Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении
p align="left">Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительным. В ходе его решаются следующие основные задачи:

- формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в исправительной колонии, так и после освобождения;

- формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;

- приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.

Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:

- нравственное и правовое просвещение;

- включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;

- включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости - участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных, колонийских и т.д.;

- обеспечение получения осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и других;

- вооружение осужденного методикой самоконтроля.

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в исправительной колонии, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся традиций и возможностей учреждения. Выделенные направления работы являются ведущими. К методам социально-педагогического воздействия на осужденных принято относить: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Все они реализуются с помощью разнообразных форм и приемов работы. Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При проведении воспитательной работы с осужденными учитываются их ценностные ориентации. Сами осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы на период после освобождения. Более половины опрошенных осужденных считают отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники используют этот фактор и организовывают работу таким образом, чтобы глубже затронуть нравственную, эмоциональную сферу осужденного. Многие начинают осознавать, сколь много значит для них семья, только попав в колонию. В это время у них происходит переоценка своего отношения к родителям, близким родственникам. Поэтому активно привлекаются к работе с осужденными родители, способные оказать них благотворное влияние: организовываются родительские комитеты; мероприятия содействия переписке с родителями; привлечение родителей к участию в кружковой и секционной работе и т.д. При этом особое внимание обращается на осужденных, у которых нет родителей, чтобы сироты не чувствовали себя обделенными.

Правовая социально-педагогическая деятельность в условиях исправительной колонии рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права. И в этом ему может оказать определенную помощь социальный работник.

Основными задачами правовой социально-педагогической деятельности являются:

- формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

- формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;

- изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;

- воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.

Физическая социально-педагогическая деятельность с осужденными в исправительной колонии имеет своей целью физическое развитие и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований. При организации этой деятельности в исправительной колонии учитывается тот факт, что среди досуговых интересов осужденных спорт занимает ведущее место. Многие изъявляют желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и спортом привлекаются все осужденные с учетом состояния их здоровья. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий администрация исправительной колонии, как правило, опирается на помощь актива из числа осужденных, привлекает представителей общественных объединений и родителей. Формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. Эта система часто дополняется следующими видами деятельности:

- ежедневным соблюдением осужденными санитарно-гигиенических требований;

- беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;

- участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;

- изготовлением осужденными средств наглядной агитации с целью пропаганды спорта, здорового образа жизни, достижений отдельных осужденных и команд;

- организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин.

Перечисленные направления социально-педагогической работы, содержание, методы и формы ее проведения в разном объеме осуществляются с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях. Наиболее полно - с осужденными, находящимися в обычных, облегченных и льготных условиях, и в уменьшенном объеме - с осужденными, находящимися в строгих условиях. Помимо этого, меняется и социально-педагогическая тактика в работе с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях (строгих и льготных).

При проведении социально-педагогической работы с осужденными в строгих условиях сотрудниками колонии учитывается следующая тенденция: чем жестче изоляция, тем более устойчивы элементы асоциальной субкультуры («другой жизни»). В строгих условиях отбывания наказания могут иметь более яркие ее проявления, нежели в условиях обычных и тем более в льготных. Поэтому принимаются все меры к тому, чтобы физическая изоляция не превращались в социальную. Кроме того, при воспитательной работе с этой категорией лиц учитывается то, что у осужденного должна быть перспектива перевода в обычные условия, чтобы он не смирился со своей характеристикой злостного нарушителя и не стал «вечным нарушителем».

Педагогически правильно организованное трудовое воспитание формирует у осужденных определенные моральные качества. Трудовая социально-педагогическая деятельность представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из исправительной колонии, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных ориентируют на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям. В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:

- формирование у осужденных убежденности в необходимости труда;

- приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;

- профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного, выбор путей, которые в дальнейшем могут помочь им в приобретении конкретной профессии (специальности).

С помощью местных органов исполнительной власти, попечительского совета при исправительной колонии, благотворительных организаций и коммерческих структур на базе колонии создаются различные производства по изготовлению продукции, пользующейся спросом в данной местности, развивается подсобное хозяйство (овощеводческое, животноводческое, звероводческое).

В колонии, наряду с освоением осужденными традиционных профессий, с помощью попечительского совета при исправительной колонии организуется факультативное обучение осужденных (на базе ПТУ, общеобразовательной школы) смежным профессиям, ориентированным на индивидуальную трудовую деятельность: резьбе по дереву, чеканке, изготовлению домашней обуви, вязанию на спицах и коклюшках, ремонту бытовой техники и т.д. с реализацией собственной продукции. Это позволяет обеспечить соответствующее материальное стимулирование осужденных и способствует их трудоустройству после освобождения. При проведении работы по трудовой социально-педагогической деятельности учитывается тот факт, что интересная работа (после освобождения) отмечается осужденными среди приоритетных ценностей. Интересной они, как правило, считают «чистую» и «высокооплачиваемую» работу. В ряду предпочитаемых профессий указывается работа в торговой палатке, в автосервисе, шофером, фермером. В процессе организации трудовой социально-педагогической деятельности учитывается преобладающий интерес к профессии шофера и связанными с ней специальностями: автослесаря, жестянщика кузовых работ, автозаправщика и т.д. Перечисленные профессии на сегодняшний день являются довольно престижными среди молодежи и хорошо оплачиваются.

Проблемы социально-педагогической деятельности осужденных в пенитенциарном учреждении заключаются в рациональном использовании при организации воспитательного процесса всех форм совместной деятельности воспитательного отдела и вечерней общеобразовательной школы при исправительной колонии с. Среднебелое Амурской области, которые должны решать задачи эффективного исправления осужденных на основе теоретической и практической деятельности. Следует, безусловно, признать, что наиболее эффективный результат такой деятельности может быть получен в том случае, если эта работа планомерна, в системе, с отслеживанием мониторинга. В исправительной колонии между администрацией исправительной колонии и вечерней школой подписан договор о взаимоотношениях, где отмечены основные моменты взаимодействия воспитательного отряда и педагогов по воспитанию осужденных.

Одной из проблем социально-педагогической деятельности с осужденными в пенитенциарном учреждении является жесткое правовое регламентирование всего педагогического процесса. В рамках такого регламентирования остается не так уж много места для педагогической деятельности, что, в свою очередь, сдерживает творческую активность пенитенциарных работников, а также инициативу самих осужденных, вовлеченных в исправительный процесс. Но в нашей колонии с первых дней открытия школы (ноябрь 2002 г.) руководство воспитательного отдела и школы составили план работы по совместной деятельности, учитывая специфику образовательного процесса в условиях колонии. Основные направления работы следующие: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое, интеллектуально-познавательное, коллективно-творческое и диагностическое.

Проблема организации совместной исправительной деятельности (сотрудников, социальных работников и педагогов) вызывает необходимость решения следующей задачи: каким образом возможно вовлечение осужденных в социально-педагогический процесс. Разумная стратегическая политика любого государства всегда направлена на удовлетворение потребностей его граждан, в этом проявляются не только цели государственной деятельности, но и общественно полезная деятельность всех граждан в государстве, движимая определенными побудительными мотивами. Пенитенциарное учреждение является определенным социумом и может существовать и развиваться только на основе удовлетворения потребностей представителей данного социума, к которым относятся сотрудники, педагоги и осужденные.

Рассматривая совокупность потребностей осужденных, следует отметить, что их потребности ничем не отличаются от потребностей других членов общества, однако к ним необходимо добавить те потребности, удовлетворение которых затруднено, а порой и невозможно в связи с условиями лишения свободы. Можно предположить и проверить социологическим исследованием, что в условиях лишения свободы для осуждённых доминирующими являются потребности, во-первых, в отбывании наказания в более комфортабельных условиях и, во-вторых, в более раннем освобождении.

Исходя из совместной проблемы, воспитательный отдел и педколлектив на своих бинарных семинарах пришли к выводу, что потребность совместных действий и поиск эффективных средств исправления осужденных в сложный период, переживаемый нашим обществом, становятся не просто актуальными, а жизненно необходимыми. В государстве наметилась и прогрессирует опасная тенденция роста количества преступлений, в том числе тяжких, соответственно, возрастает и количество осужденных в пенитенциарных учреждениях. На бинарных заседаниях рассматриваются такие вопросы как, посещаемость, успеваемость, совмещение работы и учебы учащихся-осужденных. Планируются и разрабатываются совместные мероприятия. Так за указанный период (с ноября 2002 г.) были использованы следующие формы внеклассной и внешкольной работы:

-уроки мужества по победным дням России;

-предметные декады с оформлением стенда «Педагогический калейдоскоп», с выявлением и поощрением лучших по предмету;

-презентация сборника «Когда строку диктует чувство…», тематические вечера «Золотой глобус» (ко дню учителя), «Новогодние развлечения» (зимние игры на улице), «И мать, и жена, и сестра…» (ко дню 8 марта) и др.;

-встреча с интересными людьми (депутат Госдумы Б.А.Виноградов, ветераны Великой отечественной войны и УФСИН, творческие встречи (студенческий театр «Глобус» и социально-культурный центр АмГУ, детский ансамбль «Калинушка» с.Ивановки).

Педагоги школы совместно с начальниками отрядов составили социальную характеристику учащихся-осужденных.

Рассматривая образование осужденных, как одно из наиболее эффективных средств исправления, необходимо отметить, что средние общеобразовательные школы, осуществляющие свою деятельность среди осужденных в пенитенциарных учреждениях, нуждаются в специальных программах, имеющих гуманитарную направленность и делающих акцент, в первую очередь, на дисциплинах нравственного воспитания (этика, эстетика, культурология и т.д.). Другая проблема в школьной образовательной деятельности заключается в том, что среди осужденных имеется определенная часть, до двадцати и более процентов, с умственными отклонениями, и эта часть осуждённых также должна учиться по специальным программам, учитывающим пониженный уровень интеллекта у обучающихся. К сожалению, в настоящее время среднее образование дается в школах пенитенциарных учреждений без учета вышеуказанных проблем, что вызывает определенные трудности у преподавателей школ и не позволяет в полной мере использовать для исправления осужденных такое эффективное средство, как получение общего образования.

Не вызывает сомнения и наличие такой проблемы воспитания осужденных, как педагогическая запущенность объектов пенитенциарного воздействия. Пробелы и огрехи всех видов воспитания (дошкольного, семейного, школьного и т.д.), а также проблемы неблагополучной среды, в которой рос и развивался будущий преступник, как бы синтезируются в его личности, представляя наивысшую трудность для воспитателей при организации исправительного процесса в пенитенциарном учреждении, и в то же время требуют от пенитенциарных работников самой высокой педагогической квалификации. Такая квалификация может быть обусловлена системным профессиональным образованием, включающим в себя всё разнообразие педагогических дисциплин с сочетанием квалифицированной практики под руководством опытных пенитенциарных педагогов.

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа обеспечивает реализацию права осужденных, на основное общее образование, создающие условия для получения ими среднего (полного) общего образования и основу для последующего образования, самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. В своей деятельности школа руководствуется Законами Российской Федерации «Об образовании» и «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, нормативными актами Министерства образования и Минюста России. Осужденные обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств колонии.

Методическое руководство и контроль за учебной деятельностью школы исправительной колонии осуществляют местные органы управления образования, которые:

-оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, проводят аттестацию учителей, осуществляют повышение их квалификации;

-выделяют согласно заявкам учебники, наглядные пособия, технические средства обучения, вычислительную и множительную технику;

-обеспечивают школу бланками свидетельств и аттестатов, классными журналами, текстами экзаменационных и контрольных работ, другой документацией в установленном порядке;

-принимают участие в инспектировании школы и общественных смотрах ее работы.

Школа при исправительной колонии реализуют общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Образовательный процесс в школе при исправительной колонии осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

-первая ступень - начальное общее образование;

-вторая ступень - основное общее образование;

-третья ступень - среднее (полное) общее образование.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, в школе могут создаваться специальные (коррекционные) классы.

Организация образовательного процесса в общеобразовательной школе регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми директором школы.

Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года - 36 недель. Продолжительность каникул составляет в течение года не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель.

Наполняемость классов устанавливается в количестве не менее 15 человек (в классах коррекционного обучения - 9 человек). В общеобразовательной школе в целях развития и совершенствования образовательного процесса созданы: педагогический совет, методические творческие объединения, психологическая и социально-педагогическая служба, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом. Участниками образовательного процесса в общеобразовательной школе при исправительной колонии являются учащиеся и педагогические работники.

Все осужденные, поступающие в колонию и не имеющие основного общего образования, подлежат обязательному обучению в общеобразовательной школе. Зачисление осужденных в общеобразовательную школу производится по мере поступления в колонию на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании и оформляется приказом начальника колонии. Лица, не имеющие документов об образовании, могут быть зачислены по их заявлению и на основании аттестации, проведенной педагогическим персоналом общеобразовательной школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты