Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации
p align="left">Участники:

Корчаковский центр «Реальный путь», специалисты по охране прав ребенка шести муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые в «Маленькую маму» направляют клиентов; специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»; специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов; сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе.

Продолжительность проекта: первый этап - 2000--2002 гг., второй этап - 2003 -2005 гг.

Финансирование: МИД Финляндии (с 2002 г.), грант Информационного бюро Совета Министров Северных Стран (2001 г.), грант Фонда «7 марта» (2000 г.), самофинансирование организаций.

Цель проекта:

профилактика отказов от детей, через содействие сохранению биологической семьи и социальную адаптацию несовершеннолетних матерей с новорожденными.

Задачи проекта -- развитие службы долговременной социально-психологической помощи для подопечных Центра социальной реабилитации «Маленькая мама» как первого в России учреждения по типу дома матери и ребенка. Обмен опытом между сотрудниками «Маленькой мамы» и Дома матери и ребенка Хельсинки. Развитие «Маленькой мамы» как центра компетенции по раннему заимодействию между матерью и ребенком и по социально-психологической поддержке несовершеннолетних матерей с детьми.

Результаты:

Приют «Маленькая мама» был открыт в 1998 г. в составе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный дом» и имел статус филиала. Перед его открытием, а также и длительное время после, администрации «Воспитательного дома» пришлось доказывать на разных уровнях необходимость открытия такого центра для несовершеннолетних девушек, решивших сохранить беременность и родить ребенка. В этом им помогло изучение зарубежного опыта, в частности, финского. В 2003 году завершилась организационная перестройка - «Маленькая мама» стала структурным подразделением Кризисного центра помощи семье и детям», чему частично способствовало сотрудничество с Домом матери и ребенка Хельсинки.

В «Маленькой маме» используются сегодня новые методы работы с несовершеннолетними матерями, например, видеонаблюдение с последующим анализом, творческие методы реабилитации. Удалось доказать органам Госсанэпиднадзора необходимость подготовки девушек к самостоятельной жизни через обучение социально-бытовым навыкам: теперь подопечные в вечернее время, в выходные и праздничные дни готовят пищу сами, под руководством педагогов. Создана мастерская по обучению воспитанниц прикладным ремеслам - вышивке, флористике, лепке из теста, основам кройки и шитья, вязанию, изготовлению сувениров. В 2003 году в штатное расписание отделения введена должность инструктора по труду. После ухода из учреждения с клиентами заключается договор о последующем сопровождении. В повседневную практику работы приюта внедряются технологии профилактики профессионального выгорания персонала, супервизия.

В 2002 году к проекту присоединились (через участие в обучающих мероприятиях проекта):

- специалисты по охране прав ребенка 6 муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые направляют в «Маленькую маму» своих подопечных;

- специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»;

- специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов;

- сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе;

- представители двух высших учебных заведений, которые готовят специалистов по социальной работе (СПб госуниверситет и Институт практической психологии).

К проекту проявили интерес исследователи- социологи, которые занимаются проблемами юных беременных (группы риска). Таким образом, создана сеть специалистов, которые помогают комплексно подойти к решению проблем несовершеннолетних матерей.

В 2004 году сотрудники отделения «Маленькая мама» впервые провели внутреннюю оценку данного проекта. В качестве результата сотрудничества были названы:

1. Внедрение экспертной системы обмена между петербургскими и финскими специалистами в области защиты прав несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2. Создание службы социального патронажа для выпускниц «Маленькой мамы»;

3. Создание амбулаторной службы для семей выпускниц «Маленькой мамы», а также для несовершеннолетних и юных беременных и матерей, не проживавших ранее в стационаре Отделения;

4. Развитие межсекторного сотрудничества посредством улучшения взаимодействия государственных и негосударственных учреждений социальной защиты, работающих с данной категорией. Расширение сети партнерских организаций (в Петербурге и в России).

5. Разработка и реализация собственных проектов с петербургскими общественными оргнаизациями (Академия родительской культуры «Наша семья»; «Общество защиты детей и семей»; «Женский проект Санкт-Петербурга» и др.);

6. Повышение квалификации специалистов, работающих в системе социальной защиты семьи и детей, в том числе специалистов «Маленькой мамы»:

- через обучающие семинары проекта;

- через участие в мероприятиях, проводимых партнерами.

Сотрудники «Маленькой мамы» работают в группах супервизии для специалистов социальной сферы, проводимых НГО «Корчаковский центр молодежных программ «Реальный путь». Они принимали участие также в тренингах по проекту«Создание комплексной модели взаимодействия НКО и госструктур по работе с проблемой насилия в семье как основного фактора формирования противоправного поведения детей и подростков», организованных социально-юридической службой «Александра» (НГО);

7. Разработка новых форм и методов социальной работы по защите несовершеннолетних беременных и юных матерей;

8. Разработка и внедрение новых услуг для семей и детей:

- на базе женской консультации №20 Кировского района после участия ее специалистов в семинаре в феврале 2004 г. для воспитанниц «Маленькой мамы» начали проводить обучающие занятия для будущих мам. Сюда входит гимнастика, упражнения для дыхания, уход за новорожденными, даются первичные сведения по развитии младенца, проводится наблюдение за будущими мамами на протяжении всей беременности;

- тренинг «День пап» для клиентов «Маленькой мамы» -- о роли мужчины в воспитании ребенка, проводился совместно с Академией родительской культуры «Наша семья»;

- занятия по педагогике и психологии семьи вместе с НГО «Общество защиты детей и семей»;

- занятия с психологом и арт-терапевтом -- проект «Портативная студия» вместе с НГО «Женский проект Санкт-Петербурга»;

9. Выстраивание внутренней сети взаимодействия между организациями различных ведомств;

10. Развитие организационной культуры отделения «Маленькая мама»;

11. Разрабатывается программа по созданию социальных квартир для семей выпускниц «Маленькой мамы».

В долгосрочном плане проект оказывает положительное влияние на:

- профилактику отказов от ребенка;

- создание методического центра на базе «Маленькой мамы»;

- развитие сети партнерских организаций, оказывающих поддержку несовершеннолетним;

- увеличение количества и повышение качества оказываемых услуг;

- повышение статуса и имиджа организации как способной вести международные проекты, развивать новые формы деятельности. Деятельность, начатая в проекте, продолжится и после его окончания.

Роль Сети НГО:

* Активная поддержка сотрудничества партнеров, начиная с 1997 г., содействие организации учебных мероприятий;

* Сопровождение проекта, рекомендации по проведению внутренней оценки проекта для «Маленькой мамы». Участие в семинарах и рабочих группах, регулярные консультации руководителей и сотрудников по различным вопросам реализации проекта;

* Помощь в расширении сети участников проекта, информационная поддержка проекта через сетевой бюллетень «Инфолисток» и другие информационные каналы Сети НГО.

Опыт работы психологической службы Центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».

До 90-х годов прошлого века подростки приравнивались к детям, и, соответственно, их проблемами занимались исключительно педиатры. Но постепенно специалисты все больше убеждались, что подростки живут своей собственной жизнью, влюбляются, расстаются, и т.д. И часто у них бывают совсем недетские проблемы. Тема сексуальных отношений в то время была закрытой, контрацептивная культура только начала развиваться, Поэтому возникла идея психологической службы для подростков, где они смогут получить необходимые консультации как по телефону, так и в очной форме. Первый телефон доверия для подростков в нашем городе появился в 1988 году в системе детской психиатрии. В июле 1993 года появился телефон доверия «Ювента», по которому несовершеннолетние жители нашего города могут спросить о том, о чем неудобно спросить у родителей и друзей. Сегодня в городе существуют десятки телефонов доверия для несовершеннолетних. В каждом районе существуют подростковые консультации. Но в вопросах репродуктивной сферы и сексуальных отношений «Ювента» была и остается головным обучающим центром. В европейских же странах телефоны доверия для подростков существуют с 50-х годов прошлого века.

В основном в «Ювенту» обращаются девочки, которые столкнулись с проблемой незапланированной и нежелательной беременности. Молодежь мало образована в плане полового поведения, а это часть общего воспитания, идущего из семьи, которая, чаще всего, не готова разговаривать с ребенком на подобные темы. В первые годы существования центра было колоссальное количество абортов. Сейчас их на порядок меньше - 15 лет работы дают о себе знать, несмотря на то, что в школах по-прежнему нет программ полового воспитания, т.к до сих пор нет единого мнения на тему- стоит ли внедрять такие программы, или нет. Если да, то кто именно должен работать с подростками?

Как уже было сказано, в центр обращаются с уже наступившей беременностью. Задача психологов - помочь девочке принять самостоятельное, взвешенное решение относительно исхода беременности и в случае твердого отказа от рождения ребенка, сделать событие аборта наименее травматичным. Последствия аборта имеют не только физиологическую, но и психологическую природу, сказываются на глубинном психобиологическом уровне и оказывает влияние не только на здоровье женщины, но и на всю ее последующую жизнь. Биологическая сущность этой травмы обусловливает сложность её преодоления и коррекции личностных структур.

Безусловно, сексуальность является важной составляющей жизнедеятельности человека, но регулировать сексуальные отношения должно личностное «Я», его ценность. Но практика показывает, что у 90 процентов девочек, обращающихся в «Ювенту», самооценка занижена, доминирующим чувством у них является чувство вины за случившееся. Важнейшей задачей психологов является снижение интенсивности этого чувства, поскольку оно препятствует формированию и реализации конструктивного подхода к оценке и разрешению сложившейся ситуации. Сложность этой работы определяется личностной «закрытостью» многих девочек, отсутствием у них навыков рефлексии и интереса к собственному «Я».

Поводы обращений в «Ювенту» мало менялись на протяжении 15 лет. Однако изменилось качество этих обращений, их содержание, что, по мнению специалистов Центра обусловлено, с одной стороны, снижением значимости семейных ценностей, с другой - повышением уровня контрацептивной культуры подростков. Объективный результат этих процессов - заметное снижение количества абортов по сравнению с 90-ми годами ХХ века.

Наиболее распространенными сюжетами обращений на телефон доверия являются следующие:

1. Отношения с родителями, отсутствие взаимопонимания с ними, культурные барьеры, обусловленные резким изменением систем ценностей и социальных норм.

2. Отношения подростков между собой:

- «любит- не любит?»

- «мальчик хочет близости, а я не готова. Что делать?»

- взаимоотношения в классе.

3. Подростковые депрессии.

4. Неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом, чувство зависти к более обеспеченным, ощущение несправедливости своего « ущербного» состояния.

5. Помощь в преодолении конформистских тенденций - «быть как все».

6. Заниженная самооценка девушек и их готовность к сексуальным отношениям из опасения быть отвергнутой.

7. Мальчики звонят по поводу беременности своих девушек, желая получить совет, что делать в этой ситуации.

Клиентками «Ювенты», в основном, являются 16-17-летние девушки, решившие прервать беременность. В Центр они приходят по направлениям из женских консультаций. В подростковых консультациях работают специалисты, ориентированные на подростковое сознание и реализующие в своей работе «принцип 4-х Д»: доброжелательность, доверие, доступность и добровольность.

На первичном приеме в основном задаются следующие вопросы:

- что привело девочку в «Ювенту»?

- хочет она рожать ребенка или нет?

-каково отношение социума к ее проблеме?

Разрешение на аборт не дается до беседы девочки с психологом. Перед абортом подписывают договор о том, что оповещены о последствиях операции и о возможных негативных последствиях. В день в среднем обращается 7-10 беременных девочек. Мотивы прерывания беременности сводятся, в основном, к нерешенным материальным и жилищным проблемам, общей неуверенности в завтрашнем дне, несвоевременности рождения ребенка из-за возраста девушки, неготовности к материнской роли, желанию получить образование, профессию и работу и страху перед родителями.

Психологи «Ювенты» разработали своеобразную психологическую типологию, отражающую личностный тип будущей несовершеннолетней матери.

В процентном соотношении решаются родить ребенка 5, максимум - 7 процентов девочек, но это совсем не значит, что они готовы к материнству. У них могут быть для этого разные мотивы: на сохранении ребенка настаивает мама, уговаривают подруги, девочка «гордится» своим положением будущей матери, и т.д.

Всех девушек, решивших оставить ребенка, можно разделить на 5 основных типов:

1. «Будущие домохозяйки». Это девочки, которых с детства воспитывали исключительно как жен и матерей. Они чаще всего не амбициозны, не стремятся получить образование и найти работу. Смысл своей жизни они видят в рождении и воспитании детей.

2. Девочки из неблагополучных семей, т.е те, чьи родители лишены родительских прав, или те, которые ушли в семью молодого человека, поскольку там они находят больше понимания и поддержки. Такие девочки хотят создать свою собственную семью, и окружить ребенка любовью и заботой, т.е. всем тем, чего не было в их детстве.

3. Девочки, у которых очень много родственников, и каждый из них советует ей рожать. В таких ситуациях родственники сами решают за будущих родителей, где они будут жить, на какие деньги воспитывать ребенка, где будут работать, и т.д. Здесь можно говорить о большом давлении со стороны ближайшего окружения.

4. Девочки, решившие родить из принципа, из упрямства, например, назло маме, которая категорически против родов, и настаивает на аборте. У таких девочек чаще всего достаточно сильный характер.

5. Девочки, которые хотят любым способом обратить на себя внимание. Она беременеет, и все сразу начинают говорить о ней, мама ходит с ней по врачам. Она - в центре внимания.

Специалисты «Ювенты» опровергают распространенный стереотип общественного мнения относительно того, что юные матери обычно растут в асоциальных или явно неблагополучных семьях. Чаще всего это самые обычные семьи. Родители принимают случившееся как факт. Мамы перестраивают свое отношение к дочерям, все обиды и недопонимания остаются в прошлом. Когда много родных и близких, то все они помогают. Что касается пап, то они обычно отстраняются от решения проблемы, принимая позицию жены. Очень маленький процент пап адекватно реагируют на беременность несовершеннолетней дочери.

Семьи чаще всего согласны поддерживать девочек, особенно, если они могут себе это позволить. Но бывают и конфликты, когда родители заставляют девочек делать аборты. Что касается родственников, то за все время работы психолога в «Ювенте» лишь одна девочка нашла поддержку у родной тети, которая приютила ее после бесконечных скандалов с матерью.

Существует серьезная проблема опасения стигматизации девушки и её семьи со стороны ближайшего социального окружения. Для некоторых родителей боязнь общественного осуждения является фактором формирования непримиримой позиции: они настаивают на прерывании беременности вопреки решению дочери. Особенно характерны такие опасения для родителей старшего возраста. В таком случае психологи начинают работу с родителями, пытаясь помочь им разобраться в том, кто и что для них важнее - отношение социума или собственный ребенок. Ведь если их не поймут соседи и родственники, то это не так уж и важно. Что касается девочек, то они готовы к возможному общественному осуждению, но их позиция такова: в этом нет ничего особенного. Поговорят и успокоятся. Чаще же, у них нет таких опасений. Напротив, многие гордятся тем, что они зачали ребенка раньше других, знают, как это, и какие изменения происходят в их организме. Они считают, что это престижно.

Это культурный аспект проблемы юного материнства, поскольку роль матери является традиционной ипостасью женщины, свидетельством её социальной состоятельности. Этот ролевой репертуар активно подкрепляется средствами массовой информации: анализ так называемой «женской прессы» показывает её практически однозначную направленность на формирование самодостаточности традиционных женских ролей как фактора и условия самореализации женщины. Специалисты по подростковой репродукции допускают, что в условиях ограничения возможностей адекватной самореализации, девочки-подростки воспринимают свое материнство как форму соответствия общественным ожиданиям. Таким образом, определенный элемент фетишизации материнства в российском обществе придает этой роли социозащитный смысл, особенно для тех девушек, чьи жизненные стратегии отличаются неопределенностью. К тому же, в некоторых подростковых субкультурах раннее материнство является основанием для особого уважения и авторитета девушки, а следовательно, повышения её самооценки.

Американская модель работы по профилактике подросткового материнства предусматривает развитие целевой ориентации девушек на решение проблем образования, способствующего возможности обеспечения в будущем хорошей работой. Такая ориентация может быть полезной для отнесения на более поздние сроки начало сексуальной активности или расширения практики использования противозачаточных средств. Исследуются возможности женщин на рынке труда, поскольку они оказывают воздействие на образ жизни женщин, а следовательно, и на их решение рано рожать детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты