Социология досуга
p align="left">Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитие субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций.

Ее начальной ступенью является:

1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных: . психологическая: ощущение свободы, радости, участия;

- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности;

- социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат;

- релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;

- физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;

- эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.

Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время):

- свобода;

- внутренняя мотивация;

- конечная цель. Последующими ступенями будут:

2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:

- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;

- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);

- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.

Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.

3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний.

4. Теория социальной идентичности (Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.

росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение,

сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО

Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего

статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям.

5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.

6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья).

С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.

А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу16.

7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения.

8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.

Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга.

Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности.

Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типо-логизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки.

Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства» .

Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:

- человеческими ценностями и реальным их освоением;

- нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.

В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.

Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:

- когда происходит рекреация (досуг);

- почему (следует определять мотивацию);

- как (соблюдено ли условие добровольности);

- каким образом (формы активной деятельности);

- в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добродетели).

Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рек-реационно-досуговой деятельности.

Содержание и условия рекреационно-досуговой деятельности.

Категориальный аппарат в исследовании должен быть связан единой идеей. Так, категория «деятельность» определяется через категории «интерес», «потребность» и «образ жизни». Последняя категория («образ жизни») детерминирована, в свою очередь, условиями финансового обеспечения, социальной средой и состоянием материально-технической базы культурного института, его возможностями и предложениями.

3.3 Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельности

3

U О

о:

ДОСУГОВАЯ / \ ДОСУГОВЫИ

ДОСУГ

АКТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТ

ш

ш

>

и о

со о

Особое значение имеют основные понятия, раскрывающие суть, особенности исследуемого предмета - субъект-объектных отношений.

Весь остальной понятийный строй должен строго соответствовать разработанной концептуально-категориальной схеме, базисным смысловым элементам, их группировке. С.А. Орлов строит понятийную систему координат, осями которой будут выступать по горизонтали: досуговая активность - деятельностно-досуговый эффект, по вертикали: досуговые условия - досуговая культура. Одновременно они отражают динамику и взаимодействие объективного и субъективного. В разных от центра направлениях расположены досуговая активность и получаемый от этой деятельности эффект. Смысловым пересечением этих осей и будет досуговая деятельность. Взаимодействие элементов обусловлено характером мотивации человека, его психики, определяющей его активность.

Досуговая деятельность как процесс выражается двумя сторонами. Ее содержание определяется, с одной стороны, такими категориями как культура (социальной группы, индивида) и досуговые, рекреационные условия, расположенные по вертикальной оси. Они для разных субъектов различны и определяются уровнем образования, общей культуры. На другом полюсе - условия деятельности, влияющие на характер и удовлетворённость досугом.

Социальная среда, ее ценностные установки, приверженность к ним субъекта, специфика объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности, предпочтения тех или иных видов и определяют, в конечном счете, результат, эффект. Эффект может предстать как в материально-предметной форме, так и ценностно-ориентационной, коммуникативной. Все это - итог социально-культурной и преобразующей деятельности, где осуществляется взаимопереход качества деятельности в качество на уровне культуротворче-ства.

Среда и уровень культуры определяют социальную ориентацию субъекта. Он волен выбрать театр или пивной бар. Социальный престиж определяет образ желаемой жизни. Но социальный статус и роли могут накладывать определенные ограничения. С другой стороны, ролевые качества зависят от личных характеристик, которые могут смещать статусные роли в досуге. К примеру, профессор как член команды может обладать более низкой спортивной квалификацией, чем достигшие профессионализма в данной форме деятельности токарь и школьник.

Институты идеологии, общественные движения, искусство, политика, экономика формируют рекреационные и досуговые ценности, сознание, ориентации, и соответствующее поведение.

Досуговая этика отражает как общецивилизационный уровень морали, так и общественное и индивидуальное сознание и иерархию ценностей индивида.

А главным качеством, характеризующим эффективность, является уровень самосознания и степень самореализации индивида.

Как уже отмечалось, категория «деятельность» связывает категории «потребность» и «образ жизни». В соответствии с законом возвышения потребностей, в процессе культурно-досуговой деятельности растет и разнообразие ее форм, видов, которые развивают и углубляют личные свойства, являются средством развития и саморазвития личности, он вершенствования ее образа жизни.

Но взаимопереход качества деятельности в качество субъекта - процесс не автоматический, и самодеятельность не всегда предстает как культуротворчество. Невысокий исходный культурный уровень участников неформальных групп может тормозить процесс развития коллектива, а может привести к асоциальным формам проведения досуга отдельных его членов.

В настоящее время идет поиск механизмов управления культурной сферой. Выявление содержания эффекта досуговой деятельности -j предпосылка такого анализа. А эффект измеряется степенью удовлетворения потребности субъекта в избранной деятельности уровнем его развития и самореализации.

Основой измерения является изучение характера эмоциональных субъектных оценок, ощущений от форм досуговой деятельности.

Самооценки часто нормированы обществом и служат социальными регуляторами в научном исследовании. Наличие эффекта - показатель возникновения субъективных отношений и связей. Он является показателем и критерием оценки и позволяет отделить сферу отдыха и ничегонеделания от досуговой деятельности и рекреационных услуг, помогает вычленить различные социальные элементы в этой сфере деятельности.

Эффект досуговой деятельности раскрывает все связи, все изменения в ней. Причем, условия жизни не отменяют потребности в рекреции, творчестве.

Эффект предоставляет не только качественную, но и количественную характеристику, обозначает эмоциональную, познавательную, теоретическую насыщенность деятельности.

Но «эффект» даст полную характеристику только при анализе:

- содержания досуговой деятельности

- условий ее осуществления.

Но они - на другой оси координат. Прежде всего следует обратить внимание на диалектические парные понятия субъективное и объективное начало, которые характеризуют процесс, и располагаются в разных от центра направлениях. Они могут рассматриваться в трех вариантах: объективных, субъективных элементов деятельности и их результата.

К категории объективного относится вся среда обитания человека, человеческое общество, все богатство человеческой культуры, досуговая инфраструктура.

Субъективное характеризует самих людей, их социальную организацию и отношения, духовный мир, собственную активность.

Характеризуя взаимодействие, выделяются группы понятий:

- объект, объективные условия, объективные факторы;

- субъект, субъективные условия, субъективные факторы и диалектика их взаимодействия.

Можно выявить огромное количество влияний: объекта и субъективных условий, субъекта и объективных условий. Объективными условиями игры может быть простое созерцание или активное участие. В игре человек стремится преодолеть собственную социально-психологическую или биологическую ограниченность, направляет свои психологические усилия и волю к выявлению и реализации собственных возможностей. Но физиологические элементы тяготеют к объективному полюсу, а психологические - к субъективному.

Понятия досуговой деятельности не просто объективно регистрируют активность субъекта, но и её результат. Просмотр кинофильма для зрителя и киномеханика имеет различный эффект. Последний - субъект - производитель досуговой услуги (как и экскурсовод, спортивный тренер, режиссер, актер). Субъектом досуга является потребитель досуговой деятельности, процесса, и он же выступает активным элементом его деятельности (зрителя в нашем примере). Субъект досуга - носитель разных форм досуговой активности, переживающий от процесса своей деятельности определенный эффект.

Рассмотрим предметную сторону в трехчленной формуле «субъект-объект-предмет» в спортивной игре (она присуща и любой другой деятельности). Предметная сторона - противник, зрители, болельщики, судьи, инструмент, правила и условия игры. Но достигаемый эффект совпадает не с ними и нее результатами игры. Смысл смещается. Какую бы цель не преследовал участник - поиграть, выиграть, размяться, поболеть, потренироваться, понаблюдать, перенять технические правила и ] навыки игры или быть просто зрителем - субъект достигает определен-j ных результатов - отдохнет, сконструирует образ действия, одержит | победу, поприветствует победителя или переживёт глубочайшее разочарование, то есть достигнет определенного эффекта, смоделированного и идеализированного образа игры. Предметом может стать прикладное творчество и др., что вызывает в любом случае эмоции, сильные ощущения удовлетворения и радости. А в случае поражения - подавленность, либо как у фанатов - агрессию.

В досуге деятельность становится самоценной или самоцельной , основным её признаком является не только итог, функция, результат, а специфический характер процесса, т.е. индивидуальная личностная оценка деятельности как признак свободы творчества, культуры. Достигаемый эффект является социально-культурной субстанцией.

3.4 Типология субъектов досуговой деятельности

Теоретическая и практическая значимость любого исследования заключается в возможности фиксации перехода от явления к сущности как важнейшего фактора развития личности. Это дает возможность на; основе сущностных характеристик разрабатывать научно обоснованные рекомендации по созданию условий деятельности человека, к разработке технологий его сопровождения в процессе досуга.

Типологизация - процедура выявления типов досуговой деятельности. Можно выявить различия между теоретической и эмпирической типологизацией. Теоретическая типологизация представляет процесс логического анализа, обобщения, выявления устойчивых сочетаний, свойств, выделяемых на основе логически разработанных критериев (как в модели Дж. Келли).

Эмпирическая типологизация - процесс многократного перебора свойств, социальных качеств субъектов, в котором находят их устойчивые состояния.

Теоретическая типологизация объясняет возможности реального времяпрепровождения сквозь призму основных закономерностей общества, а эмпирическая - интерпретацию и описание полученных данных. Но найденные и описанные закономерности могут привести к выдвижению теоретических гипотез или опровергнуть их.

Выделение существенных типообразующих признаков, определяющих характер воздействия, дает возможность вычленить основные типы.

1. Культурно-творческий тип. Общим его признаком является создание оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общественной деятельности.

2. Культурно-потребительский тип характеризуют посещение учреждений культуры, просмотр телепередач, развлечения, самообразование и др.

3. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компании и посещениях кафе, ресторанов.

Типология требует соблюдать градацию «досуг» и «более возвышенная, творческая деятельность». Но следует помнить, что досуговая деятельность обладает кумулятивным эффектом - накоплением различных функций и переходом от одного типа досуговой деятельности к другому виду или их совмещению.

При проведении исследования важно определить доминирующую и вторичные функции и помнить, что типология имеет относительный и условный характер.

При эмпирической проверке типологий следует учитывать основные факторы и типообразующие показатели:

- содержание деятельности (чем занимаются)

- способы деятельности (каким образом);

- частоты и периодичности участия;

- отношение к виду деятельности;

- временные затраты.

Эмпирические методы - опросы, наблюдения, документы (журналы, сценарии, отзывы и афиши) и статистические методы (кассовые сборы, сборы, количество выступлений) дополнят и скореллируют полученные данные. Взаимодополнительный эффект может проявляться после просмотра TV, экранизаций одноименных произведений, мемуаров, исторических документов. В последние время чаще наблюдается негативная тенденция - ограничение знакомства с произведениями литературы просмотром фильмов. Возможна опасность телевизионного подавления интереса (боевиками, фильмами ужасов, детективным жанром) и подражанием суперменам не только в ролевых играх, но и в повседневном поведении, что может привести к проявлению агрессии, ставшей привычной на наших экранах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты