Социальное обеспечение военнослужащих
p align="left">Субъективное право военнослужащего на служебное жилое помещение в соответствии с законодательством должно возникать не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы. До предоставления служебного жилого помещения жилищная проблема может быть решена одним из трех способов предоставления жилых помещений, которые не являются служебными. Следовательно, предоставление служебных жилых помещений и иных жилых помещений является одним из необходимых условий для исполнения военнослужащими обязанностей военной службы наряду с вещевым обеспечением и другими видами обеспечения [26]. При этом предоставляемые помещения должны отвечать требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, соответствовать установленным нормам. Одновременно с этим государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим лишь на период прохождения военной службы. Это означает, что после ее окончания жилые помещения, которые были предоставлены военнослужащим, подлежат освобождению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, под служебным жилищным обеспечением следует понимать создание государством надлежащих жилищных условий военнослужащим на период прохождения военной службы [29]. Служебное жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включает в себя обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями, арендованными специально для военнослужащих воинскими организациями - юридическими лицами, и выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, то есть оно состоит из права на служебное жилое помещение и иных прав, одно из которых подлежит реализации в первые три месяца с момента прибытия военнослужащего к новому месту военной службы при отсутствии необходимого служебного жилого помещения. До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Следует также отметить, что за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями на время прохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования), сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу [29]. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

А также законодательством установлено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Другие же военнослужащие при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Так, например, при ранее действовавшем Жилищном кодексе 1983 года военнослужащие обязаны были освободить и сдать в трехмесячный срок служебное жилое и подсобные помещения по акту по истечении срока действия договора, переводе к новому месту службы. После вступления нового Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены кардинально новые, сжатые, сроки. Наниматель и члены его семьи при освобождении жилого помещения обязаны сдать его в течение трех дней. Таким образом, срок освобождения служебного помещения сокращен с трех месяцев до трех дней [26].

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе, по адресам воинских частей [29].

Военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей военных представительств Министерства обороны обеспечиваются жилыми помещениями за счет жилищного фонда организаций, где содержатся военные представительства, с компенсацией стоимости этих помещений Министерством обороны через виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны. В случае отсутствия у организаций жилищного фонда виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны по представлению заказывающих управлений для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями приобретают их либо строят путем долевого участия в жилищном строительстве.

Военнослужащие и члены их семей военных комиссариатов и линейных органов военных сообщений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечиваются жилыми помещениями за счет жилищного фонда гарнизонов.

Военнослужащие военных комиссариатов могут обеспечиваться жилыми помещениями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 11 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») [12].

С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации сменились акценты в системе жилищного обеспечения военнослужащих [30]. Так, например, если раньше военнослужащие могли быть членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов, то теперь жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 года преобразованию в товарищества собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке.

Государственный жилищный сертификат - гарантия и право военнослужащих на получение жилья. Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 года, входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 700 [31].

Абзацем 7 разделом 2 Подпрограммы определены категории граждан, имеющие право на получение субсидий в виде государственного жилищного сертификата. В настоящее время право на получение данных субсидий имеют следующие категории военнослужащих граждан Российской Федерации и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Из общей категории граждан, имеющих право на субсидии, Подпрограмма выделяет особую группу - «первоочередников», то есть группу граждан, которым субсидии предоставляются в первую очередь. Такими «первоочередниками» являются граждане - участники Подпрограммы, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, созданных в установленном порядке для выполнения народно-хозяйственных задач [31].

Применительно к Подпрограмме основаниями для признания граждан - участников Подпрограммы не имеющими жилых помещений являются:

отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

проживание на условиях поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Для военнослужащих, определены два общих условия, необходимых для того, чтобы стать участником Подпрограммы:

а) наличие общей продолжительности военной службы не в льготном, а в календарном исчислении 10 лет и более;

б) представление на увольнение с военной службы (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями).

В общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву.

Законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли, чем не исключается возможность для остальных увольняемых получить жилье из государственного и муниципального жилищного фонда после увольнения в установленные законом сроки [1].

Рассматривая условия, необходимые для участия в Подпрограмме, следует подчеркнуть, что наличие у гражданина определенного срока военной службы и оснований увольнения с военной службы еще не составляет полный перечень этих условий. Необходимо еще одно существенное условие - наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189 [32].

Согласно статье 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Согласно вышеуказанным законодательным нормам, а также с учетом статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (применительно к участникам Подпрограммы), продолжают сохранять право состоять на таком учете [31].

В связи с этим у некоторых членов жилищных комиссий воинских частей возникают вопросы, связанные с реализацией пункта 11 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 года, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года № 522м [33]. Указанной нормой определено, что, наряду с другими документами, кандидаты на участие в Подпрограмме подают в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление военнослужащего и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку [31].

Таким образом, военнослужащие при наличии соответствующих оснований имеют право встать на учет нуждающихся в жилых помещениях как по месту прохождения военной службы, так и по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы. В первом случае вопрос о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях решается жилищными комиссиями воинских частей, во втором случае - общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданными при органах местного самоуправления, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Жилищные комиссии по указанию командира воинской части рассматривают рапорта о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют проверку прилагаемых документов, готовят по ним решения [33].

Накопительно-ипотечная система как способ получения жилья военнослужащим. 1 января 2005 года, с учетом рыночных условий развития экономики страны, начался качественно новый этап и жилищного обеспечения военнослужащих - переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года № 117 [34].

Целью накопительно-ипотечной системы является формирование жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования.

Жилищный ипотечный кредит - это денежные средства, предоставленные банком клиенту взаймы на приобретение жилья. За пользование кредитом клиент должен заплатить банку проценты, ежемесячно производить возврат заемных средств в сроки, установленные кредитным договором [35]. Приобретенное за счет кредита жилое помещение будет находиться в залоге у банка до полного погашения клиентом ипотечного кредита.

Для формирования жилищных накоплений каждому военнослужащему - участнику накопительно-ипотечной системы открывается персональный накопительный счет, на который ежегодно из бюджета будут поступать денежные взносы.

У военнослужащих появляется реальная возможность накопить необходимую сумму для приобретения жилья. При этом военнослужащий сам решает, когда ему приобрести жилье. Он может дождаться окончания своего срока службы и использовать всю накопленную сумму. Или может не ранее чем через 3 года военной службы использовать уже накопленную сумму и, взяв ипотечный кредит, приобрести жилье, а расплачиваться за кредит будет теми средствами, которые ему будут продолжать поступать на накопительный счет из бюджета.

Основой для создания накопительно-ипотечной системы являются долгосрочный характер военной службы (в среднем 15 - 20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.

Кроме того, впервые одна из острейших армейских социальных проблем - проблема жилищного обеспечения военнослужащих решается без учета интересов членов их семей [35].

Возникают определенные вопросы, связанные с социальной обоснованностью такого способа формирования персонального накопительного счета каждого военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы, когда количество членов его семьи в расчет не берется.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» однозначно определено, что функцией государства является социальная защита не только самих военнослужащих, но и членов их семей, она включает в себя реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций, иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе [12].

Согласно пункту 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища [4]. Члены семьи военнослужащего, как и члены семьи любого гражданина, имеют возможность реализовать свои конституционные права на жилище только в рамках семейных отношений.

Несомненно, военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы в конечном счете будет реализовывать свои денежные накопления для решения жилищного вопроса с учетом всех членов своей семьи, то есть постарается приобрести квартиру, в которой можно будет комфортно жить, в том числе и многодетной семье. Но несомненно и другое: не всегда желание многодетного военнослужащего приобрести после окончания военной службы в рамках накопительно-ипотечной системы достойную квартиру, да еще и в соответствующем регионе, может быть реализовано [35].

Практически государство «передает» такому военнослужащему часть своих социальных функций в жилищной сфере: чтобы обеспечить наличие хотя бы социальной нормы площади жилья на каждого члена семьи военнослужащему для покупки соответствующей квартиры придется использовать личные накопления (если таковых хватит). Сослуживец такого военнослужащего, который также является участником накопительно-ипотечной системы и который за время службы так и не обзавелся семьей, но имеет такую же сумму денежных накоплений, без сомнения, будет находиться в более выгодной ситуации.

Еще одной примечательной особенностью накопительно-ипотечной системы является то, что решение жилищной проблемы российского военнослужащего (получение неслужебного жилья) никак не связывается с реальной потребностью военнослужащего в жилом помещении (наличием или отсутствием факта признания его нуждающимся в жилом помещении).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты