Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации
p align="left">Психологическое сопровождение будущих несовершеннолетних матерей осуществляется в «Ювенте» до рождения ребенка. В дальнейшем психологический патронаж прекращается, однако у юной мамы всегда есть возможность обратиться к специалистам по телефону доверия или очно. Типичные сюжеты таких обращений - это явления так называемой «послеродовой депрессии», когда девочка начинает ощущать свою неготовность к материнской роли, зависимость от родителей, исключенность из той жизни, которой живут большинство её сверстниц.

Выводы

Сравнительное исследование методов работы с несовершеннолетними матерями в России и за рубежом выявило принципиальные различия в концептуальных подходах к этой проблеме.

1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям. В США, начиная с 60-х годов ХХ века, постоянно увеличивается объем государственных средств на решение проблем матерей подросткового возраста и их детей [57]. Существует множество программ для оказания помощи матерям подросткового возраста. Только Министерство здравоохранения и социального обеспечения приняло от 100 до 1500 программ. Другие различные правительственные агентства и агентства штатов также предусматривают программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков.

2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей. В США специалисты по подростковой репродукции проводят как научные исследования в этой области, так и регулярные мониторинги в подростковой среде, осуществляя тем самым контроль эффективности разнообразных государственных программ, направленных на укрепления репродуктивного здоровья подростков и снижения количества случаев подростковой беременности.

3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Концепция сексуального просвещения, известная в Америке как программа "Обучение воздержанию", была разработана на основании результатов исследований, показавших провоцирующую роль пропаганды контрацепции в развитии подростковой сексуальности.

4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Американские специалисты, признавая несомненную актуальность социальной поддержки этой категории женщин, тем не менее, рассматривают этот вид социальной работы как кризисную помощь, поскольку подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью.

5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.

Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. К тому же, юные матери чаще всего юридически некомпетентны и не знают своих прав и обязанностей. Но возможности этого учреждения ограниченны - временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.

Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.

Большинство несовершеннолетних матерей проживают вместе с ребенком в семье своих родителей. Как живут такие семьи, какова психологическая атмосфера в них, каковы ролевые и статусные позиции юной матери и её ребенка в родительской семье, что ждет такую семью в перспективе? На эти и многие другие вопросы сегодня ответа нет.

Выводы.

1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям.

2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей.

В современной отечественной науке это явление рассматривается в трех аспектах:

- как фактор негативного влияния на организм и личность юной женщины;

- как фактор девиантного материнского поведения, выражающегося в отказе матери от своего ребенка;

- как одно из негативных последствий отсутствия у подростков контрацептивной культуры сексуального поведения.

Сегодня практически нет научных публикаций, посвященных анализу актуальных ситуаций подросткового материнства.

3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Многие специалисты по подростковой репродукции традиционно считают одной из основных причин раннего материнства отсутствие у подростков знаний и навыков использования методов контрацепции. Однако неоднократно звучавшие упоминания о специфических личностных особенностях будущих мам, заставляют сделать вывод о том, что контрацептивная неграмотность - это только сопутствующий фактор. Главная причина, на наш взгляд, заключается в заниженной самооценке этих девочек, их неуверенности в себе, виктимной акцентуации характера, которые определяют качество их социального поведения. Неумение сказать «нет» из страха быть отвергнутой, оказаться «белой вороной» в компании сверстников, как правило, всегда имеет негативные последствия. Поэтому представляется целесообразным сместить фокус внимания образовательных программ с телесной сущности человека на личностную, с пропаганды контрацепции на формирование позитивной «Я-концепции», с обучения «безопасному сексу», на развитие навыков коммуникативной компетентности, конструктивной рефлексии и выстраивания адекватной жизненной стратегии.

Для определенной части девушек, отличающихся низкой самооценкой, рождение ребенка является фактором, существенно повышающим их статус в подростковой среде и, там самым, способствующим росту самооценки. Таким образом, ребенок в данном случае является не целью, а средством, эффект действия которого может быть весьма непродолжительным. Эти девушки не стремятся стать матерью, а хотят лишь получить «средство», повышающее их престиж. Это явление во многом связано с культурной традицией восприятия материнства как единственного способа самореализации женщины и выполнения ею своего долга перед обществом.

4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм и личность женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Тем не менее, никто из них не поддерживают точку зрения на подростковое материнство как на потенциал демографического развития страны.

5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.

Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. Но возможности этого учреждения ограниченны - временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.

Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.

Рекомендации.

1. Результаты дипломного исследования свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения серии адресных программ социальной поддержки юных матерей и в целом подростковых семей. Такие программы должны быть направлены на решение целого комплекса сложных жизненных ситуаций, основными из которых представляются:

- жилищно-бытовые и/или экономические трудности;

- незавершенность образования и профессионального обучения;

- отсутствие навыков, необходимых для эффективного ухода за ребенком;

- ролевая дезадаптация, обусловленная пограничностью социального статуса несовершеннолетней матери;

- неблагоприятный психологический климат в родительской семье, существование психологических барьеров, препятствующих продуктивному общению членов семьи;

- негативные эмоциональные состояния несовершеннолетних матерей, вызванные страхом будущего.

При разработке таких программ должно быть предусмотрено участие медицинских работников, педагогов, специалистов по социальной работе. Социальная помощь должна осуществляться как на индивидуальном уровне, так и непосредственно в семье юной мамы среди её ближайшего окружения. Интегрированные программы - важная основа развития медико-социальной помощи юным матерям.

2. Создание подростковых центров "Юная мать", основными задачами которых должна стать социальная и психологическая реабилитация юных матерей восстановление нарушенных детско-родительских отношений. Такие центры должны осуществлять:

- социальную, педагогическую, юридическую, психологическую, медицинскую помощь молодым мамам и их семьям;

- помощь в продолжении общего или профессионального образования юных матерей, а также помощь в трудоустройстве:

- различные виды материальной поддержки несовершеннолетних матерей, в том числе, гуманитарную помощь, поступающую от зарубежных партнерских организаций.

- содействие в организации групп взаимопомощи юных матерей.

3. Создание научно-методических отделов в центрах подростковой репродукции, задачами которых должны стать:

- систематическое осуществление статистических, социологических и психологических исследований феномена юного материнства;

- разработка, апробация и внедрение социальных и психокоррекционных технологий, ориентированных на адаптацию юных матерей в социуме и формирование адекватной статусной и личностной идентичности.

4. Внедрение в школах мотивационных и образовательных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Большинство осуществляемых в последние годы программ полового воспитания и валеологии представляют собой варианты бихевиористской модели полового образования и фактически направлены на формирование внесупружеских установок на «безопасный секс». Представляется целесообразным:

- введение в программы школьного образования курсов «Психология чувств и эмоций»;

- акцентирование внимания на человеческих отношениях, в том числе на отношениях мужчины и женщины при изучении включенных в школьную программу литературных произведений;

- разработка специального учебного курса, посвященного СМИ и направленного на формирование критического отношения к образцам поведения, культивируемым массовой культурой;

- разработка школьного учебного курса «Семьеведение», включающего темы семьи, семейных отношений, супружества, родительства и родства, как в историческом, так и в актуальном аспекте.

Заключение

Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Показатель плодовитости женщин моложе 20 лет с каждым годом постоянно увеличивается. Ежегодно регистрируется около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте 15 лет, 9 тысяч -16 лет, 30 тысяч - в возрасте 17 лет.

Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.

Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей - в частности. Многие из них настаивают на прерывании беременности, ссылаясь на то, что девочке в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

До сих пор матери-подростки не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных представителей населения, они никогда не выступали и не выступают в качестве объекта специального внимания с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Если же юная мать решает оставить ребенка, то у неё возникает большое количество проблем - во-первых, это трудности жилищного и материального характера, во-вторых, невозможность совмещения ухода за ребенком с продолжением учебы, в-третьих, серьезные ограничения в возможности трудоустройства в связи с отсутствием специальности и опыта трудовой деятельности. Многих девочки после рождения ребенка не выдерживают такой нагрузки, что в дальнейшем может привести к ранней алкоголизации, наркомании и деформации развития личности.

В зарубежных странах изучению контрацептивного и репродуктивного поведения юных матерей посвящено большое количество исследований, согласно которым семьи юных матерей относятся к крайне неблагополучным и включены в группу медико-социального риска. Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются. Однако по нашему мнению, их нельзя рассматривать как единую неблагополучную совокупность на основании одного только факта рождения ребенка у несовершеннолетней матери.

Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст сам по себе, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не смогут самостоятельно помочь себе в решении многих проблем, которые встают перед ними.

Список литературы

1. Аборты в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. № 48.2000.

2. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после. 2004 № 3

3. Антонова Л. Психологический механизм формирования готовности старших школьников к созданию семьи//Совр. гуманит. исслед. 2006 № 1*

4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс - 1993 № 4

5. Балашов П.П., Гарганов С.В. Расстройства психосоциального поведения девочек- подростков в современных условиях (клинический и социальный аспекты) //Росс.психиатр.журн. 2001 № 2.

6. Батуев А. Психофизиологические основы доминанты материнства//Валеология 2003 № 4

7. Белограй К. Оценочный компонент материнского отношения//Вестн.Кемеровского гос. ун-та 2005 № 2

8. Брутман В., Радионова Т. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии ребенка.//Актуальные вопросы детской неврологии. Томск, 1992.

9. Волкова Е. Кто в Москве занимается проблемами несовершеннолетних матерей: социальному педагогу//Воспитание школьников 2006 № 6

10. Голод С И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетея, 1996.

11. Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформации (вторая половина ХХ столетия).//Журн.социологии и социальной антропологии - 2000 № 2.

12. Голод СИ. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 2.

13. Гурко Т.А. Добрачная беременность как фактор формирования и дестабилизации молодой семьи //Тез.докл. Всесоюз. науч.-практич. конф. в г. Тбилиси "Планирование семьи и национальные традиции".Тбилиси, ноябрь. 1988

14. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СИ 1997 № 1

15. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество несовершеннолетних// Социс 2002 № 11

16. Демографический ежегодник России: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2001. 11.

17. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна: Феникс

18. Денисенко Н., Дала Зуанна Ж-П. Сексуальное поведение российской молодежи.//СИ 2001 № 2.

19. Добряков И. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи//Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. - СПб., 2003.

20. Дозорцева Е.Г. Психологические аспекты психосексуального здоровья девочек-подростков //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.

21. Дозорцева Е. и др. Психосексуальное здоровье девочек-подростков: комплексный мультидисциплинарный подход //Росс.психиатр.журн.2002 №2.

22. Захаров С.В. Рождаемость и планирование семьи // Население России 1997. Пятый ежегодный демографический доклад. М., 1998.

23. Здоровая молодежь - здоровое общество/Под ред. Симбирцевой Л.И. - СПб., 2005.

24. Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России. //СИ - 2000 №11.

25. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. Представительство ООН в Республике Беларусь. Информационный Центр ООН в Москве, 2001.

26. Каткова И.П., Лебединская О.И. Медико-социальные проблемы юного материнства. М., 1992Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.

27. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1994.

28. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001

29. Ляхина Л. Формирование культуры сексуального здоровья//Специалист 2005 № 7

30. Медико-социальные аспекты сексуального и репродуктивного поведения молодежи.//Проблемы соц.гигиены, здравоохранения и история медицины. 1997 №1.

31. Медико-социальные проблемы беременных в юном возрасте.//Пробл.соц.гигиены, здравоохранение и история медицины. - 1997 № 3.

32. Мещерякова С. Психологическая готовность к материнству.//ВП 2000№5.

33. О проблемах рождаемости в современной России: беседа с председателем Комитета Госдумы по охране здоровья населения Т.Яковлевой//Финансовый контроль 2005 № 6

34. Панкратова Н. Социальный и биологический аспекты родительства//СИ - 2006 № 10

35. Поздеева Т. Современные студентки: оценка и формирование самоохранительного репродуктивного поведения//Нижегородский мед. журн. - 2006 № 1.

36. Подростковая сексуальность.//Вестн.психосоц. и коррекцион.работы - 1998 № 1.

37. Подросток - наше будущее//Материалы постоянно действующего семинара - СПб., 2005-2006.

38. Резер Т. Медико-социальные подходы в организации полового воспитания и сексуального образования//СИ - 2003 № 1.

39. Резникова Т. Контрацептивное поведение молодежи//СИ - 2003 № 1; 2.;

40. Сексуальная революция: двойной стандарт.//СИ 2000 № 9

41. Семейный Кодекс Российской Федерации. 4-е издание. М.: Ось-89, 2000.

42. Семья и проблемы юного материнства.//Пробл.соц.гигиены,здравоохранение и история медицины. - 1996 № 2.

43. Смирнова Е. Феноменология родительства в молодых семьях//Психология зрелости и старения 2005 № 1.

44. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников//Актуальные проблемы российского образования. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000.

45. Собкин В.С. и др. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты//Вопр.психического здоровья детей и подростков. 2004 №№ 1, 2.

46. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии 2004 № 3

47. Социальная поддержка репродукции как фактор национальной безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность - 2006 № 4.

48. Тетерский СВ. "Введение в социальную работу". М.:Академический проект, 2002.

49. Федеральный закон РФ от 28.12.01. (№181-ФЗ)

50. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2002

51. Филиппова Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопр.психол. - 2001 № 1

52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1995

53. Челышева Н.А. Семейная деструкция: факторы формирования и пути преодоления//Проблемы социальной работы.СПб., 2003. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.

54. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.

55. Яковлева Г.В. Охрана прав незамужних женщин. Минск, 1978.

56. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке//Вопр.психол. 2006 № 4

57. Ambert A. Families in the New Millennium. “Allyn and Bacon” 2001

58. Baldwin W.(1981). Adolescent Pregnansy and Childbearing: An Overview. - Seminare in Perinatologi, 5(1), 1-8., Moore K.A., Burt M.R. (1982). Private Crisis, Public Cost: Policy Perspectives on Teenage Childbearing. Wash., D.C.: Urban Institute.

59. Undy J.R. Hormonal and social determinants of adolescence sexual initiation. // Adolescence and Puberty (Eds.Bancroft J. And Reinisch J.) N.Y. Oxford University Press. 1990.

60. Vannappagari V., Ryder R. Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation. Preprint. 2002

61. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // Masculinities and Violence (Ed. L.H. Bowker).SAGE Publ., Inc., 1998.

62. Websdale N., Shesney-Lind M. Doing Violence to Women // In Masculinities and Violence (Ed. L.H.Bowker). SAGE Publ., Inc., 1998

63. http//monax.ru/medicine (Репродуктивное поведение женщины)

64. http//www.actuaries.ru (Конференции/Демографическое развитие и его социально- экономические последствия/О необходимости социальной поддержки юных матерей)

65. http//www.yandex.ru/ (Абрамова Е.А. "Исследование возможности адаптации матерей-подростков в современных условиях". На примере Алтайского края).

66. http//www.yandex.ru/ (Права человека-2000-Санкт-Петербург и Ленинградская область. Материалы семинара: Журналисты против СПИДа// Санкт-Петербургские ведомости. 2000г. 206.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты