Специфика досуга пожилых людей

Специфика досуга пожилых людей

Введение

Исследования досуга начались в 20-30_е гг. сначала в рамках других массовых обследований, затем в качестве самостоятельных исследований. На протяжении 80_х годов тема «Труд-досуг» не теряет своей актуальности, поскольку микропроцессорная революция» вносит изменения в труд и в досуг. Западными социологами предлагается также концепция «Революция избираемого времени», согласно которой общество должно изменить характер использования и рабочего и свободного времени.

В последние годы происходят кардинальные изменения социально-экономических условий жизнедеятельности россиян. Реформирование системы социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90_х - начале 2000_х гг. должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов в экономике получить не удалось. Августовский финансовый кризис (1998 г.), усиление сырьевой ориентации нашей экономики, слабое развитие производственной сферы привели к информационным всплескам и сохранению низкого уровня жизни основной массы населения России. В результате и по сей день не удается обеспечить прочной социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему социальную ситуацию в стране. Меняется качественный состав старшей возрастной группы населения, характер ее потребностей на фоне снижения уровня жизни, реформирования системы поддержки в переходном социуме. Состояние маргинальности пожилых людей усиливается их возрастными особенностями, ведет к распаду социальных связей, хаотичности системы самоидентификации. В поисках точек опоры эти люди все чаще прибегают к социальной поддержке, которая предоставляется в ЦСО отделении дневного пребывания. Конец столетия породил новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить.

Вопросы досуга пожилых людей нашли отражение в литературе и в периодической печати. В работах Беляевой А.А., Кузьмичевой Л.Н., Пыхтина С. освещены общие проблемы и проанализирован практический опыт адаптации и реабилитации пожилых людей, а так же рассматриваются различные аспекты досуга этой категории граждан.

Что же касается освещения роли досуга как одного из важных аспектов социальной работы по адаптации и реабилитации тех или иных категорий населения, то здесь множество «белых пятен». Однако нам не удалось обнаружить ни одной работы, посвященной непосредственно теме досуга как формы адаптации и реабилитации пожилых людей. Примером и доказательством данного утверждения могут стать все наиболее известные и распространенные учебники по социальной работе - проблемы досуга не выносятся как самостоятельные, не анализируется в качестве возможных частных технологий социальной работы, хотя на практике, в частности, в работе современных реабилитационных и адаптационных центров они таковыми и являются и широко используются. Беляева А.А. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2001. №6. С. 32.; Кузьмичева Л.Н. Социальная адаптация пожилых людей в современном российском обществе: Ростов-на-Дону. 2002. С. 50.; Пыхтин С. Новые технологии социальной работы с гражданами старшего поколения // Социальное обеспечение. 2004. №3. С. 15

Объектом дипломной работы являются адаптация и реабилитация пожилых людей.

Предметом является изучение досуга пожилых людей.

Цель данной работы достигается решением следующих задач:

- рассмотреть систему социального обслуживания пожилых людей, исторические сведения обслуживания в России и за рубежом, а так же в Шолоховском районе ростовской области;

- проанализировать кадровый состав и микроклимат в отделении дневного пребывания ЦСО Шолоховского района Ростовской области и разработать предложения по его совершенствованию;

- рассмотреть теоретические основы и практический опыт работы отделения дневного пребывания ЦСО Шолоховского района Ростовской области по организации досуга пожилых людей, выявить эффективность досуговых технологий и выработать предложения по улучшению его функционирования;

- изучить основы жизнедеятельности ОДП и выработать предложения по улучшению условий труда сотрудников и условия пребывания клиента;

- проанализировать законодательно-правовые акты и внутренние документы ОДП.

Исходными данными при написании дипломной работы явились нормативные акты, касающиеся социального обслуживания пожилых людей, документация, предоставленная Центром социального обслуживания, отделением дневного пребывания, архивные данные, статистические отчеты и сводки, штатное расписание.

При написании работы использовались такие методы социологического исследования, как:

- интервьюирование;

- анкетирование;

- тестирование.

Дипломная работа имеет практическую значимость как для студентов, обучающихся по специальности 040101 - «Социальная работа», так и для сотрудников учреждений социального обслуживания, ведущих работу с пожилыми людьми.

1. Система социального обслуживания пожилых людей

1.1 Исторические сведения о системе социального обслуживания в России и за рубежом

Начальной вехой в истории социальной работы в России можно считать лишь конец 1990 г., когда наша страна начала налаживать контакты с Международной ассоциации социальных работников.

На самом же деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911 г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой.

И хотя помощь ближнему всегда была характерна для славянских народов, именно этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой заботе нуждаются.

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

С принятием в 988 г. христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель, «Отец сострадания», уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Почти стазу после крещения Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России. Поначалу это благое дело не встретило поддержку у населения, особенно у знати. По словам летописца, жены из богатых семейств, у которых забирали детей на учение, оплакивали их, как мертвых, считая письменность чародейством.

Владимир строил не только училища. Гораздо большее рвение он проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем и заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градских старцев), но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворить их нужды. После своего спасения в битве с печенегами под городом Василевом, которое он приписывал Божьему промыслу, его щедрость к простому народу превзошла все ожидания. Владимир приказал сварить 300 варь меда и праздновал свое спасение 8 дней. Убогие в общем получили лично от князя большую сумму - 300 гривен. Вернувшись в киев, он дал пир боярам и простому народу, который радовался спасению своего государя. С тех пор всякий бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и всякий нищий мог получить от князя немного денег.

Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью не его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и радовать по дворам нищим и убогим. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия «блажены милостиви, яко тем помиловании будут» и Соломоновы «дая нищему, богу в земле даете» так подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.

Его филантропия даже принимала угрожающий государству характер: по словам летописцев, князь стал распространять свое благоугодие даже на преступников и убийц, заменяя им казнь штрафом. Из-за этого они вскоре потеряли всякий страх перед властью. Духовенству пришлось даже просвещать Владимира, требуя от него наказания разнуздавшихся преступников.

Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был, тем не менее, первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые платили русские труженики. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта традиция долго продолжается в России - руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Все же и такая благотворительность характеризует их только с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды.

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов - «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы.

Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. При общественной неурядице, при недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, а ее первым требованием признавали личную милостыню. Идея этой милостыни была положена в основание практического нравоучения; потребность в подвиге сострадания воспитывалась всеми известными тогда средствами тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Р.С. Яцемирская, И.Г. Белецкая «Социальная геронтология». М. 1999. С. 37

Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I.

Естественно, деятельность Петра I заключалась не только в борьбе с нищенством. Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежит на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. - Монастырской, а с 1721 г. - относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе.

Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.

При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен для «убогих, увечных и престарелых», особого дома для неизлечимо больных», работных домов для обоего пола» и т.д.

В целом XVIII - первая половина XIX в., были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно-управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899 году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1 000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.

Во второй половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.

Таким образом, российский исторический опыт государственного, общественного и частного призрения содержит немало положительного.

В первые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Пока еще отсутствовало понятие «социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему.

В 1918 г. (впервые после установления Советской власти) по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему.

В условиях нэпа, дорогу которому открыл 10 съезд РКП (б) в 1921 г., обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.

Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). Под личным наблюдением Ленина, а затем министра здравоохранения Семашко была налажена система организации правильного отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха). В 1922 г. был издан указ СНК о защите рабочих на особенно вредных производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали появляться первые государственные страховые общества и компании.

В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюджета - 95 и более процентов ассигнований с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения. Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случаи болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т.д. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону. 1997. С. 83

Комплексное развитие социального обеспечения вызывало рост производительных сил общества, стимулировало трудовую активность работников. Нельзя не учитывать положительного воздействия гарантированного социального обеспечения на морально-психологическое состояние личности.

Система социального обеспечения как элемент распределительных отношений определялась уровнем развития производительных сил. По мере роста экономических возможностей создавались все более благоприятные условия для решения социальных проблем.

Итак, социальная работа в России имеет долгую, богатую событиями и славную историю.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.

Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т.д.

Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т.д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться такие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т.д.

Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. И это вполне понятно. Как показывают исследования американских ученых, около четверти из 30 млн. американцев в возрасте 65 лет и старше немощны. Практикуются доставка на дом обедов, купание в ванне, мытье, стрижка, стирка, смена белья, транспортные услуги, гимнастика с помощью инструктора, ремонт и благоустройство квартир, организация культурных мероприятий и досуга и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты