Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях
p align="left">Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников исправительных учреждений, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных.

Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика России ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских исправительных учреждениях побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Не все нормы международного права, касающиеся обращения с заключенными, имеют категоричные для государств обязательства. Но часть из них, такие как запрещение дискриминации, пыток и жестокого обращения, а также право на социальное обеспечение, относятся к безусловным нормам.

Такие документы, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, а также «…касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила, - признаются международным сообществом обязательными при организации государственных тюремных систем и управлении ими. Международные суды, а во многих случаях и национальные, опираются на эти тюремные стандарты для вынесения решений по вопросам соблюдения прав человека.

В период реформы тюремной системы признается исключительно важным сопоставлять принимаемые национальные нормы и практику национальной пенитенциарной системы с международными стандартами, так как любые преобразования должны соответствовать нормам международного права.

Большая часть нормативных положений российского уголовно-исполнительного законодательства соответствует международным стандартам. Но необходимо выделить некоторые области, где противоречия до конца не решены, в т. ч. это: социальная реабилитации (надлежащая забота об освобождающихся); порядок информирования заключенных о своих правах; порядок привлечения к труду и принципы организации труда; участие общественных организаций в оказании помощи заключенным, в контроле мест лишения свободы; обеспечение занятий спортом и физическими упражнениями.

Кроме того, не соотносится с международными стандартами сама концепция исправления, основанная на формальных, неадекватных показателях правопослушного поведения. С точки зрения международных стандартов, некоторая часть положений исправительных учреждений является неурегулированной, в т. ч. те, которые относятся к дисциплине и наказанию, к задачам медико-санитарной службы и особому положению врача, регламентации санитарного состояния помещений содержания под стражей, перевозке (этапированию) заключенных.

Несмотря на достижения в совершенствовании нормативной базы исправительных учреждениях, остаются значительные расхождения с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Необходимость приводить отечественное законодательство к международным стандартам не перестает быть актуальной задачей, и продолжающаяся реформа уголовно-исполнительной системы позволяет работать в этом направлении.

Имея глубокие исторические корни, получив свое название в начале XX века, наиболее интенсивного развития социальная работа достигла в Европе к середине прошлого столетия. В рамках господствовавшей тогда концепции «государства благосостояния» (благоденствия) получила широкое распространение практика оказания социальной помощи людям в разрешении их проблем, имеющих социальные причины. При опоре на традиционные социальные силы (семья, школа, церковь, добровольные объединения) с помощью профессионально подготовленных специалистов многие из личностных и социальных трудностей были преодолены, а люди возвращены в общество как полноценные субъекты социального функционирования. Несмотря на некоторые недостатки в деятельности системы социальной защиты и обеспечения населения, современная социальная работа непосредственно участвует в решении самых разнообразных проблем общественного, группового и индивидуального уровня. Участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа способствует гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов. Затянувшиеся во времени широкомасштабные социальные реформы в России создают огромное количество проблем, разрешить и преодолеть которые самостоятельно многие люди не могут, в результате чего множатся ряды нуждающихся. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность российского общества в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.

Широчайшее поле для социальной работы находится в уголовно-исполнительной системе. Здесь сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны и по общему признанию - социально опасными преступниками, с другой - в значительной степени - жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками «собственной злой воли», «влияния каких-то злых сил», неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и даже ошибок природы.

В современной науке стало аксиомой утверждение о том, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности. При этом человек, поступая так или иначе, вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая, оценивая их и действуя в соответствии с собственной шкалой ценностей, уровнем воспитания, другими личностными особенностями. Нередко он попадает в трудную жизненную ситуацию, жесткую зависимость от обстоятельств, довлеющих над ним и в значительной, а иногда и решающей степени предопределяющих линию поведения, в том числе криминального.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», принятый 10 декабря 1995 года (№195 - ФЗ) раскрывает одно из ключевых понятий, квалифицирующих признаков и оснований социальной работы - «трудная жизненная ситуация». В нем говорится, что это положение, обстановка, совокупность обстоятельств, объективно обуславливающих нарушение жизнедеятельности гражданина, преодолеть которые самостоятельно он не может. К таким ситуациям относятся утрата здоровья, инвалидность, миграция, вынужденное переселение, отсутствие определенного места жительства, безработица, малообеспеченность (ниже прожиточного минимума - для России), сиротство, безнадзорность, асоциальность (девиантность, делинквентность, криминальность) и другие. Как тождественное по смыслу в научной литературе употребляются понятия «проблемная» или «социальная ситуация», что подразумевает конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работой, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Очевидно, что трудные жизненные ситуации складываются из социальных проблем и различаются по их количеству, взаимосвязям, степени трудности (разрешимости), качественным оценкам социальных и личностных ресурсов для их преодоления, профилактики и т.д. При наличии нескольких квалифицирующих признаков (проблем), отмеченных ранее (например, асоциальность в совокупности с утратой здоровья, безработицей, отсутствием определенного места жительства), а также субъективных факторов-предпосылок (неблагоприятная микросреда, низкий уровень воспитания, образования, физического и психического развития) и отсутствии эффективной социально-превентивной, в том числе - педагогической помощи, развиваясь, трудная жизненная ситуация трансформируется в криминогенную ситуацию, которая может рассматриваться как качественно еще более трудная. С помощью общепринятых способов, опираясь на личностный потенциал, разрешить её не удается, поэтому необходима специальная помощь, суть которой заключается в социальной работы с криминальной личностью, отбывающей наказание, и ее проблемами.

Ведущая роль объективных социальных факторов, обстоятельств в порождении преступности и преступного поведения определяется тем, что, во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в семье, школе, трудовых коллективах, неформальном окружении; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут провоцировать и даже детерминировать такое поведение. В обоих случаях социальные факторы конкретизируются и индивидуализируются.

Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды, потребности и ценности, личность на каждом жизненном этапе, на каждую возникающую ситуацию реагируют в соответствии с уровнем развития сознания, воспитанности и накопленным опытом. Причем, появление новых факторов, например, проведенная социальная работа, во взаимодействии с внешними обстоятельствами способно внести такие значительные коррективы в совокупность личностных представлений и проблем, что на новую трудную жизненную ситуацию (в том числе и криминальную) она может и будет реагировать иначе, то есть некриминальным способом. Такое поведение личности может рассматриваться как закономерный результат ее исправления и ресоциализации.

Научное изучение, максимальный учет этих факторов риска и даже факторов-детерминант в решающей степени дает возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять. Следовательно, существуют субъективные причины преступного поведения, которые обусловлены социально. При этом внешние социальные факторы (экономические проблемы, расслоение и неравенство, притеснения и дискриминация в обществе, утрата нравственно-гуманистических регуляторов взаимоотношений между людьми и множество других) способствуют формированию у них таких негативных свойств, как отчужденность, асоциальность, жестокость, агрессивность, в свою очередь создающих «благоприятный фон» для преступности. Однако «ни одна ситуация не может вызвать поведение, отличающееся от норм без взаимодействия с определенными свойствами личности» (В.Н. Кудрявцев). Переход из внешнего социального во внутреннее субъективное происходит в соответствии с социально-психологическими закономерностями, являющимися предметом исследования криминальной психологии.

Таким образом, преступление есть следствие личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями. При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенному от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение. Прогрессивные специалисты-пенитенциаристы в связи с этим все более уверенно заявляют, что необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества. Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.

Общество в целом, отдельные его члены, в том числе и «властные мужи», испытывают косвенную вину и соответствующую ей ответственность, но не наказание. Это противоречие практически неразрешимо, поскольку несмотря на предпринимаемые научные попытки не удается четко определить степень влияния того или иного конкретного фактора, совокупности, а возможно, и системы факторов на создание неблагоприятной обстановки, криминогенной ситуации и социальных предпосылок совершения преступлений. Их жертвами становятся не только потерпевшие, но и сами осужденные, члены их семей, микроокружение. Потери несет и общество в целом.

В целях смягчения обозначенного противоречия гуманистическая психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого концептуального подхода - признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно - борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, имея ввиду, наряду с другими социально уязвимыми группами населения, и осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, а также создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к субъективному исправлению и ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобождения, а также проявления личностной активности в процессе самоисправления. Предлагаемая система при условии ее организационно-управленческого обеспечения сделает высоковероятностным, закономерно обусловленным успешное исправление как массовидное, а не единичное явление. Ее принципиальные положения получили закрепление в «Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы».

Возвращение осужденных к нормальной жизни, исправление и ресоциализация в современной России сопряжены с разрешением целого ряда не только субъективных проблем (преодоление личностных слабостей и деформаций, развитие и саморазвитие позитивного потенциала, формирование планов, перспектив и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций в исправительных учреждениях и на свободе, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей (по А. Маслоу - в питании, жилье, работе, достойном заработке, безопасности и т.д.), позволяющих перейти к удовлетворению вторичных, более высоких потребностей (в общении, дружбе, внимании к себе, уважении и признании со стороны других, достижении высокого социального статуса, самовыражении, в творчестве, самореализации), в том числе и исправлении. Неблагоприятный макросоциальный фон, обусловленный кардинальными преобразованиями основных сфер жизни общества: политическая и экономическая нестабильность, пересмотр системы базовых ценностей духовной жизни, резкое расслоение общества, низкий жизненный уровень большинства населения, социальные и этнические конфликты, отсутствие эффективной системы социальной защиты, помощи и поддержки граждан, кризисные ситуации - усугубляют положение осужденных в период отбывания наказания и осложняют процесс реабилитации после освобождения.

В современных условиях необходимы концептуальное оформление и практическая реализация иных подходов к исполнению наказаний. В рамках общесоциальной стратегии защиты всех категорий населения, особенно наиболее уязвимых ее слоев, актуальной представляется задача формирования системы защиты, поддержки и помощи (охранно-защитной системы - по С.А. Беличевой) осужденным. Будучи жертвами своих собственных преступлений, часто совершенных под давлением неблагоприятных условий социализации, они не могут быть подвергнуты риску стать неполноценными людьми на всю оставшуюся жизнь. Законно подвергаясь определенным судом изоляции, ограничению в некоторых правах и свободах, осужденный из-за несовершенства системы исполнения наказаний незаконно попадает в зону повышенной опасности для физического и психологического здоровья, утраты положительных связей и социального статуса, отчуждения и стигматизации. Очевидна потребность в улучшении условий содержания осужденных в местах лишения свободы, направленных на то, чтобы в «тюрьме было как можно меньше тюрьмы» (Ю.И. Калинин).

Систематизация накопленных данных позволяет предположить, что созданы предпосылки для оформления такой межнаучной отрасли знаний как «виктимология осужденного». Борьба «не против», а «за» осужденного как государственного масштаба задача становится практической реальностью в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции России, а затем выделением в самостоятельную Федеральную службу исполнения наказаний. При этом функция непосредственной борьбы с преступностью в обществе сохранена за органами внутренних дел.

1.2 Становление основ социальной работы в отечественной пенитенциарной системе

Деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем строится на основе общих философских принципов: возмездие, возмещение, общее устрашение, устрашение отдельного лица, перевоспитание, превентивные меры, воздаяние по заслугам.

Ни один из этих принципов не ведет к радикальному снижению уровня преступности, поскольку на положение дел в пенитенциарной системе влияют и другие факторы. Система наказания является общественным явлением, которое не может быть в полной мере объяснено ни правовым аппаратом, ни этической стороной своих решений. По собственной значимости техника содержания в местах лишения свободы (контроль и исправление) представляют собой естественное продолжение методов исправления и опыта контроля, присущего юстиции в целом. Со всей уверенностью можно сказать, что между общественными системами существует определенное влияние, и тенденции к институционализации и бюрократизации, например, можно найти и в других областях социального контроля (психиатрии, системе социального обслуживания), их можно обозначить как структурные особенности, характерные для всего общества.

Не менее важно правильно оценивать экономические условия при наказании лишением свободы. Это касается взаимосвязей между экономическим процветанием и возможностью реформ и экономическим регрессом и обратным ходом реформ, когда все усилия с самого начала обречены на провал ввиду экономических ограничений. Функции лишения свободы как наказания преступника постоянно варьировались в зависимости от различных условий. Но при каждой попытке реформы возникает опасность, что первоначальные реформаторские идеи будут изменяться в зависимости от реальной практики, от конкретных условий осуществления реформы. С одной стороны, это заложено в противоречиях практической жизни, с другой - теории, как правило, не рассматривают проблемы в их изменении и развитии. Все это касается и попыток социальной работы в местах лишения свободы, которая зависит от времени и экономических условий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты