудовых коллективов и общественных организаций, которое предусматривало оказание помощи в исправлении и перевоспитании, а также в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из мест лишения свободы;

- советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, которые занимались организацией шефской помощи;

- назначались общественные воспитатели несовершеннолетним осужденным;

- организовывалось закрепление представителей шефствующих за исправительными учреждениями коллективов для проведения индивидуально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми осужденными;

- предусматривалась возможность участия общественности и в других формах, не предусмотренных законодательством, однако было отмечено, что их использование не должно было противоречить требованиям и соответствовать принципам исполнения исправительно-трудового законодательства РСФСР. Однако ни в одном законодательном и ведомственном нормативном документе того времени ничего не говорилось о необходимости проведения социальной работы с осужденными, хотя отдельные ее формы уже в этот период находили свою реализацию (трудовое и бытовое устройство освобождаемых).

В настоящее время помощь общественных организаций уголовно-исполнительной системы ФСИН России осуществляется на основании ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1996 г.). В ней говорится, что «общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных и осуществляют контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы». Из этого следует, что в понятие «участия в исправлении», в широком смысле слова, включается вся исправительная деятельность, в которую на правах составляющей обязательно входит социальная работа с осужденными. Однако законодательного акта, регламентирующего осуществление контроля за исправительными учреждениями со стороны общественности до настоящего времени не принято.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы в разделе 3.6, регламентирующем укрепление взаимодействия исправительных учреждений с общественностью, предусмотрено развитие этого вида деятельности в следующих формах:

- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в ТБУ осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

- развитие спонсорской помощи, попечительства.

Отсюда мы видим, что названная Концепция содержит большинство пунктов, направленных именно на проведение социальной работы с осужденными.

Содержание сотрудничества и основных направлений деятельности общественных объединений в исправительных учреждениях ФСИН России в отношении осужденных и со рудников в настоящее время носит ярко выраженный социальный характер и является следующим: правовое просвещение персонала и осужденных; оказание осужденным различной помощи; обеспечение прав осужденных на свободу совести и вероисповедания; мониторинг прав осужденных и сотрудников; организация трудовой занятости, досуга, получения образования осужденными; обеспечение безопасности труда и создание благоприятной окружающей среды; участи в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии осужденных; восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных; участие в работе комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2001 года №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов РФ»); оказание осужденным помощи в подготовке и освобождении из мест лишения свободы, решении вопросов ТБУ, медицинского и социального обеспечения, ресоциализации и социально-психологической реабилитации; укрепление материально-технической базы производственной деятельности исправительных учреждений, решение вопросов финансирования; поддержка инициатив исправительных учреждений по изменению регионального законодательства для создания условий, способствующих достижению целей уголовного наказания. Анализ указанного содержания сотрудничества показывает, что почти все указанные направления сотрудничества содержат в себе известные формы и технологии социальной работы.

Из сложившейся практики оказания помощи в исправлении осужденных в исправительных учреждениях Минюста РФ общественные объединения оказывают ее чаще всего в следующих формах социальной работы:

1) проведение благотворительных концертов;

2) оказание материальной помощи в виде передачи на основании специальных документов администрациям исправительного учреждения для осужденных: предметов первой необходимости; определенных продовольственных товаров; передача медикаментов или их приобретение, т.е. оплата с передачей права получения товара от организаций-продавцов, представителям исправительного учреждения; верхней одежды и обуви для пользования, как в период срока отбывания наказания, так и после освобождения; строительных материалов; специального оборудования для обеспечения решения вопросов трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении; специального оборудования для обеспечения и поддержания в надлежащем состоянии санитарно-бытовых условий для осужденных в исправительных учреждениях; специального оборудования для обеспечения лечения осужденных, а также сотрудников исправительных учреждений;

3) проведение для осужденных информационно-разъяснительных мероприятий в коллективных формах;

4) проведение для осужденных индивидуальных консультационных мероприятий по правовым и социальным вопросам;

5) оказание психологической помощи осужденным в индивидуальном порядке;

6) проведение с осужденными индивидуально-воспитательных бесед;

7) оказание помощи в работе с родственниками осужденных (по восстановлению утраченных социально-полезных связей) и т.д.

Как свидетельствует практика существует множество общественных формирований, оказывающих социальную помощь ИУ. Наиболее стабильными в своей деятельности и зарекомендовавшими себя являются попечительские советы, религиозные организации (объединения) и родительские комитеты (советы родственников).

Схема 1 Система взаимодействия государственных, религиозных и общественных организация в сфере социальной работы

Наряду с попечительскими советами большую роль в оказании социальной помощи осужденным играет деятельность религиозных организаций (объединений) в местах лишения свободы.

Накопленный в последние годы опыт взаимодействия церкви и исправительных учреждений активно востребуется. Происходит это по ряду причин, прежде всего, исторического, социально-психологического и правового характера.

В годы советской власти религия все больше вытеснялась из общественной жизни и загонялась в быт людей, в микросреду. Запреты и ограничения рождали замкнутость и конспиративный характер деятельности (например, домашние церкви православных, молитвенные комнаты баптистов). Многие священники и религиозные деятели находились в лагерях и тюрьмах, часто становились духовными наставниками и подлинным авторитетом для осужденных. Нельзя сбрасывать со счетов и психологическую готовность лиц, отбывающих наказания, к восприятию религии. Обостренные чувства обреченности и вины искали выхода в понимании, сочувствии, рождали потребность в покаянии и прощении. Немаловажное значение имел фактор своевременного правового урегулирования деятельности религиозных организаций в учреждениях, исполняющих наказания, а также широкое развитие правозащитного движения в стране.

Процессы демократизации и гуманизации в работе исправительных учреждений, начавшиеся в конце восьмидесятых годов, существенно изменили отношение к участию в социально-педагогической деятельности среди осужденных представителей различных религиозных организаций (объединений). Это нашло свое отражение в законодательстве РФ: в Конституции (1993 г.), Законе «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) и УИК РФ (1997 г.).

Духовно-нравственное воздействие, оказываемое представителями религиозных организаций (объединений) на человека велико, а в условиях изоляции приобретает еще большее значение благодаря компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Это способствует отходу осужденных от преступного образа жизни, нравственному очищению от накопившихся пороков, вредных привычек и несет в себе благотворительный потенциал, реализовать который и призвано сотрудничество администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с религиозными организациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты