Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении
p align="left">Обязанности старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных:

- осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их решения;

- составлять совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения социальную карту осужденного;

- составлять ежеквартальные планы работы группы и утверждать их у заместителя начальника исправительного учреждения;

- оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения;

- осуществлять руководство секций социальной помощи осужденным;

- вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных;

- вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осуждённого права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении. Осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков;

- готовить необходимые документы для получения осужденными паспорта установленного образца, а также совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение; /см. Приложение З/

- оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями;

- своевременно информировать руководство исправительного учреждениия о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных;

- разъяснять положения действующего законодательства, касающихся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации;

- взаимодействовать с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденным месту жительства в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемым;

- принимать участие в организации и проведении практических занятий по подготовке осужденных к освобождению.

Старший инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных имеет право:

- осуществлять с первых дней пребывания осужденных в пенитенциарном учреждении деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии;

- запрашивать и получать от других служб исправительного учреждениия необходимую для своей деятельности информацию о личности осужденного;

- принимать участие в распределении осужденных по отрядам, учебным классам, группам;

- участвовать в подготовке и рассмотрении характеристик осужденных;

- вносить предложения по социальному обеспечению осужденных, контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам;

- осуществлять в рамках своих полномочий взаимодействие с представителями государственной власти по вопросам социальной защиты осужденных;

- вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

Основным связующим звеном между заключенным и внешним миром являются социальные связи. Они бывают: полезные, нейтральные и негативные. С целью коррекции личности и поведения осужденного по средствам социальной работы необходимо сохранять и укреплять социально-полезные для осужденного связи. Социально-полезные связи - это связи отвечающие следующим характеристикам: заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности; он стремится к их сохранению и развитию; они приближают его поведение к социально-приемлемым стандартам.

Существует несколько моделей поведения осужденных по отношению к своим социально-полезным связям:

1) объект социально-полезных связей отсутствует, и заключенный не предпринимает попыток налаживать и поддерживать социальные связи (пассивная);

2) объект социально-полезных связей отсутствует, однако заключенный активно пытается наладить социально-полезные связи с внешним миром (относительно-активная);

3) объект социально-полезных связей пропал, но заключенный стремится его обнаружить доступными способами (активная);

4) объект социально-полезных связей противится поддержанию этих связей, но заключенный всячески стремится к этому (агрессивно-активная);

5) заключенный поддерживает социально-полезные связи, однако его интересы концентрируется на объекте как на источнике материальной и другой поддержки (утилитарно-активная);

6) социально-полезные связи являются не только источником получения благ, но и побуждают осужденного оказывать на них позитивное влияние (позитивно-активная);

7) заключенный использует социально-полезные связи в качестве материальной поддержки их объекта (материально-активная).

Специалист по социальной работе в исправительном учреждении Амурской области стремится к восстановлению и развитию тех социальных связей, которые могут благоприятно повлиять на поведение и мировоззрение заключенного. Для этого он использует следующие технологии:

- розыск родственников или иных лиц; специалист по социальной работе направляет запрос в паспортный стол органов внутренних дел по месту последней регистрации разыскиваемых лиц. В запросе должны быть указаны: анкетные данные разыскиваемых; сведения о лицах, которые могут с ними проживать или сообщить о них какую-либо информацию, а также на случай отсутствия разыскиваемого лица указывается место, куда бы оно могло выбыть;

- интервьюирование прибывших на свидание родственников; применяется в тех случаях, когда о заключенном необходимо получить дополнительную информацию. Выяснению могут подлежать следующие аспекты жизнедеятельности осужденного: потребности, ценности и интересы заключенного; социальные, психологические и иные проблемы заключенного; наиболее яркие события его жизни; наиболее авторитетные для осужденного лица; возможные реакции на различные виды воздействия; ситуации в которых осужденный прибегает к посторонней помощи; события которые могут доставить осужденному радость и удовольствие и наоборот, страдания и боль;

- активизация связей заключенного с его детьми, младшими братьями или сестрами; специалист по социальной работе устанавливает переписку с работниками детских учреждений или родственниками, на воспитании которых они находятся;

- сюрприз для заключенного; это может быть посылка, бандероль, письмо, свидание или другое приятное для заключенного событие;

- восстановление социально-полезных связей заключенного с каким-либо родственником или другим близким человеком мнение, которого значимо и авторитарно для заключенного;

- преодоление препятствий к реализации заключенным своих прав (получать посылки, вступать в брак и т.д.);

- телефонные переговоры; для осуществления телефонных переговоров специалист по социальной работе помогает заключенному составить обращение на имя руководителя учреждения с просьбой о возможности предоставления телефонных переговоров. В нем указывается: дата и время предполагаемых переговоров, адресат, цель и необходимость переговоров. Специалист по социальной работе организует процедуру самих телефонных переговоров;

- поддержание отношений с семьями заключенных путем посещения этих семей лицами уже отбывшими наказание, с которыми у заключенного и социального работника налажен позитивный контакт; отбывший наказание предварительно детально инструктируется о цели посещения и характере решаемых при посещении проблем;

- составление информационного банка данных о возможных объектах развития социально-полезных связей;

- введение для ознакомления осужденных наглядного материала отражающего динамику развития и укрепления социально-полезных связей; указывается количество свиданий, писем, бандеролей, как это проходит, а также количество поощрений и взысканий /см.Приложение Ж/.

Благотворное влияние на решение задачи подготовки осужденных к освобождению и постепенной адаптации к условиям новой среды оказывают ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые им с выездом к родителям, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц их заменяющих, или других близких родственников, посещение зрелищных и спортивных мероприятий за пределами исправительной колонии, длительные свидания с родственниками, телефонные переговоры.

Однако к освобождению осужденные готовятся специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению - адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.

Реализация названных задач происходит, как правило, в рамках «школы» по подготовке к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед и консультаций с осужденными проводится индивидуальная работа: одним необходимо содействие в налаживании отношений с родителями, другим - оказание помощи в противодействии негативному влиянию ближайшего окружения и так далее. Решая вопросы психологической подготовки осужденных к освобождению, на занятиях используется педагогический прием морального выбора. Он заключается в том, что осужденному предлагается выбрать приемлемый для него способ поведения в той или иной ситуации, задаваемой руководителем занятий. Для этого осужденный должен определить, с одной стороны, характер самой ситуации, с другой - выбрать способ поведения, соответствующий нравственным нормам. В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у лиц, освободившихся из исправительной колонии.

Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них. Поведенческие тренинги проводятся в форме ситуационно-ролевых игр. Например, ситуации: «По дороге из колонии домой», «Первый день дома», «Отказ в приеме на работу» и т.д. На занятиях происходит имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление разумных вариантов поведения. Каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе. Эту роль поочередно исполняют все лица, готовящиеся к освобождению. Роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) исполняют другие осужденные, а также руководители занятий (психолог, воспитатели, учителя).

В льготных условиях отбывания наказания находятся осужденные, готовящиеся к условно-досрочному освобождению. В это время они проживают, как правило, в общежитии за пределами исправительной колонии, без охраны, но под надзором администрации.

Полусвободный режим отбывания наказания позволяет разнообразить арсенал педагогических средств, форм и приемов работы с данной категорией лиц.

Осужденный, находясь в льготных условиях, приобретает навыки по самообслуживанию - учиться готовить еду, стирать и гладить белье, убирать помещение. Этому способствует данная законом возможность пользоваться наличными деньгами, позволяющая научиться рационально и экономно их расходовать.

Важное значение имеет оборудование общежития, где проживают осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях. Бытовые условия, созданные здесь, по возможности, приближены к домашним: в общежитии предусмотрено оборудование общей кухни с холодильником и газовой плитой, где осужденные самостоятельно готовят себе еду. Помимо этого, ежедневно каждый из них учиться планировать расходы на следующий день, неделю и месяц.

Кроме того, в колонии налажена работа самодеятельных организаций осужденных. Самодеятельные организации в исправительной колонии - добровольные общественные формирования, работающие под контролем администрации.

Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: развитие полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными, оказание социальной помощи осужденным. В самодеятельные организации принимаются желающие работать в них осужденные. При подборе осужденных в самодеятельные организации учитываются характер, интересы, наклонности и способности. Члены самодеятельных организаций не освобождаются от учебы и работы. Предоставление им каких-либо дополнительных льгот по сравнению с другими осужденными не допускается.

Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Перепоручение самодеятельным организациям и их членам полномочий администрации запрещается.

В случае злоупотребления членом самодеятельной организации своим положением его действия немедленно пресекаются, а виновный привлекается к ответственности в установленном порядке.

Не оправдавшие доверия осужденные выводятся из состава самодеятельной организации приказом начальника колонии. Членам самодеятельных организаций запрещается проявлять к осужденным грубость, рукоприкладство, совершать другие действия, унижающие человеческое достоинство; разбирать конфликты между осужденными; командовать строем осужденных; распределять осужденных на работу по самообслуживанию; занимать места отдельно от своего отделения в столовой, спальне, менять самостоятельно рабочие и спальные места.

3.2 Социально-педагогическая работа в исправительном учреждении как направление деятельности социального работника во взаимодействии с сотрудниками колонии и педагогическим коллективом школы

Несмотря, на то, что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в исправительной колонии, есть порядок и методики адаптации осужденных к жизни в колонии, к ресоциализации и реабилитации их после освобождения. Одним из ведущих направлений деятельности колонии является комплексная социально-педагогическая работа, в которой принимают участие все службы, сотрудники, администрация исправительного учреждения, а также педагогический коллектив образовательных учреждений, располагающихся на территории колонии.

Социально-педагогическая работа с осужденными, прибывшими в колонию, начинается в карантинном отделении и направлена на подготовку их к отбыванию наказания в учреждении. На этом этапе основными задачами социально-педагогической работы с осужденными являются:

- формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;

- формирование субъективной готовности к восприятию социально-педагогического воздействия;

- оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;

- формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии.

Условия пребывания осужденных в карантине ограничивают возможности проведения с ними разнообразных форм социальной работы. Основной из них являются беседы как в групповых, так и индивидуальных формах, во время которых идет подготовка осужденных к выводу в коллектив осужденных. При этом социальный работник и сотрудник карантина обеспечивают осужденных художественной литературой и периодическими изданиями, возможностью просмотра и прослушивания, тематических теле- и радиопередач и т.п.

Важным элементом воспитательной работы в карантине в условиях ограниченного пространства и движений является организация физических упражнений, выполнения правил личной гигиены, уборки бытовых помещений, установление поочередного дежурства. Если позволяет контингент осужденных, между ними организовываются конкурсы рисунков, на знание музыкальных произведений и т.д., соревнования по настольным играм.

С момента прибытия осужденного в исправительную колонию начинается работа по подготовке его к освобождению. Решая данную задачу, сотрудники колонии акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания в школе, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой. Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни. До завершающего момента пребывания осужденных в карантине, примерно за два-три дня до распределения их по отрядам и отделениям, начальнику отряда важно знать, кто персонально к ним будет направлен. После получения подобной информации начальник отряда проводит индивидуальную беседу (знакомство) с осужденным. На ознакомительной беседе целесообразно использовать педагогический прием активного слушания, когда социальный работник дает понять осужденному, что судьба последнего ему глубоко не безразлична, что он будет защищен.

Определенная упреждающая информация об осужденном, распределенным в тот или иной отряд, имеет важное значение. Это делается для того, чтобы осужденный не оказался среди лиц, с которыми враждовал ранее или был психологически не совместим, и, кроме того, заранее была « подготовлена почва» в отряде: решены вопросы бытового устройства: определено спальное место, участок работы, класс и т.д., подобран наставник из числа положительно характеризующихся и авторитетных осужденных, а также из числа сотрудников исправительной колонии, входящих в состав совета воспитателей отряда.

В свою очередь, начальник отряда до момента вхождения осужденного в отряд проводят с ним работу - знакомят с обстановкой в отряде, предупреждают о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе общения с осужденными, советуют разумные приемы их разрешения. То есть, к моменту выхода из карантина осужденный готовится к той конкретной обстановке, в которой скоро окажется.

Пребывание осужденного в отряде - основной этап в процессе социально-педагогической работы с ним. В это время происходит либо психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогической среде мест лишения свободы отрицательный, криминальный опыт поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты