Социальное обеспечение военнослужащих
p align="left">Дополнительные льготы по санаторно-курортному обеспечению установлены для участников контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Данный вопрос регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и обеспечению общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей» от 25 февраля 2000 года № 160, а также приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 160» от 7 июля 2000 года № 355 [19].

Дети указанных военнослужащих в возрасте до 18 лет обеспечиваются ежегодно бесплатными путевками в детские оздоровительные учреждения и бесплатным проездом (к месту отдыха и обратно) соответствующими федеральными органами исполнительной власти по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом.

2. Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117

2.1 Реализация статуса военнослужащих

Рассматривая проблемы реализации социально-правовой защиты военнослужащих, следует отметить, что за последние десять лет законодательной, судебной и исполнительной властью был принят ряд позитивных мер, направленных на усиление правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принято свыше 300 нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты правового положения указанной категории граждан.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающий подготовку более 50 подзаконных нормативных актов. На основании этого распоряжения аналогичные планы разработаны и в настоящее время реализуются во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Их выполнение позволит создать механизм реализации прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечить, при условии достаточного финансирования, их социальную и правовую защиту [51].

С принятием в 1998 г Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» значительно укреплены правовые основы ее прохождения. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохождении военной службы, которое упорядочило вопросы исполнения военной службы различными категориями военнослужащих.

Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. создал дополнительные гарантии для защиты здоровья и жизни военнослужащих.

Вместе с тем многие положения законодательства в настоящее время не могут быть реализованы из-за несоответствия между экономическими потребностями Вооруженных Сил и возможностями государства.

Армия и флот России продержались на энтузиазме офицеров целое десятилетие, но всему есть предел. Устаревшая боевая техника выходит из строя, массовое увольнение офицерского состава не восполняется выпускниками высших военных учебных заведений, профессионалы уходят из Вооруженных Сил.

Только военными судами в 2008 г. рассмотрено 43 609 жалоб военнослужащих на неправомерные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, что вдвое больше, чем в 1997 г. О справедливости и законности, поступающих в суды заявлений военнослужащих о защите своих прав, красноречиво говорит тот факт, что 88,8% от общего числа рассмотренных судами жалоб признаны обоснованными и удовлетворены [51].

При прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих. В Вооруженных Силах и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с участием воинских контингентов в вооруженных конфликтах, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья задач.

Наиболее ярко данную ситуацию отражает гибель военнослужащих в ходе контртероррестической операции в Чеченской Республике. Несмотря на неоднократные заверения со стороны Командования Объединенной группировки войск на Северном Кавказе добиться сокращения случаев гибели военнослужащих и потерь среди личного состава, имели место ряд просчетов, допущенных в ходе проведения боевых действии, а порой и просто беспечность, приведшая к гибели людей.

Трагедия, связанная с гибелью экипажа АПРК «Курск», произошедшая 12 августа 2000 г., в определенной степени явилась следствием безразличия российского общества и государства к проблемам Вооруженных Сил вообще и Военно-Морского Флота в частности. К сожалению, за осознание необходимости всемерной поддержки собственных Вооруженных Сил нам приходится расплачиваться жизнями лучших экипажей [52].

Меры правовой и социальной защиты военнослужащих, регламентированные военным законодательством, призваны компенсировать ограничения, связанные с их профессиональной деятельностью, выполнением обязанностей по обеспечению безопасности государства.

В настоящее время наиболее острыми являются проблемы материального положения военнослужащих и уровня жизни их семей, обеспечения жилищных прав и порядка увольнения с военной службы, прав на охрану здоровья, чести и личного достоинства.

Право военнослужащих на достойный уровень жизни и получение обеспечивающего его вознаграждения за труд нарушается повсеместно.

Денежное содержание военнослужащих не соответствует количеству и качеству затрачиваемого ими труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах. Нынешний уровень денежного содержания офицеров войскового звена до подполковника включительно не высок, Для того чтобы прокормить свои семьи, значительная часть офицеров в ущерб боевой подготовке вынуждена искать заработок на стороне, по той же причине угрожающими для национальной безопасности темпами идет досрочное увольнение в запас младших офицеров.

По данным на 2009 г., Министерство обороны России только по денежному довольствию военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил задолжало 4,5 млрд. рублей, в том числе 3,8 млрд. рублей за продовольственный паек [53].

Не прекращаются задержки при выплатах ежемесячного денежного довольствия, деньги на санаторно-курортное лечение выдаются во многих воинских частях не при уходе в отпуск, а в конце года.

Неблагополучно обстоят дела с выплатами «боевых» военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции в Чечне. Ради получения положенных выплат военнослужащим порой приходится прибегать к крайним мерам, пикетировать штабы и объявлять голодовки.

Из-за отсутствия надлежащего финансирования остаются нереализованными льготы для военнослужащих на бесплатный проезд транспортом, оплату жилья, коммунальных услуг и телефонов.

По этим же причинам многие семьи военнослужащих не могут выехать в отпуск, лишены права на медицинское обслуживание, что особенно тяжело сказывается на детях.

После введения с 1 марта 2005 года ряда дополнительных выплат для военнослужащих в Министерстве обороны был повторно проведён социологический опрос. Однако процент военнослужащих, удовлетворённых монетизацией льгот возрос лишь до 24 % (против 15 % при первом опросе), и то лишь среди младших офицеров [54] . Заместитель командующего РВСН по воспитательной работе генерал майор А. С. Селюнин констатирует, что в ходе социологического опроса, проведённого в 2006 году в РВСН, три четверти респондентов отметили, что если бы у них было право выбора между получением социальных льгот и денежными выплатами, они бы предпочли льготы [54].

В канун Второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена, состоявшегося в Москве 3-4 апреля 2006 года было проведено очередное официальное социологическое исследование по изучению изменения массового сознания личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации (Приложение А). Исследование охватило 6162 респондентов (в их числе 3036 офицеров, прапорщиков и мичманов, 3126 солдат, матросов, сержантов и старшин). Как показывают результаты этого исследования только 53% офицеров и прапорщиков поддерживают курс руководства страны на проведение социально-экономических реформ. Уровень аналогичной поддержки среди рядовых и младших командиров несколько выше - 65%. В настоящее время 27% офицерского состава (каждый четвёртый) намерены оставить военную службу. Результаты исследования показывают, что на социальное самочувствие офицеров и прапорщиков оказывают негативное влияние низкая удовлетворенность материальным положением и нерешенность жилищных проблем [54] .

Материалы комплексного исследования, выполненного сотрудниками 5-го отдела НИИ Прокуратуры Российской Федерации совместно с офицерами Главной военной прокуратуры и Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации также свидетельствуют, что сегодня большинство военнослужащих по-прежнему оценивают степень соблюдения Федерального закона «О статусе военнослужащих», как весьма низкую. Более 50 % военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, полагают, что действующее законодательство не обеспечивает их социальную защищённость [54].

Неудовлетворительное, даже по российским меркам, материальное обеспечение военнослужащих представляет потенциальную угрозу боеспособности Вооружённых Сил Российской Федерации. По мнению специалистов, негативные изменения кадрового состава Вооружённых Сил могут привести к тому, что они перестанут отвечать требованиям, предъявляемым к ним, и не смогут решать возложенные на них задачи по обеспечению военной безопасности государства [54] .

Одним из негативных последствий неудовлетворительного социального положения военнослужащих является снижение уровня правопорядка и воинской дисциплины в войсках. Проводимые исследования свидетельствуют, что 68 % опрошенных считают основной причиной низкого состояния воинской дисциплины нерешённость социально-бытовых проблем многих военнослужащих [54] .

Будучи необеспеченными жильём и получающие весьма скромное денежное вознаграждение за нелёгкий ратный труд, многие профессиональные военнослужащие вынуждены подрабатывать, чтобы решить те или иные социальные и бытовые проблемы и обеспечить достойный уровень жизни членам своих семей. Начиная с временной работы, отдельные военнослужащие постепенно настолько втягиваются в деятельность различных предпринимательских структур, что наносят существенный вред интересам военной службы.

Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации 5 апреля 2006 г. проведен экспресс-опрос участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена по актуальным проблемам жизнедеятельности армии и флота [54].

В экспресс-опросе приняли участие около 90 процентов участников совещания. Среди респондентов 22 % офицеров - участники боевых действий, принимавшие участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе и других вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР.

Абсолютное большинство (61 %) участников Совещания принадлежат к командному составу, 5 % - к инженерно-техническому, 1 % - к службам тыла и тылового обеспечения, остальные 33 % - к органам воспитательной работы.

Социологическая база данных экспресс-опроса репрезентативна, что позволило использовать обобщенное мнение участников Совещания для получения достоверных выводов по обсуждаемым вопросам.

К ценностям военной службы офицеры относят:

воинскую честь и достоинство (42 %);

наличие хорошего коллектива и боевых товарищей (22 %);

воинские традиции, ритуалы и форму одежды (21 %),

продолжение семейных традиций (21 %) [54].

Вместе с тем участники Совещания, выражая общее мнение молодых офицеров Вооруженных Сил, считают также значимыми такие ценности военной службы, как решение жилищной проблемы (25 %) и достижение высокого социального положения (12 %).

Подавляющее большинство участников Совещания не только декларируют названные ценности военной службы, но и руководствуются ими в своей повседневной деятельности.

По мнению офицеров, в наибольшей степени на отношение к исполнению служебных обязанностей в настоящее время оказывает влияние следующее:

личная добросовестность и ответственность (68 %);

любовь к своей Родине (43 %);

гордость за свою военную профессию (40 %);

стремление к новой должности и воинскому званию (34 %);

возможность получения служебного жилья (28 %) [54].

Более половины опрошенных считают, что за последние 2-3 года произошли положительные сдвиги почти на всех основных направлениях жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Положительные изменения, связанные с осуществлением мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более заметны в войсках. Вместе с тем, критически оценивая достигнутые результаты, участники Совещания назвали наиболее актуальные проблемы офицерского состава Вооруженных Сил:

обеспечение достойного материального положения офицеров и членов их семей (72 %);

нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей (12 %);

необъективное освещение СМИ армейских проблем (4 %) и другие вопросы [54].

В оценках офицеров-участников Совещания просматривается обеспокоенность положением дел в Вооруженных Силах.

В этой связи уровень престижа Вооруженных Сил в современном российском обществе опрошенные офицеры оценивают невысоко. Только 4 % ответили, что в настоящее время престиж армии и флота можно оценить несколько выше среднего. Как средний его оценили 44 %, остальные считают, что уровень престижа Вооруженных Сил не соответствует задачам, выполняемым ими по обеспечению военной безопасности и политической стабильности государства.

Рисунок 2.1- Оценка материального благосостояния семей военнослужащих по состоянию на 1 января 2009 года

Социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей участники Совещания характеризуют в основном как среднее (36 %) или ниже среднего (43 %).

Практически никто из участников Совещания не оценил существующий уровень материального положения военнослужащих как высокий.

Справедливость оценок социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей подтверждается участниками Совещания в данных ими характеристиках материального положения своих семей.

Среди участников Совещания своим материальным положением удовлетворены почти 50 % опрошенных; жилищными условиями - 46 %; условиями для отдыха и досуга - 4 % [54].

Рисунок 2.2 - Оценка основных социально-экономических проблем военнослужащих [55]

Социально-экономическое положение участников Совещания идентично положению большинства офицеров войскового звена. Следовательно, представители данного звена могут объективно судить о социальных процессах, протекающих в Вооруженных Силах.

Изучение результатов опроса участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена убедительно доказывает, что офицерский состав Вооруженных Сил по своим деловым и морально-психологическим качествам по-прежнему является носителем лучших традиций российской армии, высоких ценностей военной службы [54].

Анализ мер, предлагаемых участниками Совещания по оптимизации военного строительства, свидетельствует о высокой озабоченности офицерского состава армии и флота социальным аспектом модернизации Вооруженных Сил.

Рисунок 2.3 - Анализ значимости мер по оптимизации социально-экономического положения военнослужащих[55]

Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. К числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 года отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, в обеспечении безопасности страны. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации абсолютным национальным приоритетом названо развитие человека, чему будут способствовать повышение благосостояния людей, постоянная забота общества об их образовании, здоровье, создании достойных условий для жизни и работы, реализации способностей и профессиональных навыков. Все это имеет самое непосредственное отношение к формированию и социальному развитию Вооруженных Сил Российской Федерации [56].

Обеспечение безопасности и обороноспособности страны невозможно как без своевременного технического перевооружения и использования новейших технологий в строительстве Вооруженных Сил России, так и без соответствующего им развития военно-социальной сферы, требующего повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия и пенсий военнослужащих, решения проблем с жильем, достижения качественно иного уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Превращение Вооруженных Сил в армию, отвечающую самым современным требованиям по важнейшим социально-экономическим показателям, потребует значительного роста инвестиций в человеческий капитал и достижения соответствующих стандартов благосостояния военнослужащих.

Стратегия ориентирована на существенное повышение уровня удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Достижение определенных в стратегии целей и задач позволит значительно улучшить качество и повысить уровень их жизни, достичь оптимального соотношения между уровнем и качеством жизни данных категорий российских граждан и населения России в целом. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации содержит систему мер долгосрочного характера, направленных на улучшение состояния военно-социальной сферы по ряду важнейших направлений:

улучшение культуры и досуга, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,

пропаганда физкультуры и спорта.

совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты