Специфика досуга пожилых людей
p align="left">Как и в других странах, в США также имеются проблемы с социальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правительства в начале 80_х годов установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого - многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность.

Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12 населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн. граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

XIX век - это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. Возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения ужу не справлялись с большими в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о взрослых. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с перерывом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его участников возросло до 3000.

В Норвегии большинство социальных служб образована в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодёжных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодёжных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Организация общественного управления основана на трёх уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Большая часть деятельности региональных, областных советов - это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

В муниципалитетах ведётся контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодёжи, поддержка и субсидии. Выделяемые безалкогольным молодёжным клубам, дискотеками и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области.

Основная задача социальной защиты детей - «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и требовать охраны хороших условий жизни для детей».

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь должны быть упомянуты некоторые основные профилактические меры службы здоровья.

На муниципальном уровне есть также службы, которые ещё не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определённую работу для пострадавшего.

Молодёжные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.

Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

Центры для беженцев: временные убежища, включающие оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) - работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог - профессионально работает с детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что система социального обслуживания за рубежом имеет значительно больший опыт в своем развитии, что позволяет ей лучше осуществлять свою деятельность.

1.2 Выявление тенденций функционирования системы обслуживания пожилых людей

Изменения, связанные с процессами дифференциации российского общества, расслоение его на богатых и бедных повлияло в первую очередь, на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях.

Следует заметить, что устойчивый рост числа пожилых людей в целом по России (причем эта тенденция - мировая), требует формирования новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии общества.

Большое количество пожилых людей неудовлетворенны условиями жизни. Основными причинами неудовлетворенности считается: плохое материальное положение, а так же слабое здоровье и жилищные проблемы.

Недостаток денежных средств является основной причиной того, что достигнув пожилого возраста, многие люди продолжают работать. Но и среди пенсионеров более старшего возраста относительно большой удельный вес работающих: каждый пятый в возрасте от 60 до 64 лет и каждый шестой в возрасте от 65 до69 лет.

Около 60% пожилого населения нуждаются в социальной помощи. Причем половина из них отмечают, что нуждаются в бесплатных (или со скидкой) лекарствах, примерно каждый пятый нуждающийся хотел бы иметь освобождение от оплаты за жилье, бесплатное санаторно-курортное лечение или бесплатный капитальный ремонт жилья. Однако реально социальную помощь, которая заключалась в основном в частичной оплате жилья и коммунальных услуг, получают в течение года только 16% нуждающихся. Почти каждый третий вообще не знает, имеет ли право на какую-либо социальную помощь.

Только незначительная часть пожилых людей оценивают свое здоровье как хорошее, а большинство имеют хронические заболевания, плохое зрение, плохой слух. Основные виды хронических заболеваний - гипертония, остеохондроз, ишемическая болезнь сердца. Большинство пожилых людей указывают на то, что они принимают лекарства, каждый второй - ежедневно. Предпочтения отдается более дешевым отечественным препаратам.

Известно, что залог долгожительства - правильное питание. Но рацион большинства наших стариков очень однообразен. Многим из них для ежедневного употребления доступны только хлеб, картофель, сахар, масло растительное. А хорошо питаться они при всем своем желание не могут - пенсии хватает на несколько дней полноценного питания. В каждом третьем домохозяйстве на покупку продуктов уходит почти весь получаемый совокупный доход, в сельской местности таких семей почти половина.

Серьезной проблемой в стране являются и жилищные условия пожилых людей. Более половины пожилых людей проживают в домах, построенных в 1960-1970_х годах, благоустройство которых находится на недостаточном уровне. Главная причина неудовлетворенности жилищными условиями являются ветхость жилья, требующего капитального ремонта.

Возможности активного отдыха и проведения дохода у пожилых людей ограничены в связи с нехваткой средств. Большинство престарелых указывают, что в последнее время они ни разу не посещали кино или театр, не совершали туристических и экскурсионных поездок. Основным способом проведения досуга для пожилых остается чтение художественной и научно-популярной литературы, просмотр телепередач. Кроме того, пожилые люди в свободное время любят шить и вязать, увлекаются растениеводством и резьбой по дереву, ходят на охоту и рыбалку, слушают музыку, занимаются другими видами творчества. Не имея других способов проведения досуга, пожилые люди «активно отдыхают» на дачных и приусадебных участках.

Пожилые все чаще доказывают, что они не иждивенцы, напрасно потребляющие общественные ресурсы. Прожив долгую жизнь, пожилые люди накопили немалый жизненный опыт, обрели мудрость. Они являются хранителями памяти и традиций.

Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста крайне противоречива, ее нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определенной двойственностью.

С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий; с другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведенные исследования. 77,8% граждан в возрасте 55-60 лет, 69,6% - от 61 до 70 лет, 76,5% от 71 до 80 лет отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объеме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за неисполнение принятых законов. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. М. 2003. С. 184

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, семейных отношений, охраны здоровья, и, в определенной степени, социального обслуживания и пенсионного обеспечения.

Часто отсутствует оперативность исполнения принятых судебных решений по социальным делам лиц старшего поколения. Суды общей юрисдикции, как правило, не имеют полноценных квалифицированных знаний в социальных вопросах. В этой связи было бы целесообразным создать в России суды по социальным вопросам для рассмотрения всех проблем социальной сферы.

Не сформулирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Правовое обеспечение управления и осуществления социального обслуживания занимает одно из важных направлений в реализации социальных прав граждан.

Перед правоведами стоит задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем, чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.

Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось новыми подходами к решению вопросов психологической адаптации граждан пожилого возраста, так как их положение усугубляется еще и тем, что изменяется социальный статус человека в старости.

В России и зарубежных странах накоплен определенный опыт адаптации пожилых и престарелых, в том числе и через досуговую деятельность. Нами проанализирована законодательная база деятельности учреждений социальной помощи и выявлено, что законодательство не уделяет должного внимания адаптации пожилых людей и организации их досуговой деятельности, что является большим пробелом и требует развития данного направления.

1.3 История развития системы социального обслуживания на территории Шолоховского района

На территории Шолоховского района первые шаги на пути создания Центра социального обслуживания были сделаны в 1988 году. Служба социального обслуживания находилась в ведении райсобеса.

Особое место в социальной работе занимает организация социального обслуживания нетрудоспособных одиноких граждан и инвалидов. Эта служба насколько возможно, скрашивает существование обездоленных, ведущим мало подвижный образ жизни, людям, в сложившихся условиях лишенных самого главного - человеческого общения. Работники этой службы систематически навещают подопечных граждан, предлагая широкий набор услуг: доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров, медикаментов, воды и топлива. По просьбе подопечного социальный работник вызовет врача, поможет написать письмо, пригласит мастера по ремонту, поможет в обработке приусадебного участка, приготовление пищи, оказании медицинских и ритуальных услуг, произведет влажную уборку жилых комнат, сопроводит в лечебное учреждение.

Учитывая социально-экономическую ситуацию в стране и демографическое положение (в районе по статистическим данным 32% населения составляют люди пожилого возраста) заявок на социальное обслуживание было очень много.

С ноября 1988 года было открыто два отделения социальной помощи на дому. В том же году администрацией района было выделена штатная единица водителя и автомашина УАЗ_469 для обслуживания инвалидов и пожилых людей района. Количество пожилых людей, нуждающихся в помощи социальной службы доходили до 200 человек. Нагрузка на социальную работницу и ответственность за результаты работы была очень большой. Материальное и социальное обеспечение социальных работников находилось на низком уровне. Возросший объем работы, ненормированный рабочий день, значительные психологические и эмоциональные перегрузки при низкой заработной плате негативно сказывались на престиже социальной сферы.

В то время как, социальная работа - это работа особенная, и каждый сотрудник должен обладать такими качествами как доброта, человеколюбие, терпение и всепрощение. Это огромное профессиональное пространство, где каждый проявляет свои лучшие душевные качества. Именно по этой причине текучесть кадров в службе очень низкая и многие социальные работники трудятся в сфере социального обслуживания по сегодняшний день.

За период с 1988 года по 1992 год на территории района функционировало 3 отделения социального обслуживания на дому. В 1994 году было открыто ещё одно отделение. Количество обслуживаемых возросло до 445 человек. Учитывая возрастной состав и состояние здоровья подопечных, возникла необходимость в медицинском патронаже обслуживаемых.

Система социальной работы - новое образование для России, организационно она оформилась в начале 90_х годов. Многие люди не обратили внимание, что исчезло столь привычное слово «собес», а в место него появилось «Управление социальной защиты». Это результат осуществления реформы, преобразовавшей прежнюю систему, занятую в основном назначением и выплатой пенсий, в систему социальной защиты, в которой создано новое направление - социальная помощь, обслуживание пожилых людей.

Результатом этих преобразований явился открывшийся с 1 января 1995 года как самостоятельное муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Шолоховского района», которое действует согласно Положения, утвержденного Главой администрации Шолоховского района.

Для размещения учреждения было выделено здание бывшего кинотеатра «Колос». На плечи директора легли организационная и финансовая работа по внутренней реконструкции здания, приобретение оборудования и налаживание социальной работы согласно действующих нормативных документов. Было открыто 2 ОСО. За период с 1996 года по 1997 год открылись ещё 2 отделения социального обслуживания на дому: на территории Вешенской сельской администрации и Кулундаевской сельской администрации. Открылись отделения дневного пребывания и социально-реабилитационное отделение на базе Дударевской участковой врачебной амбулатории. Число обслуживаемых увеличилось до 600 человек, количество оказываемых социальных услуг за год составило 228,2 тыс. услуг. В этот период было выделено здание бывшей вечерней школы на территории Базковской сельской администрации для отделения социального обслуживания.

Функционировало при центре ЦСО отделение дневного пребывания, рассчитанное на 30 человек пожилых людей, сохранивших способность к активному передвижению. Здесь подопечных старались окружить вниманием и заботой, оказать доврачебную медицинскую помощь, интересно провести досуг.

В период с 1997 года по 2000 год количество отделений социального обслуживания увеличилось до 10, число подопечных возросло до 640 человек, количество оказанных услуг за год возросло до 235 тыс. В 1998 году было открыто ещё одно ОСО на территории Кружилинской сельской администрации. В этом же году структура учреждения была дополнена отделением срочного социального обслуживания. Отделение явилось действенным фактором снятия социальных проблем. Главная задача работы - оказание гражданам неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Специалисты этого отделения всегда спешат на помощь людям, попавшим в экстремальную ситуацию, здесь находится «банк вещей» для остро нуждающихся, организован сбор и раздача спонсорской помощи. В отделение работает опытная медицинская сестра, в распоряжение которой имеется набор лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.

С 1 января 1998 года согласно Постановления №300 от 5.11.97 г. Главы Администрации Шолоховского района открыто социально-реабилитационное отделение для содержания и ухода за престарелыми гражданами и инвалидами, не имеющими возможности по состоянию здоровья проживать самостоятельно. Отделение расположено на базе Колундаевской и Меркуловской врачебных амбулаторий. К этому времени по всей Ростовской области подобных отделений насчитывалось всего шесть. Настолько значимым для населения района оказалось открытие данного структурного подразделения, говорить излишне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты