Социология досуга

Социология досуга

Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т.Г. Киселевой "Теории досуга за рубежом", В.З. Ду-ликова "Социальные аспекты культурно-досуговои деятельности за рубежом", Ю.А. Стрельцова "Социальная педагогика досуга", "Культурология досуга" и Б.Г. Мосалева "Досуг: методология и методика конкретно-социологических исследований" выполняют роль введения в специальность.

Профилированные лекционные, семинарско-практические, лабораторные и индивидуальные занятия по курсу тесно связаны с циклом общественных, общеобразовательных и специальных социологических дисциплин и направлены:

- На воспитание социологического мышления, способности анализировать, сопоставлять, выявлять тенденции и находить пути решения социокультурных проблем;

- На овладение методологическими основами и принципами общей, специальной и прикладной социологии;

- На развитие умений в процессе дальнейшего изучения специальных дисциплин разработать программу, определить выборку; инструментарий исследований, его организацию и проведение; провести анализ и интерпретацию полученных данных; прогнозирование и программирование развития личности, клубных общностей.

Оценка реального состояния, определение перспектив развития социокультурной среды находятся в прямой зависимости от того, насколько верно выявлены роль и эффективность деятельности учреждений культуры. В этой связи овладение социологическими методами изучения различных социокультурных ситуаций позволит объективно оценить глубинные причины положения дел и конструктивно программировать дальнейшие пути развития культурно-досуговои сферы.

1.Социология досуга как специальная социологическая наука

1.1 Особенности и черты современного досуга

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизацион-ных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена»1.

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер2 связывает со следующими взаимосвязанными факторами: - глобальной реструктуризацией капитала и новым международным

разделением труда;

«Иностранная литература», 1996, № 1. -С.231-232.

2 Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ/УСоциальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. РИС/Ран ИНИОН. Центр науч.информ. Исслед. -М.,1999. -№3.

- обострением борьбы за образовательный капитал;

- обострением конкуренции во всех сферах жизни капиталистического общества, в том числе и в европейских культурных столицах;

- разрушением анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капиталистического общества;

- становлением нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления»;

- распространением туризма, привычки проводить отпуск за границей и многими другими;

Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.

Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

- растет свободное время трудящихся, и при этом происходят его качественные изменения;

- формируются социально-культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений;

- появляются новые виды и формы социального творчества в куль-турно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

1.2 Место социологии досуга среди социологических наук

Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплинь при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретической базы.

Такой методологический плюрализм характерен для любого начального этапа становления дисциплины. Базис любой науки - теория, методология, понятийный аппарат - придает целостность теоретическом) каркасу науки, и тогда проявятся смысловые характеристики предмета и объекта изучения. Системный междисциплинарный подход позволит точно определить методы и задачи исследования.

Изучение специфики досуговой деятельности требует определения его структурных компонентов:

- типов и форм деятельности, их моделей и функций;

- деятельности руководителя (художника, технолога и т.д.) и потребителя, осваивающего содержание и формы досуговой деятельности;

- качества деятельности - познавательной, репродуктивной, созидательно-творческой.

- объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности;

- синтетического характера досуговой деятельности, в которой органически слиты познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и созидательный характер;

- ценностно-ориентационные оценки, которые в игровой, воспитательной и социально-преобразующей деятельности изменяют сознание и совершенствуют человека.

Разработка этих категорий должна учитывать максимальную возможность разнообразия новых форм досуга.

Т.И. Заславская обосновала принципы соизмеримости и формирования категориального аппарата специальных социологических дисциплин из блоков общенаучных и общесоциальных.

В социологии досуга и рекреации широко применяются следующие категории и термины:

. из общенаучных дисциплин: структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, развитие;

. из рбщесоциальных: труд, собственность, производство, распределение, обмен, потребление, доход, права, управление;

. из общей социологии: социальные организации, структура, социальная группа, организация, статус, роль, социальная стратификация;

- из социальной психологии; коллектив, личность, мотивация, поведение, идентификация, адаптация, взаимодействие;

- из социологии досуга: свободное время, избирательность, удовлетворенность, эффект.

1.3 Объект и предмет социологии досуга

Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.

Поэтому специфическими, раскрывающими суть и особенности предмета будут следующие понятия:

- субъект досуговой или рекреационной деятельности;

- объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности;

- досуговая или рекреационная активность;

- досуговый или рекреационный эффект;

Специфика социологии рекреации и досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу. Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.

Таким образом, социология досуга и рекреации - отрасль социологии, изучающая:

- поведение индивидов и групп в свободное время;

- способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации);

- формы развлечения, общения;

- развитие личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях;

- функционирование учреждений досуговых услуг,

- «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.

В содержательном плане изучаются:

- эволюция и особенности современного досуга (историческая дифференциация досуговой деятельности и её воплощения, в основе которой лежит закон возвышения потребностей и возникновения все новых видов и форм деятельности),

- соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни.

Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения).

Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей не дели, во время отпусков, что вызвало новое явление - досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему дсуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с систем институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами.

Как отрасль социологии социология досуга является одновременно фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой.

Социология культурно-досуговой деятельности - специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и закономерности функционирования и развития духовного общения и досуговой деятельности в рамках микросреды.

Это одна из специальных социологических теорий, находящаяся в сложных причинно-следственных связях и опосредованиях по вертикали и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания.

Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия:

-характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности;

- специфика процесса социализации.

Структурными элементами социологии досуга являются:

1) направленность процесса, его цели:

- объект - аудитория, социальная группа, индивид;

- субъект - кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений;

2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности;

3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объединений и социокультурной среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние материально-технической базы;

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

Объектом исследования становятся также: специфика процессов культурно-досуговой, рекреационной и туристической деятельности: художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др.

На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследований дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов. Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: поисково-краеведческой, реставрационной, художественной, развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе. Прикладные исследования призваны:

- обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы;

- выяснить характер зависимости рекреационно-досуговой деятельности от тех или иных факторов и условий;

- определить условия и характер управления досуговой деятельностью (развитие демократических начал, самоуправления и др.);

- выявить закономерности процесса социального воспитания, развитие инициативы, самодеятельности и социальной активности в духовном творчестве;

- совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы; определяя сущность и место того или иного элемента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами.

Социологический подход исследует социальную сущность свободного времени и рекреационно - досуговой деятельности; их структуру и основные функции в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досугово-рекреационной деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наиболее важный показатель.

В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности.

Педагогическая социология изучает социальные процессы внутри системы социально-досуговой деятельности, т.н. интроспективный подход, который предполагает преимущественное изучение целей и основных направлений воспитания, методы и формы воздействия на личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты