Социальная работа с бездомными женщинами в г. Благовещенске
p align="left">8 Причины потери жилья называют следующие: 12 человек - конфликт в семье и насилие; 9 человек - алкоголь, 9 человек - безработица, потеря работы, нечем платить за жилье; 5 человек - обман в результате обмена и продажи, размена жилплощади; 5 человек - назвали другие причины. Наибольшее число опрошенных имеют средне-специальное образование - 22 человека, 8 человек имеют среднее образование, 6 человек неоконченное среднее и 4 человек - высшее образование. По мнению самих опрошенных женщин больны туберкулезом - 8 человек, алкоголизмом и наркоманией - 16 человек, кожно-венерическими заболеваниями - 2 человека, онкологическими заболеваниями - 4 человека, имели инвалидность, но не продолжали оформлять - 6 человек, считают себя здоровыми - 4 человека. Все 40 опрашиваемых женщин имеют близких родственников. 18 обращались к ним за помощью. Основной причиной отказа в помощи называют ответ «самим тяжело», а также «сама виновата». Судимость из 40 опрошенных женщин имели 4 человека. В настоящее время опрошенные проживают в следующих местах: 11 живут у подруг; 6 женщин живут у сожителя; 9 человек - где придется; 8 на чердаках, в подвалах, на вокзалах, садах; 4 человека - в больницах, интернатах; 2 человека назвали другие места. Все 40 опрошенных женщин первоочередной необходимой помощью назвали жилье, а также (в порядке убывания) питание, работу, деньги, медицинскую помощь. Выразили желание покинуть город - 12 человек. 46 опрошенных женщин недовольны работой социальных учреждений города, особенно государственным учреждением «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта». 80% опрошенных указывают на грубость работников, на излишний бюрократизм и волокиту со стороны специалистов, что затягивает решение проблем бездомных женщин.

Анализ результатов анкетирования показывает, что основной контингент составляют женщины от 18 до 45 лет (фертильный, детородный возраст). В основном опрошенные женщины жители Амурской области. Основными причинами своей бездомности называют неустроенность, распад семьи, безработицу, алкоголь, насилие в семье, судимость; 87% из числа опрошенных больны различными заболеваниями; почти 50% женщин семейными обязанностями, 45% - лишены родительских прав.

Таким образом, существует объективная необходимость в социальной, медицинской, психологической и трудовой реабилитации бездомных женщин, необходим комплекс мер по профилактике семейного неблагополучия, по упреждению бездомности среди женщин, детей, помочь им найти свое место в обществе и вернуться к полноценной жизни.

Существующие структуры управления социальной работы с бездомными женщинами требуют, на мой взгляд, активного взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями, представляющие интересы женщин.

Реформирование органов социальной защиты в 2008-2009гг. отрицательным образом отразилось на результативности социальной работы с этой категорией. Защита прав женщин должна стать одной из доминирующих в развитии инновационных форм и социальных технологий при предоставлении им социальных, медицинских и иных услуг.

3.3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной работы с бездомными женщинами города Благовещенска

Для усиления взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в совместной работе по улучшению положения женщин в г. Благовещенске сделано немало. Органы местного самоуправления активно сотрудничают со всеми общественными организациями, которые стоят на страже интересов женщин, семьи, детей.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, в Российской Федерации, в том числе в Амурской области и г. Благовещенске сохраняются серьезные проблемы в сферах жизнедеятельности женщин, которые вызывают озабоченность не только у государственных органов, но и у широкой общественности.

Одновременно приходится констатировать тот факт, что существующая система мер по защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним реалиям и на практике трудно выполнима. Требуется, прежде всего, совершенствование законодательной и нормативной базы решения проблем, а также национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей мужчинам и женщинам.

Роль женщин в принятии решений на всех уровнях продолжает оставаться незначительной, отсюда и относительная слабость женского движения.

Рекомендации по улучшению положения женщин в 2009-2012гг. [Приложение Д] по нашему мнению, предусматривают решение таких вопросов на федеральном, региональном, местном уровне, как:

1 Осуществление контроля за предоставлением льгот и социальных гарантий женщинам, работающим в учреждениях и организациях города.

2 Принятие федеральных и региональных законов в поддержку женщин. 3 Повышение социально-правового статуса женщин.

4 Охрана здоровья женщин.

5 Укрепление семейных отношений, молодая семья, образование, культура, спорт.

6 Улучшение условий охраны труда и содействие занятости женщин.

7 Обеспечение социальной поддержки женщин, семьи, детей. 8 Взаимодействие с некоммерческими и общественными организациями.

Проблемно-ориентированный подход к организации всей социальной политики позволил построить и внедрить в городе территориально-пространственную модель социального обслуживания населения. Технология

территориально-пространственного аспекта методом картографирования (разработка серии картосхем) предусматривает работу с различными типами семей и группами «социального риска». На картосхемах отражено пространственное расположение в отдельно взятом микрорайоне семей, женщин, детей «социального риска», пострадавших от насилия, бездомных, инвалидов, одиноких пожилых людей.

Учитывая и используя этот положительный опыт, с учетом социологических исследований необходимо внедрять инновационные технологии по совершенствованию системы социальной работы на профилактику или упреждение женской бездомности. В Приложении Е представлены «этапы внедрения инновационных технологий по улучшению положения женщин на 2009-2012гг. Таким образом, работа по упреждению социальных патологий среди женщин, защите их прав и интересов, должна опираться на консолидацию усилий государственной, муниципальной власти, местных сообществ, различных организаций и общественных институтов.

Создание в г. Благовещенске городской Ассоциации женщин, объединяющей многие организации представляющие интересы женщин, семьи, детей, открытие лаборатории родительских проблем, организация Центра постинтернатной адаптации « Маленькая мама» и другие мероприятия, предложенные в поэтапном внедрении новых технологий, направленных на улучшение положения женщин смогут эффективно повлиять в целом на профилактику бездомности среди женщин.

Оценка результатов социальной работы на микро, среднем или макро уровне играет решающую роль в определении состоятельности социальной работы. Поэтому эффективность социальной работы может определяться как на основе общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические для оценки конкретных социальных услуг.

Основным критерием эффективности социальной работы с бездомными женщинами станет сокращение количества семей «социального риска», снижение социального сиротства, преступности. Получая через систему социальной защиты населения, здравоохранения, Управления внутренних дел своевременную социальную, медицинскую и трудовую реабилитацию с учетом принятых федеральных и региональных законов, регламентирующих защиту бездомных, в том числе и бездомных женщин, возможно, остановить масштабное распространение бездомности, рост семейного неблагополучия, попрошайничества, бродяжничества.

Для определения эффективности социальной работы по внедрению социальных форм и инновационных технологий, направленных на профилактику женской бездомности нами использовались две группы показателей:

1 группа - показатели динамики отдельных девиаций и проблем: бездомность, бездомность женщин, детская безнадзорность, бедность, социальное сиротство и др.

2 группа показателей - статистические данные о динамике развития системы социальных служб в различных отраслях социальной сферы по решению проблем семьи, женщин и детей.

Парадигма деятельного статуса организации социальной работы на территории муниципального образования г. Благовещенска - активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализация профилактических мер на всех уровнях управления. Внедрение территориально-пространственной модели по месту жительства с учетом предложенных рекомендаций и поэтапное внедрение новых инновационных форм и технологий по профилактике женской бездомности будет способствовать улучшению социальной и эпидемиологической обстановки в городе.

Можно сделать вывод, что решение большинства проблем социального здоровья лежит в плоскости межведомственных действий и эффективность их решения детермированы степенью адекватности, принимаемых усилий всех уровней власти в рамках своей компетентности и специфических функций, с консолидацией усилий с общественными институтами по преодолению социального недуга - бездомности. Наиболее общий критерий эффективности социальной работы на этих уровнях - выведение клиента из трудной жизненной ситуации. Фундаментальной комплексной технологией социальной работы на макро- уровне станет принятие нормативно-правовых актов по преодолению социальных недугов и определению действенного механизма от макро до мини уровня по преодолению бездомности.

Создание действенного механизма на муниципальном уровне по профилактике семейного неблагополучия, открытие детских общественных приемных, создание Центра постинтернатной адаптации девочек-сирот «Маленькая мама», передвижной лаборатории родительских проблем и др. с участием различных ведомств будет иметь и экономический эффект.

Заключение

Семейные проблемы, заключающиеся в патологизации отношений между супругами, между родителями и детьми, по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную.

Социальные работники в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе семейного кризиса, в момент конфликта или распада.

Но работать над профилактикой семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций на предкризисной стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества.

Каждая семья проходит через закономерно сменяющуюся цепь этапов, обусловленных возрастом семьи и особенностями функционирования. Стабильность семьи, семейного жизненного уклада определяет социальную безопасность общества. Женщина-мать несет в себе особое «естественное биологическое предназначение». Женщина-мать хранительница домашнего очага. Здоровье, быт, социально-экономическое положение, образование, труд и занятость женщин формирует традиционный семейный уклад и роль мужчины и женщины. Экономические и демографические проблемы, проблему юного материнства, равных прав женщины с мужчинами приводит к серьезной проблеме - женской бездомности. Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социально - духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. В настоящее время в условиях мирового кризиса, как следствие станет «женский» вопрос.

В настоящее время ухудшается положение на рынке труда женщин, попавших под сокращение или уволившихся по собственному желанию, а также женской молодежи, что создает реальную угрозу социальному здоровью женщин и ведет к негативным проявлениям социальной действительности (бедности, пьянству, проституции, наркомании, бездомности, насилию и т.д.).

Возможности адаптации женщин, оказавшимися бездомными крайне сужается, так как отсутствуют на федеральном уровне законодательной инициативы по решению проблем данной категории и отсутствуют механизмы межведомственного механизма по формированию и реализации программ по улучшению положения семьи, женщин, детей в правительстве РФ, в Министерстве экономического развития, Министерстве здравоохранения и социального развития, Федеральной службе занятости, Министерстве внутренних дел, Министерстве образования и др.

Как было отмечено в дипломной работе в разделе анализ структуры управления социальной работы с бездомными в Амурской области взаимодействие с бездомными и на региональном уровне, в правительстве Амурской области между различными министерствами отсутствует сложнейший механизм работы по решению проблем этого социального явления. Как уже отмечалось в Амурской области, где по предварительным данным обитает от 2 до 3 тысяч бездомных, нет Дома ночного пребывания, не принято ни одного нормативно - правового акта регламентирующего организацию социальной и иной работы с бездомными, в том числе с женщинами. Предпринимаемая ранее органами местного самоуправления работа сведена на нет, в связи с реформированием органов социальной защиты в Амурской области.

Предложенные в дипломной работе рекомендации органам исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном и местном уровне по улучшению положения женщин в г. Благовещенске на 2009-2012 г. могут реально способствовать улучшению положения женщин на территории г. Благовещенска.

Предложенные этапы внедрения инновационной технологии социальной работы с различными категориями клиентов с семьями, женщинами, детьми обеспечат наиболее эффективные технологии социальной поддержки и социальной помощи с участием большого круга общественных и некоммерческих организаций. Развитие женского движения, создание детских общественных приемных и женских клубов по месту жительства на территории муниципальных образований станет одним, в положительном смысле «тормозом» по масштабному распространению семейного неблагополучия, бездомности, социального сиротства.

Совершенствование и развитие таких государственно - общественных институтов, как школа социального успеха, школа отцовства, школа матери, школа здоровья и лаборатория родительских проблем с участием общественности должны способствовать не только решению многих социальных проблем, но и вырабатывать самообеспечение, самореализацию семей, женщин попавших в трудную жизненную ситуацию. А все вместе это будет реально влиять на упреждение женской бездомности.

Предложенные для внедрения рекомендации поддержки бездомных женщин, самое главное, будут опираться на консолидацию усилий государственных, местных, региональных сообществ, общественных организаций. Позитивным результатам этих консолидированных усилий станет улучшение социального здоровья населения, сохранение трудового потенциала женщин в нашем городе, области и стране.

Данные рекомендации могут быть направлены в Законодательное собрание Амурской области, правительство Амурской области для обобщения и принятия соответствующего решения, могут быть использованы в научном мире по внедрению новых технологий, будут предложены для изучения городской межведомственной комиссии по улучшению положения женщин и повышения их статуса в обществе и антикризисной комиссии при мере г. Благовещенска.

Библиографический список

1. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации / Л.С.

2. Алексеева // Социс. - 2003. - №9. - С. 53-60. 2 Гутов Р. Бездомные в России: взгляд на проблему / Р. Гутов, А. Назарова // Народонаселение. - 2001. - №4. - С.117-121.

3. Котрелев Ф. Бомж или бездомный: социальный портрет современного странника / Ф. Котрелев // Народонаселение. - 2003. - №3. - С. 12-18.

4. Межрегиональное исследование. Социальные и правовые проблемы бездомности в России. Аналитический отчет. - СПб.,2006, -163 с.

5. Назарова А.С. Практика работы Управления социальной защиты населения администрации г. Благовещенска с детьми улиц / А.С. Назарова // Научно-практическая конференция Управления здравоохранения 2.03.2005. - г. Благовещенск.

6. Никифоров А. Бездомность вчера, сегодня… Завтра? / А. Никифоров // Народонаселение. - 2002. - №5. - С. 55-67.

7. Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация/ Э.А. Орлова // Социокультурные проблемы социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1996.

8. Почепцов И. О новых подходах в работе с лицами без определенного места жительства и отбывшими наказание / И. Почепцов // Социальная работа. - 2002. - №4. - С. 32-35.

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» от 8 июня 1996 г., №670.

10. Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г., №1105.

11. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения / Н. Римашевская // Социс. - 2004. - №4. - С.33-44.

12. Римашевская Н., Овсянников А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы / Н. Римашевская // Литературная газета. - 1996. - 4 июля. - С. 13.

13. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г.

14. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.

15. Шуль И. Четырнадцать бродяжек за две недели / И. Шуль // Амурская правда. - 2004. - 25 марта.

16. Алексеева Л.С. Социальная гостиница: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие. - М., 2002.

17. Аналитическая справка «О социально-экономическом положении бездомных». http//ribakov.spb.ru/publ/bomz-analit.htm.

18. Верховодко А.П., Малышева Т.Г. Организация работы с гражданами без определенного места жительства и занятий в специализированных учреждениях системы социальной защиты (Из опыта практической работы). - Пермь, 2001.

19. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. Социология: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ “ Март ”, Ростов н / Д: издательский центр “ Март ”, 2007. - 288 с.

20. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1999. - 432 с.

21. Гидденс Энтони. СОЦИОЛОГИЯ. - М.:Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

22. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология учебник. - М.: ИНФА - М, 2003. - 624 с.

23. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ, 2000. - 237 с.

24. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н / Д: Феникс, 2001. - 480 с.

25. Калабихина И.Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:фокус-групповое исслед. В городской и сельской местности / И.Е. Калабихина.-М.: Анисфлат,2004-274 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты