Социальная работа с бездомными женщинами в г. Благовещенске
p align="left">Основной задачей работы с такой категорией граждан являлось социально-экономическая помощь, в том числе оформление документов, регистрация по месту пребывания и решение вопросов дальнейшего жизнеустройства.

К сожалению, с переходом под юрисдикцию Министерства социальной защиты населения Амурской области была упразднена регистрация граждан, не имеющих прописки и сокращены лимиты адресной помощи этим людям, не предусмотрено оказание натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь, предметов гигиены. В таблице представлены мероприятия по профилактике бездомности и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства за 2007-2008 гг.

Таблица 1 Мероприятия по профилактике бездомности и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства

п/п

Мероприятия

2007 год

2008 год

1

Организация первичного приема и учета лиц без определенного места жительства:

- всего обратилось (чел), в т.ч.:

223

166

- из них поставлено на учет (чел)

106

82

2

Организация предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства (чел), в т.ч.

- жилого помещения (койко-места) в специальных государственных учреждениях (отделениях) социального обслуживания (чел) (Кризисный центр для женщин)

7

5

3

Оказание содействия лицам без определенного места жительства, обратившимся в государственные учреждения (отделения) социального обслуживания:

- в восстановлении утраченных документов, удостоверяющих их личность (чел);

- полисов обязательного медицинского страхования (чел);

- документов об образовании (чел);

- о праве на пенсионное обеспечение; меры социальной поддержки;

- получение адресной социальной помощи; количество (чел) сумма (руб).

92

12

18

195

104751 .0

59

3

36

138

59998 .0

4

Организация обследования состояния здоровья лиц без определенного места жительства, обратившихся в государственные учреждения (отделения) социального обслуживания:

- оказание необходимой лечебно-профилактической помощи (чел);

48

53

- направление на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (чел)

8

14

- оформление временной регистрации

16

-

В 2007 году специалистами отделения срочной социальной помощи Центра социального обслуживания граждан, Центром социальной помощи семье и детям проводилась большая работа в этом направлении: 1 Оказывалась помощь в оформлении документов с предоставлением фотоуслуг, медицинских полисов, пенсионных документов. 2 Помощь в приобретении билетов и отправка к месту жительства. 3 Предоставлялась временная регистрация граждан в городе для возможности оформления пенсии, детских пособий, трудоустройства. 4 Предоставлялось временное жилье. 5 Оказывалась продуктовая, вещевая и денежная помощь, выдавались бесплатные талоны в баню. 6 Производился сбор документов и доставка в дома-интернаты и др.. 7 Работал телефон доверия для бездомных людей. За 2006-2007 гг. социальная помощь оказана 157 гражданам категории БОМЖ: 1 Оформление документов - 51 человек - 16,3 тыс. рублей. 2 Предоставление продуктов питания - 90 человек - 22,8 тыс. рублей. 3 Предоставление одежды, обуви, предметов гигиены - 55 человек - 30,1 тысячи рублей. 4 Оказана денежная помощь на лечение, приобретение продуктов - 48 человек - 32,0 тысячи рублей. 5 Оказана денежная помощь на проезд к месту жительства - 25 человек - 24,4 тысячи рублей. 6 по ходатайству управления предоставлено временное жилье в гостиницах города (сроком до 10 дней) - 12 человек - 24,6 тысяч рублей. 18 гражданам был предоставлен бесплатный временный ночлег сроком до 10 дней в комнате ночного пребывания Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, хотя в Постановлении Министерства труда и социального развития от 27.07.1999г. №32 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социального обслуживания населения» указано что, лица без определенного места жительства в отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов не принимаются, в связи с тем, что противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан Центром являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

В анализе показаний видно, что сокращены расходы на адресную социальную помощь бездомным, не ведется регистрация, не предоставляется временное жилье.

Таким образом, проблемы, возникающие при работе с лицами без определенного места жительства, влияют не только на отсутствие возможности предоставления временной регистрации в городе, но и затрудняет оформление группы инвалидности, сбор документов для определения в дома-интернаты, получение детских пособий; но и отсутствие места жительства (временного проживания) до получения путевки в дома-интернаты; антисанитарный внешний вид, несоответствующее установленным нормам поведение затрудняет решение вопросов с трудоустройством, посещением по предоставленным «социальным талонам» столовых, бани.

Тем не менее, в 2008г. не была предусмотрена статья расходов, позволяющая приобретать продукты питания, одежду, предметы первой необходимости, заключать договоры на услуги бани, фотостудии. Выделение денежной помощи не всегда является целесообразным.

Аналогичная ситуация и в Благовещенском районе: потеря работы, разводы, отсутствие жилья в пригороде Благовещенска кидает на криминальное дно все больше и больше опустившихся женщин. Лишенные родительских прав на своих несовершеннолетних детей, они пополняют армию бездомных в г. Благовещенске, ночуя на вокзалах, занимаясь проституцией.

Анализ показывает, что из 166 бездомных, обратившихся в органы социальной защиты в 2008 году, 36 человек или 21% всех бездомных составляли женщины, из них 9 - бывшие жительницы Благовещенского района, когда-то даже жившие в городе. Сменили жилье в городе на неблагоустроенное в Благовещенском районе и там злоупотребляя алкоголем, потеряли все. Надо сказать, что большая часть бомжей в городе не регистрируется, и не приходит в органы социальной защиты, предпочитая «свободную» от нареканий и нравоучений жизнь от местного сообщества.

Таким образом, передача полномочий по социальной защите на уровень субъекта РФ в негативном плане отразилась на лицах без определенного места жительства. И те, кто еще мог получить пенсию или пособие при регистрации обречены, к сожалению, на социальное дно и социальная работа с этой группой лиц с 2008 года ведется менее эффективно. К сожалению, возникают трудности в помещении граждан категории бомж в лечебные учреждения из-за отсутствия документов и антисанитарного состояния. Снижена эффективность социальной работы с бездомными в г. Благовещенске из-за отсутствия четкого законодательства на федеральном и региональном уровне о социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Неоднократно администрация города, городская Дума в 2008 году ставили вопрос пред Правительством Амурской области, Губернатором Амурской области о создании в городе Благовещенске комнаты ночного пребывания, но вопрос остается открытым.

Работа с бездомными гражданами на территории г. Благовещенска была представлена моделью уличной социальной работы по взаимодействию государственных и общественных институтов по преодолению этого социального явления.

Реформирование органов социальной защиты Амурской области и в 2009 году еще дальше отодвинула серьезную проблему бездомности в Амурской области.

Так Постановлением Губернатора Амурской области № 286 от 01.12.2008г. с 01.01.2009г. были упразднены территориальные подразделения - управления, отделы министерства социальной защиты населения Амурской области. Государственные бюджетные учреждения министерства социальной защиты населения Амурской области - центра социальных выплат и услуг согласно Постановлению Губернатора Амурской области № 465 от 01.12.2008г. переименованы в государственные бюджетные учреждения - управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным района области. Модель развития уличной работы с бездомными людьми претерпела вновь изменения.

Четкого взаимодействия по решению проблем бездомности на уровне субъекта РФ по Амурской области нет. Если говорить о структуре управления по работе с бездомными людьми в Амурской области, то и здесь имеются определенные недостатки. В структуру государственного института на уровне субъекта РФ по работе с бездомными людьми входят: Министерство социальной защиты населения, Министерство здравоохранения, Управление внутренних дел по Амурской области, областной Центр занятости, уполномоченный по правам человека в Амурской области и общественные, некоммерческие организации.

В Амурской области постановлением главы администрации Амурской области создана Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бродяжничества. Председателем комиссии назначен заместитель главы администрации Амурской области по социальным вопросам. В комиссию входят представители органов социальной защиты, здравоохранения, управления внутренних дел, федеральные службы занятости и другие учреждения (Приложение Б). В ходе изучения ситуации установлено что, комиссия создана формально и практически не работает. Большую работу с бездомными людьми проводит Уполномоченный по правам человека в Амурской области Хащева Л.С. К ней обращаются женщины с детьми, освободившиеся из мест заключения, бомжи. Многих из них интересует регистрация для получения необходимых социальных выплат (пенсий, пособий). К сожалению, как мы уже говорили, регистрация таких людей отменена Министерством социальной защиты населения Амурской области и до настоящего времени вопрос положительно не решен, что негативным образом сказывается на результатах работы с бездомными. Созданный в городе Свободном приемник-распределитель Управления внутренних дел, длительное время не работал. Пассивной остается роль службы занятости, министерства здравоохранения, социальной защиты населения в отношении бездомных граждан. Постановлением главы администрации Амурской области № 568 от 24.11.1997г. «Об открытии Центра реабилитации лиц без определенного места жительства и пребывания» в городе Белогорске на 40 мест осталось невыполненным по причине отсутствия финансирования данного учреждения. В таких городах как Благовещенск, Свободный, Райчихинск, Белогорск, в крупных районных центрах Амурской области лица без определенного места жительства являются изгоями нашего общества. Они создают реальную угрозу для населения в распространении инфекционных заболеваний, а также увеличивают количество преступлений. По предварительным данным в Амурской области проживает до 2 тысяч бездомных, из них половина женщины.

Отсутствие четкого законодательства на региональном уровне о социальной реабилитации лиц без определенного места жительства ставит трудности в предоставлении качественных и своевременных услуг бездомным.

Деятельность органов социальной защиты населения в отношении граждан категории «бомж» прописаны в законах «О социальной помощи», где указано, что гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в число которых входит отсутствие определенного места жительства, оказывается адресная социальная помощь в виде социальных услуг, единовременных денежных выплат и жизненно необходимых товаров за счет средств областного бюджета. Тем не менее обстановка с финансированием мероприятий по социальной реабилитации бездомных далека от идеала. Основная причина отсутствие финансовых средств. До сих пор не решена в областном центре необходимость создания Дома ночного пребывания, хотя власти города Благовещенска неоднократно ставили эту проблему пред Министерством социальной защиты населения, Правительством Амурской области.

Слабо на уровне субъекта РФ Амурской областью используется механизм взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. При решении проблем различных категорий граждан, бездомные люди занимают последнее место в «нише» неразрешимых задач.

Можно сделать вывод, что структура управления по работе с бездомными людьми, в том числе с бездомными женщинами далека от совершенства и требует экстренных мер по ее совершенствованию с применением инновационных технологий и принятием законодательных актов на уровне федерации и субъекта РФ. За последние 2008-2009 годы, наметилась тенденция снижения эффективности всей социальной работы по причине недостаточного организационного, материально-технического, финансового, кадрового и иного обеспечения. Непродуманное реформирование социальной защиты населения по нашему мнению ударило не только по нуждающимся клиентам социальной защиты населения, но и в большей степени по престижу профессии «социальная работа».

3.2 Анализ социально-демографической ситуации и проблемы бездомности среди женщин в г. Благовещенске

Оценка социально-демографической ситуации в г. Благовещенске показывает, что есть определенные сдвиги в решении данной проблемы. С 2006 года рождаемость превышает смертность. Естественный прирост населения за последние три года составляет плюс 3%. Так в 2007 году родилось 2867 детей, число умерших составило 2362 ребенка, в 2008 году число родившихся в г. Благовещенске составило 3024 человек, число умерших2327 человек. Снижение показатели детской и материнской смертности в г. Благовещенске. Продолжительность жизни в % в 2007 году составил 60,9 %, мужчин 54,1%, женщин 68,9 %. Признаны безработным по г. Благовещенску в 2007 году 4516 человек, в 2008 году - 6800 человек.

Создание многофункциональной системы поддержки по месту жительству позволяет определить количественную и качественную характеристику населения. Открытие в границах территориально-общественного самоуправления в отдаленных микрорайонах города 14 социально-консультативных пунктов (агентств), 9 офисов врачей общей практики, 9 подростковых клубов, дворовых площадок и др., во-первых, удовлетворяет потребности населения в услугах, во-вторых, приближает аппарат администрации к жителям и определяет заинтересованность управленцев в увеличении своего вклада в социально-экономическое развитие территорий.

Территориальный принцип построения социальной инфраструктуры города, предоставляющей населению социальные, медицинские, образовательные и иные услуги, не только приближают эти и другие услуги к месту проживания граждан, но и отражает истинную заинтересованность муниципальной власти в улучшении качества жизни местного сообщества.

В городе Благовещенске проживает 212,5 тысяч человек, из них 5500 живут ниже прожиточного минимума. По данным обследования эти семьи являются бедными, в городе проживает 2,6% малоимущих граждан. Вместе с тем снижение социально-экономических показателей, потеря работы, близких, вредные привычки являются постоянными спутниками такого социального явления как бездомность. Бродяжничество и бездомность становится нормой для опустившихся бездомных людей. Благовещенск - областной центр, здесь собираются лица без определенного места жительства со всех населенных пунктов области и за ее пределов. Управлением внутренних дел г. Благовещенска заведено 28 дел за 2007-2008гг. в отношении лиц без определенного места жительства, из них на 8 женщин, 12 дел - глумление над бомжами, включая 6 убийств. По данным УВД ежесуточно городским медицинским вытрезвителем до 6 лиц в нетрезвом состоянии без жилья, работы и средств к существованию. Все чаще над бездомными совершаются преступления подростками. Как мы уже говорили отсутствие ночлежного дома для бездомных в Амурской области усугубляет положение и без того обездоленных людей. Один приемник-распределитель в г. Свободный не решает данной проблемы, и доставка бомжей в приемник затруднена. В зимний период они умирают в подъездах, подвалах, на улицах пьют и являются распространителями многих инфекций и венерических заболеваний, включая туберкулез, сифилис и др. На ни обращается пристальное внимание в период переписи населения. Управление здравоохранения выделяет транспорт и средства на обследование на флюорографической станции. За 2008 год в органы социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обратилось 166 человек, 82 из них поставлены на учет, из них 17 женщин.

В связи с изучением и анализом женской бездомности было проведено социологическое исследование с 17 января по 1 марта 2008 года в Управлении министерства социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району. Исследование проводилось в виде опроса (анкетирования) бездомных клиентов (женщин) [ Приложение В, Г ].

Анализ проведенного анкетирования бездомных женщин, в количестве 40 человек, обратившихся за социальной и иной помощью в отдел адресной социальной помощи Управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, В Государственное учреждение Благовещенский Центр помощи семье и детям «Благо», в Государственное учреждение комплексный Центр социального обслуживания населения «Доброта» показал, что:

1 Из 40 опрошенных - 50% составляют женщины с семейными обязанностями.

2 22 женщины имеют детей до 14 лет.

3 18 женщин лишены родительских прав. По возрастной градации бездомных женщин можно разделить следующим образом: от 18 до 30 лет - 4 человека; от 30 до 45 лет - 22 человека; от 45 до 60 лет - 10 человек; старше 60 лет - 4 человека [ Приложение В ].

4 30% опрошенных не имели документов удостоверяющих личность.

5 До обращения в органы социальной защиты опрошенные проживали (находились а территории): 2 человека - СНГ; 12 человек - РФ; 26 человек - Амурская область (в том числе 8 человек благовещенцы).

6 Ранее жилплощадь имели 28 человек.

7 Основной причиной своего бедственного положения и появление в г. Благовещенске называют: знакомство с мужчиной и переезд в г. Благовещенск, поиск работы, развод, конфликт и насилие в семье, а также приезд к родственникам и др..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты