Социология досуга
p align="left">Социопсихологические теории основываются на побудительном инстинкте; доктрине гедонизма; достижении удовольствия, радости и счастья (З.Фрейд, Неймейеры, Торндайк), теории гомеостаза - поддержании организма в состоянии равновесия на психическом и физическом уровне.

Диапазон рекреации велик - от биологических рекреационных, порой мгновенных актов (прикрытие век) до ежеквартальных каникул и годовых отпусков. Понятие рекреации формируется на основе междисциплинарного подхода - социологии медицины, геронтологии, социологии труда, спорта и досуга.

Социологи не учитывают множество форм и видов рекреационной активности: от микропауз в работе мышц до перекуров. По данным В.Д. Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени.

Рекреация и досуг как биоэнергитические процессы. Опираясь на эксперименты Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова об утомлении нервной системы, философские определения элементов труда (предмет труда, орудие труда и продукт труда), А.С. Орлов разработал модель деятельности, основанной на биоэнергетических законах и концепции жизненного энергообмена: энергозатрат и энергонакоплений (с позиций биоэнергетики, виды деятельности являются видами энергопревращений). Он просматривает проявление функций в трех сферах: энергетической, биологической, социальной и в их взаимодействии.

«Те, кто считает трудовую деятельность абсолютным, тоталитарным трудом, а отдых абсолютной рекреацией, принимают за аномалию распространенные ситуации, когда трудом занимаются для отдыха а к отдыху, развлечениям относятся всерьез и профессионально».

Периодичность рекреационных процессов соответствуют естественным интервалам в человеческой деятельности и возрастам: периоды труда закономерно сменяются периодами отдыха, но в каждом возрасте - иначе. Молодой организм быстро восстанавливает силы, у него формы отдыха энергозатраты, а периоды короче. У старого сокращаются рекреационные интервалы, а периоды удлиняются. Этим объясняется появление терапевтической досуговой модели, применяемой как средство лечения в геронтологии, психиатрии. В отечественной медицине досуг рассматривается как прикладная методика, наряду с лечебной физкультурой и т.д.

Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают: интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природными факторами, изменение условий образа и качества жизни.

Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спорта, в том числе и экстремального; пешего и конного туризма, спортивно-игровой деятельности; в то время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны. С точки зрения энергообмена А.С. Орлов считает, что репродуктивная и продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но репродуктивная характеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а продуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно энергосберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (любительская игра в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды деятельности относятся к рекреации.

Т.е. любой вид деятельности, связанный с физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть энергозатратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пассивная деятельность.

А.С. Социология рекреации. -М, Наука-1995 - С. 56.

Функции рекреационно-досуговой деятельности.

Под функциями рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через который проявляется рекреационная активность» .

Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны. Одна из них даёт возможность мгновенно) «разряжаться» в стрессовых условиях или при упоминании одного из! видов деятельности (бездеятельности). Спортивный азарт - свидетельство «перезарядки» организма, получение доли адреналина даже в отрешенном состоянии.

Компенсаторская функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые способности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребностей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого' духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате которых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или! неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости. А.С. Орлов рассматривает рекреацию как форму сохранения человеческого генофонда. Энергонасыщенные виды рекреации (спорт, туризм, аэробика и др.), служат катализатором процесса.

Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности.

Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание. Рекреационно-досуговая деятельность постоянно порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства".

10 Орлов А.С. Социология рекреации. -М, Наука. 1995. - С.72-82. " Орлов А.С. Социология рекреации. -М., Наука, 1995, -С.72.

Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

Функция развития рассматривается как дополняющая экзистенциальную и социализирующую, поскольку рассматривает досугово-рекреационную деятельность как часть существования человека на протяжении всей его жизни.

функция общения осуществляется как процесс в социальном измерении - времени, пространстве и среде, и предстаёт как социальное взаимодействие.

А.С. Орлов рассматривает досуг как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами (семьей, работой).

Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации.

А.С. Орлов подчеркивает и то, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры» .

Спектр функциональных возможностей рекреации широк и реализуется не только через сферу культуры, но и природы.

Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы.

Рекреация - поведение, независимое от времени; это - самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил.

Взаимодействие досуга и рекреации.

Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг». Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «достигать». Западные научные термины имеют сходное происхождение: zicere (лат.) означает «быть дозволенным, разрешенным»; zoisir (фр.) - свободное время и zeisure - свобода в выборе.

Schole в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное обязательных занятий. И предназначалась оно для поиска себя, самопознания, приобретения опыта. Организатором школы в нашем понимании считается Я.А. Коменский.

Как видно из этимологии, ни в обыденном употреблении, ни в социологии нет единого определения понятия «досуг».

Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за исключением затрат на сон, работу, еду и физиологические потребности; вторая рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья объединяет две первые и формулирует досуг как деятельность на основе свободного выбора.

Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время.

Так, Де-Гразия отмечает, что досуг полностью не реализуется, а ос тается идеалом.

Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, которь индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершен ствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности.

А. Маркузе, напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, п его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом политикой.

Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельност конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, личности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной харак-1 тер, т.е. присущи всем социальным субъектам.

Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и развлекательности.

Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреации, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой деятельности человека.

Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.

Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности.

Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга.

Намечается и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности труда в рабочее время.

Наибольшую тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эталону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровесников. Внимание этой потребности сказывается на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных клипов, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного.

2.4 Игра как феномен, функция и исток досуга

Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их результатов: робость (при отсутствии навыков) и жертву в случае поражения; В. Кайюа представлял игру как насилие.

Многие исследователи, в том числе П. Лавров, Н. Бахтин, Э. Соколов указывают на прямую связь забав с религиозностью, а их возникновение с языческими религиозными культами. А в феномене игры они видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом.

Наиболее остро феномен игры изучался в XX веке. Наметился переход от биологических и индивидуально-психологических подходов к культурологическим и социологическим в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ч. Гессе и И. Хейзинги.

Альтернативой концепциям Э. Дюркгейма, К. Маркса, и М. Вебера о приоритете труда как формирующего начала человеческой культуры, идеалом «экономического», «созидающего» человека стала концепция И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морело «человека играющего». Игра в ней теоретически обоснована и эмпирически доказана и предстаёт как фактор социально человека и культуры. Свобода выбора, инициатива, ответственность и их реализация в праздничном и спортивном состязании, искусстве, науке, праве и предпринимательстве (как игры в игре), их связь с социокультурными условиями формирования индивидов и их образом жизни делают игру как потребность проживания в вымышленном мире, обусловливают не только игровое, но и социальное начало.

Выдающийся нидерландский мыслитель столетия Йохан Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». С самых начал цивилизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети в таких игровых моделях как футбол, хоккей, регби и др. действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил, преодолевая трудности. Многие отрасли человеческой деятельности достигают своего пика только в игре. А. Пушкин в уста своего героя вложил формулу: «Что наша жизнь? -Игра!».

Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные понятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое развлечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра -шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

Хейзинга так определяет игру: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь».

Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хейзинга приходит к важнейшему обобщению: игра - необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок природы», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни.

Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показывает, как она формирует навыки социального поведения, специфическую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры. Англичане, изолированные островным характером страны, изобрели коллективные игры - баскетбол, футбол, регби, т.е. игровые командные характеры модели, спортивный успех которых требует максимальных коллективных усилий.

Экспансивные итальянцы реализуют национальные черты в маскарадах, карнавалах, открытом театре. Испанцы, живущие замкнутой, однообразной жизнью придумали корриду как клапан выхода энергии и чувств.

Русские предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль (протест против традиций принуждения и запретов).

Ученый считает, что традиционная игровая культура - народные гулянья, свадебные обряды, массовые уличные забавы и развлечения претерпели «свертывание», серьезные изменения. Отождествляя досуг с культурой, он обвиняет современную культуру в фальшивости игры и постоянном вытеснении игрового элемента. Психологи отмечают парадокс игры как деятельности свободной и одновременно основанной на правилах («внутреннего самоограничения и самоопределения»).

Природа нравственного воздействия игры заложена в самой двуплановости игрового поведения: действия в игре условны, а сопровождающие их чувства и мысли реальны. Это и позволяет играющему приобрести определенный социальный опыт, пережить жизненно важные ситуации.

Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приоритетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетворять постоянно возрастающие запросы и потребности различных социально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельность учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социальных отношений, становится важной.

Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественный разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры.

Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философии осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Социология рекреации и досуга исследует:

- игру как форму досуга,

- историю игры,

-игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и поведения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации.

TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умении найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума.

Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры).

Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведении стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению.

Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любителей, называющих себя «толкиенистами».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты