Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении
p align="left">Вторая задача - прогноз развития института социальной работы в пенитенциарном учреждении, разработка методов эффективных социальных связей осужденных с семьей и малыми группами при ослаблении их идентификации с большими социальными общностями, т.е. при тенденции дезинтеграции общества.

Третья задача - анализ литературы и консультации со специалистом социальной работы при ФГУ ИК-3 для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте.

Четвертая задача - сбор фактических данных о ситуации на объекте ФГУ ИК-3 с использованием уже апробированных или специально создаваемых методик для определения способов применения типового варианта решения исследуемой проблемы.

Пятая задача - разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге - экспериментально.

Шестая задача - детальный анализ полученных данных соответственно концепции исследования и его гипотезам; определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практических приложений на объекте ФГУ ИК-3; анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу.

Из поставленных выше задач логически вытекает следующая цель: выявление необходимости социальной работы в пенитенциарных учреждениях и причин нехватки специалистов социальной работы в местах лишения свободы; осознание и предотвращение причин социальной неустроенности в аспекте противоправного поведения. В процессе изучения научной литературы по данному вопросу мы можем видеть раскрытие теоретических основ пенитенциарной системы, но ответа на поставленные в данном исследовании вопросы не даются.

3. Предварительный системный анализ объекта исследования и развертывание гипотезы исследования.

Пенитенциарная социальная работа содержит в себе смысл посредничества между осужденным и общественной структурой, заключающейся во взаимодействии государства, бизнеса и общества. Главной задачей такого посредничества является подготовка осужденного к самостоятельной деятельности в переменчивых условиях современной действительности. В подготовку входит и психологическая работа по перемене сознания осужденного в сторону правопослушного поведения, осознания пользы нравственных принципов жизни. В материальное благоустройство осужденного входит налаживание его связей с социальными институтами (посредством образовательного процесса в школе при колонии), обеспечение осужденного необходимыми документами для полноценного существования в государственной структуре общественных отношений, устранение разногласий освобождающегося осужденного с членами его семьи, родственниками и ближайшим окружением.

Целостный анализ объекта исследования

Блок А - это объективные факторы, которые включают:

a1 - общие, равнодействующие во всех специфических видах трудовой деятельности социальные условия и обстоятельства, негативно влияющие на осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы: экономическая ситуация; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая систему ценностных ориентации и норм;

а2 - специфические факторы, связанные с формой собственности, особым видом трудовой деятельности, включая прямые и латентные.

Блок В - индивидуальные особенности осужденного, где

в1 - функциональные или ролевые характеристики (пол, возраст, семейное положение, уровень общего образования, квалификация, участие в управлении, принадлежность к общественным организациям и т.п.);

в2 - личностные характеристики (интересы и потребности, социальные установки, ценностные ориентации, идеалы, концепция образа жизни).

Блок С - отношение к труду, где

c1 - субъективные аспекты адаптационных процессов;

с2 - объективные аспекты адаптационных процессов.

Связки б - стимулы (внешние побуждения к правопослушной деятельности), в - восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; г - мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Институту социальной работы необходимо сотрудничать с общеобразовательными институтами в пенитенциарном учреждении с целью воплощения таких технологий социальной работы как социальная коррекция, социальная диагностика, социальная терапия и др. Наиболее эффективно подобные технологии применимы в совмещении социальной и профессиональной деятельностей, т.к. без осознания осужденным целей правопослушного активно-общественного поведения очень сложно воплощать цели пенитенциарной социальной работы в действительности.

Осознание осужденными средств, принципов и целей пенитенциарной социальной работы является одной из важных задач просветительской деятельности в пенитенциарном учреждении. Улучшение показателей предотвращения рецидива зависит от синергийной деятельности осужденного со специалистом социальной работы.

Гипотезой данного исследования является то, что в пенитенциарном учреждении необходимо утверждать взаимодействие технологий социальной работы совместно с учебно-образовательными программами и в синергии с осужденным как субъектом социальной работы (субъект-субъектные взаимоотношения).

Необходимо учитывать индивидуальные особенности осужденного, его социальный статус как в пенитенциарном учреждении, так и в обществе, его интересы, способности и потребности; так же уровень его заинтересованности в получении социальной помощи и поддержке.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

Всвязи с тем, что знания объекта данного исследования достаточно противоречивы и изменчивы по причине как перемены объективных для осужденного условий существования, так и его субъективного мира, в данной работе принимается описательный (дескриптивный) вариант исследования, где целью плана является строгое описание качественно-количественных особенностей социальной структуры пенитенциарного учреждения и процессов, явлений деятельности института социальной работы в нем и работы специалиста социальной работы с осужденным по освобождению из мест лишения свободы.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

При генеральной совокупности осужденных в ФГУ ИК-3 равной 1000 человек, объем выборки взят 286 человек. Выборка была сделана с целью узнать о осознании заключенными сущности института социальной работы, его функций и сделать вывод о реальной социальной помощи и поддержки осужденным как отбывающим, так и освобождающимся.

8. Краткое описание методов исследования.

Первый метод - наблюдение, т.е. прямая регистрация событий очевидцем.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. Тот процент осужденных, который первично осознал деструктивность противоправного поведения и приверженность асоциальным идеалам и ценностям и решил встать на путь исправления, записавшись в школу, поступив в институт, найдя дорогу в храм, по освобождению в большинстве снова встает на путь нарушения закона возвращаясь в места лишения свободы.

Проводя соучаствующее (включенное) наблюдение исследователь может слышать палитру мнений и наблюдать гамму мировоззрений. Часто видно искреннее желание не возвращаться в колонию, но попадая в ситуацию, нарушающую «кодекс чести», либо представляющую опасность для близких, бывших осужденный использует силовые методы противостояния агрессору, что приводит к негативным последствиям.

В большинстве наблюдается сплошной аморализм, цинично скрываемый перед представителями закона. В таком направлении осужденный взращивает в себе целое искусство лести и «хамелеона», что приводит осужденного к состоянию «двойного стандарта». Этот основной процент преступного контингента нуждается в качественной психологической помощи, т.к. не имеет еще укорененных ценностных установок и находится в состоянии психологических колебаний «между добром и злом».

Небольшой процент идеологов преступного мира - это каста рецидивистов, которые укоренились в ценностях «воровской идеологии» и пользуясь авторитетом среди неопытных в арестантской жизни людей, манипулируют сознанием осужденной массы в своих целях. Всякое непослушание здесь подавляется силовыми как психологическими, так и физическими давлениями. Работа с данной категорией осужденных представляет особую сложность и включает в себя все техники и методы работы в местах лишения свободы.

Наблюдение показывает, что доминантой рецидива в меньшей мере являются социально-экономические условия освобождающихся осужденных и в большей мере искажение ценностных ориентировок, что приводит к деморализации осужденного.

Большую роль при включенном наблюдении имеет метод «агента влияния», т.е. пропаганды плюралистичности мнений, разнообразности идеологий, конструктивности законопослушного и деструктивности противозаконного поведения как для самого осужденного, так и для его семьи, родных и близких.

Проведение включенного наблюдения в пенитенциарном учреждении составляет один из ключевых методов исследование по выявлению высокого процента рецидива. Не менее важным является простое наблюдение, которое целесообразно применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы).

Вторым методом исследования является изучение документальных источников, т.е. любой информации, фиксированной в печатном или рукописном тексте, на аудио- носителе, на фото- или кинопленке.

Здесь наиболее плодотворным является изучение личных дел осужденных, их социальных паспортов, психодиагностических интервью, оценок изучаемого объекта людьми, окружающими и вступающими во взаимоотношения с ним. По возможности плодотворным является изучение личных дневников осужденного.

Нельзя пренебрегать изучением газет, журналов и других СМИ, говорящих об осужденных, их психике и условиях их существования. Изучение подобной информации имеет целью понимание построения стереотипов в сознании масс по отношению к данной категории населения, сопоставление этой информации и действительности, что помогает ломке стереотипов негативного отношения к осужденным со стороны как членов общества, имеющих личное взаимоотношение с освобождающимися осужденными, так и органов государственного управления.

При изучении личных дневников осужденных и различных мнений будет правильнее применять качественные методы социологического исследования по причине того, что перед нами описания весьма сложных явлений и здесь документальных данных недостаточно для массовой обработки, т.к. они неполные (нерепрезентативны).

Третий метод исследования - это анкетные опросы и интервью.

Опросы в исследовании, проводимом в данной работе являются незаменимым приемом получения информации о субъективном мире людей, их склонностей, мотивов деятельности, их мнений.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека.

По выявлению социальных проблем осужденных можно прибегать к таким методам, как интервью (документальные, интервью мнений; свободные, нестандартизированные, формализованные, полуформализованные; интенсивные, фокусированные; ненаправленные, нарративные; групповые и индивидуальные), опросы (анкетные, экспресс-опросы, опросы по почте, раздаточные анкетирования).

Четвертый метод исследования - тестовые процедуры.

В исследовании, проводимом в данной работе, объектом изучения является социальная общность пенитенциарного учреждения, куда входит как контингент осужденных, так и институт социальной работы, компетентный решать социальные проблемы осужденных. Очень часто сведения о исследуемой общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - существенные характеристики социального целого. Здесь важно владеть методиками, разработанными в психологии.

Для выявление субъективных причин, приводящих к следствиям рецидива и социальной неустроенности освобождающегося осужденного, желательно знать черты, характеристики, совокупности психических свойств осужденного; психические состояния свойств личности, психические состояния (отношения, взаимовосприятия) осужденного и общества, в котором он находится и в котором осужденному предстоит проживать по освобождению).

В исследовании используются следующие виды тестов: общеличностные, личностные, групповые.

Особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т. е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию. В интерпретации итогов проективного теста большая нагрузка падает на теоретическую модель, используемую интерпретатором.

В процессе тестирования осужденных большой акцент делается на диагностику диспозицию личности, т.е. на фиксированную в ее социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях определенным образом.

Система ценностных ориентации (именно система, их целостность, а не отдельные ориентации) указывает на направленность интересов личности в восприятии наиболее важных (в субъективном смысле) сторон жизни и отношения к общим условиям деятельности, нравственные принципы человека. Знание о ценностной системе -- неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или же сравнительно нецелеустремленного, как относительно конформного и неконформного (т. е. как относительно самостоятельного и относительно несамостоятельного).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Пояснительная записка к отчёту о работе группы социальной защиты осуждённых ФГУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области за 2007 год.

Группа социальной защиты организована в ФГУ ИК-3 в июне 2002 года. В составе группы 1 сотрудник (старший инспектор группы социальной защиты). При осуществлении своей профессиональной деятельности сотрудник группы руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными законами и нормативными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, других министерств, а также Положением о группе социальной защиты осуждённых. Работа группы организована согласно Приказов Министерства Юстиции РФ № 262 от 30 декабря 2005 года и № 2 от 13 января 2006 года.

Социальная работа с осуждёнными в колонии направлена на оказание социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осуждённых, создание предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Специалист по социальной работе является посредником и координатором между обществом и осуждённым, поддерживает осуждённого, представляя его интересы, и побуждает общество к выполнению соответствующих социально-направленных действий. Высшая цель работы специалиста по социальной работе заключается в оказании помощи осуждённому при его возвращении к жизни в обществе. Социальная защита и поддержка имеет большое значение для создания более гуманных условий отбывания наказания. Старший инспектор группы социальной защиты взаимодействует с сотрудниками, выполняющими разнообразные служебные функции, направленные на различные аспекты работы с отдельными осуждёнными, а также функции, касающиеся всей колонии, как единого целого, и координирует деятельность в рамках колонии по социальным вопросам, касающихся осуждённых.

В первую очередь социальная помощь оказывается пенсионерам по старости и инвалидности. В настоящее время в ИК-3 содержится 13 пенсионеров по старости и 37 пенсионера по инвалидности, в том числе: 1 группа - 0 осуждённых; 2 группа - 14 осуждённых; 3 группа - 23 осуждённых.

В итоге в колонии находится 50 пенсионеров.

В течение 2006 года было оформлена и переоформлена 29 пенсии, в том числе по старости - 6 пенсии и 23 - по инвалидности. 26 осуждённых изъявили желание отказаться от социального пакета, получив денежную компенсацию. Были отобраны заявления об отказе от соц. пакета и направлены в Ивановский пенсионный фонд.

Оформлены в дом-интернат 2 пенсионера-инвалида: Смолянинов Владимир Ильич - инвалид 1 группы и Скворцов Сергей Юрьевич - инвалид 2 группы. Был оформлен в дом-интернат, освободившийся по болезни Харченко Владимир Витальевич - инвалид 2 группы, но за день до отъезда в дом-интернат, категорически отказался от проживания в доме-интернате, написал отказ и уехал в г. Благовещенск к знакомым.

Отлажено взаимодействие с пенсионным фондом. С ними большинство вопросов, не требующих выезда на место, решаются по телефону, без каких-либо сложностей, можно решить любую проблему, находящуюся в их компетенции.

Ещё одна большая задача для сотрудника группы социальной защиты - это оформление паспортов осуждённым. Большинство осуждённых, только оказавшись в местах лишения свободы обращают внимание на то, что у них отсутствуют самый необходимый документ - паспорт. За прошедший год оформлено 5 паспортов осуждённым старше 30-ти лет впервые. За 2007 год направлялось 16 запросов по розыску паспортов, было разыскано 4 паспорта и оформлен 101 паспорт. Разыскано 2 свидетельства о рождении и оформлено 5 дубликатов свидетельства о рождении, для оформления паспортов. Все осуждённые, освобождающиеся по отбытию срока наказания, освобождаются с паспортами. Продолжают поступать осуждённые с паспортами старого образца, всего за год поступило 19 паспортов старого образца. Причинами оформления нового паспорта являлись: впервые, освобождение, оформление инвалидности, оформление пенсии, оформление наследства и дарения, вступление в брак, поступление в АмГУ, приватизация квартир. Одной и главной трудностью при оформлении и получении паспортов является то, что миграционная служба находится в районном центре с.Ивановка в 45-ти километрах от места дислокации колонии и не всегда есть возможность выезда для оформления и получения паспортов. Кроме этого сотрудники миграционной службы настаивают на проведении проверок, связанных с оформлением паспортов, не входящих в обязанности сотрудника группы социальной защиты. У основной массы осуждённых нет денежных средств на лицевых счетах, поэтому оплачивать паспорта приходится за государственный счёт. За истекший год израсходовано для оплаты паспортов и дубликатов свидетельств о рождении 11 015-00 рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты