Социальное обеспечение военнослужащих
p align="left">вещевое имущество фонда сборов предназначается для обеспечения граждан, призванных на военные сборы;

вещевое имущество неприкосновенного запаса предназначается для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного времени;

вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Решение вопросов вещевого обеспечения военнослужащих возлагается в первую очередь на командиров (начальников), а также на должностных лиц органов военного управления вещевой службы. Под вещевой службой понимают совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами вещевого обеспечения. Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам снабжения.

Нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом определяют количество предметов, отпускаемых на одного человека, и сроки их носки (эксплуатации). Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих» от 26 июня 1995 года № 605 утверждены 19 норм снабжения [19].

В зависимости от характера использования вещевое имущество подразделяется на две группы: вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество [20].

Вещевое имущество личного пользования выдается офицерам, прапорщикам и мичманам в готовом виде или изготавливается в ателье (мастерских) по индивидуальным заказам с оплатой стоимости пошива за счет Министерства обороны Российской Федерации.

Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде.

Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента Российской Федерации «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» от 8 мая 2005 года № 531[21].

Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество.

Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники, и других видах работ.

На протяжении последних лет наблюдается явная тенденция к снижению поставок вещевого имущества для снабжения войск. Так, только за последние 5 лет Вооруженным Силам Российской Федерации было недопоставлено более 6,2 миллионов комплектов летних и около 3 миллионов зимних полевых костюмов, 400 тысяч солдатских пальто, 1,8 миллионов полевых фуражек, свыше 800 тысяч шапок-ушанок, 1,9 миллионов пар хромовых ботинок и так деле. Министерству обороны Российской Федерации на приобретение военного имущества вместо необходимых на эти цели 3,100 миллиарда рублей было выделено всего 1,626 миллиарда рублей [22].

С 1 января 2005 года права военнослужащих на владение, пользование и распоряжение вещевым имуществом существенно ограничены. Эти ограничения были введены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом и Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» [18]. А с 1 декабря 2007 года отменена денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

В частности, Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом установлено, что вещевое имущество является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении воинской части. Одновременно Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 848 был признан утратившим силу абзац 2 пункта 3 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, которым ранее предусматривалось, что вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.

Таким образом, в настоящее время вещевое имущество индивидуального пользования (за исключением расходных материалов) с момента его получения передается лишь во владение и безвозмездное пользование военнослужащих. Вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, переходит в их собственность лишь по окончании срока его носки. Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании.

С 1 января 2005 года также установлено, что в обязательном порядке подлежит возврату вещевое имущество личного пользования, срок носки которого еще не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту [18], в случаях их увольнения с военной службы по следующим основаниям:

в связи с лишением военнослужащего воинского звания;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего свободы;

в связи с отчислением военнослужащего из военного учебного заведения;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

в связи с отказом военнослужащему в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего свободы условно;

в связи с увольнением военнослужащего, принятого на военную службу на испытательный срок, как не выдержавшего испытание.

В указанных выше случаях с военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, удерживается стоимость выданных им предметов вещевого имущества, сроки носки которых на момент увольнения не истекли, в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся военнослужащему до окончания срока носки вещевого имущества.

Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов [12]. До недавнего времени порядок выплаты указанной денежной компенсации определялся Министром обороны Российской Федерации.

Однако указанный порядок был изменен. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 20 июля 2004 года № 71 в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было внесено дополнение, устанавливающее, что порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации[12]. Данное положение распространяется и на установление порядка выплаты военнослужащим денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества.

С 1 января 2005 года право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов сохранено только тем военнослужащим, которые по характеру своей служебной деятельности, как правило, повседневно не носят военную форму.

Следует отметить, что право военнослужащих на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества ограничивалось и ранее. Так, по причине нехватки денежных средств в Министерстве обороны Российской Федерации длительное время не выплачивали военнослужащим положенную им денежную компенсацию взамен не выданного вещевого имущества. К 2005 году в Министерстве обороны Российской Федерации образовалась значительная задолженность перед военнослужащими по денежной компенсации взамен положенного вещевого имущества, которая составила 15 миллиардов рублей [10].

Основным нормативным правовым актом, определяющим задачи, организацию и порядок продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, является Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400 [23].

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время содержит 20 норм продовольственных пайков (рационов питания): общевойсковой паек; летный паек; морской паек; подводный паек; лечебный паек; дополнительный паек для доноров; индивидуальный рацион питания для боевой деятельности войск и другие. Деление продовольственных пайков (рационов питания) на виды вызвано, прежде всего, различными условиями прохождения военной службы. Нормы продовольственных пайков (рационов питания) представляют собой совокупность различных продуктов питания, установленную для одного человека в сутки.

Основным структурным звеном Вооруженных Сил Российской Федерации, на которое возложено непосредственное решение задач продовольственного обеспечения, является продовольственная служба - совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами продовольственного обеспечения [5].

Военнослужащие по прибытии в воинскую часть зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение служат аттестат на продовольствие и предписание или командировочное удостоверение или отпускной билет военнослужащего.

Аттестат на продовольствие является документом, подтверждающим, по какое число и по нормам какого пайка удовлетворены военнослужащий или воинская команда (подразделение) продовольствием в натуре, или денежной компенсацией взамен пайка, или продовольственно-путевыми деньгами при убытии из воинской части.

Следует отметить, что при первоначальном возникновении права у военнослужащих на продовольственное обеспечение за счет государства они зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части без аттестата на продовольствие.

Без аттестата на продовольствие зачисляются также военнослужащие, имеющие право на получение продовольственного пайка (питания) за счет государства, доставленные в военно-медицинские учреждения при внезапных заболеваниях (травмы, отравления, инфекционные болезни и другое). В этих случаях военно-медицинское учреждение обязано истребовать аттестат на продовольствие из соответствующей воинской части, а последняя - немедленно выслать его военно-медицинскому учреждению.

Военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки в виде питания, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения (питания) на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей аттестата на продовольствие. А также, военнослужащие, получающие положенные им продовольственные пайки продуктами на руки или взамен их денежную компенсацию, при убытии из воинской части снимаются с продовольственного обеспечения со дня, следующего за днем, по который они обеспечены продовольственным пайком или денежной компенсацией [8].

Следует отметить, что за последние 5 лет наблюдается тенденция перехода продовольственного пайка в денежную форму [10].

Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости производится следующим категориям военнослужащих:

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которым не организуется питание по месту прохождения военной службы, изъявившим желание на ее получение;

- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Списки военнослужащих, которым разрешается выдача продовольственных пайков на руки или выплата денежной компенсации, а также сроки выдачи (выплаты) продовольственных пайков (денежной компенсации) ежемесячно (до 30-го числа предыдущего месяца) объявляются приказом командира воинской части.

Выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, применяется командованием в целях реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на продовольственное обеспечение в случае невозможности получения ими горячей пищи через столовые военно-продовольственных пунктов в пути следования в составе воинских команд и в одиночном порядке.

1.3 Правовое регулирование жилищных вопросов военнослужащих

Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах [24]. Указанная норма существует и в Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, как сказано в статье 40 Конституции Российской Федерации, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.

Конституция Российской Федерации провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [25].

В статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах также указывается: Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии [24].

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором записано, что военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы. Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особым статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», другими законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Право военнослужащих на служебное жилье. Военнослужащие относятся к той категории российских граждан, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями. Вопросы жилищного обеспечения военнослужащих актуальны в связи с существенными изменениями жилищного законодательства.

Пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет важное положение о том, что «государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений» [12], тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно с проживающими с ними членам семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу. В случае отсутствия названных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или, по желанию военнослужащих, ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации [26].

В настоящее время военнослужащие, приезжающие на новое место службы, не обеспечиваются служебными жилыми помещениями в установленные сроки из-за ряда причин, что является грубейшим нарушением законодательства. Правонарушения в любой сфере связаны с нарушениями не только норм права, но и принципов [27].

Поскольку служебное жилищное обеспечение и право военнослужащих на служебные жилые помещения подпадают под действие различных отраслей права, то при их реализации необходимо соблюдать комплекс принципов. В ходе эволюции служебного жилищного обеспечения и права военнослужащих на служебные жилые помещения в России сформировались специальные принципы. Однако они пока не нашли законодательного закрепления в отрасли военного права [28].

Во-первых, предоставление служебных жилых помещений ограничено сроком прохождения военной службы в населенном пункте, в котором у военнослужащих нет иных жилых помещений, сроком несения военной службы по контракту, то есть принцип срочности.

Во-вторых, каждый военнослужащий, имеющий право на служебное жилое помещение, должен быть уверен в том, что государство обеспечит его служебным жилым помещением независимо от каких-либо условий, то есть принцип абсолютности.

В-третьих, принцип полноты реализации права. Это означает, что служебное жилищное обеспечение военнослужащих должно быть реализовано в полном объеме (денежные выплаты за наем (поднаем) жилых помещений должны компенсировать все расходы военнослужащих на пользование нанимаемыми жилыми помещениями).

В-четвертых, принцип своевременности. Служебные жилые помещения должны быть предоставлены военнослужащим не позднее трех месяцев со дня прибытия к новому месту военной службы; а при их отсутствии иные жилые помещения - незамедлительно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты